скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Современное понятие культуры скачать рефераты

души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой

цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно

поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он

ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он

предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: “Культура

и цивилизация - это живое тело душевности и её мумия”.

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не “человек

цивилизации”, способный откинуть в сторону старый “культурный хлам” ради

того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает

его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев:

“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации... с

таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката

старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром

проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и

самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нём нет...

цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство

своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. (...) Шпенглер

слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он... -

человек старой европейской культуры”. Шпенглер был одним из первых, кто

почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой

и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.

2 Б) ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ, КОНЦЕПЦИИ А.

ТОЙНБИ

Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор 12-

томного «Исследования истории» (1934—1961) — труда, в котором он (на

первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить

развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот

термин в качестве синонима «культуры».

Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и

последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных

одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к

надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к

заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями

(христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого

«древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его

частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от

локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В

отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби,

опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от

двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших

наиболее законченное развитие. Каждая цивилизация проходит в своём развитии

стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Становление цивилизации

есть ответ на вызов социально-природного окружения. Ее генезис Тойнби

связывает с деятельностью “творческого меньшинства”, способного принять

вызов и дать на него подобающий ответ. Вслед за рождением цивилизации идет

ее рост, осуществляемый творческой элитой, ведомой мистическим “жизненным

прорывом”. Критерии роста цивилизации — увеличение ее духовной

независимости и самодетерминации. Надлом ее Тойнби связывает с утратой силы

и самоуспокоенностью элиты, проявляющейся в “идолизации эфемерных

институтов”, непомерном превознесении техники, “интоксикации от побед” и

т.д. Причиной тому — утрата “жизненного порыва”, итог — утрата цивилизацией

внутреннего единства и способности к самоопределению. На стадии

дезинтеграции “творческое меньшинство” неспособно дать отпор восстанию

“внутреннего пролетариата” и вторжению варваров — “внешнего пролетариата”.

Однако дезинтеграционная тенденция имеет своей полярностью интеграционную,

проявляющуюся в создании универсального государства, универсальной церкви и

варварских военных банд. И если универсальное государство и варварские

формирования — достояние прошлого, то универсальная церковь всегда

принадлежит будущему, осуществляя функцию связующего звена в истории.

Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал

отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на

«вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными

потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие

того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой

пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его

лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается

неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить

на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую элиту»,

навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же

масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с

внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она

раньше не гибнет от естественных катастроф. Стремясь ввести в свою

концепцию элементы поступательного развития, Тойнби усматривал прогресс

человечества в духовном совершенствовании, в религиозной эволюции от

примитивных анимистических верований через универсальные религии будущего.

Концепция Тойнби является идеалистическим ответом на позитивистский

эволюционизм; она содержит так же своеобразную альтернативу

"европоцентризму". В своих последующих работах, особенно в диалоге с

японским учёным Д. Икэдой (Choose Life. A dialoge", 1976), Тойнби всё

больше обращался к современным социальным проблемам капиталистического

Запада; по его мнению, выход из глубоких внутренних противоречий

капиталистической системы и конфликта между Западом и "третьим миром" лежит

на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и

абсолютизации материальных ценностей, а также в возрождении гармонии между

человеком и природой. Тойнби сочувственно относился к национально-

освободительному движению, выступал за мирное сосуществование и

взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.

2 в) ЧЕЛОВЕК, ТВОРЧЕСТВО, КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ БЕРДЯЕВА

Человек:

Для характеристики человека как индивидуального феномена Бердяев использует

два термина - индивидуум и личность. Индивидуум есть натуралистическая,

прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду.

Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он

подчинен обществу, есть часть общества. Индивидуум отстаивает свою

относительную самостоятельность, но принужден рассматривать себя как часть

(«один из»), он не может противопоставлять себя целому, как целое в себе.

Личность - категория духа, а не природы, и не подчинена ни природе,

ни обществу; не может быть мыслимо как часть в отношении к целому. Личность

есть целое, это основное определение личности. Личность не рождается от

родителей, как индивидуум, она творится Богом и самотворится, и она есть

Божья идея о всяком человеке. Личность обладает способностью вмещать в себя

универсальное содержание. Личность может быть понята лишь как акт,

творческий акт всегда связан с глубиной личности, личность есть творчество.

Личность имеет волевое ядро, в котором всякое движение определяется

изнутри, а не извне. Быть личностью не легкость, а трудность, бремя,

которое человек должен нести. Ни один человек не может себя считать

законченной личностью. Личность не самодостаточна, она всегда предполагает

существование других личностей, выход из себя в другого. Отношение личности

к другим личностям есть качественное содержание человеческой жизни.

Личность предполагает жертву, но нельзя пожертвовать личностью, можно

пожертвовать своей жизнью. Но никто не имеет права отказаться от своей

личности, всякий должен в жертве и через жертву оставаться личностью.

Личность предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание

каждого. Личность выковывается в своем творческом самоопределении.

Реализация личности предполагает аскезу как средство, упражнение,

концентрацию внутренней силы, необходимую для осуществления творчества

человека. Бердяев указывает на то, что в личности есть бессознательная

основа - стихийная, связанная с космосом и землей, являющаяся материалом,

из которого создаются величайшие добродетели личности; есть сознание и есть

выход к сверхсознательному, с последним связаны все высшие достоинства

человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и

творчество. Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного

через сознание к сверхсознательному.

Огромное значение имеет вопрос об отношении в человеке духа к душе и телу.

Можно говорить о тройственном составе человека. Душа и тело человека

принадлежат к природе; они являются реальностями природного мира. Но дух не

есть природа. Духовный элемент в человеке означает, что человек не только

природное существо, в нем есть сверхприродный элемент. Человек соединятся с

Богом через духовный элемент через духовную жизнь. Человек представляет

собой целостный организм, в который входит душа и тело. Личность есть

целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело

подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим, сверхличным и

сверхчеловечным бытием.

Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить

себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. «Смерть есть самый

важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не

определив свое отношение к смерти». Без решения вопроса о смерти, без

победы над смертью (а не забвение смерти) личность не может себя

реализовать. Отношение к смерти двойственно. С одной стороны, смерть есть

величайшая и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо

всякое существо сотворено для вечной жизни. Положительный смысл смерти в

том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в

конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть

реализована только лишь в вечности, за пределами времени; во времени жизнь

остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Реализация

полноты жизни личности предполагает существование смерти. Смерть есть не

только разложение и уничтожение человека, но и облагораживание его,

вырывание его из власти обыденности. Человек не есть бессмертное существо

вследствие своего естественного состояния. Бессмертие достигается в силу

духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно

личность, а не душа, как естественная субстанция. В известном смысле можно

сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа

духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом.

Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола и

любви. «Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого

существа, тоска по восполнении. Целостная личность бисексуальна,

андрогинна. Метафизический смысл любви - в достижении целостности личности

для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безличным и смертоносным

родовым процессом».

Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в

себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать

обществу, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не

являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они.

Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое

своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в

обществе. Бердяев различает общение и общество. Общение всегда

персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, “Я” с “Ты” в

“Мы”. Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность;

в обществе мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся

подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих

собственных целей. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне

объективации. Общество, в основу которого будет положен персонализм,

признание верховной ценности всякой личности и экзистенциальное отношение

личности к личности, превратится в общину, в истинный коммунизм. Общение,

соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним

объектированным обществом. В общении “Я” с “Ты” в “Мы” неприметно приходит

царство Божие. Довольно неопределенно рисует Бердяев картину земной

проекции соборности. Таковым становится общество персоналистического

социализма, в котором исключена эксплуатация и отсутствует государственное

регулирование общественной и в том числе экономической жизни. Это должно

быть «трудовое общество с профессиональными представительствами, общество

цеховое, корпоративное и синдикалистское», руководствующееся принципом

максимума свободы личности.

Личное начало неразрывно связано с иерархизмом, с космическим строем

вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.

Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми

другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее

качественного своеобразия задерживается и умеряется уравнением с соседями.

Это обида для лучших, потворство худшим. Разрушение всякого иерархизма в

государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к

первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который

есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть

низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком. «Личность

поэтому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание,

что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют

качественные различия и расстояния. Природа личности не выносит смешения и

бескачественного уравнения».

Свобода - главная тема жизни Бердяева и главное слово его творчества.

«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я

положил в основание философии не бытие, а свободу... В такой радикальной

форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна

мира. Бог захотел свободы и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в

начале и свобода в конце. У меня есть основное убеждение, что Бог

присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода

должна быть сокрализована». Философ убежден в самоочевидности свободы

человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и

Страницы: 1, 2, 3