скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Специфика народного орнамента русских скачать рефераты

вообще также 6едных орнаментациею, заставки нередко заключают в себе

изображения Христа, Святых и т.п., а первые страницы представляют

подражания тем рамкам с изображениями святых, которые обычны в южно-русских

печатных книгах XVII века.

В них также, как в северно-русских рукописях, встречаются гравированные

начальные листы (а иногда и гравированные заглавные листы). Старшие из них

относятся к началу XVII в. и напечатаны, по-видимому, в Киеве. Их известно

мало. Один гравированный начальный лист можно видеть в Печерском Патерике с

южно-русским полууставом нач. XVII в.: это — небольшая гравюра на дереве,

грубой работы; она дает заставку с изображением свв. Антония и Феодосия

Печерских, в медальоне, поддерживаемом двумя ангелами. Младшие исполнены в

конце XVII в. Ряд гравированных заглавных и начальпых листов (специально

сделаннпых для Ирмолоя), плохой работы, находится в южно-русском Ирмолое

1695 г. (Уваров.).

Миниатюры.

Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры,

иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей

(в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия

Амартола), отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать

изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь

в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова,

то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в.

известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две Псалтыри и Хронограф

Манассии); русских того же столетия не менее пяти (Киевская Псалтырь 1397

г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского,

Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола).

Миниатюры в рукописях до XVI в. занимают немного места. Обыкновенно они

находятся или на полях (в псалтырях), или внутри текста, в связи с

последним. В конце XVI и в первой половине XVII в. они увеличиваются на

счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги

помещаются на большей части страницы. Во второй половине ХVП в. они

занимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже

на соседней странице (когда рукопись раскрыта). Любопытно сравнить два

иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП

в., другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в

Николо-Угрешский монастырь. Они имеют один и тот же текст, одни и те же

миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них

текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице; во втором текст

находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на

правой. Впрочем, есть иллюстрированные рукописи конца XVII в. со старым

расположением текста и миниатюр.

Многие рукописи XVII в., особенно второй половины этого столетия и начала

XVIII в., по преимуществу северно-русские, имеют наклеенные заставки,

вырезанные из русских и южно-славянских печатных книг, заглавные листы (без

середины, где помещается заглавие) и миниатюры из южно-русских, польских и

западпо-европейских печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет

гравированный заглавный лист, вырезанный из какой-то книги киевской печати,

середина которого — для написания нового заглавия — вклеена новая. В

Геометрии в переводе первой половины XVII в. заглавный лист вырезан из

латинского оригинала — английского издания 1625 г., середина которого также

вклеена новая; в список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены вырезанные из

польского издания мелкие гравюры, иллюстрирующие текст и т.п.

Орнамент грамот.

Древние грамоты не имеют орнамента.

Грамоты болгарских царей XIII — XIV вв., сербских кралей XIV в. и молдаво-

валашских воевод, и то наиболее важные, имеют лишь инициал большой величины

и подпись крупною (высокою и узкою) вязью.

Грамоты литовских великих князей XVI в., по образцу грамот западно-

европейских государей, имеют инициалы очень большой величины, более или

менее украшенные узорами.

Грамоты московских великих князей и царей XV и XVI в. обходятся без

орнамента. Лишь во второй половине XVI в., вероятно, под влиянием запада,

наиболее важные из них (адресованные к иностранным государям, жалованные)

начинают писаться с большим инициалом, более или менее украшенным. В XVII

в. наиболее важные царские грамоты имеют уже особый вид. Их инициалы более

или менее украшены узорами (“травами”); чем важнее грамота, тем крупнее

инициал, богаче его раскраска, обильнее золото и хитрее узоры. Самые важные

имеют так называемые “цветки” и бордюры из цветов на полях.

Из таких грамот нам известны две: 1) жалованная грамота царя Михаила

Федоровича знаменитому Минину 1625 г. и 2) жалованная грамота царей Иоанна

и Петра Г. Д. Строганову 1692 г., обе в виде широких столбцов, из отличного

пергамена. Первая имеет, кроме огромного золотого инициала, — “цветок” и

цветочный бордюр на полях; поля второй украшены бордюром на золотом фоне из

цветов, птиц и арабесков, между которыми пoмещены государственные гербы.

Над подобными грамотами работали лучшие царские живописцы и золотописцы и

получали за труд значительное по тому времени вознаграждение.

Только одна древняя грамота имеет миниатюру. Это — жалованная грамота

рязанского князя Олега Богородицкому монастырю около 1360 г. Перед ее

текстом нарисованы в красках лики: Спасителя, Божией Матери, Иоанна

Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила и изображение игумена монастыря

Арсения.

Резьба по дереву.

Геометрическая резьба по дереву.

Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и

распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде

выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое

число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика резец со

скошенным концом, так называемый «косячок».

Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности:

трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная (или скобчатая).

В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой

формируются разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое

название от полукруглого углубления «ноготка», наносимого полукруглой

стамеской. Сочетания «ноготков» дают более сложные узоры листики,

трилистники, глазки.

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.

Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с

культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях,

выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба

использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и

различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.

Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12

веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских

ремесленников, мастеров Средней Азии.

В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству,

геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при

оформлении мебели и деталей интерьера. Сегодня геометрическая резьба

применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в

сувенирном производстве.

Ажурная резьба по дереву.

Ажурная (сквозная) резьба по дереву - разновидность художественной

обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь

само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском

искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь

в домовом декоре и домашней утвари.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели,

как правило, используется древесина лиственных пород липы, березы, осины; в

архитектуре лиственницы и сосны.

С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной

декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон

орнаментальных тем ажурной резьбы от простейших геометрических форм до

изображений людей и животных используется в сельской местности и

современными строителями

Художественная резьба по дереву.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен

практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным

совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к

металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все

более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь

одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня

составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом.

Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших

дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-

прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных

источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве

древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит

к искусству древних славян и других народов, населявших территорию

современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке

наиболее архаичных орнаментов.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура

декорирования утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические

приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани,

деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались

геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы,

фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных

регионах России, большая их часть расписывалась.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной

резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана

так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции

плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко

используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь

создаваемых мастерских.

Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки.

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с

другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не

повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы, данное в

крупном плане на конце полотенца) или же один мотив, многократно

повторенный, составляет раппорт узора.

Сюжет, однако, представляет более широкое понятие, чем мотив, и может

состоять (особенно в сложных композициях) из нескольких мотивов.

Орнаментальные мотивы сгруппированы следующим образом: 1) геометрические

мотивы (рассматриваются лишь попутно, поскольку они входят как составная

часть в сюжетную-вышивку); 2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные,

а также тератологические мотивы; 3) растительная орнаментика (pастительный

мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX в.

Растительные узоры издавна были известны в древнерусском прикладном

искусстве, в архитектуре X-XIII вв., в рисунках заглавных букв рукописей

XII- XIV вв. На колтах, наручах изображались ростки, крины. Мотив мирового

дерева, или древа жизни, исстари был известен в искусстве Восточной Европы.

Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках XVIII-начала

XX в. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные,

птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц); 4)

антропоморфные мотивы, подразделяемые на две большие группы: а)

архаические, отражающие древние мифологические представления, б) бытовые

(или жанровые).

В этих группах выделяют древнейшие пласты, затем мотивы феодального

городского искусства, вошедшие в круг узоров народной вышивки, узоры,

распространившиеся в XVIII-начале XIX и в конце XIX-начале XX в.

Каким образом вышивки XVIII-начала XX в. могли сохранить образы глубокой

языческой старины? Это обусловлено многими причинами. Христианизация не

могла сразу уничтожить прежние мифологические образы, которые еще долго в

той или иной мере сохранялись в искусстве. Церковные поучения XI-XII вв.

были направлены против язычества (бесовских игрищ - русалий, мольбищ и

пр.). Эти материалы дают возможность представить процесс смешения старой и

новой веры - возникновения двоеверия. Археологические находки этого периода

свидетельствуют о живучести языческого мировоззрения не только в

крестьянской, но и в городской и боярско-княжеской среде. Заклинательно-

оберегательная символика феодального искусства убедительно раскрыта в

орнаменте украшений из княжеских кладов X-XII вв.

Постепенная замена мифологических образов христианскими, исчезновение

магическо-заклинательной языческой символики в феодальном городском

искусстве значительно проявляются к концу домонгольского периода. Но в

деревне этот процесс протекал медленнее, растянувшись на многие века.

Христианизация деревни, как писал Е.В.Аничков, это дело не XI-XII, а XV-XVI

и даже XVII вв.

В XVIII в., когда произошли существенные изменения в экономической и

культурной жизни страны, искусство (и профессиональное и народное) все

более становится светским, все заметнее отрывается от своей древней

мифологической основы. Однако значение некоторых узоров как символов добра,

защиты от злого начала сохранялось дольше.

Заключение.

Рассматривая постройки, домашнюю установку, различные предметы украшения,

созданные нашими предками и украшенные орнаментом, видно, с какой

исключительной любовью, с каким творческим чутьём подходили наши мастера к

разрешению декоративного оформления, начиная с больших произведений

архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. Мотивами их творчества

были и образы, дошедшие до них от древних верований их далёких предков, и

наблюдения над природой и окружающей действительностью, и мотивы,

приходившие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно

переработанные. Все эти составные части художественной мысли,

переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров-

искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные,

невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный

художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на

создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и

художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной

жизни.

Литература:

1. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное

искусство.- М.: 1974. - 183с.

2. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л.: 1934.- 433с.

3. Соболев Н.Н. Русский орнамент: камень, дерево, керамика, железо,

стенопись, набойка.- М.: 1948.- 173с.

4. Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972.- 148с.

5. www.remesla.ru/теория/ Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки;

иллюстрации вышивки на ткани.

6. www.textology.ru /орнамент/ А. И. Соболевский. Славяно-русская

палеография.

Изд. 2.; все иллюстрации орнамента в книгах.

Иллюстрации.

Заставки и инициалы.

[pic] [pic]

Слово Ипполита об Антихристе Добрилово Ев.

1164г.

XII в.

[pic] [pic]

Галицкое Ев. 1266г. Северо-русские

рукописи XVIIв.

Толк. Псалтырь 1647г.

Чудовищный орнамент.

[pic]

Устав церковный 1398г.

[pic]

Новгородский служебник 1400г.

[pic]

Пролог 1400г.

Русская рукопись XV в.

[pic]

Лествица 1412г.

Русская рукопись XVII в.

[pic]

Царская грамота XVII в.

[pic]

Домовая резьба.

[pic] [pic]

Вышивка на ткани XVIII в.

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2