скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность, проблемы и отношение к смерти в различных религиях скачать рефераты

судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше

у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность

влиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает у многих

состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают

легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний,

которые наука называет "измененные состояния сознания". В основном они

являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных

религиях и цивилизациях. Тут возможны "прорыв" в иные измерения

пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и

просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его

достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно,

эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки

той или иной цивилизации.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.

А.Отношение людей к смерти.Почему люди боятся смерти?

Большинству современных людей свойственно сторониться всего, что

связанно со смертью. Сегодня большинство рождается и умирает уже не под

крышей родного дома, а в клиниках и больницах. Передоверив себя Минздраву,

человек получил иллюзорное освобождение от проблем, великое таинство смерти

стало в основном тягостной обязанностью, о собственной кончине не принято

рассуждать. Мы оберегаем подрастающее поколение от раздумий о смерти,

утратили мужество говорить о ней в зрелом возрасте, втихомолку провожаем в

последний путь своих родных и близких.

Когда-то по улицам городов следовали похоронные процессии, богато

украшенный катафалк сопровождала торжественная музыка духовных оркестров, а

сейчас даже траурные ленты и те исчезли с бортов автобусов-катафалков,

вливающихся ежедневно в нескончаемый поток машин. Впрочем, людям всегда

было свойственно избегать разговоров о смерти, и даже само слово "умереть"

в повседневной речи старались заменять каким-либо другим ,более смягченными

выражениями: "отправится в лучший мир", "приказать долго жить", "протянуть

ноги". Аналогичные языковые табуна слово "умереть" имелись и в других

языках: в английском - "to go" ("уйти), "to take the ferry" ("сесть на

паром"), "to hop off the twig" ("спрыгнуть с ветки"); в немецком - "die

Augen schliessen" ("закрыть глаза"), "heimgehen" ("уйти домой"); в

итальянском - "ritornerare" ("вернуться к нулю"); в испанском - "irse al

otro portrero" ("отправиться на другое пастбище"); во французском - "casser

sa pipe" ("сломать свою трубку"), "il dit bonsoir a'la compagnie" ("он

попрощался с компанией"). Также старались не произносить и слово

"кладбище". Вместо этого в русском языке употребляли понятие "место

успокоения", в английском - "God's acre" ("Божье поле"), в немецком - "der

heilige Ort" ("святое место"), в испанском - "chacarita" ("маленькая

ферма"), во французском - "boulevard des allopges" ("удлиненный бульвар").

Замечательный русский писатель-сатирик Михаил Михайлович Зощенко (1895-

1958) писал в своей философской книге "Перед восходом солнца": "Отношение к

смерти - это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается

человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в

литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение

ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум челове-ческий слаб,

пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже

поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти

застали врасплох..."

"Люди страшатся смерти, как малые дети потемок, - говорил английский

философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), - и как у детей этот врожденный страх

усиливается сказками, так же точно и страх смерти".

Современные исследователи человеческой палеопсихики согласны в том, что

самые первые проблески мысли у питекантропов и неандертальцев могли быть

вызваны животным инстинктом самосохранения, стремлением продлить свое

существование, преодолеть неотвратимость смерти. "Убегая от смерти, - писал

советский знаток античной мифологии Яков Голосовкер, - не понимая ее, и чем

дальше, тем все сосредоточенней, мучительней и трагичней мысля о ней и тем

самым все более не понимая ее (ибо никакая наука не поняла смерти и не

примерила с нею мысль), человек, борясь за существование, за свою жизнь, за

свою мысль, устремлялся к вечной жизни, к бессмертию. Иначе он не мог,

иначе мысль не могла. Он жизнь не выдержал бы без мысли о речной жизни..."

В шумеро-вавилонском эпосе о Гильгамеше (начало 3-го тысячелетия до н.

э.) мы впервые встречаемся с документальным свидетельством страха смерти.

Герой эпоса Гильгамеш так оплакивает смерть своего друга Энкиду: "Я

проливал слезы подле его трупа, надеясь, что Энкиду встанет. Но на седьмой

день в его нос проникли черви, и я понял, что он уже не вернется, и

похоронил его. С тех пор я не знаю покоя. Тело моего друга рассыпалось в

прах и смешалось с землей. Я знаю, что и мне суждена такая же участь. Мое

тело также превратится в прах и глину. Я страшусь смерти..."

Многие боятся цифры 13, хотя и не могут объяснить, чем их страшит это

число. Цифры у ряда народов обозначались буквами, и, оказывается, у древних

евреев число 13 и слово "смерть" писались одним знаком. Вот насколько силен

был страх смерти, что, даже не ведая уже значения числа 13, мы все равно

стараемся избегать его.

В Японии избегают цифры 4 по той же причине: при чтении иероглиф 4 -

"си" - звучит как другой иероглиф, означающий "смерть". В японских

больницах вы не встретите палаты с номером 4, а если здание многоэтажное,

то и в указателе этажей лифта вы не найдете 4-го этажа.

Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха

остается загадкой для психологов. Одни видят суть тревоги в беспомощности,

другие описывают внутренний разлад, возникающий при угрозе безопасности,

третьи отмечают дезинтеграцию личности при столкновении с противоречием.

Так когда же человек боится? Прежде всего пугает неизвестность. Между нашим

состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует

разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. Человек боится того,

что его ожидает. Поэтому у некоторых людей возникает тяга к "уверенности в

завтрашнем дне". Иногда все общество начинает тосковать по определенности и

тогда начинаются разговоры о необходимости "сильной руки", что приводит к

диктатуре под тем или иным обличием. Возможен и другой вид страха. Это так

называемая тревога отделения: ребенок боится оторваться от матери, любящий

боится потерять объект своего чувства, каждый боится быть выброшенным из

мира, где все привычно и знакомо.

Противоположностью боязливости является решительность. Если мы решаемся

мыслить последовательно и смело, мы приходим к выводу о том, что обречены

на незнание того, что с нами произойдет. Что нас ждет впереди? Сбудутся ли

наши желания? Произойдут ли перемены? Какими они будут? И как вообще

сложится наша жизнь? На эти вопросы у нас нет ответов. Что нам известно о

будущем? Оказывается, с полной определенностью мы можем знать только одно —

все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через несколько десятков лет, но это

обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего

восприятия мира. Страх рождается от неизвестности. Нам ничего неизвестно о

нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования.

И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги,

настолько сильное, что мы не можем его вынести. Мы предпочитаем неведение.

Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить,

творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Как

общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в

землю? Действительно, наука, культура, идеология не дадут нам ответов.

Человек остается со смертью один на один. Ничто не спасает его, даже

"глубокомысленные" рассуждения, типа "когда ты есть — смерти нет, когда

смерть наступила — тебя уже нет". Не помогает, потому что в самой

сердцевине человеческого существа саднящая рана — я умру. Одна современная

духовная писательница заметила: "Смерть бьет человеческое существо в самую

сокровенную его сердцевину так унизительно, так ужасающе радикально, что

его спонтанной реакцией может быть только бегство (в мучение или

презрение), которое “спускает с цепи” всякое зло. Смерть ужасна. Она —-

злейший враг. Несмотря на все научные объяснения, смерть остается

непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со

всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается

незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти.

Смерть в газетах и по телевизору стала привычной. Подтверждается старая

поговорка — “Смерть одного — трагедия, смерть ста тысяч — статистика”.

Может быть, так происходит потому, что к нашей способности сопереживать

предъявляются слишком высокие требования".

Некоторые люди пытаются обмануть смерть. Одну старушку преследовал

навязчивый страх, что она умрет во сне. Последние четыре года жизни она

провела сидя на стуле и так умерла в свои 89 лет. Людовик XIV, король

Франции, в последние годы жизни запретил придворным упоминать о смерти в

его присутствии. Из-за того, что он жил слишком близко к кладбищу, он

построил новый роскошный дворец в Версале. Туристы теперь любуются его

великолепием, но смерть к королю все-таки пришла.

Осмысливая феномен тревоги, выдающийся мыслитель С. Кьеркегор приходил

к выводу, что тревога начинается с момента ощущения себя человеческой

личностью — "у зверей и ангелов тревоги нет". У животных существуют

инстинктивные страхи. У человека аналогичную функцию выполняет своеобразное

сужение сферы сознания. Большинство людей осознает только то, с чем они

сталкиваются в своей "малой" жизни. Один школьный учитель сказал: "Ребята,

если вы задумаетесь о бесконечности или вечности — вам гарантировано

сумасшествие". Но вечные вопросы бытия все равно остаются. Человек может

решить, чтобы быть нормальным, не думать о проблемах жизни и смерти. Что

же, неужели нормальность — это отрицание реальности? Итак, знанием своей

смертности человек отличается от животного. Это знание — тяжелая, подчас

невыносимая ноша. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет,

но в то же время... не знает этого. Вернее, хочет не знать. Он убегает от

знания. Цивилизация помогает ему в этом. Общество вырабатывает нормы

приличия. Разговоры о смерти неприличны. Существует стремление скрыть

смерть от детей. Прослеживается тенденция изолировать смерть в стенах

больниц и моргов, расположить места упокоения усопших подальше от городов.

Помимо санитарных, играют роль соображения дистанциировать живущих от их

умерших близких, чтобы ничто не напоминало о них. В некоторых кантонах

Швейцарии похоронным автобусам запрещено появляться на улицах в дневные

часы, чтобы мысли о смерти не смущали граждан.

Есть и другая крайность — десакрализация смерти. Особенно ярко это

видно на примере так называемого "черного юмора", сюда же относятся

эвфемизмы типа перекинулся, дал дуба. Но и здесь за натужными остротами

проступает леденящий страх. Тогда применяется другой образ защиты.

Выработан набор приличествующих случаю фраз — "Бог дал, Бог взял" или "Все

там будем". Ритуал соболезнования достаточно формален и сводится к

произнесению банальностей, за которыми не стоит внутренней солидаризации.

Нередки случаи, когда поминальная трапеза, начавшись положенными словами,

завершается как праздничное застолье, сопровождаемое... пением под

предлогом того, что покойник-де не хотел бы, чтобы мы грустили.

Единственное место, где естественно и спокойно говорят о смерти — это храм.

Для многих путь в Церковь начинается с размышления о смерти. Для других

значение религии ограничивается "отпеванием и поминанием" мертвых.

Действительно, самые простые формы религиозности представляют собой культы,

связанные с похоронами и почитанием предков. Среди примет нашего времени —

подчеркнутая религиозность в среде уголовников. Их похороны обставлены с

необыкновенной торжественностью и большими жертвами "на помин души".

Священники иногда объясняют "набожность" бандитов тем, что они постоянно

балансируют между жизнью и смертью. Однако это — не подлинное осознание

своей смертности, а легкомысленная, грешная игра с собственной жизнью. Еще

один новый обычай — непременное посещение кладбищ в Пасхальные дни.

Некоторые священники видят в этом регресс христианского сознания в

современном обществе.

Итак, мир бежит от смерти. В этом беге молодежь впереди. Неслучайно

молодые недолюбливают пожилых. Родителям даются презрительные клички:

предки, черепа. Кому охота общаться со стариками? Иногда проговариваются:

Хорошо бы их всех изолировать. Откуда такая неприязнь? Уж не от страха ли

стать похожими на них, не потому ли, что они напоминают о неминуемом? Мы

свидетели небывалого в истории ускорения времени. Без преувеличения, каждый

день ставятся рекорды достижения новых скоростей в передвижении, в

производстве, в технологическом прогрессе. ЭВМ, занимавшие несколько

десятилетий назад большие залы, модифицированы в микропроцессоры, новые

поколения которых все быстрее сменяют друг друга. Техника становится все

более точной, удобной и быстрой. Но в погоне за комфортом и качеством

внешней жизни мы что-то теряем, и нам, самодовольным и упоенным

всемогуществом, придется за это расплачиваться.

Тургеневский Базаров говаривал: «Природа не храм, а мастерская». И

реальный Иван Мичурин не ждал милостей от природы. А мы, их потомки и

продолжатели, стоим перед экологической катастрофой. Надо отдать себе отчет

— отношение к миру стало функциональным, иными словами, нажми на кнопку —

получишь результат, как поет группа "Технология". Благоговейное созерцание

бытия сменилось принципом "справиться с проблемой"; и уже нет грехов — есть

проблемы, нет покаяния — есть решение проблем. Даже смерть порой становится

не трагедией, не таинством, а проблемой.

Искусство становится технологичным. Живописцев все больше теснят

дизайнеры и оформители. Появилась престижная профессия с механическим

названием "модель". В современной музыке одной из важнейших характеристик

становится число ударов в минуту — чем быстрее ритм, тем выше ценятся

определенные музыкальные произведения, под которые "так здорово балдеть".

В последнее десятилетие одним из наиболее употребительных видов

наркотических средств стали так называемые "ускорители", к числу которых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6