Своеобразие деловой культуры Японии
|правительством, законы, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает |
|нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки |
|министров и других высших должностных лиц, подтверждает полномочия своих послов и |
|принимает иностранных послов, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные |
|звания. По решению парламента император назначает премьер-министра, а по представлению |
|последнего – членов кабинета министров и главного судью Верховного суда. Юридически |
|император безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Однако |
|его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом |
|государства и единства нации». |
|Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. |
|По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего|
|числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, |
|который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума|
|возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть |
|проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и |
|выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой |
|статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии. |
|Законодательная власть. Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют |
|чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения |
|новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются |
|правительством и в случае одобрения представляются парламенту. |
|Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата |
|представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных |
|округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 |
|избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в |
|случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия |
|правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы |
|должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые |
|избираются на шесть лет. |
|Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется |
|комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. |
|Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов |
|кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции |
|могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер. |
|Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей |
|палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников. |
|Исполнительная власть. За формирование и осуществление национальной политики, проведение в|
|жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет |
|министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми |
|практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и |
|специализированные управления (например, управление национальной обороны). В состав |
|кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и |
|глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В |
|министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных |
|конкурсных экзаменов. |
|Политические партии и выборы. Работа парламента в значительной мере зависит от |
|распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате |
|слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и |
|до 1993. Крупный финансовый скандал и последовавший за ним вотум недоверия ускорили |
|проведение выборов, в результате которых ЛДП потеряла контроль над нижней палатой. Семь |
|оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и |
|добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр |
|политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов |
|и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и |
|покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий |
|этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру |
|избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний. |
|В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной |
|системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил |
|уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) |
|депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, |
|которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. |
|В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую |
|роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, |
|переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также |
|уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. |
|Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент |
|направляют одного депутата от 250– 350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах|
|– всего от 130–140 тыс. человек. |
|Местное самоуправление. В административно-территориальном отношении Япония разделена на 47|
|префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис |
|Токио и две городские агломерации, Осака и Киото. |
|В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на |
|уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих |
|административно-территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в |
|органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают |
|префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит |
|созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по |
|отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно |
|смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные|
|лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов |
|управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат |
|специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются |
|собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью |
|органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль |
|центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие |
|министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, |
|поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на |
|местах. |
|Судебная система. Конституцией предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд |
|страны состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета |
|министров, и 14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает |
|референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с |
|выборами в парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются |
|восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в остальных |
|префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает прерогативой определять |
|конституционность административных действий и вводимых в силу законодательных актов. |
|Вооруженные силы. Несмотря на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950|
|американские оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального |
|полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в 1952 и в |
|«силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер. В 1996 сухопутные |
|войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских силах, включавших 63 боевых |
|корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС|
|насчитывали 44 тыс. личного состава и 300 боевых самолетов. Японский военный потенциал |
|по-прежнему остается чисто оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни |
|стратегическими бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о |
|взаимном сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в |
|случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные базы. |
|В качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во Второй |
|мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские |
|настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент принял закон, |
|разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в международных миротворческих |
|акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в сентябре 1992 были размещены за рубежом, |
|участвуя в операции ООН в Камбодже. |
|Внешняя политика. Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми |
|государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане. |
|Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. |
|Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды |
|(Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы|
|считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в |
|Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались |
|предметом спора и в отношениях Японии с Россией. |
|Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный |
|Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная |
|сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея |
|и Корейской Народно-Демократической Республикой. |
|Япония – член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка |
|развития и участник Плана Коломбо. |
|ЭКОНОМИКА |
|Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по |
|доходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. Даже в начале 19 в. при|
|феодальной (сёгунской) системе эпохи Токугава в Японии существовало достаточно передовое |
|хозяйство. После 1868, когда произошла «революция Мэйдзи», модернизация экономики была |
|объявлена целью государства. Тем не менее единственной современной отраслью, получившей |
|существенное развитие к началу 20 в., была текстильная промышленность. В первые 40 лет |
|после открытия японских портов для американских кораблей (1854) быстро увеличивался вывоз |
|за границу таких товаров, как шелк-сырец и чай. В 1905, после победы в русско-японской |
|войне, началось развитие тяжелой промышленности. В 1939, к началу Второй мировой войны, |
|японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, |
|машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и др. выдвинулись на |
|передний план в экономике самой Японии. Формирование этих отраслей параллельно с |
|существованием сильных традиционных производств обусловило существоание в Японии двойной |
|экономической структуры, т.н. «нидзю кодзо». |
|Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического |
|потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в |
|хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к |
|науке и технике, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также |
|благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время |
|войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста |
|были чрезвычайно высокими: в среднем ок. 10% в год в 1955–1973. До конца 1973 случались |
|отдельные кратковременные спады – до 4–6%. В последующие годы, вследствие резкого скачка |
|цен на импортную нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3%.|
|В 1977–1987 они составляли 4,2%. |
|Японские бизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывали |
|средства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности и создание новых.|
|Были введены в действие крупномасштабные программы подготовки молодых менеджеров и |
|рабочих. Страна закупала лицензии на использование иностранных технологий и импортировала |
|большое количество сырья. |
|Национальный доход. В 1995 ВВП оценивался в 483 трлн. иен, или 4 трлн. долл. По размеру |
|ВВП Япония заняла второе место в мире, уступая лишь США. Хотя в послевоенные годы |
|экономический рост охватил все отрасли, в первую очередь этот процесс проявился в |
|промышленности и сфере услуг. В итоге кардинальным образом изменилась структура |
|национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 |
|было создано 23% национального дохода, то в 1965 – 11%, а в 1995 лишь 2,1%. С другой |
|стороны, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 |
|давали 29% национального дохода, в 1995 составляли ок. 40,7%. Доля сферы услуг, включающей|
|транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48% в 1955 и 58% |
|в 1995. |
|Трудовые ресурсы. В 1996 трудовые ресурсы оценивались 67,11 млн. человек, из которых 32,7%|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|