скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Своеобразие деловой культуры Японии скачать рефераты

|правительством, законы, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает |

|нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки |

|министров и других высших должностных лиц, подтверждает полномочия своих послов и |

|принимает иностранных послов, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные |

|звания. По решению парламента император назначает премьер-министра, а по представлению |

|последнего – членов кабинета министров и главного судью Верховного суда. Юридически |

|император безвластен и лишен права голоса в вопросах государственного управления. Однако |

|его особа остается важной фигурой, поскольку служит, как сказано в конституции, «символом |

|государства и единства нации». |

|Конституция была принята парламентом страны и вступила в силу 3 мая 1947. |

|По закону поправки к конституции должны быть инициированы парламентом и приняты 2/3 общего|

|числа каждой из двух палат парламента, после чего проводится всенародный референдум, |

|который должен засвидетельствовать их поддержку большинством населения. Вместо референдума|

|возможно вторичное рассмотрение поправок новым составом парламента, для чего могут быть |

|проведены специальные выборы. До настоящего времени поправки не вносились, хотя и |

|выражалось недовольство в отношении ряда положений конституции, в частности – девятой |

|статьи, констатирующей отказ от ведения войны и содержания армии. |

|Законодательная власть. Законодательную инициативу в Японии во многих случаях проявляют |

|чиновники. Когда назревает необходимость пересмотра существующих законов или введения |

|новых, они готовят соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются |

|правительством и в случае одобрения представляются парламенту. |

|Парламент состоит из палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя). Палата |

|представителей насчитывает 500 депутатов, 300 из которых избираются в одномандатных |

|округах и 200 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 |

|избирательных округах. Срок их полномочий – четыре года, но он может быть сокращен в |

|случае роспуска палаты представителей, например, если в результате вотума недоверия |

|правительство сочтет необходимым объявить новые парламентские выборы. После этого выборы |

|должны быть проведены в течение 40 дней. Палата советников насчитывает 252 члена, которые |

|избираются на шесть лет. |

|Значительная часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется |

|комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических партий. |

|Председательствуют в комитетах представители партии, имеющей большинство в палате. Членов |

|кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции |

|могут задавать острые вопросы; ход заседаний носит весьма оживленный характер. |

|Когда законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей |

|палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников. |

|Исполнительная власть. За формирование и осуществление национальной политики, проведение в|

|жизнь конституции и законов, внешнюю политику отвечают премьер-министр и кабинет |

|министров, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета, которыми |

|практически всегда являются политики, избранные в парламент, возглавляют министерства и |

|специализированные управления (например, управление национальной обороны). В состав |

|кабинета министров входят также министр кабинета (управляющий делами правительства) и |

|глава законодательного бюро (органа, через который проходят все законопроекты). В |

|министерствах и управлениях работают чиновники, назначаемые по результатам специальных |

|конкурсных экзаменов. |

|Политические партии и выборы. Работа парламента в значительной мере зависит от |

|распределения влияния между партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате |

|слияния Либеральной и Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и |

|до 1993. Крупный финансовый скандал и последовавший за ним вотум недоверия ускорили |

|проведение выборов, в результате которых ЛДП потеряла контроль над нижней палатой. Семь |

|оппозиционных партий объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и |

|добились права сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр |

|политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических социалистов |

|и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее состоявших в ЛДП и |

|покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию обновления Японии. Следующий |

|этап в японской политике начался, когда новое поколение лидеров призвало к пересмотру |

|избирательной системы и практики финансирования избирательных кампаний. |

|В некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности электоральной |

|системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в нижнюю палату носил |

|уникальный характер: избирательные округа направляли от 2 до 6 (большинство от 3 до 5) |

|депутатов. Таким образом, крупным партиям приходилось выдвигать несколько кандидатов, |

|которые на выборах должны были соперничать с членами не только других, но и своих партий. |

|В результате принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую |

|роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции, |

|переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а также |

|уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении государственной линии. |

|Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП. В городских районах в парламент |

|направляют одного депутата от 250– 350 тыс. избирателей, в то время как в сельских районах|

|– всего от 130–140 тыс. человек. |

|Местное самоуправление. В административно-территориальном отношении Япония разделена на 47|

|префектур. В качестве отдельных префектур выделяются о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис |

|Токио и две городские агломерации, Осака и Киото. |

|В Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления на |

|уровне префектур, городов, поселков и деревень. Во всех этих |

|административно-территориальных единицах раз в четыре года проводятся выборы депутатов в |

|органы самоуправления – собрания соответствующего уровня. На такой же срок избирают |

|префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных лиц входит |

|созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по |

|отношению к решениям собраний, досрочного роспуска собраний. Префекты могут быть досрочно |

|смещены премьер-министром, а мэр города и староста деревни – префектом. Высшие должностные|

|лица общей компетенции имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов |

|управления на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат |

|специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются |

|собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За деятельностью |

|органов местного самоуправления и управления осуществляется жесткий прямой контроль |

|центральных ведомств. Деятельность полиции, школ, больниц контролируют соответствующие |

|министерства. Финансовая система страны также способствует усилению централизации, |

|поскольку 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и лишь 30% остается на |

|местах. |

|Судебная система. Конституцией предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд |

|страны состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета |

|министров, и 14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает |

|референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с |

|выборами в парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются |

|восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в остальных |

|префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает прерогативой определять |

|конституционность административных действий и вводимых в силу законодательных актов. |

|Вооруженные силы. Несмотря на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950|

|американские оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального |

|полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в 1952 и в |

|«силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер. В 1996 сухопутные |

|войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских силах, включавших 63 боевых |

|корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС|

|насчитывали 44 тыс. личного состава и 300 боевых самолетов. Японский военный потенциал |

|по-прежнему остается чисто оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни |

|стратегическими бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о |

|взаимном сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в |

|случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные базы. |

|В качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во Второй |

|мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские |

|настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент принял закон, |

|разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в международных миротворческих |

|акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в сентябре 1992 были размещены за рубежом, |

|участвуя в операции ООН в Камбодже. |

|Внешняя политика. Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми |

|государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане. |

|Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. |

|Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды |

|(Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы|

|считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в |

|Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались |

|предметом спора и в отношениях Японии с Россией. |

|Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный |

|Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная |

|сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея |

|и Корейской Народно-Демократической Республикой. |

|Япония – член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка |

|развития и участник Плана Коломбо. |

|ЭКОНОМИКА |

|Япония опережает другие азиатские государства по уровню развития промышленности, а по |

|доходам на душу населения опередила многие страны Западной Европы. Даже в начале 19 в. при|

|феодальной (сёгунской) системе эпохи Токугава в Японии существовало достаточно передовое |

|хозяйство. После 1868, когда произошла «революция Мэйдзи», модернизация экономики была |

|объявлена целью государства. Тем не менее единственной современной отраслью, получившей |

|существенное развитие к началу 20 в., была текстильная промышленность. В первые 40 лет |

|после открытия японских портов для американских кораблей (1854) быстро увеличивался вывоз |

|за границу таких товаров, как шелк-сырец и чай. В 1905, после победы в русско-японской |

|войне, началось развитие тяжелой промышленности. В 1939, к началу Второй мировой войны, |

|японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, |

|машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и др. выдвинулись на |

|передний план в экономике самой Японии. Формирование этих отраслей параллельно с |

|существованием сильных традиционных производств обусловило существоание в Японии двойной |

|экономической структуры, т.н. «нидзю кодзо». |

|Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического |

|потенциала. Основы для последующего энергичного подъема и структурных преобразований в |

|хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики по отношению к |

|науке и технике, организации подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, а также |

|благодаря использованию опыта промышленного строительства, накопленного до и во время |

|войны. В послевоенные десятилетия, по крайней мере до 1973, темпы экономического роста |

|были чрезвычайно высокими: в среднем ок. 10% в год в 1955–1973. До конца 1973 случались |

|отдельные кратковременные спады – до 4–6%. В последующие годы, вследствие резкого скачка |

|цен на импортную нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3%.|

|В 1977–1987 они составляли 4,2%. |

|Японские бизнесмены, ориентируясь на быстрое стабильное развитие, уверенно вкладывали |

|средства в расширение и совершенствование старых отраслей промышленности и создание новых.|

|Были введены в действие крупномасштабные программы подготовки молодых менеджеров и |

|рабочих. Страна закупала лицензии на использование иностранных технологий и импортировала |

|большое количество сырья. |

|Национальный доход. В 1995 ВВП оценивался в 483 трлн. иен, или 4 трлн. долл. По размеру |

|ВВП Япония заняла второе место в мире, уступая лишь США. Хотя в послевоенные годы |

|экономический рост охватил все отрасли, в первую очередь этот процесс проявился в |

|промышленности и сфере услуг. В итоге кардинальным образом изменилась структура |

|национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 |

|было создано 23% национального дохода, то в 1965 – 11%, а в 1995 лишь 2,1%. С другой |

|стороны, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 |

|давали 29% национального дохода, в 1995 составляли ок. 40,7%. Доля сферы услуг, включающей|

|транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48% в 1955 и 58% |

|в 1995. |

|Трудовые ресурсы. В 1996 трудовые ресурсы оценивались 67,11 млн. человек, из которых 32,7%|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9