Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести
привилегий рыцарства.
ТУРНИРЫ
Как всем известно, турнирами назывались военные упражнения, которые
происходили на особо устроенной арене, окруженной местами для зрителей.
Обыкновенно в Западной Европе короли и владетельные принцы назначали
турниры по какому-нибудь особенно торжественному случаю, например, по
случаю браков самих королей или принцев крови и их крестин, по случаю
заключения мира или перемирия и вообще во всех тех случаях, когда при дворе
бывали большие собрания.
На этих турнирах происходил так называемый примерный бой, или примерная
битва. Такой бой состоял в том, что одинаковое число рыцарей с каждой
стороны бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не с острыми
концами, или с затупленными мечами; поэтому удары, наносимые противникам
друг другу, не представляли большой опасности.
На турнирах воспрещалось наносить удары острием, а нужно было наносить их
плашмя, тупым оружием, и тоне по лицу.
Новики, оруженосцы и пажи, которые домогались рыцарского звания, постоянно
во избежание опасности сражались деревянными мечами и ломали пихтовые
копья.
Но турниры и поединки с отпущенным оружием, то есть бои насмерть, строго
запрещались; это не допускалось даже и религией.
Кстати, если на турнирах и бывало кровопролитие, то это совершалось
непреднамеренно, так как, несмотря на все предосторожности, иногда
некоторые не совсем искусные в военном деле или разгоряченные бойцы все же
проливали кровь своих противников; но такие примеры случались очень редко.
Обыкновенно о днях, назначенных для турнира, объявлялось заранее, а именно
за несколько месяцев вперед, самое меньшее - за один месяц.
О турнирах объявляли герольды, которые отправлялись в города и в замки с
гербовым щитом приглашавшего.
По словам Маршанжи, в мирное время турниры назначались очень часто: во-
первых, это позволяло дворянам избежать праздности, а во-вторых, они не
отвыкали от военных занятий и у них не остывал воинственный пыл.
Место для турниров выбирали всегда около больших городов, находившихся близ
реки или близ леса, так что оградой для ристалища был с одной стороны
город, а с другой – лес; деревянные барьеры закрывали оба пролета, а вне их
были вывешены флаги начальников турнира.
После того, как герольды возвестят о дне турнира, все рыцари, витязи, их
жены и взрослые дочери начинают приготовления к этому торжественному дню.
Собиралось на турнир дворянство целого округа с семьями, пажами,
оруженосцами и слугами. Все жители округа, как дамы, так и мужчины, носили
платье одинаковых цветов: или белое с золотым галуном, или же красное с
серебряным. Рыцари, прибыв к месту, назначенному для турнира, развешивали
до его открытия свои шлемы и гербовые щиты вблизи ристалища.
Вот собственно в чем состояла обрядность турниров и приготовления к ним, по
словам многих писателей того времени.
Король или владетельный князь обыкновенно посылал герольда с двумя
оруженосцами или с двумя молодыми дворянами; герольду вручался также и
гербовый щит этого короля или князя. Посланный отправлялся к тому королю
или владетельному князю, с которым хотел состязаться его государь, и от
имени своего монарха вручал ему вызов.
Король, конечно, принимал вызов и тотчас же начинал вербовать рыцарей,
желавших принять его сторону, и ввиду этого, конечно, помогал им во всем
необходимом. Высшие рыцари носили цвета и гербы какие они желали, только у
них должен был быть какой-нибудь значок, по которому можно было бы узнать,
на чьей они стороне; низшие же рыцари носили цвета и гербы того короля или
владетельного князя, за которого они стоят. Знамена могли поднимать только
начальники дружин. Дружины же разделялись на три равных отряда; последний
отряд всегда состоял из самых мужественных рыцарей, которые могли бы
выдержать натиск и окончательно выиграть битву.
Принявший вызов являлся за три или четыре дня до турнира; но он
располагался со своими сторонниками против города, так как ему не
дозволялось въезжать в него прежде, чем окончится турнир.
Трибуны для благородных дам строились именно в том месте, где сходились
ристалища, которые примыкали обыкновенно к городским стенам.
У каждого ристалища было по трое больших ворот; в них въезжали рыцари по
шесть с обеих сторон для того, чтобы приготовиться к бою под своими
знаменами.
Накануне турнира вся та молодежь, которая претендовала на получение на этом
турнире рыцарского звания, одевалась в одинаковое платье и обедала у своих
сеньоров; после обеда, они все вместе отправлялись к вечерне в
сопровождении старых рыцарей.
После этого главный начальник собирал всю эту молодежь и давал им
наставление, как следует вести себя хорошему и доблестному рыцарю.
Затем они отправлялись в церковь и поводили всю ночь в бдении и молитве.
После пения молитвы и после благословения, установленному по этому случаю,
главное лицо давало им лобзание, препоясывало их всех мечом, а в это время
низшие члены надевали рыцарям шпоры. Потом новопосвященные опять садились
на свои места, и по окончании обедни молодые люди опять отправлялись к
главному начальнику на пиршество.
В девятом часу вечера рога трубили сбор на вечерний турнир; сюда являлись
рыцари в богатом убранстве и на конях, но только не с разноцветным щитом, а
с одноцветным, и не препоясанные мечом, а с пихтовым копьем. После битвы
они снимали с себя оружие и в роскошном одеянии являлись к ужину к главному
начальнику; тот из рыцарей, который отличился больше всех, сидел за одним
столом с главным начальником.
На следующий день после обедни все рыцари, вооруженные с головы до ног,
являлись на ристалище в первом часу до полудня; все становились под свои
знамена.
На турнире у всякого был такой девиз, какой ему нравился; но в девизе
должен был быть непременно хоть какой-нибудь знак того короля или
владетельного князя, сторону которого они держали; не имели девиза только
приехавшие случайно, которые не хотели быть узнанными.
Когда все были в сборе, то раздавался сигнальный рожок, в ристалище въезжал
первый ряд рыцарей, и начиналась битва. Конечно, счастье переходило то на
ту, то на другую сторону; иногда случалось, что целые ряды расстраивались и
им на подкрепление посылали свежие; иногда случалось и так, что все рыцари
обеих сторон появлялись на ристалище; наконец, если одна сторона совершенно
ослабевала, то на арену являлись неизвестные рыцари и помогали ей, так что
победа, вероятно, осталась бы за ней, но тут к противной стороне
подоспевало подкрепление, и та снова одерживала верх.
Наконец, окончательно побитая и пораженная сторона убегала в лес; оттуда
рыцари показывались поодиночке без коней и без оружия, но победители не
заманивали их более, а собирались под свои знамена.
Большей частью неизвестные рыцари, одержавшие победу на турнире, тотчас же
удалялись, так как не хотели открывать своего имени; за ними часто
пускались в погоню, чтобы привести ко двору короля или князя, который
устраивал турнир, и тогда этот король или князь ласково и милостиво
принимал победителя.
Иногда побежденным предлагали возобновить битву на следующий или какой-либо
другой день.
В Государственной Парижской библиотеке есть подлинная рукопись
иерусалимского короля Рене д’Анжу. Это сочинение можно назвать самым
полным. Он в своей книге относительно увеселительных турниров касается
самых мелких подробностей относительно всех постановлений турнира. Так, по
поводу гербов, мечей и шпор автор упомянутой книги говорит следующее:
“Герб должен быть непременно кожаный и крепко набит волосом или шерстью, по
крайней мере в толщину меча; на гербе должен быть изображен шлем со всеми
его атрибутами; сверх намета должен быть еще герб, а вокруг него – бурелет
или жгутик какого угодно цвета, толщина также может быть по желанию рыцаря.
Ширина меча должна быть около четырех пальцев, чтобы он не мог пройти
сквозь сетку забрала; толщина и вес мечей определяются судьями накануне
турнира; мечи должны иметь клейма для предупреждения незаконной длины или
веса.
Короткие шпоры удобнее длинных, потому что в свалке их труднее сорвать с
ног”.
Перед турниром дамы выбирали почетного рыцаря, который был посредником на
турнире; его обязанность заключалась в том, чтобы удерживать излишнюю
запальчивость и защищать слабого от победителя, разраженного спокойствием и
хладнокровием противника. Почетный рыцарь обязан был также наблюдать и за
тем, чтобы рыцари, приговоренные к битью и к исключению из турнира, не
были подвергаемы увечью. Знаком власти почетного рыцаря был особого рода
головной убор, который он получал от дам, и потому такой убор назывался
merci des dames.
Теперь же следует описать сам турнир, а также рассказать и о тех наградах,
которые получали победители за свое мужество, ловкость и храбрость.
Само облачение рыцарей при отправлении их на состязание было обставлено
известной торжественностью.
С самого раннего утра того дня, на который был назначен турнир, оруженосцы
входили в покои рыцаря, чтобы одеть и вооружить его.
Народ в праздничных одеждах толпами валил по улицам, усыпанным цветами и
венками.
Те сеньоры, которые не принимали участия в бою, являлись на носилках в
длинных горностаевых мантиях с откинутыми отворотами.
Рыцари также стекались со всех сторон; одни были в великолепном одеянии и с
многочисленной свитой, так что толпа приветствовала их появление громкими
криками; другие же были с черным или вороненым оружием, без всякой свиты, и
становились в стороне от своих блистающих роскошью собратьев. Щиты этих
черных, мрачных рыцарей были покрыты чехлами; зрители увидят их гербы
только тогда, когда чехлы этих гербов будут пробиты копьями и мечами; тогда
только узнают присутствующие, кто эти храбрые витязи, так тщательно
скрывающие свои имена.
В числе этих рыцарей были и знаменитые витязи, о подвигах которых трубадуры
и миннезингеры могли бы порассказать много чудесного и увлекательного.
На турнире появлялись также и унылые рыцари, не знавшие счастья и любви,
так как избранные ими “дамы сердца” оставались к ним совершенно равнодушны;
иной из этих рыцарей по указанию прорицателя появлялся на турнире в надежде
на славу взамен счастья.
Были там также и рыцари, только что окончившие разные опасные предприятия и
вышедшие победителями из всевозможных опасностей.
Сюда являлись также и такие рыцари, которые отвергли корону, предлагаемую
им их народом, освобожденным ими от постыдного ига и от страшных
узурпаторов власти. Но этим людям не надо было ни короны, ни власти, раз
они не имели на это права по своему рождению. Они творили добрые дела
согласно рыцарскому уставу – защищать слабых и притесненных, помогать
неимущим и сеять везде добро и милосердие.
На турниры приезжали и бедные рыцари без роду и племени; эти люди, в звании
рыцарей низшего разряда, искали случая отличиться и заявить о себе какой-
либо доблестью, каким-либо выдающимся подвигом; щиты у них были совершенно
белые, и только одна победа над противником могла доставить им герб. Девиз
этих рыцарей низшего разряда был таков: “Честь выше всего”.
Но вот звук труб усиливается, звон колоколов раздается все громче и громче,
и король в сопровождении своего двора приближается к месту турнира.
Шествие открывают герольды; они идут попарно и несут жезл или ветвь мира;
повязка или дубовый венок украшает их лоб; они одеты в полукафтанье,
обшитое золотым галуном, а на груди у них эмалированная бляха с гербом
родины.
Особа герольда считается неприкосновенной; они совершенно безбоязненно
могут проходить через поле брани и даже подойти к военачальнику неприятеля
и передать ему от имени народа слово ненависти и мести; объявить войну,
мир, перемирие, возвестить о турнире и устроить его, присутствовать при
посвящении рыцаря, были на турнире и обуздывать пыл состязающихся.
В шествии к месту турнира за герольдами следовал герольдмейстер; его
сопровождали маршалы, оруженосцы и пажи. Герольдмейстер был всегда одет в
великолепный костюм.
Далее за герольдмейстером следовали гайдуки в черной одежде, вышитой
жемчугом или блестящим гагатом; затем ехала запряженная шестью белыми
конями колесница, которая должна была изображать собой Фаэтона и Солнце;
эту колесницу окружали Времена Года и Аврора. Далее следуют еще сто
гайдуков; они предшествуют другой колеснице, покрытой скалами и деревьями,
которую везут волы, а впереди идет трубадур, изображающий Орфея с лирой.
За этим кортежем скачут на своих конях 30 знаменных рыцарей. За каждым из
этих знаменных рыцарей следовало по 50 стрелков, а впереди несли знамя как
неотъемлемый знак власти этого рыцаря. Все эти знаменные рыцари обладали
большими поместьями, и потому у них было много вассалов, так что они имели
возможность поднять свое знамя в королевском стане.
За этими знаменными рыцарями едут судьи в своих длинных одеждах, а в руках
держат белые жезлы как знак беспристрастного суда; лошадей этих судей ведут
под уздцы пажи в роскошных костюмах. Между этими рядами идут королевские
барабанщики, флейтисты и трубачи в ярких костюмах.
За судьями следуют оруженосцы принцев в полукафтаньях из белой тафты,
вышитых серебром, с голубыми рукавами, обшитыми золотым галуном, в изящных
шапочках с белыми и голубыми перьями.
За оруженосцами следуют пажи.
Наконец, следовал и сам король в окружении принцев крови, герцогов, высших
сановников, коннетабля, мундшенка, мундкоха, почетного рыцаря, сокольничих
и егермейстеров; все эти придворные были одеты в платье из золотой парчи и
алого бархата с символами той должности, которую они занимали.
Сам король надевал всегда для присутствия на турнире белую тунику, усеянную
золотыми цветами; он ехал всегда на белом ратном коне, украшенном бархатным
чепраком небесно-голубого цвета, также усеянном золотыми цветами; этот
чепрак всегда был так длинен, что волочился по земле.
Подле короля ехал всегда верховой оруженосец с вызолоченным и усеянным
золотыми звездочками копьем.
За королем следовал поезд королевы с ее свитой, а за ним – приставы,
стрелки и гайдуки; каждый из них должен был ехать по утвержденному
церемониалу. Лишь только король и королева занимали свои места на среднем
балконе, как герольдмейстер выходил вперед и возвещал о начале турнира.
После этого возвещения участникам турнира дают место, чтобы отправиться и
приготовиться к бою. Затем судьи, подняв свои белые жезлы, возвещали:
“Рубите канаты и пустите рыцарей в бой”.
Тогда простые воины, вооруженные топорами, тотчас рубили канаты, которые
обыкновенно протягивали перед каждым рядом коней, чтобы умерить их пыл.
При этом раздается звук труб, и со всех сторон мчатся рыцари.
При открытии турниров рыцари въезжали на ристалище кадрилями. На арену
въезжают сначала два кадриля рыцарей. Они сталкиваются на середине, и мигом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|