Семейный уклад Древнего Китая
Семейный уклад Древнего Китая
Тема: Семейный уклад Древнего Китая
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 2
2. Природа человека 7
2. Природа знания и логические идеи 8
4. Мировоззрение в Древнем Китае 9
Литература: 18
Введение
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине
второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали
захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке
до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем
Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок
господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из
отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в
них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное
сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным
божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком
племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,
который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная
представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь
и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие
зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала
вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы
общественного производства не привели к исчезновению мифов.
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские
трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам
для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы
правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют
историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.
“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех
мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести
мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не
мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов
и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной
истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,
учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для
проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,
использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история
древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь
имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.
Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых
династиях, о “золотом веке”.
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие
взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с
человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии
в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения
Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом
пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало
от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о
небе и земле, о “восьми стихиях”.
На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых
лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции,
которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,
металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III
в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в
централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период
характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы
встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения
непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако
подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период
VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской
философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-
социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”,
“Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями
великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в
этот период происходит формирование китайских школ - даосизма,
конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное
влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот
период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,
вплоть до новейшего времени.
1. Общество и человек
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских
размышлениях китайцев.
В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории
выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного
многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения
первоосновы государства и власти правителя.
Одно из главных мест в социально-политических и этических
воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения
общества и эффективного управления государством.
Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой
знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным
ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и
т. д.
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее
взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед
лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.
2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати
Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и
отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство
наследственной аристократии.
Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.
Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и
власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась
“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом
взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,
Лукреция.
Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей
любовь”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства
людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия
в политической жизни.
В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,
излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса
между древними ритуалами и единым современным централизованным
законодательством.
В конце правления Чжоуской династии появляется школа так
называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых
были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков
родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии.
Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство.
Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых
традициях отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и
абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.
Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и
наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных.
Законодательство, продуманная система наград и наказаний,
система круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было
обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты
разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от
ранга и родственных отношений с правителем.
Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности
для возвышение в стране каждого человека.
Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю
утопические воззрения.
Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи
уравнительности и мира.
В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,
представитель так называемой школы “аграрников”.
В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных
и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они
подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости
общественного порядка в Поднебесной.
Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой
организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь
членов общины.
Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и
угнетения, но его идеалом была патриархальная община.
Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием
политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения
государственной власти как результата общественного соглашения людей.
Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за
исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.
2. Природа человека
В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной
общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.
Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в
качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста
имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека
как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей
концепцией воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие
привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о
“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,
что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,
законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что
обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе
изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и
недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические
воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые
заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как
форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды
Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека
изначально, врожденно добра.
Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские
этические принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,
оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека
делали упор не только на возможность переделать его природу, но
подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые
этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной
деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения
жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь
Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и
“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними
возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-
Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно
“переделать изначальную природу человека”.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их
учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста,
непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии
свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.
2. Природа знания и логические идеи
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали
предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого
времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению
древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не
интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а
источником знания древнее придание и летописи.
Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму
традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под
авторитеты древности.
Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,
конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и
мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их
взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-
III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но
вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики
вплоть до конца XIX в.
Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в
том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос
о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком
Страницы: 1, 2
|