Становление культуры России
судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он
создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его
трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к
европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века
появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм,
прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о
человеческом благе.
В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,
освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй
половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской
культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической
литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем
идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на
Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд
произведения, которые призывали к единению русских земель для освобождения
врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная
Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами.
В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в
которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке
(«Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается
летописание Москвы. Каждая летопись— это своеобразная историческая
энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года,
летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства.
В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала
царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная
книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей.
Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского
централизованного государства. Написание последних летописей относится к
XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский
престол.
В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в
записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену
«уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической
точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI
века — скоропись, близкая к современному письму.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди
народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории
того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 гиду сербом
Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка
Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века —
появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год,
когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван
Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но
рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.
Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились
крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие
математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике,
геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для
бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения
были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки
озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с
многочисленными мостами соединяла острова.
Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к
рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие
торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами
привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных
слов—азбуковников.
После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено
каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во
многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух
основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской
земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви.
Лучшие памятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине.
Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного
зодчества. С XV века начинается процесс слияния местных архитектурных
художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением
Москвы в политическую, религиозную столицу связано стремление поднять
художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие
русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные
стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских
архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными
произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений
Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-
километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве
возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений
Москвы пересекались радиальными улицами —дорогами, начинавшимися от Кремля.
Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название
радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости
- Новодевичий, Данилов, Андронников. Каменные крепости были возведены и на
окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание
ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский,
Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади
Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из
выдающихся проявлений новой национальной архитектуры стало строительство
шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри
столбов, и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее
известным памятником этого стиля является Покровский собор (Василия
Блаженного) 1555-1560 гг.
Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV
века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан
Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист,
свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его
образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв.
Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в
Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством
гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-
XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства,
воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская
глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание
чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и
законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас
фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в
Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К
произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись
Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле.
Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он
достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность
в отделке каждой детали иконы, фрески.
В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, и
зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен
процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в
формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в
сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте
интереса к обобщению практического опыта; в живописи— в разрушении
иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение
городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных
связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в
XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков
— 65%, купцов — 96 %, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются
государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие
предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное
заведение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего
духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья
Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились
представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные
учебники, самоучители, печатались книги по математике.
В практике XVII века широко использовались знания в области механики
(в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в
медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются
основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы,
Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и
авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических
сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают.
Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические
характеристики правителей России, создаются более широкие картины
исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской
истории.
Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли.
Господствующий класс осознает необходимость сильной власти в стране, и
публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали
в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко
противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский
характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве —
исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный
средневековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую
повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII
века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и
интересов русских читателей свидетельствует переводная литература с
занимательным сюжетом —рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая
повесть.
Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные
постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли
иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на
немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан.
В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских
городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр
скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследовали
скоморошество.
Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с
сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы,
художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в
Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась
непререкаемым авторитетом в области художественного творчества. Здесь
трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность
самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас
нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живописи: объемность,
элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали
работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За
несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных
парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период
монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм
композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной культуре
обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские сооружения,
терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое
декоративное убранство.
Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного
строительства, становится более праздничной, живописной. В русской
архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить
черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной
Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно
сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность
построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.
Таким образом, период XIV-XVII веков — это время складывания велико
русского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения
русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти
века окончательно формируется «слободской» тип русского города и
маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все
это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие культуры России.
Список литературы.
1. "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";
2. "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва,
1998 г.,
3. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|