Своеобразие деловой культуры Японии
|администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения |
|для чиновников двора. В ней регулировались вопросы этики и управленческой деятельности и |
|использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Для |
|дворянства по китайскому образцу была установлена система рангов, были пересмотрены и |
|придворные церемонии. |
|Семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что |
|это вызвало оппозицию со стороны других семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но |
|Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате |
|которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Был |
|принят китайский календарь и девизы, обозначавшие эры царствования (нэнго). |
|Реформа Тайка и Кодекс Тайхо. Основной смысл реформ Тайка (первой эры нэнго) сводился, |
|согласно указам 645–646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии. Вся |
|земля провозглашалась собственностью государства. Часть ее должна была выделяться |
|дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако б[pic]льшая часть |
|предназначалась для тех, кто ее обрабатывал, с учетом размера крестьянских семей. В свою |
|очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также |
|выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские |
|чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть |
|повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. |
|Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены |
|полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в |
|округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом |
|исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, |
|в том же 7 в., процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде |
|законодательного и административного кодекса, изданного в 701–702, уже в эру Тайхо. |
|Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, |
|привел к созданию в стране системы централизованного управления. Эта система была |
|заимствована из Китая, где правила тогда династия Тан, но имела ряд отличий, обусловленных|
|специфическими поисками, проблемами и идеями. Административный контроль оказался в руках |
|советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их |
|наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор |
|налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными |
|жителями, а сами деревни наделялись автономией. Система Тайхо установила традицию |
|централизованного императорского правления, которая впоследствии никогда существенно не |
|менялась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени |
|отдавали дань на словах, а не на деле. |
|Нара и Хэйан. В 710 была основана постоянная столица в Наре. Ранее столица находилась там,|
|где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако |
|Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней |
|самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили |
|составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен |
|(Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись |
|Нихонги, или Нихон-сёки, написанная по-китайски и первая в серии подобных работ, |
|продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита Манъёсю, первая японская |
|антология, составленная в стихотворной форме во второй половине 8 в. |
|Большую известность как центр культуры приобрела новая столица Хэйан. Решение перенести |
|столицу было принято в 784, вероятно, под влиянияем буддистов. Однако лишь через 10 лет |
|после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, |
|также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанкё), позднее переименованный в |
|Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. |
|Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в|
|Наре. Ведущими вскоре стали две секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, |
|созданная вернувшимся из Китая в 805 монахом Сайтё. Многочисленные обитатели основанного |
|им монастыря Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть |
|видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, была организована Кобо|
|Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от |
|долины Нара. |
|В 8–9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Наре и Хэйане, была |
|сосредоточена б[pic]льшая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в |
|этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а |
|сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного |
|аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, |
|увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и |
|убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. |
|Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их |
|эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из|
|которых признается Гэндзи-моногатари (Повесть о Гэндзи) придворной писательницы Мурасаки |
|Сикибу. |
|Фудзивара. К концу 9 в. члены семьи Фудзивара доминировали в Хэйане как в политическом, |
|так и социальном плане. Наследники государственного деятеля 7 в. Накатоми-но Каматари, они|
|с первых дней существования клана использовали любую возможность, чтобы выдать своих |
|дочерей замуж за представителей императорской династии, так что в эпоху Хэйан (794–1185) |
|большинство императоров являлись их родственниками по материнской линии. Пользуясь |
|положением, Фудзивара вскоре установили контроль над всеми важными государственными |
|учреждениями. В 858 Фудзивара Ёсифуса стал первым регентом. В 880 Мотоцунэ, племянник |
|Ёсифуса, принял титул кампаку, дававший права регента при взрослом императоре. Власть рода|
|Фудзивара достигла своего пика во времена Фудзивара Митинага (правил с 996 по 1017). |
|Богатство и престиж правителя запечатлены в названии наиболее известной хроники того |
|периода Эйга-моногатари (Сказание о великолепии). |
|Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные|
|богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. |
|Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзё (1068–1072)|
|был первым из правителей, который попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись|
|в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, |
|которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с |
|императорами. Таким образом возник прецедент, который т.н. императоры в отставке могли |
|использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных |
|феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара. |
|Дальнейшее развитие. Миновав середину эпохи Хэйан, Япония начала отходить от китайской |
|модели. В языке изобретение фонетической слоговой азбуки кана открыло путь к более |
|популярным формам прозы, написанной по-японски (пример – Повесть о Гэндзи), и, хотя |
|китайский оставался языком официальных документов, после 12 в. даже исторические хроники |
|иногда записывались по-японски. В искусстве и архитектуре возникли оригинальные |
|национальные формы; особенно это касается живописи в жанре ямато-э, наиболее известными |
|примерами которой служат картины в свитках. |
|Перемены произошли и в буддизме. Использование простой письменности кана и больший упор на|
|молитву (нэмбуцу), чем на священные писания и ритуал, позволили служителям культа |
|существенно расширить аудиторию. Секта Чистая Земля (Дзёдо), основанная Хонэном |
|(1133–1212), и секта Истинно Чистой Земли (Синсю), созданная его учеником Синраном |
|(1173–1262), в короткие сроки завоевали большое число сторонников. Другая новая секта, |
|названная по имени ее основателя Нитирэна (1222–1282), хотя и менее популярная, носила |
|воинствующе японский характер. К концу эпохи Хэйан уже существовал Ребу (двойной) синто, в|
|котором синтоистские божества рассматривались как местные проявления Будды. Синтоистские |
|храмы все больше переходили под управление буддийских монахов. |
|Наиболее разительные перемены произошли в политической сфере. Уже семья Фудзивара |
|несколько отдалилась от китайских образцов, используя свой личный авторитет и зависящие от|
|нее учреждения с целью обойти систему групп и советов, существовавшую при Тайхо. С |
|падением Фудзивара этот процесс получил продолжение, способствуя формированию строя, |
|близкого западноевропейскому феодализму. |
|Растущее богатство буддийских общин, параллельно с постоянным увеличением обрабатываемого |
|клина, привело к тому, что к 12 в. пашня преимущественно была включена в состав свободных |
|от налогообложения огромных частных угодий, называвшихся сёэн; к ним семьи на местах часто|
|причисляли и свои собственные наделы. |
|Подобное развитие событий ослабило не столько Фудзивара, сколько государственную |
|финансовую систему, поскольку дворяне и буддийские общины, как правило, патронировал сёэн,|
|получая с них доход в обмен на обеспечение их интересов. Перемены сопровождались упадком |
|законности и порядка, что подрывало власть Фудзивара. Местная знать прибегла к найму |
|телохранителей, отряды которых к 10 в. превратились в настоящие частные армии. Большинство|
|этих воинов было связано с сёэн; таким образом начал формироваться класс воинов. |
|Тайра и Минамото. Новая организация общества оформилась в процессе развития системы |
|вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были |
|Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые|
|оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально |
|осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая|
|против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, который приобрел большое число |
|сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на |
|это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. |
|Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей, вспыхнувших в 11 в. на |
|периферии. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку |
|отрекшимся императорам. В 1156–1159 Тайра Киёмори, победив в противостоянии по вопросу о |
|престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из |
|государственных учреждений. В 1180, произошло восстание в Канто под предводительством |
|Минамото Ёримото. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской |
|битве при Данноура (1185). |
|Военное правительство Камакура. В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса,|
|формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем |
|Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с |
|того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему |
|размещался императорский двор, при котором Фудзивара и другие представители дворянства |
|имели высокие должности, но город перестал выполнять функцию центра политической власти. |
|Для контроля за выполнением своих решений сёгун назначал собственных вассалов (гокэнин) |
|военными губернаторами (сюго) в провинциях и управляющими (дзито) в большинстве крупных |
|частных поместий. Хотя государственные чиновники, верные двору, продолжали служить бок о |
|бок с новыми военными администраторами, именно последние вскоре заняли привилегированное |
|положение, используя свои возможности не только для укрепления власти бакуфу, но и для |
|собственного обогащения. |
|После смерти Ёримото в 1199 управление страной взял на себя его тесть Ходзё Токимаса, чья |
|семья держала власть в руках за счет регентства вплоть до 14 в. Когда в 1219 ветвь |
|Минамото пала, должность сёгуна перешла к представителю семьи Фудзивара, назначенному |
|родом Ходзё, вопреки попытке отрекшегося императора Го-Тоба (правил в 1183–1198) |
|восстановить свою власть. Го-Тоба преуспел лишь в предоставлении Ходзё возможности |
|продемонстрировать военное превосходство и конфисковать еще больше земель и в итоге в 1221|
|был изгнан. Система дзито была расширена и стала использоваться для поощрения гокэнинов; в|
|Камакура начался период безмятежного правления. С 1252 регенты могли привлекать на |
|должность сёгуна даже принцев из императорского рода. |
|Администрация Ходзё заботилась главным образом о контроле над членами сословия военных, |
|или самураями, и об улаживании конфликтов, связанных с такими проблемами, как права на |
|владение землей, дела о наследстве или вассальный статус. Расходы на управление были |
|невелики, поскольку большинство чиновников получало вознаграждение из доходов, поступавших|
|с сёэн, к которым они были приписаны. Таким образом, общая система налогообложения |
|оказалась ненужной: необходимые средства поступали к сёгуну из собственных поместий. Это |
|позволило сделать режим стабильным и популярным. |
|Ряд факторов способствовал тому, что процесс, приведший самураев к власти, не завершился, |
|и начиная с середины 13 в. стали возникать новые противоречия. Продолжалась борьба за |
|землю, в ходе которой самураи стремились получить дополнительные привилегии, все более |
|усложняя арбитражную функцию бакуфу. Повышение уровня жизни нового правящего класса |
|сопровождалось ростом его расходов, и те самураи, которые не преуспели в приобретении |
|новых земель, оказались в долгах. Наконец, возникли проблемы, связанные с монгольским |
|нашествием. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|