Современное понятие культуры
души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой
цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно
поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он
ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он
предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура
и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не “человек
цивилизации”, способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради
того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает
его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев:
“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации... с
таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката
старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром
проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и
самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нём нет...
цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство
своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. (...) Шпенглер
слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он... -
человек старой европейской культуры”. Шпенглер был одним из первых, кто
почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой
и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.
2 Б) ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ, КОНЦЕПЦИИ А.
ТОЙНБИ
Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор 12-
томного «Исследования истории» (1934—1961) — труда, в котором он (на
первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить
развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот
термин в качестве синонима «культуры».
Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и
последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных
одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к
надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к
заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями
(христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого
«древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его
частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от
локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В
отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби,
опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от
двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших
наиболее законченное развитие. Каждая цивилизация проходит в своём развитии
стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Становление цивилизации
есть ответ на вызов социально-природного окружения. Ее генезис Тойнби
связывает с деятельностью “творческого меньшинства”, способного принять
вызов и дать на него подобающий ответ. Вслед за рождением цивилизации идет
ее рост, осуществляемый творческой элитой, ведомой мистическим “жизненным
прорывом”. Критерии роста цивилизации — увеличение ее духовной
независимости и самодетерминации. Надлом ее Тойнби связывает с утратой силы
и самоуспокоенностью элиты, проявляющейся в “идолизации эфемерных
институтов”, непомерном превознесении техники, “интоксикации от побед” и
т.д. Причиной тому — утрата “жизненного порыва”, итог — утрата цивилизацией
внутреннего единства и способности к самоопределению. На стадии
дезинтеграции “творческое меньшинство” неспособно дать отпор восстанию
“внутреннего пролетариата” и вторжению варваров — “внешнего пролетариата”.
Однако дезинтеграционная тенденция имеет своей полярностью интеграционную,
проявляющуюся в создании универсального государства, универсальной церкви и
варварских военных банд. И если универсальное государство и варварские
формирования — достояние прошлого, то универсальная церковь всегда
принадлежит будущему, осуществляя функцию связующего звена в истории.
Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал
отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на
«вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными
потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие
того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой
пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его
лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается
неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить
на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую элиту»,
навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же
масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с
внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она
раньше не гибнет от естественных катастроф. Стремясь ввести в свою
концепцию элементы поступательного развития, Тойнби усматривал прогресс
человечества в духовном совершенствовании, в религиозной эволюции от
примитивных анимистических верований через универсальные религии будущего.
Концепция Тойнби является идеалистическим ответом на позитивистский
эволюционизм; она содержит так же своеобразную альтернативу
"европоцентризму". В своих последующих работах, особенно в диалоге с
японским учёным Д. Икэдой (Choose Life. A dialoge", 1976), Тойнби всё
больше обращался к современным социальным проблемам капиталистического
Запада; по его мнению, выход из глубоких внутренних противоречий
капиталистической системы и конфликта между Западом и "третьим миром" лежит
на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и
абсолютизации материальных ценностей, а также в возрождении гармонии между
человеком и природой. Тойнби сочувственно относился к национально-
освободительному движению, выступал за мирное сосуществование и
взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.
2 в) ЧЕЛОВЕК, ТВОРЧЕСТВО, КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ БЕРДЯЕВА
Человек:
Для характеристики человека как индивидуального феномена Бердяев использует
два термина - индивидуум и личность. Индивидуум есть натуралистическая,
прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду.
Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он
подчинен обществу, есть часть общества. Индивидуум отстаивает свою
относительную самостоятельность, но принужден рассматривать себя как часть
(«один из»), он не может противопоставлять себя целому, как целое в себе.
Личность - категория духа, а не природы, и не подчинена ни природе,
ни обществу; не может быть мыслимо как часть в отношении к целому. Личность
есть целое, это основное определение личности. Личность не рождается от
родителей, как индивидуум, она творится Богом и самотворится, и она есть
Божья идея о всяком человеке. Личность обладает способностью вмещать в себя
универсальное содержание. Личность может быть понята лишь как акт,
творческий акт всегда связан с глубиной личности, личность есть творчество.
Личность имеет волевое ядро, в котором всякое движение определяется
изнутри, а не извне. Быть личностью не легкость, а трудность, бремя,
которое человек должен нести. Ни один человек не может себя считать
законченной личностью. Личность не самодостаточна, она всегда предполагает
существование других личностей, выход из себя в другого. Отношение личности
к другим личностям есть качественное содержание человеческой жизни.
Личность предполагает жертву, но нельзя пожертвовать личностью, можно
пожертвовать своей жизнью. Но никто не имеет права отказаться от своей
личности, всякий должен в жертве и через жертву оставаться личностью.
Личность предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание
каждого. Личность выковывается в своем творческом самоопределении.
Реализация личности предполагает аскезу как средство, упражнение,
концентрацию внутренней силы, необходимую для осуществления творчества
человека. Бердяев указывает на то, что в личности есть бессознательная
основа - стихийная, связанная с космосом и землей, являющаяся материалом,
из которого создаются величайшие добродетели личности; есть сознание и есть
выход к сверхсознательному, с последним связаны все высшие достоинства
человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и
творчество. Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного
через сознание к сверхсознательному.
Огромное значение имеет вопрос об отношении в человеке духа к душе и телу.
Можно говорить о тройственном составе человека. Душа и тело человека
принадлежат к природе; они являются реальностями природного мира. Но дух не
есть природа. Духовный элемент в человеке означает, что человек не только
природное существо, в нем есть сверхприродный элемент. Человек соединятся с
Богом через духовный элемент через духовную жизнь. Человек представляет
собой целостный организм, в который входит душа и тело. Личность есть
целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело
подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и
сверхчеловечным бытием.
Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить
себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. «Смерть есть самый
важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не
определив свое отношение к смерти». Без решения вопроса о смерти, без
победы над смертью (а не забвение смерти) личность не может себя
реализовать. Отношение к смерти двойственно. С одной стороны, смерть есть
величайшая и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо
всякое существо сотворено для вечной жизни. Положительный смысл смерти в
том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в
конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть
реализована только лишь в вечности, за пределами времени; во времени жизнь
остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Реализация
полноты жизни личности предполагает существование смерти. Смерть есть не
только разложение и уничтожение человека, но и облагораживание его,
вырывание его из власти обыденности. Человек не есть бессмертное существо
вследствие своего естественного состояния. Бессмертие достигается в силу
духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно
личность, а не душа, как естественная субстанция. В известном смысле можно
сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа
духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом.
Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола и
любви. «Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого
существа, тоска по восполнении. Целостная личность бисексуальна,
андрогинна. Метафизический смысл любви - в достижении целостности личности
для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безличным и смертоносным
родовым процессом».
Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в
себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать
обществу, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не
являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они.
Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое
своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в
обществе. Бердяев различает общение и общество. Общение всегда
персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, “Я” с “Ты” в
“Мы”. Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность;
в обществе мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся
подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих
собственных целей. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне
объективации. Общество, в основу которого будет положен персонализм,
признание верховной ценности всякой личности и экзистенциальное отношение
личности к личности, превратится в общину, в истинный коммунизм. Общение,
соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним
объектированным обществом. В общении “Я” с “Ты” в “Мы” неприметно приходит
царство Божие. Довольно неопределенно рисует Бердяев картину земной
проекции соборности. Таковым становится общество персоналистического
социализма, в котором исключена эксплуатация и отсутствует государственное
регулирование общественной и в том числе экономической жизни. Это должно
быть «трудовое общество с профессиональными представительствами, общество
цеховое, корпоративное и синдикалистское», руководствующееся принципом
максимума свободы личности.
Личное начало неразрывно связано с иерархизмом, с космическим строем
вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.
Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми
другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее
качественного своеобразия задерживается и умеряется уравнением с соседями.
Это обида для лучших, потворство худшим. Разрушение всякого иерархизма в
государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к
первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который
есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть
низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком. «Личность
поэтому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание,
что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют
качественные различия и расстояния. Природа личности не выносит смешения и
бескачественного уравнения».
Свобода - главная тема жизни Бердяева и главное слово его творчества.
«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я
положил в основание философии не бытие, а свободу... В такой радикальной
форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна
мира. Бог захотел свободы и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в
начале и свобода в конце. У меня есть основное убеждение, что Бог
присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода
должна быть сокрализована». Философ убежден в самоочевидности свободы
человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и
Страницы: 1, 2, 3
|