скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Средоточие русского образования скачать рефераты

Средоточие русского образования

«СРЕДОТОЧИЕ РУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Московский университет по праву считается старейшим российским

университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве

стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста,

первого русского академика Михаила Паснльевгпа Ломоносова (1711-1765). В

1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея. университету было

присвоено имя М.В.Ломоносова.

А.С.Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки ХУШ столетия:

"Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною сплою понятия,

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею

страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...". В

деятельности М.В.Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность

российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания,

успехи страны, сумевшей после преобразований Петра 1 значительно сократить

отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В.Ломоносов

придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Негром 1, были

учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. По

академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому

М-В.Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве.

его предложения, сформулированные в письме к И.И.Шувалову, легли в основу

проекта Московского университета. И.И.Шувалов, фаворит императрицы

Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры,

помогал многим начинаниям М.В.Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И.Шуваловым проектом нового

учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (23 по новому стилю)

января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю)

указ об основании Московского университета. Церемония торжественного

открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины

коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни

традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним

приурочены ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения" и дни

научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В.Ломоносова в Московском университете были

образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое

обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали

фундаментальную подготовку но естественным и гуманитарным наукам.

Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом,

медицинском или на том же философском факультете. В отличие от

университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что

объясняется наличием в России специальной системы образования для

подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не

только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и

профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди

учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в

преамбуле указа об учреждение университета в Москве отмечалось, что он

создан "для генерального обучения разночинцев". В университет могли

поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных

крестьян. М.В.Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов,

где было покончено с принципом сословности: "В университете тот студент

почтеннее, кто больше научился: а чей он сын, в том нет нужды". За вторую

половину ХУШ

века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были

из дворян. Разночпнпы составляли в XVUI веке и большинство учащихся.

Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в

зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

I государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности

университета. тем более ^о первоначально со студентов не взималась плата за

обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов.

Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники

дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную

материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова

и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы,

коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей

а1та rarer выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали

средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали

университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие

коллекции И,М. Снегирева, П. Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М.

Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К.Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и

популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и

диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при

Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная

лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же

университет начал издавать дважды в неделю первую в стране

неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 года

-первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение". Десять лет, с

1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии,

выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла

университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции

единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московскою университета способствовала

созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров

отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский

университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении

Московского университета), Малый театр и

ДР

В XIX столетии при университете были образованы первые научные

общества: Йены гателей природы. Истории п древностей российских, Любителей

российской словесности. В ХУШ веке в стенах Московского университета

учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы

Н.Н.Поповский, Д.С.Аничков; математики н механики В.К.Аршеневский,

М.И.Панкевич; медик С.Г.Зыбелпн; ботаник П.Д.Вениаминов: физик П.И.Страхов:

почвоведы М.И. Афонин, Н.Е.Черепанов; историк и географ Х.А.Чеботарев:

историк Н.Н.Бантыш-Каменский: филологи и переводчики А.А.Барсов, С.Хальфин,

Е.И.Костров: правоведы С.Е.Десницкий, И. А. Третьяков; издатели и писатели

Д.И.Фонвизин, М.М.Херасков, Н.И.Новиков; архитекторы В.И.Баженов и

И.Е.Старев. Соединение в деятельности Московского университета задач

просвещения, науки и культуры превратило его. по выражению А.И.Герцена, в

"средоточие русского образования", один m петров мировой культуры. До 1804

года деятельность университета регулировалась "Высочайше утвержденным

проектом о Учреждении Московского университета". В 1804 году был принят

университетcкий устав. Университету предоставлялась значительная автономия.

Ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым

выборным ректором стал профессор не истории и словесности Х.А.Чеботарев.

Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые

звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии,

освобождались от общей цензуры. Студенты обучались на четырех факультетах

(отделениях, как их тогда называли); нравственных н политических наук,

физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук.

Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из

оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным -

звание действительный студент". Усиливалась преемственность различных

ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее

руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний

России. Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у

студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в

ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И.Кутузовым.

Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета

практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, нажитое

оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского

общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету

деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции I,

приборы. Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать

7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и

студен ili уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX

столетия число студентов превысило 500 человек. В первой половине XIX века

Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России.

Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции

свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критгскпх,

Н.П.Сунгурова, В.Г.Белпнского, А.И.Герцепа п Н.П.Огарева, П.В.Станкевича, В

аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях

развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников,

блестящего ученого-историка Т.Н.Грановского собирали всю московскую

интеллигенцию 1840-х годов. Активной была и издательская деятельность

университета, которая не ограничивалась печатанием только научных трудов. В

университетской типографии впервые увидели свет "Сонеты" А.Мнцксвича,

"Записки охотника4 И. С. Тургенева. Вспоминая годы реакции в царствование

Николая I, А.И.Герцен писал об особом значении университета:

"Опальный университет рос своим влиянием; в него, как в общий резервуар,

вливались юные силы России, со всех сторон, из всех слоев; в его залах они

очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к

одному уровню, братались между сппон и снова разливались во все стороны

России, во все слои ее".

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного

права в 1861 и вступления России на путь капитализма. Университетский устав

1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных

ускорить развитие страны. Рост промышленное гп. торговли, сельского

хозяйства, преобразования в сфере управления, суда. армии требовали

повышения уровня и расширения университетского образования. Но уставу 1Х63

т ода увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей.

Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий.

семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского

царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах

университета - историко-филолотческом, физико-математическом, юридическом и

медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых

принадлежало к разночинцам.

В дореволюционной России профессура Московского университета много

сделала для ллфеплення связи науки и практики. Университетские ученые

писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали

учителями, представляя собой наи-оолсс квалпфшшроваптто часть русскою

учительства. По инициативе и при содействии университета во второй половине

XIX - начале XX века возникли известные московские музе! i: Пол]

ггехнический. Исторический, Зоологичесю [и. Антропологии, Изящных искусств

(ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина): бы:ш открыты

Ботанический сад п 'Зоологический сад (Московский

зоопарк).

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития

отечественного просвещения и пауки, просуществовал лишь до 1884 года. После

убийства в 1881 году народовольцами царя Александра П правительство

возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль ла

преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров

передового научного знания и духовной жизни России.

С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX

- начала XX века: В.С.Соловьева, В.В.Розанова, Е.Н. и С. П. Трубецких,

С.И.Булгакова, П. Л.Флоренского, Студенты и профессора откликались на самые

злободневные проблемы российской действительности. В университете учились

или преподавали известные деятели ведущих политических партий

России.

Студеиты Московскою университета были в первых рядах борцов за свободу

в революции 1905-1907гг. Па сходке 9 сентября 1905 года студентами была

принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России

в демократическую республику

Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также

затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против

незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской

автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и

преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А.Тимирязев.

П.Н.Лебедев, Н.Д.Зелинский, Н.А.Умов, С.А.Чаплыгин, В. И. Вернадский,

В.И.Пичетаидр. Правительство ответило исключением из университета более

тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных

учапц1хся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914

году первой мировой войной. Несмотря на многочисленные трудности.

Московский университет за первые 1 50 лет своего существования внес

огромный вклад в развитие российской науки и культуры. В XIX - начале XX

века здесь работали крупнейшие ученые - представители русских научных школ

математиков и механиков, Н.Е.Жуковского, Н.В.Бугаева, С.А.Чаплыгина;

физиков и астрономов А.Г.Столетова, А.А.Белопольского- Н.А.Умова,

П.Н.Лебедева, ПК-Штернберга; химиков В.Ф.Лугинина, И.А.Каблукова, Н. Д.

Зелинского;

оцелотов и почвоведов - К.Ф.Рулье. А. И. Филом а фитс кого. И.М.Сеченова.

К.А.Тимирязева, А.Н.Северцова, М.А.Мензбира, А.Н.Сабанина,

Д.Н.Прянишникова; медиков М.Я.Мудрова, Ф.И.Иноземцева,

Н.В.Склифосовского. Г.А.Захарьина, А А.Остроумова, Н.В.Филатова. Ф.Ф.^-

фисмана, В.Ф.Снегирева: географа и антрополога Д.Н./Унучина; геологов

Г.Е.Щуровского, В.О.Ковалевского. А.П.Павлова; геохимика В.И.Вернадского;

историков Т.П.Грановского, Н.И.Надеждина, М.Т.Каченовского. М. П. Погодина,

Страницы: 1, 2