скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Семиотика цвета в восточной и западной культурах скачать рефераты

самое почетное место. Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская

башня) были увенчаны белыми кубами божественных «спален», где бог солнца

проводил ночи в обществе храмовых жриц.

Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на

максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к.

представлял свет – это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона

Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет

миру…»

Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого

завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Белый

цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве

– это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо.

Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.

В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам

Аллах – «свет небес и земли», и хотя ангелы его одеты в зеленое, верные ему

люди и сам пророк Магомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным

климатом сакрализуют триаду красный – белый – черный, то в Аравийской

пустыне предпочитают триаду зеленый – белый – черный. Эти цвета являются

священными символами, и вместе с тем они наиболее любимы в странах ислама.

Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения

белого. Седина – это приближение смерти, белый – цвет савана покойника,

проказы и лишаев.

В природе белый – не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям,

чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн,

недоступные горные вершины, облака…

В момент горя, в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых

переживаний волосы белеют. Все это является источником ассоциаций

негативного характера: белый связывается в сознании с холодом, безмолвием,

смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или

неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают эти его

негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии

белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви:

Белотканых

Рукавов разлуку

Омыла роса,

И, пронизывая холодом,

Осенний ветер подул.

На осеннем ветру

В Фукиаге стоящие

Белые хризантемы.

Подует ветер,

И расходятся на вершине

Белые облака…

Совсем безжалостно сердце твое!

(Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха. – М., 1978)

В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону

негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание,

истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.

Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи

(супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин

отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белые стены

воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX

века были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет

является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX век. Воображение

рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя.

И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается

некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено

осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями,

обращенными в потусторонний мир. Так, у Блока белый цвет означает смерть,

тоску, холод, отчужденность. Нюансы белого обозначаются такими словами, как

снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный:

…Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен…

Белая ты, в глубине несмутима,

В жизни – строга и гневна.

Тайна тревожно и тайно любима

Дева, Заря, Купина…

Терны венчают смиренных и мудрых

Белым огнем Купины.

В наше время белый цвет принят как символ божества во всех религиях

мира. Помимо традиционных, его присвоили новые религиозно-философские

течения – теософия, агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.

Живопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой

другой. Супрематисты видят в белом пространстве всего символ неэвклидова n-

мерного пространства, которое в свою очередь погружает зрителя в некий

медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.

Черный

Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Это

можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие

ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь –

все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное

поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе

грозит опасностями.

В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла,

противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует

гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.

Восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку

это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам

приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам.

Образуется цепочка символов черный – женщина – любовь – смерть – тайна –

магия.

У древних индусов черный цвет соответствовал понятию «тамас» --

состоянию сдавленности, угнетенности.

В средневековой Японии черный – знак печали.

В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. Черные

рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради

вознесения души и ее блаженства в жизни будущей.

В иконописи только глубины пещеры – символ могилы, ада – закрашиваются

черной краской. Это значение цвета было настолько устойчивым, что наиболее

тонкие живописцы, желая избежать его там, где требовался черный цвет без

всякой символики, или заменяли его темно-синим и темно-коричневым, или же

корректировали его сине-голубыми бликами.

Черный цвет имеет также и позитивные значения.

У африканского племени ндембу черный символизирует дождевые тучи;

черные животные и птицы приносятся в жертву во время ритуала вызывания

дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половым влечением,

со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены, а как

любовницы.

Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств

черноты – то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха»

(«Тысяча и одна ночь»).

В древнейших индийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие»

белого, т.е. такой яркий цвет, который не может быть воспринят человеком,

ослепляет его, т.е. тождественен тьме, черному.

Затеи эта же мысль встречается и у Платона. Этот невидимый глазом

свет, тождественный мраку, -- не что иное, как бог, непознаваемый в своей

сущности.

Библейские тексты не оставляют никаких сомнений в аксиологии черного

(как, впрочем, и других цветов): то, что сотворено Богом, не может

подвергаться человеческому суду. Он создает и свет, и мрак в свое время и в

своем месте, и творение Его всегда исполнено мудрости и гармонии.

В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. Но в

народном изобразительном прикладном искусстве черное вовсе не отрицается

как мрачный цвет. Он используется для фона в лаковых миниатюрах Палеха,

Мстеры, в жостовский подносах, в городецких росписях, в керамике и т.д.

Триада красный – белый – черный широко распространена в оформительском

искусстве и рекламе. В зависимости от ситуации этот цвет может быть и

мрачным, и веселым, и траурным, и жизнеутверждающим. В некоторых

европейских странах черный считается нарядным, выходным.

Зеленый

Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место

в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между

возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева

от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой,

синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтому

является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека.

Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к.

это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение

человека.

Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой

краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке,

когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые

драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были

служить знаком богатства, власти и привилегированного социального

положения, т.е. в древних государствах Востока.

Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая.

Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление

горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».

В Древнем Египте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно

в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-

злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В

мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком

изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность.

Существовало выражение «galbini mores» -- «зеленоватые» (т.е. изнеженные,

извращенные) нравы.

В традиционной культуре Японии зеленый цвет – в числе самых любимых.

Символика его целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки

зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом».

Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого.

В христианской культуре средних веков главное символическое значение

зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями.

Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной

путь.

В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в

христианстве. С этим цветом ассоциировались все блага, которые исходят от

растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в

священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не

только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии.

Для араба зеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и

прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны.

В средние века существовал обычай дарить девушкам к майским праздникам

зеленые платья. «Цвет жухлой травы» означал долголетие, «цвет темной

зелени» считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных

разбойников «цвет ивовых прутьев» означал в XVI – XVII веках отчаяние,

грусть, одиночество.

После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII

веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика. Входят в моду

деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы.

Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных

чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени

садов, лесов.

В XIX и начале XX веке стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры,

предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы.

Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных

ламп делали из зеленого стекла.

Зеленый – антипод красного, зеленый порождается глазом, если на него

воздействовать красным цветом. Зеленый так же амбивалентен, как и красный.

В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой,

безумием, распадом.

В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь

– злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.

В средневековой индийской литературе зеленым кодируется отвращение.

В XX веке семантика зеленого явно сдвигается в негативную сторону:

например, психически больные люди очень любят насыщенный зеленый цвет,

особенно в сочетании с желтым и фиолетовым.

Желтый

Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого. В спектре

он занимает промежуточное место между этими основными цветами. Поэтому о

желтом можно отчасти сказать то же, что и о красном, а отчасти – то же, что

и о зеленом.

Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и

земля, и пламя.

В древнем Китае желтый был цветом земли (Кунь) и женского начала

(Инь).

В Древней Греции очень любили ярко-желтый цвет (шафранный). Одежда

этого цвета считалась нарядной и праздничной.

В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку

он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после

рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли желтые

цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветленным), он возглавил

общину учеников-монахов, которым полагалось носить желтую одежду. И по сей

день адепты буддизма одеваются в желтое.

В культуре ислама желтый – это цвет священной коровы, первой жертвы

людей Аллаху.

В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается

полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, т.е. как символ

божественности и царственности.

И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными

символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности,

вероломства, греха.

В японской классической поэзии желтый – цвет увядания, символ осени.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый

журавль был символом бессмертия.

В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом недоверия, подозрения в

неверии.

В XX веке негативное отношение к желтому нарастает. В. Кандинский

ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом

связан с безумием. Андрей Белый исследовал творчество Гоголя и нашел, что

по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозе нарастает

количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. Желтый цвет был

любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу

для душевнобольных.

Л. Миронова считает, что сейчас символика желтого в основном негативна

(«желтая пресса», «желая карточка»). На мой взгляд, это утверждение

достаточно спорно. Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости,

легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим

воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться.

Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся,

освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить

возможность раскрыться. Желтому недостает солидности характера, которым в

полной мере обладает зеленый цвет. Зато у желтого есть нечто дружественное,

легкомысленное, искрящееся и счастливое.

Синий

Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он –

антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный,

серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах –

даже угнетающе.

В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное

значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим

лицом или телом.

В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.

Если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной

истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.

В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения

человека от общества и от самого себя.

На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие

ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных

вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители

богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов

расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками

луны и солнца.

В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется

традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в

архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные

цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках

византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим

цветом.

В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем

красные и зеленые).

В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху

Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но

символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет

неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во

Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.

В мусульманской Индии синий или голубой были знаками печали и траура.

Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. Он

очень интенсивно используется. По сравнению с голубым, чистый синий –

легкий, свежий, «в его расцветке лучше думается» (К. Петров-Водкин,

«Самаркандия»).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая

вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент

покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой

печали.

Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность,

где нет конца и быть конца не может» («О духовном в искусстве»).

Человек "голубой крови" имеет благородное, аристократическое

происхождение. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие

на нервную систему. Тёмно- синий цвет вызывает чувство безысходности,

беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер

безразличности, покоя.

Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону.

В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то

сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как

пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства

человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне

благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически,

почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во

второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств.

Фиолетовый

Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили

покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не

знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или

синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник

особенного психологического воздействия этого цвета.

Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть (С.

Рубинштейн), он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им,

согласуется с печалью подавленного духа (М. Нордау), задерживает

деятельность(М. Дерибере).

Но вместе с тем фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного,

усталого человека.

В средневековой Японии фиолетовый был символом любовной страсти.

В XIX и ХХ веках в фиолетовом ощущают главным образом нечто

таинственное, иррациональное, пугающее.

И. Гете в учении о цвете замечает в фиолетовом беспокойство и

утомляющее действие: этот цвет не столько оживляет, сколько вызывает

беспокойство.

Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он

балансирует между живым красным и мертвым синим, между горячим и холодным,

между материальным и духовным. Но угнетающее начало в нем преобладает.

Серый

Серый – цвет бедности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого

тумана.

В древности, в средневековье и в эпоху Возрождения этот цвет

совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, недостойным

уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет

у римлян символизировал зависть. У античных и средневековых авторов очень

редко встречаются упоминания о сером. На древнем Востоке в знак скорби

посыпали голову пеплом.

В древней русской литературе и фольклоре серый или сизый – это цвет

хищных животных и птиц (серый волк, сизый орел), на него как бы переходит

антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным

цветом одежды крестьянина.

Но примерно с XVI века серый цвет приобретает ценность. Флорентийские

дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские

знатные дамы щеголяют в сером атласе. В XVIII веке он становится уже

элегантнейшим цветом. Появляются оттенки серого – перламутровый, жемчужный,

«цвет голубиной шейки», голубовато- и зеленовато-серый.

Эти легкие, светлые, ненавязчивые цвета создавали в интерьерах

благоприятную среду для галантного времяпрепровождения при дворах королей и

дворян. В XIX и ХХ веках серый (более темных оттенков) был принят как самый

«практичный» цвет в одежде, самый спокойный в интерьере. Серый стал

символом хорошего вкуса, хорошего тона. Появилось выражение «благородный

мышиный цвет».

Этот цвет как бы скрывает личность носящего его, облекает не только

его тело, но и душу, так как другие цвета о чем-то говорят, а серый молчит.

Серый дает отдых усталым нервам современного городского человека. Средне-

серые и темно-серые оттенки хороши на матовых и «благородных» фактурах,

тогда как в масляной окраске могут вызвать негативные эмоции.

Оранжевый

Оранжевый – это цвет детского веселья, тепла и уюта.

Этот цвет не относится к основным, соединяет в себе свойства красного

и желтого. Он дает «мягкий отблеск заходящего солнца. Поэтому он также

приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в

одежде» (И. Гете).

Оранжевый особенно любят дети. Каких-либо самостоятельных

символических значений этот цвет не имеет. В целом – веселый, радостный,

тонизирующий. Однако в загрязненном и разбеленном виде он легко приобретает

негативные оттенки (слащавость, сентиментальность), становится мутным и

«мыльным».

Коричневый

Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой

серого. В природе этот цвет весьма распространен и во всех природных

объектах ценится людьми. Но в древности и средние века этому цвету

придавали негативный смысл и малую ценность. В Древнем Риме коричневые

туники носили рабы или люмпены; для высших классов общества этот цвет был

запретным. В средние века в культуре ислама коричневый цвет воспринимается

как цвет распада и разложения.

В средневековой Европе коричневый цвет считался самым уродливым.

В конце XIX – начале ХХ века коричневый колорит приобретает

неблагоприятные эмоциональные оттенки и негативную семантику. Мастера стиля

модерн выражают в этом цвете настроения грусти, увядания, предчувствия

смерти, усталости и тоски.

Вместо заключения

Как мы видим, мир цвета очень интересен и многогранен. Противоречия в

понимании того или иного цвета встречаются не то что в разных культурах, но

и в рамках одной. Я думаю, понимание основных значений цветов во многом

поможет объяснить некоторые вопросы, которые могут возникнуть при изучении

традиций и обычаев восточных и западных стран.

Литература

Антропова Т. Интернациональный язык цвета (ч. 4) (интернет)

Козлова Т. В. Цвет в костюме. – М., 1989. – 40 с. С. 6 – 19

Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема

цвета в психологии. – М., 1993. – 207 с. С.172 – 187

Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с.

С.33 – 93

Монастырская Е. Символика цвета (интернет)

Страницы: 1, 2