скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Семейный уклад Древнего Китая скачать рефераты

Семейный уклад Древнего Китая

Тема: Семейный уклад Древнего Китая

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 2

2. Природа человека 7

2. Природа знания и логические идеи 8

4. Мировоззрение в Древнем Китае 9

Литература: 18

Введение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине

второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем

Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок

господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из

отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в

них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное

сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным

божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком

племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,

который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная

представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь

и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие

зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала

вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,

учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для

проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,

использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история

древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь

имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых

династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие

взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с

человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии

в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения

Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало

от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых

лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,

металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III

в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в

централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период

характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы

встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения

непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако

подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период

VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской

философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-

социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”,

“Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями

великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в

этот период происходит формирование китайских школ - даосизма,

конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное

влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот

период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем

становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,

вплоть до новейшего времени.

1. Общество и человек

Социально-этические проблемы были главенствующими в философских

размышлениях китайцев.

В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории

выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного

многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения

первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических

воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения

общества и эффективного управления государством.

Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой

знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным

ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и

т. д.

Конфуций ставил перед собой двоякую цель:

1) упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее

взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед

лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.

2) обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и

отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство

наследственной аристократии.

Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.

Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и

власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась

“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом

взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,

Лукреция.

Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей

любовь”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства

людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия

в политической жизни.

В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,

излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса

между древними ритуалами и единым современным централизованным

законодательством.

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так

называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых

были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков

родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии.

Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство.

Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых

традициях отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и

абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.

Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и

наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

Законодательство, продуманная система наград и наказаний,

система круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было

обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты

разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от

ранга и родственных отношений с правителем.

Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности

для возвышение в стране каждого человека.

Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю

утопические воззрения.

Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи

уравнительности и мира.

В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,

представитель так называемой школы “аграрников”.

В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных

и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они

подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости

общественного порядка в Поднебесной.

Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой

организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь

членов общины.

Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и

угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием

политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения

государственной власти как результата общественного соглашения людей.

Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за

исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.

2. Природа человека

В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной

общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.

Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в

качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста

имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека

как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей

концепцией воспитания и обучения.

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие

привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о

“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,

что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,

законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что

обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе

изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и

недоброй.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые

заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как

форму бытия природы.

Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды

Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека

изначально, врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские

этические принципы.

Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,

оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека

делали упор не только на возможность переделать его природу, но

подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые

этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной

деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения

жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь

Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и

“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними

возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-

Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно

“переделать изначальную природу человека”.

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их

учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста,

непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии

свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.

2. Природа знания и логические идеи

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали

предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого

времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению

древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не

интересовало понятийно-логическая основа знания.

Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а

источником знания древнее придание и летописи.

Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму

традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под

авторитеты древности.

Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,

конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и

мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-

III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но

вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики

вплоть до конца XIX в.

Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в

том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос

о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком

Страницы: 1, 2