скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сетевая этика скачать рефераты

Большинство продвинутых пользователей и владельцев сетей вполне

нормальные люди, ничто человеческое им не чуждо. Они, как и другие, с

удовольствием играют в игры, читают новости. В сети они работают регулярно.

Если они видят, что работа сети начинает как-то портиться безо всяких

видимых причин, они изучают это. Обычно это весьма квалифицированные

специалисты и далеко не глупые люди: если они обнаруживают, что в данном

районе сетевой поток вдруг возрос на порядки (в десять, сто, раз), они

понимают, что это далеко неспроста, совсем не случайность. Им захочется

узнать причину. Если вы и есть эта причина и ваше использование

неприемлемо, скорее всего, вы получите вежливое послание по e-mail с

просьбой прекратить такое поведение. Потом вы можете получить менее

вежливые послания, в конце концов, кто-нибудь свяжется с вашим местным

«сетевиком». Вы можете кончить полной потерей доступа или же вашим

работодателям или общине впредь придется больше платить за доступ, что их

вряд ли осчастливит.

Саморегулирование важно также и из-за политики, окружающей сеть. Никто

в здравом рассудке не станет полагать, что сеть живет вообще без проблем и

злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым

сообществом, а выносятся в печать и на обсуждение в высших кругах власти,

всем только хуже.

Стоит еще перечислить некоторые сферы, считающиеся в сети «политически

вредными» и которых, соответственно следует избегать:

* чрезмерные игры;

* чрезмерное несообразное использование;

* злобное, надоедливое и иное антиобщественное поведение;

* умышленное вредительство или вмешательство в дела других, в их

оборудование и программное обеспечение;

* обнародование файлов непристойного содержания.[3]

Очень трудно выбивать субсидии для сети в государственном бюджете,

если как раз перед слушаниями о финансировании средства массовой информации

рассказывают общественности о злоупотреблениях в сети. Например, Сеть

клеймят рассадником секса, насилия и порнографии. И так как файлов такого

содержания в Сети действительно наверное больше всех, то, с одной стороны,

значит так и есть, а с другой работы над сетевой этикой ведутся уже все

упорнее и глубже.

2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ИНТЕРНЕТ

Итак, мы рассмотрели наиболее общие, уже сложившиеся особенности

Сетевой этики. Однако еще раз следует подчеркнуть, что Интернет-этика

находится пока что только в стадии своей разработки и становления, вовлекая

в свои проблемы все новых и новых пользователей, представителей услуг (так

называемых «провайдеров»), целые социальные группы и слои и, наконец,

самого государства. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики следует

опереться на этику обычную, естественно, постараясь ее экстраполировать на

особенности Интернет.

В чем же состоит закономерность и потребность развития Сетевой этики?

Стоит обратиться к истории морали. Каждый народ, свершивший позже великие

деяния, в начале своей истории отбрасывал одряхлевшие и изжившие себя

законы предков и сам устанавливал свои, новые. Именно эти законы и рождали

новый великий народ.[4]

Информационное же общество просто обязано создать новые законы, потому

что оно живёт в совершенно новой среде – Сети. И сеть, поскольку она

является первой и наиболее яркой представительницей информационных

отношений, имеет на это право.

Всё же, отбрасывая старое, надо всегда брать из него его мудрость,

тщательно отыскивать заложенные в нём рациональные зёрна и бережно их

сохранять. Это логически исходит из особенностей Сети и закономерно

перерастает в ее Законы. Именно поэтому некоторые исследователи выделяют

три пересекающиеся посылки сетевой этики:

. анархия, точнее личная свобода;

. здоровый консерватизм;

. инстинкт сохранения популяции в целом.

Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно,

если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов.

Совершенно естественная посылка. Если вы не делаете ничего, что меня

напрягает, мне должно быть абсолютно всё равно, что вы там делаете, – это

Ваше Личное Дело.

Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само

общество может прекратить своё существование. Система устойчива только

тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то,

что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания – Сеть.

Мы же заботимся об охране окружающей среды. Механизм этой заботы несколько

схож с заботой о Сети.

Здоровый консерватизм означает бережное отношение к уже достигнутому,

умелое его использование для своего развития. Причем «здоровый» здесь

имеется ввиду как произошедший от слова «здоровье».

Однако все это проистекает из сущности и особенностей Сетевой этики. А

что же конкретно делается в Сети для становления этических норм и

принципов? Кроме того, что последнее время организовывается все больше

конференций, чатов, личных WEB-страниц пользователей и провайдеров по

данной проблеме, сеть и множество различных концепций и даже теоретических

программ и моделей сетевых норм и ценностей. Пройдя стадию своего

свободного обсуждения, в котором может принимать участие каждый желающий

(ограничением выступает только языковой барьер), эти, уже официальные,

документы Сети выставляются в готовом виде на всеобщее обозрение и

предполагают теперь только наличие оценок и соответствующих комментариев

пользователей.

Логично, что садясь за компьютер и начиная работать с Сетью, человек

как бы экстраполирует свой образ на Интернет, закономерно создается двойник

и пускает его в Сеть. Этот двойник проявляется, прежде всего, в различных

группах новостей, в конференциях, чатах, а также в своей переписке. Но

свобода всегда приходит нагая. Отправляя в виртуальные странствия

"двойника" своей существующей личности, мы подспудно и всегда хотим для

него только одного – добра. Это аксиома. Но как бы мы не надеялись на

лучшее, нам не удается усовершенствовать этого двойника так, как мы хотим.

Наши темные стороны, наша ограниченность и нетерпимость, закостенелость во

взглядах и тщательно скрываемые в повседневной жизни комплексы служат ему

плохую службу.

Дело усугубляется еще и тем, что Сеть развращает нас кажущейся

анонимностью и возможностью вынырнуть из нее в любой момент. Для того,

чтобы понять почему анонимность и возможность выхода без последствий

являются кажущимися следует показать два основных аспекта.

Первый аспект – технический. Специалисту в области сетевых

коммуникаций, облеченному в соответствующие "хардверные" и "софтверные"

доспехи, не составляет особого труда отследить абсолютно любого, независимо

от способа его вхождения в Сеть и протокола работы. Сеть умеет защищаться

от потенциальной и реальной угрозы. Нарушитель будет изолирован от нее –

раньше или позже.

Аспект второй – личностный. Мы привыкли к устному диалогу,

составляющему основу, львиную долю современных коммуникаций. Интонация,

обстановка и выражение лица собеседника порой несут больше информации о

нем, чем собственно содержание беседы как таковое. В Интернете такого

"сенсорного" компонента мы лишены начисто. Пока лишены. Можно возразить,

что существуют телефонные разговоры по Сети (против которых, кстати, уже

ведут серьезную войну лидеры традиционных проводных телефонных

коммуникаций), сетевое радио и телевидение. Да, это так, но дело в том, что

мы – и утверждающие, и возражающие, - понимаем, что письменная речь, без

возможности видеть и слышать собеседника, еще надолго останется главным

способом общения в Интернете. Да и нагота пресловутой Свободы так

привлекательна.

Ажитация и несдержанность некоторых личностей приводят к созданию в

Сети групп, которые всеми правдами и неправдами ведут долгие войны друг

против друга по самым мельчайшим и немыслимым поводам. И вроде бы и ничего

страшного (воюют, ну и пусть воюют), однако беда в том, что остальные,

большинство, которым, как потребителям информации не имеет значения ее

форма, смотрят на потасовку и испытывают от нее неприятные ощущения. Еще

большая беда в том, что всю эту убогость видят десяти-пятнадцатилетние

жители Интернета. А если они подумают, что в Сети, так принято?! Каков

тогда будет портрет следующего поколения пользователей Сети?[5]

В этой связи стоит привести один из наиболее упорядоченных сейчас в

Сети документов относительно Сетевой этики, но следует сразу заметить, что

хоть он и приводится на некоторых сайтах как законченный документ, однако

работа на проектом все еще продолжается. А оригинал этого Кодекса (как

свода законов) можно найти на сайте http://www.zip.com.au/. В то же время,

при желании его обсудить или прислать замечания надо это делать по адресам

aus.org.efa и comp.org.eff.talk.

Итак, одна из первых, в первом приближении законченных, версий Кодекса

поведения в Сети. Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы

предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать

нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним

многопользовательских коммуникационных сетей. Основные его создатели

отметили сразу же, что документ этот не создан с намерением быть

использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки

законодательств.

Кодекс можно условно разделить на 2 основных раздела: Сетевые права и

Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно

культуры поведения в Сети.

Первый раздел «Права» представляет права, принадлежащие каждому

взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права,

угрожают свободам личности, собственности, безопасности и способности

противостоять притеснениям для всех участников Интернета.

Сюда входят:

. Права на Коммуникации;

. Права на Сохранение Тайны;

. Права на Юрисдикцию;

. Права на Доступ;

. Право на Администрирование.

Права на коммуникации включают в себя:

1) Право принимать любую информацию из любого источника.

2) Право каждого лица контролировать и лицензировать

интеллектуальную собственность, инвестированную в его

собственное оригинальное произведение, но не в алгоритмы или

любую другую собственность математики.

3) Право передавать (распространять) любую информацию любому

человеку, ограничиваемое только правами интеллектуальной

собственности.

4) Право публиковать любую информацию в любом нередактируемом

(немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую

информацию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое

только правами интеллектуальной собственности.

Права на Сохранение Тайны представляют собой:

А) Право каждого лица отказать в разглашении любой информации,

им созданной или полученной.

Б) Право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или

трансформировать любым путем любую информацию, им созданную или полученную.

В) Право каждого лица отказать в разглашении имен источников

информации, им переданной или полученной.

Г) Право наблюдения за другими только по их предшествующему

согласию.

Д) Право игнорировать информацию любой природы.

Права на Юрисдикцию состоят из:

- Право каждого лица отвечать только по законам и нормативам,

которые применимы к нему в связи с его физическим

местоположением.

- Право искать обращение за помощью закона против

организаторов действий и других деяний, которые могут

повлечь ущерб, но не против любого промежуточного лица,

организации или посредника.

Права на Доступ выражены следующими положениями:

o Право доступа к любой информации в любой общественной

сфере, ограничиваемое только ее ценой.

o Право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи,

акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к

нему, или которые были созданы – полностью или частично –

его представителями или агентами, ограничиваемое только

Правом на Сохранение Тайны.

Право на Администрирование включает в себя:

o Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого)

форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать

устав этого форума.

o Право системного администратора запретить доступ в эту

систему любому лицу по любой причине, в рамках действующих

контрактных обязательств.

o Право лица, будучи родителем или законным представителем

несовершеннолетнего, контролировать информацию, доступную

несовершеннолетнему.

Второй раздел несколько больше и посвящен, как уже упоминалось

основным принципам сетевой этики. Здесь выработаны и представлены этические

стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Сразу же в

документе присутствует оговорка, что эти этические стандарты не

гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон,

который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно

изложенное выше право.

Состоит данный раздел из:

. этики терпимости;

. этики доверия;

. этики предупредительности и

. этики регуляции.

Этика Терпимости, прежде всего состоит в том, что:

o неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае когда эти

высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру;

o неэтично беспокоить других или угрожать другим;

o неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для

разрешения спора до того как применены все переговорные и посреднические

средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

Этика Доверия выражается в следующем:

. неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения

других без их согласия;

. неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или

высказывания других;

. неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством

принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением

предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их

смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с

их законными представителями или наследниками;

. неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую

информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом,

воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего

опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.

Этика Предупредительности заключается в том, что

o неэтично передавать информацию лицам и форума, определенно не согласным

с такой информацией;

o неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети

и дискового пространства для сохранения информации.

Этика Регуляции состоит из некоторых предписаний:

* представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или

противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложенным в

первой части настоящего документа;

* представителям государств и корпораций неэтично представлять или

утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во

второй части настоящего документа;

* этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и

этические нормы, представленные в настоящем документе.[6]

Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со

многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные

культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется EFA,

EFF и CPSR.

Данный документ содержит в себе основные принципы и нормы сетевой

этики, однако даже не зная его, каждый пользователь, желая еще большего

развития Сети, должен придерживаться хотя бы некоторых, ему наиболее

подходящих этических норм. А так как виртуальный портрет

среднестатистического Интернет-пользователя уже сложился, то возможно, уже

можно говорить о том, что этические нормы в Сети займут отнюдь не последнее

место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышеизложенного можно определить главный, претендующий

на доминирование принцип Всемирной паутины – Noli nocere («Не навреди»).

Коротко и ясно. Однако, как много смысла заложено в этой мудрой фразе.

Свобода одного пользователя Интернет заканчивается там, где начинается

свобода другого. Но не нужно ограничивать себя, свою свободу, запирать свое

"я" в клетку. Однако, в то же время, каждый раз, перед поступком – словом,

действием – следует подумать, чтобы не ограничить свободу своего Ближнего.

В Сети он может быть и дальним – Земля большая. Но «дальним» по расстоянию,

зато «ближним» по духу и интересам.

Жители Интернет-пространства – это новый, информационный социальный

слой, достаточно массовая группа; это специфическое, построенное на

принципах объединения интересов надгосударственное образование, а его так

называемая анархия – возможно это новейшая форма общественной жизни, за

которой будущее.

Конечно же, ясно и понятно, Интернет – это особое место. Живя по

законам человеческим, он повторяет нашу реальность. Однако, это повторение

не есть слепым и невдумчивым копированием. Человек в Сети старается быть

намного лучше, чем на самом деле. В Интернете он воплощает неудавшиеся

планы и нереализованные идеи обыденной жизни. Здесь пользователь строит тот

идеал, на который всю жизнь хотел быть похож, и который жаждет и приемлет

вся его сущность. Но не стоит, в то же время, забывать – "я" в жизни и "я"

в Сети – это тоже две стороны одной медали, два стороны одной сущности, два

аспекта одной проблемы.

В заключение нельзя не сказать и о роли и диалектики этических норм и

все более популярной коммерции в Интернет. Так формируется экономика

Интернет, а ведь можно сказать, что именно экономика есть причиной, а этика

есть следствием. Поэтому и уместно этим подытожить всю вышеизложенную

информацию. То есть, говоря о каких-либо моральных ценностях в Сети,

этических нормах и установках, о которых было сказано уже в работе немало,

следует и уделить внимание пока еще острой проблеме взаимодействия этики и

капитала.

В последнее время правительства многих государств стараются ограничить

свое финансирование Всемирной паутины за счет возрастания доли

коммерческого капитала. Здесь выделяются два аспекта проблемы – личностный

и коммерческий.

Первый заключается в том, что многие пользователи, несмотря на

прекращение финансирования Интернет хотели бы, чтобы расходы на подключения

оплачивались не из их кармана. Именно поэтому во многих учреждениях, через

которые пользователь использует Сеть могут потребовать соблюдения

определенных правил. Мы уже размышляли о свободе в Сети, и здесь

пользователю, возможно, придется пожертвовать ее частью, чтобы сохранить

это субсидируемое подключение.

Коммерческий аспект, в свою очередь, основывается том, что финансовые

дела должны вестись так, как это принято в Интернет. И хотя культура

взаимоотношений в Сети находится, как уже не раз упоминалось, еще в стадии

становления и этические нормы еще не получили стабильности, в сети еще живы

традиции откровенного неприятия проявлений меркантилизма по отношению к

Интернет и во взаимоотношениях через него. Навязывание рекламы в Сети

сейчас полуофициально запрещено, что вырабатывает определенное Интернет-

сознание: престиж компании раз проделавшей это сильно падает. Реклама

отнюдь не исключается, но она должна носить чисто информационный характер.

В принципе как и вся предлагаемая информация в Сети.

В этом и заключаются сущность, особенности, основные нормы и принципы

Сетевой этики, от которых, а точнее от их достаточно бурного сейчас

развития будет зависеть, каким будет выглядеть Интернет завтра: грязным,

аморальным, упадочным или сущностью красоты глобального человеческого

общения и взаимоотношений. Вот она – проблема развития сегодняшней Сети!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://1001.vdv.ru/books/

2. http://www.alexa.com/

3. http://www.bolizm.ihep.su/

4. http://ng.ru/99-12-15/5_internet.html

5. Михаил Басин, Ипполит Шилович. Синергетика и Internet. - С.-Пб.:

Наука, 1999, с. 29.

6. Крол Эд. Все об Internet: Пер. с англ. – К.: Торгово-издательское бюро

BHV, 1995 – 592 с.

7. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Как говорил Заратустра.– М.: Мысль,

1990 г.

-----------------------

[1] http://www.alexa.com/

[2] Михаил Басин, Ипполит Шилович. Синергетика и Internet. - С.-Пб.: Наука,

1999, с. 29.

[3] Крол Эд. Все об Internet: Пер. с англ. – К.: Торгово-издательское бюро

BHV, 1995 – 592 с.

[4] Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Как говорил Заратустра.– М.: Мысль,

1990 г.

[5] http://1001.vdv.ru/books/

[6] http://www.zip.com.au/~pete/ere.html

Страницы: 1, 2