скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Семейная русская обрядность скачать рефераты

вскормили". С момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько

оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое

нерасположение к жениху - "чужому чужанину" и его родне - "злым чужим

людям". Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти изменения

имели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом к венцу невеста

много плакала, ее "горе" достигало эмоциональной кульминации во время

девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома

невеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например, отъезжая к

венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы, чтобы они

остались дома.

Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты (особенно

жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а также

сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и

др. Дружка (дружко) - представитель жениха. Его свадебные функции обширны и

разнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию он

часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как

его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников

свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости

(существовало выражение: "выбирай такого дружку, чтобы загадки

разгадывал"). По народным представлениям, дружка был наделен магической

силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В

помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому - старшего боярина и

т.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый

каравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательным

персонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магические

функции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с

обеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах,

обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п.

Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то

дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты,

платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе

и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что

означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым и

затем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или

букетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д.

В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все

новое.

При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России

существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это прежде всего

южнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными и

устойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработанным

фольклорным циклом. Своеобразием отличалась свадьба западных районов,

однако присущие ей особенности не дают основания выделять ее в

самостоятельный тип. Как подтип северорусской свадьбы можно рассматривать

обряд северо-восточных районов Европейской части России. Несколько подтипов

можно выделить у русского населения Сибири. Кроме того, в рамках каждого

типа или подтипа имелось большое разнообразие местных вариантов. Это

многообразие вариантов определялось особенностями формирования населения

конкретной территории, его этнической историей, межнациональными

контактами, вероисповеданием и многими другими причинами. Пока нет

убедительных оснований для определения многими другими причинами. Пока нет

убедительных основания для определения времени формирования упомянутых

типов свадьбы. Можно лишь констатировать, что распространение средне- и

северорусской свадьбы по всей известной в XIX-XX вв. территории происходило

сравнительно поздно, раньше сформировалась и распространилась южнорусская

свадьба. Различались обряды и в зависимости от социальной среды. Богатство

и пышность свадьбы обуславливались достатком родителей жениха и невесты,

хотя в любом случае традиция требовала праздновать свадьбу широко и богато.

Свадьба могла длиться более недели, а могла быть сыграна в 2-3 дня.

Ограниченность средств нередко заставляла прибегать к такой своеобразной

форме брака как свадьба убегом, "самокруткой", при которой свадебный пир

сокращался до минимума. Ритуал зависел и от конкретных бытовых ситуаций.

Особыми чертами отличались сиротские свадьбы и свадьбы, когда жених шел

примаком в дом невесты,

Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело

как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание

семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни.

Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Тема

брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего

поколения, особенно она усиливалась по мере приближения к брачному

возрасту. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки - к заботам

будущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки была

подготовкой к замужеству. Отношение к дочери в крестьянской среде во многом

определялось по пословице: "дочь - чужая добыча, дочь отцу матери не

корысть (не кормилица)", она "ключница чужому отцу, ларешница чужой

матери". Но все эти соображения, конечно, не влияли на желание родителей

получше выдать дочь замуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально с

рождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Хорошее приданое

обеспечивало женщине некоторую имущественную независимость и более

престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры приданого и его

качество влияли и на общественное мнение. К 16-17 годам девушка считалась

невестой. Ее хозяйственные обязанности оставались прежними, но менялось ее

поведение, по-другому относились к ней в семье и в деревенском обществе.

Девушку-невесту "славили", т.е. старались создать и упрочить за ней

лестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучше младших

сестер, получала большую свободу в поведении.

К возрасту невесты девушка владела местным репертуаром хороводных и

игровых песен, знала свадебный обряд. Одной из важных а необходимых

обязанностей невесты было умение плакать с причетом, К плачу она начинала

готовиться заранее.

Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные смотрины

невест. Они помогали найти подходящую невесту не только в своем селе

(деревне), но и в соседних, выяснить экономическое положение ее семьи,

узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню"

(достоинство крестьянина нередко заставляло называть богатому жениху, чтобы

их дочь не была в доме мужа служанкой). Смотры устраивали и в весенне-

летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам,

на которые съезжались гости из соседних деревень. Нередко смотры проходили

на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха,

взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку,

которую облюбовала на общественных смотрах. Важное место в предбрачной

жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых

приходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особо

почитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах и

женских работах.

Итак, весь добрачный период был своеобразными университетами

деревенской молодежи. За работами и увеселениями шел постоянный процесс

передачи трудового и духовного опыта сельского мира. Молодежь усваивала

традиционные этические представления и нормы поведения, перенимала

фольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская община формировала своих

будущих членов, готовила их к взрослой семейной и общественной жизни.

По нормам обычного права женитьба сына и выдача замуж дочери были

обязанностью родителей или людей, заменяющих их. Они должны были

подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, позаботиться об их

браке, сыграть свадьбу.

К браку сельское общество относилось очень ответственно, всячески

осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая

таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и

обычаи предков.

Задумав женить сына, родители начинали встать ему невесту. Они

советовались с родственниками и друзьями, узнавали у кого есть "девки на

выданье", ездили наездники по окрестным деревням, посещали собрания

молодежи, смотры невест, и конечно, особенно в конце XIX - начале XX вв.

узнавали у сына, нет ли у него самого какой-нибудь девушки на примете.

Желание сына учитывалось, но не всегда оно было решающим, тая как девушка

должна была отвечать требованиям родителей и родственников, поскольку

свадьба - это прежде всего определенный хозяйственный акт, прием в семью, в

хозяйство работника и продолжателя рода. Для крестьянина главным в браке

была экономическая сторона. Мотивы для вступления в брак по важности можно

расположить в такой последовательности: необходимость иметь больше рабочих

рук в хозяйстве, боязнь нравственного падения молодежи и любовь. Возраст

вступления в брак в большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 лет

для жениха, 16-17 лет для невесты. Иногда невесты бывали старше жениха.

Считалось, что жених непременно должен быть старше невесты на два или три

года. Малолетних обычно не засватывали. Чаще придерживались мнения: "за

старым жить - только век должить, за малым жить - только маяться, за ровней

жить - тешиться". Как уже говорилось, обычно в большинстве районов России

при выдаче дочерей замуж соблюдалась очередь по старшинству, которая

нарушалась, если старшая почему-либо отказывалась от брака или являлась "не

способной". Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23—25 лет) считали

"перестарками", "вековухами" и женихи их избегали, думая, что они с

"пороком". Такое же недоверие и презрение вызывали засидевшиеся в холостых

молодые люди (бобыли, "перестарки"). При всем трезвом подходе к выбору

невесты и жениха в народе существовало убеждение, что "суженого и конем не

объедешь", и что "всякая невеста для своего жениха родится".

Первые браки обычно заключались с соблюдением всех обычаев и обрядов

свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками,

ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами

не сопровождались свадебными обрядами.

Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и жениха. К концу

XIX - началу XX вв. с ростом в деревнях отходничества характерной и

достаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спросясь

сына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так же

не всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В случае

противодействия со стороны детей, родители нередко прибегали к принуждению

и угрозам. Как правило, отказов при обряде венчания в церкви не было, так

как воля родителей почиталась. Конечно, так было не всегда и не везде.

Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласие жениха и

невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в брак

и не спросясь разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти не

было, так как они находились в большей материальной зависимости от

родителей. Случаев принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно.

Браки без разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде

крестьян как явление исключительное. По глубокому убеждению православных

крестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и в

большинстве случаев кончаются для сторон несчастливо".

Сироты вступали в брак с согласия большака или большухи в доме. При

включении брака круглых сирот посаженного отца и посаженную мать выбирали

из родственников, а если не было родственников, то из чужих. При отсутствии

крестного отца или матери, выбирали посаженного отца крестного и посаженную

мать крестную. После брака между посаженными родителями и детьми никаких

особых отношений не устанавливалось.

Время для свадеб у русских определялось земледельческим календарем:

обычно свадьбы играли в свободный от сельскохозяйственных работ период.

Существенное значение вмел и церковный календарь, так как в посты свадьбы

не играли. Большинство браков приходилось на осень, а также на зиму. В эти

периоды браки шли "грудно", "кучно" и были богаче. К свадьбам,

праздновавшимся в весенние и летние месяцы относились с предубеждением. И

все же весной и летом браки совершались, правда, гораздо реже - обычно

женился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйку и мать детям, или

срочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения. Такие свадьбы

праздновались скромно.

Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных

периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период

начинался негласным семейным советом - "сходом" в доме жениха. В нем

участвовали родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаях

приглашали особо уважаемых односельчан или соседей. Жених, как правило, в

сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение

родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную - нет ли у нее

родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц или

непутевых; разбирали так же личные качества невесты, ее умение вести

хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли таким

чертам характера, как кротость, уважительность, от которых зависели добрые

отношения в семье. К помощи сходов - советов прибегали и в тех случаях,

когда приходилось брать невесту из зажиточного дома или из бедного, круглую

сироту, а также выдавать в чужую деревню или женить рекрута. Обычно

крестьяне из чувства собственного достоинства старались взять ровню,

считая, что "лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться". Нередко

уже на этих советах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денег

отдать за невесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX — начале XX

вв. семейные советы, хотя и имели уже только совещательное значение, но все

же оказывали большое влияние на окончательное решение. Их деятельность

красноречиво свидетельствовала о том, каким важным и ответственным событием

была предстоящая свадьба не только для двух семей, но и для всех

родственников жениха и невесты и для деревенского общества.

Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха

ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты

засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и

Страницы: 1, 2, 3