Семиотика цвета в восточной и западной культурах
самое почетное место. Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская
башня) были увенчаны белыми кубами божественных «спален», где бог солнца
проводил ночи в обществе храмовых жриц.
Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на
максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к.
представлял свет – это божество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона
Александрийского, предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет
миру…»
Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого
завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Белый
цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве
– это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо.
Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.
В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам
Аллах – «свет небес и земли», и хотя ангелы его одеты в зеленое, верные ему
люди и сам пророк Магомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным
климатом сакрализуют триаду красный – белый – черный, то в Аравийской
пустыне предпочитают триаду зеленый – белый – черный. Эти цвета являются
священными символами, и вместе с тем они наиболее любимы в странах ислама.
Конечно же, в культуре не были незамечены и негативные значения
белого. Седина – это приближение смерти, белый – цвет савана покойника,
проказы и лишаев.
В природе белый – не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям,
чуждым или враждебным человеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн,
недоступные горные вершины, облака…
В момент горя, в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых
переживаний волосы белеют. Все это является источником ассоциаций
негативного характера: белый связывается в сознании с холодом, безмолвием,
смертью, отчуждением, страданием. И в тех культурах, где забыт или
неизвестен божественный смысл белого, на первый план выступают эти его
негативные или полунегативные значения. Так, в японской классической поэзии
белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви:
Белотканых
Рукавов разлуку
Омыла роса,
И, пронизывая холодом,
Осенний ветер подул.
На осеннем ветру
В Фукиаге стоящие
Белые хризантемы.
Подует ветер,
И расходятся на вершине
Белые облака…
Совсем безжалостно сердце твое!
(Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха. – М., 1978)
В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону
негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание,
истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.
Для пионеров архитектуры XX века и посткубистической живописи
(супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен или фонов картин
отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белые стены
воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX
века были солидарны с японцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет
является простором, воздухом, светом, которых возжаждал XX век. Воображение
рисует на белом любые картины, давая простор творчеству зрителя.
И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается
некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено
осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями,
обращенными в потусторонний мир. Так, у Блока белый цвет означает смерть,
тоску, холод, отчужденность. Нюансы белого обозначаются такими словами, как
снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный:
…Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времен…
Белая ты, в глубине несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайна тревожно и тайно любима
Дева, Заря, Купина…
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
В наше время белый цвет принят как символ божества во всех религиях
мира. Помимо традиционных, его присвоили новые религиозно-философские
течения – теософия, агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.
Живопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой
другой. Супрематисты видят в белом пространстве всего символ неэвклидова n-
мерного пространства, которое в свою очередь погружает зрителя в некий
медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.
Черный
Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Это
можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие
ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь –
все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное
поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе
грозит опасностями.
В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла,
противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует
гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.
Восточная мифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку
это цвет Праматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам
приписывалась пророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам.
Образуется цепочка символов черный – женщина – любовь – смерть – тайна –
магия.
У древних индусов черный цвет соответствовал понятию «тамас» --
состоянию сдавленности, угнетенности.
В средневековой Японии черный – знак печали.
В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. Черные
рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради
вознесения души и ее блаженства в жизни будущей.
В иконописи только глубины пещеры – символ могилы, ада – закрашиваются
черной краской. Это значение цвета было настолько устойчивым, что наиболее
тонкие живописцы, желая избежать его там, где требовался черный цвет без
всякой символики, или заменяли его темно-синим и темно-коричневым, или же
корректировали его сине-голубыми бликами.
Черный цвет имеет также и позитивные значения.
У африканского племени ндембу черный символизирует дождевые тучи;
черные животные и птицы приносятся в жертву во время ритуала вызывания
дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половым влечением,
со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены, а как
любовницы.
Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств
черноты – то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха»
(«Тысяча и одна ночь»).
В древнейших индийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие»
белого, т.е. такой яркий цвет, который не может быть воспринят человеком,
ослепляет его, т.е. тождественен тьме, черному.
Затеи эта же мысль встречается и у Платона. Этот невидимый глазом
свет, тождественный мраку, -- не что иное, как бог, непознаваемый в своей
сущности.
Библейские тексты не оставляют никаких сомнений в аксиологии черного
(как, впрочем, и других цветов): то, что сотворено Богом, не может
подвергаться человеческому суду. Он создает и свет, и мрак в свое время и в
своем месте, и творение Его всегда исполнено мудрости и гармонии.
В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. Но в
народном изобразительном прикладном искусстве черное вовсе не отрицается
как мрачный цвет. Он используется для фона в лаковых миниатюрах Палеха,
Мстеры, в жостовский подносах, в городецких росписях, в керамике и т.д.
Триада красный – белый – черный широко распространена в оформительском
искусстве и рекламе. В зависимости от ситуации этот цвет может быть и
мрачным, и веселым, и траурным, и жизнеутверждающим. В некоторых
европейских странах черный считается нарядным, выходным.
Зеленый
Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место
в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между
возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева
от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой,
синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтому
является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека.
Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к.
это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение
человека.
Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой
краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке,
когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые
драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были
служить знаком богатства, власти и привилегированного социального
положения, т.е. в древних государствах Востока.
Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая.
Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление
горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».
В Древнем Египте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно
в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-
злака, умирающего и воскрешающего каждый год.
В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В
мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком
изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность.
Существовало выражение «galbini mores» -- «зеленоватые» (т.е. изнеженные,
извращенные) нравы.
В традиционной культуре Японии зеленый цвет – в числе самых любимых.
Символика его целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки
зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом».
Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого.
В христианской культуре средних веков главное символическое значение
зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями.
Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной
путь.
В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в
христианстве. С этим цветом ассоциировались все блага, которые исходят от
растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в
священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не
только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии.
Для араба зеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и
прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны.
В средние века существовал обычай дарить девушкам к майским праздникам
зеленые платья. «Цвет жухлой травы» означал долголетие, «цвет темной
зелени» считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных
разбойников «цвет ивовых прутьев» означал в XVI – XVII веках отчаяние,
грусть, одиночество.
После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII
веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика. Входят в моду
деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы.
Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных
чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени
садов, лесов.
В XIX и начале XX веке стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры,
предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы.
Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных
ламп делали из зеленого стекла.
Зеленый – антипод красного, зеленый порождается глазом, если на него
воздействовать красным цветом. Зеленый так же амбивалентен, как и красный.
В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой,
безумием, распадом.
В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь
– злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.
В средневековой индийской литературе зеленым кодируется отвращение.
В XX веке семантика зеленого явно сдвигается в негативную сторону:
например, психически больные люди очень любят насыщенный зеленый цвет,
особенно в сочетании с желтым и фиолетовым.
Желтый
Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого. В спектре
он занимает промежуточное место между этими основными цветами. Поэтому о
желтом можно отчасти сказать то же, что и о красном, а отчасти – то же, что
и о зеленом.
Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и
земля, и пламя.
В древнем Китае желтый был цветом земли (Кунь) и женского начала
(Инь).
В Древней Греции очень любили ярко-желтый цвет (шафранный). Одежда
этого цвета считалась нарядной и праздничной.
В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку
он ассоциировался с золотом. Будда родился с золотым телом и сразу после
рождения сделал десять шагов, после чего в следах его ног выросли желтые
цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой (Просветленным), он возглавил
общину учеников-монахов, которым полагалось носить желтую одежду. И по сей
день адепты буддизма одеваются в желтое.
В культуре ислама желтый – это цвет священной коровы, первой жертвы
людей Аллаху.
В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается
полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, т.е. как символ
божественности и царственности.
И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными
символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности,
вероломства, греха.
В японской классической поэзии желтый – цвет увядания, символ осени.
В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый
журавль был символом бессмертия.
В эпоху Возрождения желтый цвет стал символом недоверия, подозрения в
неверии.
В XX веке негативное отношение к желтому нарастает. В. Кандинский
ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом
связан с безумием. Андрей Белый исследовал творчество Гоголя и нашел, что
по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозе нарастает
количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. Желтый цвет был
любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу
для душевнобольных.
Л. Миронова считает, что сейчас символика желтого в основном негативна
(«желтая пресса», «желая карточка»). На мой взгляд, это утверждение
достаточно спорно. Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости,
легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим
воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться.
Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся,
освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить
возможность раскрыться. Желтому недостает солидности характера, которым в
полной мере обладает зеленый цвет. Зато у желтого есть нечто дружественное,
легкомысленное, искрящееся и счастливое.
Синий
Синий, по выражению Гете, принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он –
антипод желтого, и, как таковой, самый темный в спектре, самый печальный,
серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах –
даже угнетающе.
В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное
значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим
лицом или телом.
В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.
Если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной
истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.
В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения
человека от общества и от самого себя.
На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие
ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных
вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители
богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов
расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками
луны и солнца.
В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется
традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в
архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные
цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках
византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим
цветом.
В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем
красные и зеленые).
В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху
Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но
символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет
неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во
Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены.
В мусульманской Индии синий или голубой были знаками печали и траура.
Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. Он
очень интенсивно используется. По сравнению с голубым, чистый синий –
легкий, свежий, «в его расцветке лучше думается» (К. Петров-Водкин,
«Самаркандия»).
В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая
вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент
покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой
печали.
Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность,
где нет конца и быть конца не может» («О духовном в искусстве»).
Человек "голубой крови" имеет благородное, аристократическое
происхождение. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие
на нервную систему. Тёмно- синий цвет вызывает чувство безысходности,
беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер
безразличности, покоя.
Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону.
В начале века понятию «голубой» нередко стали придавать смысл чего-то
сентиментально-мещанского, слащаво-елейного. «Голубое» стало пониматься как
пародия на благостность, святость, непорочность, в каковые свойства
человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» стало синонимом внешне
благополучного и беспроблемного. К этому цвету стали относиться иронически,
почти отождествляя его с розовым («голубая мечта», «розовые очки»). Во
второй половине века голубой стал символом сексуальных меньшинств.
Фиолетовый
Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили
покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не
знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или
синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник
особенного психологического воздействия этого цвета.
Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть (С.
Рубинштейн), он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им,
согласуется с печалью подавленного духа (М. Нордау), задерживает
деятельность(М. Дерибере).
Но вместе с тем фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного,
усталого человека.
В средневековой Японии фиолетовый был символом любовной страсти.
В XIX и ХХ веках в фиолетовом ощущают главным образом нечто
таинственное, иррациональное, пугающее.
И. Гете в учении о цвете замечает в фиолетовом беспокойство и
утомляющее действие: этот цвет не столько оживляет, сколько вызывает
беспокойство.
Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он
балансирует между живым красным и мертвым синим, между горячим и холодным,
между материальным и духовным. Но угнетающее начало в нем преобладает.
Серый
Серый – цвет бедности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого
тумана.
В древности, в средневековье и в эпоху Возрождения этот цвет
совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, недостойным
уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет
у римлян символизировал зависть. У античных и средневековых авторов очень
редко встречаются упоминания о сером. На древнем Востоке в знак скорби
посыпали голову пеплом.
В древней русской литературе и фольклоре серый или сизый – это цвет
хищных животных и птиц (серый волк, сизый орел), на него как бы переходит
антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным
цветом одежды крестьянина.
Но примерно с XVI века серый цвет приобретает ценность. Флорентийские
дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские
знатные дамы щеголяют в сером атласе. В XVIII веке он становится уже
элегантнейшим цветом. Появляются оттенки серого – перламутровый, жемчужный,
«цвет голубиной шейки», голубовато- и зеленовато-серый.
Эти легкие, светлые, ненавязчивые цвета создавали в интерьерах
благоприятную среду для галантного времяпрепровождения при дворах королей и
дворян. В XIX и ХХ веках серый (более темных оттенков) был принят как самый
«практичный» цвет в одежде, самый спокойный в интерьере. Серый стал
символом хорошего вкуса, хорошего тона. Появилось выражение «благородный
мышиный цвет».
Этот цвет как бы скрывает личность носящего его, облекает не только
его тело, но и душу, так как другие цвета о чем-то говорят, а серый молчит.
Серый дает отдых усталым нервам современного городского человека. Средне-
серые и темно-серые оттенки хороши на матовых и «благородных» фактурах,
тогда как в масляной окраске могут вызвать негативные эмоции.
Оранжевый
Оранжевый – это цвет детского веселья, тепла и уюта.
Этот цвет не относится к основным, соединяет в себе свойства красного
и желтого. Он дает «мягкий отблеск заходящего солнца. Поэтому он также
приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в
одежде» (И. Гете).
Оранжевый особенно любят дети. Каких-либо самостоятельных
символических значений этот цвет не имеет. В целом – веселый, радостный,
тонизирующий. Однако в загрязненном и разбеленном виде он легко приобретает
негативные оттенки (слащавость, сентиментальность), становится мутным и
«мыльным».
Коричневый
Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой
серого. В природе этот цвет весьма распространен и во всех природных
объектах ценится людьми. Но в древности и средние века этому цвету
придавали негативный смысл и малую ценность. В Древнем Риме коричневые
туники носили рабы или люмпены; для высших классов общества этот цвет был
запретным. В средние века в культуре ислама коричневый цвет воспринимается
как цвет распада и разложения.
В средневековой Европе коричневый цвет считался самым уродливым.
В конце XIX – начале ХХ века коричневый колорит приобретает
неблагоприятные эмоциональные оттенки и негативную семантику. Мастера стиля
модерн выражают в этом цвете настроения грусти, увядания, предчувствия
смерти, усталости и тоски.
Вместо заключения
Как мы видим, мир цвета очень интересен и многогранен. Противоречия в
понимании того или иного цвета встречаются не то что в разных культурах, но
и в рамках одной. Я думаю, понимание основных значений цветов во многом
поможет объяснить некоторые вопросы, которые могут возникнуть при изучении
традиций и обычаев восточных и западных стран.
Литература
Антропова Т. Интернациональный язык цвета (ч. 4) (интернет)
Козлова Т. В. Цвет в костюме. – М., 1989. – 40 с. С. 6 – 19
Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема
цвета в психологии. – М., 1993. – 207 с. С.172 – 187
Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2002. – 151 с.
С.33 – 93
Монастырская Е. Символика цвета (интернет)
Страницы: 1, 2
|