скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести скачать рефераты

привилегий рыцарства.

ТУРНИРЫ

Как всем известно, турнирами назывались военные упражнения, которые

происходили на особо устроенной арене, окруженной местами для зрителей.

Обыкновенно в Западной Европе короли и владетельные принцы назначали

турниры по какому-нибудь особенно торжественному случаю, например, по

случаю браков самих королей или принцев крови и их крестин, по случаю

заключения мира или перемирия и вообще во всех тех случаях, когда при дворе

бывали большие собрания.

На этих турнирах происходил так называемый примерный бой, или примерная

битва. Такой бой состоял в том, что одинаковое число рыцарей с каждой

стороны бились тупым оружием – копьями с закругленными, а не с острыми

концами, или с затупленными мечами; поэтому удары, наносимые противникам

друг другу, не представляли большой опасности.

На турнирах воспрещалось наносить удары острием, а нужно было наносить их

плашмя, тупым оружием, и тоне по лицу.

Новики, оруженосцы и пажи, которые домогались рыцарского звания, постоянно

во избежание опасности сражались деревянными мечами и ломали пихтовые

копья.

Но турниры и поединки с отпущенным оружием, то есть бои насмерть, строго

запрещались; это не допускалось даже и религией.

Кстати, если на турнирах и бывало кровопролитие, то это совершалось

непреднамеренно, так как, несмотря на все предосторожности, иногда

некоторые не совсем искусные в военном деле или разгоряченные бойцы все же

проливали кровь своих противников; но такие примеры случались очень редко.

Обыкновенно о днях, назначенных для турнира, объявлялось заранее, а именно

за несколько месяцев вперед, самое меньшее - за один месяц.

О турнирах объявляли герольды, которые отправлялись в города и в замки с

гербовым щитом приглашавшего.

По словам Маршанжи, в мирное время турниры назначались очень часто: во-

первых, это позволяло дворянам избежать праздности, а во-вторых, они не

отвыкали от военных занятий и у них не остывал воинственный пыл.

Место для турниров выбирали всегда около больших городов, находившихся близ

реки или близ леса, так что оградой для ристалища был с одной стороны

город, а с другой – лес; деревянные барьеры закрывали оба пролета, а вне их

были вывешены флаги начальников турнира.

После того, как герольды возвестят о дне турнира, все рыцари, витязи, их

жены и взрослые дочери начинают приготовления к этому торжественному дню.

Собиралось на турнир дворянство целого округа с семьями, пажами,

оруженосцами и слугами. Все жители округа, как дамы, так и мужчины, носили

платье одинаковых цветов: или белое с золотым галуном, или же красное с

серебряным. Рыцари, прибыв к месту, назначенному для турнира, развешивали

до его открытия свои шлемы и гербовые щиты вблизи ристалища.

Вот собственно в чем состояла обрядность турниров и приготовления к ним, по

словам многих писателей того времени.

Король или владетельный князь обыкновенно посылал герольда с двумя

оруженосцами или с двумя молодыми дворянами; герольду вручался также и

гербовый щит этого короля или князя. Посланный отправлялся к тому королю

или владетельному князю, с которым хотел состязаться его государь, и от

имени своего монарха вручал ему вызов.

Король, конечно, принимал вызов и тотчас же начинал вербовать рыцарей,

желавших принять его сторону, и ввиду этого, конечно, помогал им во всем

необходимом. Высшие рыцари носили цвета и гербы какие они желали, только у

них должен был быть какой-нибудь значок, по которому можно было бы узнать,

на чьей они стороне; низшие же рыцари носили цвета и гербы того короля или

владетельного князя, за которого они стоят. Знамена могли поднимать только

начальники дружин. Дружины же разделялись на три равных отряда; последний

отряд всегда состоял из самых мужественных рыцарей, которые могли бы

выдержать натиск и окончательно выиграть битву.

Принявший вызов являлся за три или четыре дня до турнира; но он

располагался со своими сторонниками против города, так как ему не

дозволялось въезжать в него прежде, чем окончится турнир.

Трибуны для благородных дам строились именно в том месте, где сходились

ристалища, которые примыкали обыкновенно к городским стенам.

У каждого ристалища было по трое больших ворот; в них въезжали рыцари по

шесть с обеих сторон для того, чтобы приготовиться к бою под своими

знаменами.

Накануне турнира вся та молодежь, которая претендовала на получение на этом

турнире рыцарского звания, одевалась в одинаковое платье и обедала у своих

сеньоров; после обеда, они все вместе отправлялись к вечерне в

сопровождении старых рыцарей.

После этого главный начальник собирал всю эту молодежь и давал им

наставление, как следует вести себя хорошему и доблестному рыцарю.

Затем они отправлялись в церковь и поводили всю ночь в бдении и молитве.

После пения молитвы и после благословения, установленному по этому случаю,

главное лицо давало им лобзание, препоясывало их всех мечом, а в это время

низшие члены надевали рыцарям шпоры. Потом новопосвященные опять садились

на свои места, и по окончании обедни молодые люди опять отправлялись к

главному начальнику на пиршество.

В девятом часу вечера рога трубили сбор на вечерний турнир; сюда являлись

рыцари в богатом убранстве и на конях, но только не с разноцветным щитом, а

с одноцветным, и не препоясанные мечом, а с пихтовым копьем. После битвы

они снимали с себя оружие и в роскошном одеянии являлись к ужину к главному

начальнику; тот из рыцарей, который отличился больше всех, сидел за одним

столом с главным начальником.

На следующий день после обедни все рыцари, вооруженные с головы до ног,

являлись на ристалище в первом часу до полудня; все становились под свои

знамена.

На турнире у всякого был такой девиз, какой ему нравился; но в девизе

должен был быть непременно хоть какой-нибудь знак того короля или

владетельного князя, сторону которого они держали; не имели девиза только

приехавшие случайно, которые не хотели быть узнанными.

Когда все были в сборе, то раздавался сигнальный рожок, в ристалище въезжал

первый ряд рыцарей, и начиналась битва. Конечно, счастье переходило то на

ту, то на другую сторону; иногда случалось, что целые ряды расстраивались и

им на подкрепление посылали свежие; иногда случалось и так, что все рыцари

обеих сторон появлялись на ристалище; наконец, если одна сторона совершенно

ослабевала, то на арену являлись неизвестные рыцари и помогали ей, так что

победа, вероятно, осталась бы за ней, но тут к противной стороне

подоспевало подкрепление, и та снова одерживала верх.

Наконец, окончательно побитая и пораженная сторона убегала в лес; оттуда

рыцари показывались поодиночке без коней и без оружия, но победители не

заманивали их более, а собирались под свои знамена.

Большей частью неизвестные рыцари, одержавшие победу на турнире, тотчас же

удалялись, так как не хотели открывать своего имени; за ними часто

пускались в погоню, чтобы привести ко двору короля или князя, который

устраивал турнир, и тогда этот король или князь ласково и милостиво

принимал победителя.

Иногда побежденным предлагали возобновить битву на следующий или какой-либо

другой день.

В Государственной Парижской библиотеке есть подлинная рукопись

иерусалимского короля Рене д’Анжу. Это сочинение можно назвать самым

полным. Он в своей книге относительно увеселительных турниров касается

самых мелких подробностей относительно всех постановлений турнира. Так, по

поводу гербов, мечей и шпор автор упомянутой книги говорит следующее:

“Герб должен быть непременно кожаный и крепко набит волосом или шерстью, по

крайней мере в толщину меча; на гербе должен быть изображен шлем со всеми

его атрибутами; сверх намета должен быть еще герб, а вокруг него – бурелет

или жгутик какого угодно цвета, толщина также может быть по желанию рыцаря.

Ширина меча должна быть около четырех пальцев, чтобы он не мог пройти

сквозь сетку забрала; толщина и вес мечей определяются судьями накануне

турнира; мечи должны иметь клейма для предупреждения незаконной длины или

веса.

Короткие шпоры удобнее длинных, потому что в свалке их труднее сорвать с

ног”.

Перед турниром дамы выбирали почетного рыцаря, который был посредником на

турнире; его обязанность заключалась в том, чтобы удерживать излишнюю

запальчивость и защищать слабого от победителя, разраженного спокойствием и

хладнокровием противника. Почетный рыцарь обязан был также наблюдать и за

тем, чтобы рыцари, приговоренные к битью и к исключению из турнира, не

были подвергаемы увечью. Знаком власти почетного рыцаря был особого рода

головной убор, который он получал от дам, и потому такой убор назывался

merci des dames.

Теперь же следует описать сам турнир, а также рассказать и о тех наградах,

которые получали победители за свое мужество, ловкость и храбрость.

Само облачение рыцарей при отправлении их на состязание было обставлено

известной торжественностью.

С самого раннего утра того дня, на который был назначен турнир, оруженосцы

входили в покои рыцаря, чтобы одеть и вооружить его.

Народ в праздничных одеждах толпами валил по улицам, усыпанным цветами и

венками.

Те сеньоры, которые не принимали участия в бою, являлись на носилках в

длинных горностаевых мантиях с откинутыми отворотами.

Рыцари также стекались со всех сторон; одни были в великолепном одеянии и с

многочисленной свитой, так что толпа приветствовала их появление громкими

криками; другие же были с черным или вороненым оружием, без всякой свиты, и

становились в стороне от своих блистающих роскошью собратьев. Щиты этих

черных, мрачных рыцарей были покрыты чехлами; зрители увидят их гербы

только тогда, когда чехлы этих гербов будут пробиты копьями и мечами; тогда

только узнают присутствующие, кто эти храбрые витязи, так тщательно

скрывающие свои имена.

В числе этих рыцарей были и знаменитые витязи, о подвигах которых трубадуры

и миннезингеры могли бы порассказать много чудесного и увлекательного.

На турнире появлялись также и унылые рыцари, не знавшие счастья и любви,

так как избранные ими “дамы сердца” оставались к ним совершенно равнодушны;

иной из этих рыцарей по указанию прорицателя появлялся на турнире в надежде

на славу взамен счастья.

Были там также и рыцари, только что окончившие разные опасные предприятия и

вышедшие победителями из всевозможных опасностей.

Сюда являлись также и такие рыцари, которые отвергли корону, предлагаемую

им их народом, освобожденным ими от постыдного ига и от страшных

узурпаторов власти. Но этим людям не надо было ни короны, ни власти, раз

они не имели на это права по своему рождению. Они творили добрые дела

согласно рыцарскому уставу – защищать слабых и притесненных, помогать

неимущим и сеять везде добро и милосердие.

На турниры приезжали и бедные рыцари без роду и племени; эти люди, в звании

рыцарей низшего разряда, искали случая отличиться и заявить о себе какой-

либо доблестью, каким-либо выдающимся подвигом; щиты у них были совершенно

белые, и только одна победа над противником могла доставить им герб. Девиз

этих рыцарей низшего разряда был таков: “Честь выше всего”.

Но вот звук труб усиливается, звон колоколов раздается все громче и громче,

и король в сопровождении своего двора приближается к месту турнира.

Шествие открывают герольды; они идут попарно и несут жезл или ветвь мира;

повязка или дубовый венок украшает их лоб; они одеты в полукафтанье,

обшитое золотым галуном, а на груди у них эмалированная бляха с гербом

родины.

Особа герольда считается неприкосновенной; они совершенно безбоязненно

могут проходить через поле брани и даже подойти к военачальнику неприятеля

и передать ему от имени народа слово ненависти и мести; объявить войну,

мир, перемирие, возвестить о турнире и устроить его, присутствовать при

посвящении рыцаря, были на турнире и обуздывать пыл состязающихся.

В шествии к месту турнира за герольдами следовал герольдмейстер; его

сопровождали маршалы, оруженосцы и пажи. Герольдмейстер был всегда одет в

великолепный костюм.

Далее за герольдмейстером следовали гайдуки в черной одежде, вышитой

жемчугом или блестящим гагатом; затем ехала запряженная шестью белыми

конями колесница, которая должна была изображать собой Фаэтона и Солнце;

эту колесницу окружали Времена Года и Аврора. Далее следуют еще сто

гайдуков; они предшествуют другой колеснице, покрытой скалами и деревьями,

которую везут волы, а впереди идет трубадур, изображающий Орфея с лирой.

За этим кортежем скачут на своих конях 30 знаменных рыцарей. За каждым из

этих знаменных рыцарей следовало по 50 стрелков, а впереди несли знамя как

неотъемлемый знак власти этого рыцаря. Все эти знаменные рыцари обладали

большими поместьями, и потому у них было много вассалов, так что они имели

возможность поднять свое знамя в королевском стане.

За этими знаменными рыцарями едут судьи в своих длинных одеждах, а в руках

держат белые жезлы как знак беспристрастного суда; лошадей этих судей ведут

под уздцы пажи в роскошных костюмах. Между этими рядами идут королевские

барабанщики, флейтисты и трубачи в ярких костюмах.

За судьями следуют оруженосцы принцев в полукафтаньях из белой тафты,

вышитых серебром, с голубыми рукавами, обшитыми золотым галуном, в изящных

шапочках с белыми и голубыми перьями.

За оруженосцами следуют пажи.

Наконец, следовал и сам король в окружении принцев крови, герцогов, высших

сановников, коннетабля, мундшенка, мундкоха, почетного рыцаря, сокольничих

и егермейстеров; все эти придворные были одеты в платье из золотой парчи и

алого бархата с символами той должности, которую они занимали.

Сам король надевал всегда для присутствия на турнире белую тунику, усеянную

золотыми цветами; он ехал всегда на белом ратном коне, украшенном бархатным

чепраком небесно-голубого цвета, также усеянном золотыми цветами; этот

чепрак всегда был так длинен, что волочился по земле.

Подле короля ехал всегда верховой оруженосец с вызолоченным и усеянным

золотыми звездочками копьем.

За королем следовал поезд королевы с ее свитой, а за ним – приставы,

стрелки и гайдуки; каждый из них должен был ехать по утвержденному

церемониалу. Лишь только король и королева занимали свои места на среднем

балконе, как герольдмейстер выходил вперед и возвещал о начале турнира.

После этого возвещения участникам турнира дают место, чтобы отправиться и

приготовиться к бою. Затем судьи, подняв свои белые жезлы, возвещали:

“Рубите канаты и пустите рыцарей в бой”.

Тогда простые воины, вооруженные топорами, тотчас рубили канаты, которые

обыкновенно протягивали перед каждым рядом коней, чтобы умерить их пыл.

При этом раздается звук труб, и со всех сторон мчатся рыцари.

При открытии турниров рыцари въезжали на ристалище кадрилями. На арену

въезжают сначала два кадриля рыцарей. Они сталкиваются на середине, и мигом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5