скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Становление культуры России скачать рефераты

судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он

создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его

трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к

европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века

появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм,

прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о

человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,

освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй

половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской

культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической

литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем

идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на

Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд

произведения, которые призывали к единению русских земель для освобождения

врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная

Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами.

В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в

которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке

(«Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается

летописание Москвы. Каждая летопись— это своеобразная историческая

энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года,

летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства.

В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала

царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная

книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей.

Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского

централизованного государства. Написание последних летописей относится к

XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский

престол.

В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в

записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену

«уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической

точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI

века — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди

народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории

того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 гиду сербом

Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка

Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века —

появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год,

когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван

Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но

рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились

крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие

математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике,

геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для

бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения

были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки

озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с

многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к

рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие

торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами

привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных

слов—азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено

каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во

многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух

основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской

земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви.

Лучшие памятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине.

Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного

зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных

художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением

Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять

художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие

русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные

стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских

архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными

произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений

Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-

километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве

возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений

Москвы пересекались радиальными улицами —дорогами, начинавшимися от Кремля.

Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название

радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости

- Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на

окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание

ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский,

Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади

Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из

выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство

шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри

столбов, и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее

известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия

Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV

века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан

Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист,

свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его

образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв.

Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в

Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством

гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-

XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства,

воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская

глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание

чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и

законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас

фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в

Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К

произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись

Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле.

Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он

достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность

в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, и

зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен

процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в

формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в

сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте

интереса к обобщению практического опыта; в живописи— в разрушении

иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение

городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных

связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в

XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков

— 65%, купцов — 96 %, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются

государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие

предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное

заведение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего

духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья

Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились

представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные

учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в области механики

(в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в

медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются

основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы,

Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и

авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических

сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают.

Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические

характеристики правителей России, создаются более широкие картины

исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской

истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли.

Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в стране, и

публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали

в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко

противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский

характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве —

исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный

средневековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую

повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII

века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и

интересов русских читателей свидетельствует переводная литература с

занимательным сюжетом —рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая

повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные

постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли

иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на

немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан.

В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских

городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр

скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали

скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с

сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы,

художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в

Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась

непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Здесь

трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность

самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас

нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи: объемность,

элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали

работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За

несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных

парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период

монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм

композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре

обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения,

терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое

декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного

строительства, становится более праздничной, живописной. В русской

архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить

черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной

Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно

сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность

построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.

Таким образом, период XIV-XVII веков — это время складывания велико

русского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения

русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти

века окончательно формируется «слободской» тип русского города и

маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все

это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.

Список литературы.

1. "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

2. "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва,

1998 г.,

3. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4