Скоморохи на Древней Руси
превращались в своеобразные «игрищные праздники». Святочные игрища подводят
непосредственно к театру, к комедии: они строятся на развитом действии и
распространенном диалоге, отличаются сатирическим характером, в них ярко
очерчены образы. Некоторые святочные игрища вошли в народные драмы в
качестве интермедий. Таковы сценки с покупкой лошади в кукольном театре
Петрушки, старика со старухой и Мацея в вертепной драме и пр. Эти игрища
имели подчас своеобразные «прологи», в которых участники спрашивали у
хозяев разрешения войти в дом и играть «игру», подобно тому как это затем
будет практиковаться при представлении народных драм. Таким образом,
святочные игрища занимают промежуточное положение между собственно игрищами
и народной драмой.
Государство, церковь и скоморохи
Церковь преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской
власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-
Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. «Бога
ради, государь, вели их (скоморохов) извести, кое бы их не было в твоем
царстве, и тебе, государю, в великое спасение, аще бесовская игра их не
будет»,— писал царю Ивану IV митрополит Иосаф. Церковь настойчиво ставила
скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения - волхвами,
ворожеями, колдунами. Так, в Приговорной грамоте монастырского собора
Троицкой лавры (1555) запрещалось держать в волости скоморохов и волхвов.
В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния.
Это нашло, в частности, выражение в развитии литургической драмы. Одни
литургические драмы, как уже было сказано, пришли к нам вместе с
христианством, другие - в XV веке, вместе с вновь принятым торжественным
уставом «великой церкви». На Руси были известны два рода литургических драм
- драмы пасхального цикла (например, «Шествие на осляти» и «Умовение ног»)
и драмы рождественского цикла («Пещное действо»).
«Шествие на осляти» отправлялось в вербное воскресенье (за неделю до
пасхи). После литургии начинался торжественный колокольный перезвон. В
Москве приводили в Кремль осла или белую лошадь под белым покрывалом. При
этом в богослужебный текст вклинивалось пререкание с владельцем осла.
Духовенство выходило на площадь, митрополит (в XVII веке - патриарх)
садился боком в особое седло и брал в правую руку крест, а в левую -
Евангелие. Осла под уздцы обычно вел сам царь или его ближний боярин; царь
бывал в парадном одеянии, в Мономаховой шапке. На крышу одного из домов
специально становился человек, руководивший шествием. Во время процессии по
пути митрополита постилали одежды и бросали зеленеющие ветки вербы. В
1620—1630-х годах это делали специальные люди - «постилальники». Они
снимали с себя красные кафтаны и постилали их на землю под ноги шествующим.
Число постилальников доходило до пятидесяти, а к концу XVII века их было
уже до ста человек. Все шествие в целом также становилось пышнее и
торжественнее. За митрополитом следовал облаченный во все регалии царевич,
далее шло множество бояр; шествие замыкал народ. Процессия направлялась из
Кремля к храму Василия Блаженного, где совершалась краткая служба, а затем
возвращалась в Кремль. В последний раз «Шествие на осляти» происходило при
царях Петре и Иоанне Алексеевичах, которым патриарх и уплатил за это по 500
ефимков. «Шествие» устраивалось и в других митрополичьих городах. Как
видно, кроме целей религиозных «Шествие на осляти» имело цели политические,
а именно публично декларировало превосходство духовной власти над светской.
На четвертый день после «Шествия», в четверг на страстной неделе,
исполнялось «Умовение ног». Эта литургическая драма входила в состав
богослужения еще в Х веке, в ней митрополит вместе со священниками
воспроизводил сцену «Тайной вечери». Священники, числом двенадцать, взойдя
на особо для этих случаев сооружаемое посреди церкви возвышение, садились
по шестеро с каждой стороны помоста. Далее шла инсценировка евангельского
текста: архиерей вставал, снимал облачение и, налив воды в таз, который
несли перед ним, омывал, а затем утирал ноги священникам. Каждый из
священников в знак благодарности целовал ему руку. Наконец он подходил к
тому священнику, который изображал Симона-Петра. Начинался диалог, в
котором архиерей произносил слова Христа, священник - слова Симона-Петра.
Последний отказывался дать омыть себе ноги; архиерей настаивал, говоря, что
в противном случае он не будет иметь «части», то есть связи, с ним, с
Христом. Тогда священник просил омыть ему и руки и голову; архиерей
отвечал, намекая на Иуду Искариотского: «Измовенный не требует, токмо нози
умыти: есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси». Затем архиерей
омывал Симону-Петру ноги и всходил на свое место. Интересно заметить, что в
одной из рукописей чин описанного действа комментируется гораздо живее, по
всем правилам сценических ремарок. Это касается в особенности Симона-Петра.
Но самой драматически развитой и наиболее театральной из всех
литургических драм было «Пещное действо», являвшееся инсценировкой
библейского сказания о трех отроках: Анании, Азарин и Мисаиле. Оно
отправлялось 17 декабря (перед рождеством). На Руси «Пещное действо»
исполнялось, по-видимому, еще в XI веке. Но нам известен чин лишь XVI века,
поскольку в древнейшем из найденных у нас списке действа многолетствуется
князь Василий Иванович (1505—1533).
Сохранились две отличающиеся друг от друга редакции «Пещного действа»
- XVI и XVII веков. Если литургические драмы обычно ограничивались
инсценировкой евангельских текстов и содержащихся в них диалогов, то в
редакции XVII века было несколько вставных диалогических жанровых сцен,
исполнявшихся не на церковнославянском, а на русском бытовом языке. В них
явственно проступает воздействие устной народной драмы. Можно полагать, что
эти диалоги вели скоморохи.
В субботу против царских врат ставилось сооружение, изображавшее «пещь
огненную». На крюк от снятого паникадила вешалось изображение ангела,
которое поднималось и опускалось с помощью веревки, шедшей из алтаря и
перекинутой через блок. В отсутствие молящихся ключарь репетировал спуск
ангела, который должен был находиться в зените над центром печи. Печь была
разделена на две части полом, к которому с одной стороны вели ступеньки. В
верхний ярус входили «младенцы»; в нижнем, непосредственно на церковном
полу, ставился горн с раскаленными угольями.
Действо чина XVI века начиналось с того, что «учитель отроческий» шел
в алтарь, связывал троих отроков полотенцем и передавал «халдеям», которые
вели их к архиерею. Протодьякон зажигал в алтаре свечи и давал их отрокам в
руки. Далее начинался диалог между халдеями:
1-й халдей. То дети царевы, нашему царю не служат, златому телу не
поклоняются.
2-й халдей. И мы ввкинем их в пещь, да станем жечь.
В чине XVII века «Пещное действо» в первой части было осложнено
разработкой вставных диалогов, которые произносили халдеи. Когда халдеи
проводили отроков из алтаря на середину храма к печи, шествие
останавливалось и разыгрывалась такая сцена, отсутствовавшая в чине XVI
века:
1-й халдей (указывая пальмой на пещь, к отрокам). Дети царевы?
2-й халдей. Царевы.
1-й халдей. Видите ли сию пещь, огнем горячу и вельми распаляему?
2-й халдей. А сия пещь уготовася вам на мучение.
А н а н и я. Видим мы пещь сию, но не ужасаемся, есть бо бог наш на небеси,
ему же служим, той силен ияъяти нас от пещи сия.
А з а р и я. И от рук ваших избавить нас.
М и с а й л о. А сия пещь будет не нам на мучение, но вам на обличение.
Второй диалог халдеев, предшествующий бросанию отроков в печь, тоже
усложнился, две реплики заменены десятью.
1-й халдей. Товарищ!
2-й халдей. Чево?
1-й халдей. Эти дети царевы?
2 - н халдей. Царевы.
1-й халдей. Нашего царя повеления не слушают?
2-й халдей. Не слушают.
1-й халдей. А златому телу не поклоняются?
2-й халдей. Не поклоняются.
1-й халдей. А мы вкинем их в пещь.
2-й халдей. И начнем их жечь.
Подобные сцены постепенно усложнялись, обогащаясь бытовыми народными
выражениями.
По окончании диалогической сцены между халдеями «учитель отроков»
передавал их халдеям. Первый халдей брал Ананию под правую руку, второй -
под левую, и они вели его в печь. После этого второй халдей обращался к
Азарии и со словами: «А ты, Азария, чего стал, - и тебе у нас то же будет!»
- Азарию и Мисаила вводили в печь. Тогда приносили горн с горящими угольями
и ставили его под печь. Отроки и протодьякон пели стихиры, а халдеи,
получив от «певчего диакона» свечи и «трубки с плавучею травою», ходили
вокруг печи, бросали траву в горн; она вспыхивала ярким пламенем. Во время
пения стиха «Яже обрете о пещи халдейстей» ключарь подходил: «под
благословение» «ангела спущати в пещь», халдеи становились по ее сторонам,
подняв вверх пальмовые ветви. Затем спускали ангела в печь при «трусе
велице зело з громом». Халдеи падали ниц, дьяконы «опаляли их огнем»,
отроки зажигали на венце у ангела три свечи, и его приподнимали слегка
вверх. Отроки кланялись ему до земли. Тогда с полу поднимались халдеи, сняв
шапки и отложив их и пальмовые ветви в сторону, говорили:
1-й халдей. Товарищ!
2-й халдей. Чево?
1-й халде и. Видиши ли?
2-й халдей. Вижу.
1-й халдей. Было три, а стало четыре, а четвертый грозен и страшен зело,
образом уподобился сыну божию.
2-й халдей. Как он прилетел да и нас победил.
При этом они уныло стояли, опустив головы. Отроки вместе с ангелом
трижды ходили кругом печи. Наконец, ангела вторично с громом спускали в
печь, халдеи падали на колени, а отроки с пением обходили печь еще раз.
Когда песнопение оканчивалось, первый халдей говорил, сняв шапку:
Анания, гряди вон из пещи.
2-й халдей. Чево стал, поворачивайся; не имет вас ни огонь, ни поломя, ни
смола, ни сера.
1-й халдей. Мы чаяли - вас сожгли, а мы сами згорели .
Все три отрока выходили из печи и с халдеями направлялись в алтарь.
Любопытно отметить, что «Пещное действо» постепенно сливалось со
святочными игрищами. Так, по свидетельству Флетчера (XVI век), халдеи в
течение двенадцати дней на святках бегали но городу переодетые и шутовское
платье и делали «смешные шутки». Олеарий (XVII век) тоже говорит, что
халдеями назывались «проходимцы, которые ежегодно получали от патриарха
разрешение в течение восьми дней перед Рождеством и вплоть до Крещения
бегать по улицам с особым фейерверком, причем они прохожим зажигали бороды
и особенно приставали к мужикам. В наше время они зажгли мужику воз с
сеном, а когда он стал им сопротивляться, они сожгли ему бороду и волосы на
голове; кто желал быть пощаженным ими, должен был платить им копейку... Они
были одеты как во время масляничного ряженья, на головах у них были
деревянные размалеванные шляпы, а бороды были вымазаны медом, чтобы не быть
зажженными огнем, который они разбрасывали... Огонь они делали из особого
порошка, который толкли из растения, называвшегося у них плаун. Пламя это
изумительно, и очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают
ночью или впотьмах; им можно пользоваться для разных развлечений». Эти
свидетельства и дают основание полагать, что роли халдеев в «Пещном
действе» исполняли скоморохи. На примере «Пещного действа» ясно видно
постепенное обмирщение литургической драмы и слияние отдельных се эпизодов
со святочными скоморошьими игрищами.
Петр I упразднил литургические драмы, которые принижали царскую власть
(«Шествие на осляти» и «Пещное действо»), но сохранил «Умовение ног», тем
самым как бы предписывая смирение главе церкви, а следовательно, и
духовенству вообще.
Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь
не создала своего театра. Опыт литургических драм прошел, по существу,
бесследно для истории театра и дал некоторые результаты лишь с того
момента, когда народные массы стали демократизировать литургическую драму,
насыщать образы плотью, окружать их бытом, включать в драмы жанровые
комические сцены - интермедии. И хотя в XVII веке Симеон Полоцкий пытался
на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта
попытка осталась единичной и оказалась бесплодной.
Скоморошество в русской культуре XVII века
Новый период русской истории, начавшийся примерно в XVII веке, принес
с собой коренные изменения в экономической и общественной жизни. В это
время произошло окончательное слияние русских земель, стал складываться
всероссийский рынок, создавались экономические предпосылки для формирования
русской нации. Начался мощный подъем национального самосознания. Вместе с
тем усилившаяся эксплуатация крепостного крестьянства и посада вызвала
долго не прекращавшиеся народные движения. XVII век был веком, по выражению
Пушкина, «многих мятежей». По своему размаху и последствиям особенно
выделялось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
Разрешение политических задач, стоявших перед Москвой, тормозилось
культурной отсталостью русского народа, вызванной почти трехсотлетним игом
татаро-монголов. Все насущнее становилась коренная перестройка жизни
русского общества. В передовых кругах развивался интерес к знаниям, к
науке, технике, искусству. Сложность и противоречивость общественных
отношений и быта отразились в литературе, искусстве и эстетике XVII века.
Развитие нового, светского искусства разрушало художественные каноны
средневековья, хотя еще и не порывало с ними. Для искусства XVII века
характерно интенсивное развитие светских сюжетов. Живопись становилась
более конкретной, жизнерадостной по содержанию. Человек словно праздновал
свое освобождение от гнета средневековья. В живописи видное место занял и
женский образ, любовная тематика. Художники обратились к изображению пиров,
торжественных процессий, плясок, стремились к показу конкретных явлений
русской действительности. На картинах все чаще можно увидеть характерные
черты русского пейзажа, бревенчатые избы, кладбища с деревянными заборами,
рубленые церкви, русские бани, крестьянскую одежду, обряды, лихую тройку и
пр. От изображения ликов традиционного «темновидного» цвета художники
переходили к изображению «живоподобному», то есть писали лица естественного
телесного цвета, создавали индивидуальные портреты («парсуны»). В защиту
портретной живописи писались целые трактаты. Мастера кисти впервые стали
подписывать свои произведения.
Существенные сдвиги происходили в поэзии и в музыке. Было сделано два
опыта систематизации русского письменного стихосложения. Попытка ввести
метрическую систему успеха не имела. Что же касается системы силлабической,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|