Семейная русская обрядность
вскормили". С момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько
оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала свое
нерасположение к жениху - "чужому чужанину" и его родне - "злым чужим
людям". Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти изменения
имели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом к венцу невеста
много плакала, ее "горе" достигало эмоциональной кульминации во время
девичника и при расставании с родным домом. С момента же отъезда из дома
невеста прекращала плакать. В Пермской губернии, например, отъезжая к
венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала слезы, чтобы они
остались дома.
Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты (особенно
жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а также
сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и
др. Дружка (дружко) - представитель жениха. Его свадебные функции обширны и
разнообразны. Он был главным распорядителем на свадьбе (эту функцию он
часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как
его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников
свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости
(существовало выражение: "выбирай такого дружку, чтобы загадки
разгадывал"). По народным представлениям, дружка был наделен магической
силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В
помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому - старшего боярина и
т.д. В южнорусском обряде назначались каравайницы, готовившие обрядовый
каравай. В некоторых районах (главным образом северных) обязательным
персонажем свадьбы был колдун, разделявший с дружкой некоторые магические
функции. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с
обеих сторон. Они участвовали в свадебной застолье и во многих обрядах,
обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п.
Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то
дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты,
платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе
и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что
означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался князем молодым и
затем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или
букетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах и т.д.
В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все
новое.
При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России
существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это прежде всего
южнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными и
устойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработанным
фольклорным циклом. Своеобразием отличалась свадьба западных районов,
однако присущие ей особенности не дают основания выделять ее в
самостоятельный тип. Как подтип северорусской свадьбы можно рассматривать
обряд северо-восточных районов Европейской части России. Несколько подтипов
можно выделить у русского населения Сибири. Кроме того, в рамках каждого
типа или подтипа имелось большое разнообразие местных вариантов. Это
многообразие вариантов определялось особенностями формирования населения
конкретной территории, его этнической историей, межнациональными
контактами, вероисповеданием и многими другими причинами. Пока нет
убедительных оснований для определения многими другими причинами. Пока нет
убедительных основания для определения времени формирования упомянутых
типов свадьбы. Можно лишь констатировать, что распространение средне- и
северорусской свадьбы по всей известной в XIX-XX вв. территории происходило
сравнительно поздно, раньше сформировалась и распространилась южнорусская
свадьба. Различались обряды и в зависимости от социальной среды. Богатство
и пышность свадьбы обуславливались достатком родителей жениха и невесты,
хотя в любом случае традиция требовала праздновать свадьбу широко и богато.
Свадьба могла длиться более недели, а могла быть сыграна в 2-3 дня.
Ограниченность средств нередко заставляла прибегать к такой своеобразной
форме брака как свадьба убегом, "самокруткой", при которой свадебный пир
сокращался до минимума. Ритуал зависел и от конкретных бытовых ситуаций.
Особыми чертами отличались сиротские свадьбы и свадьбы, когда жених шел
примаком в дом невесты,
Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело
как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание
семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни.
Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Тема
брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего
поколения, особенно она усиливалась по мере приближения к брачному
возрасту. Мальчики приобщались к мужским работам, девочки - к заботам
будущей матери и хозяйки. По существу вся добрачная жизнь девушки была
подготовкой к замужеству. Отношение к дочери в крестьянской среде во многом
определялось по пословице: "дочь - чужая добыча, дочь отцу матери не
корысть (не кормилица)", она "ключница чужому отцу, ларешница чужой
матери". Но все эти соображения, конечно, не влияли на желание родителей
получше выдать дочь замуж и достойно сыграть свадьбу. Поэтому буквально с
рождения дочери мать начинала готовить ей приданое. Хорошее приданое
обеспечивало женщине некоторую имущественную независимость и более
престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры приданого и его
качество влияли и на общественное мнение. К 16-17 годам девушка считалась
невестой. Ее хозяйственные обязанности оставались прежними, но менялось ее
поведение, по-другому относились к ней в семье и в деревенском обществе.
Девушку-невесту "славили", т.е. старались создать и упрочить за ней
лестную, похвальную репутацию. Она имела право одеваться лучше младших
сестер, получала большую свободу в поведении.
К возрасту невесты девушка владела местным репертуаром хороводных и
игровых песен, знала свадебный обряд. Одной из важных а необходимых
обязанностей невесты было умение плакать с причетом, К плачу она начинала
готовиться заранее.
Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные смотрины
невест. Они помогали найти подходящую невесту не только в своем селе
(деревне), но и в соседних, выяснить экономическое положение ее семьи,
узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню"
(достоинство крестьянина нередко заставляло называть богатому жениху, чтобы
их дочь не была в доме мужа служанкой). Смотры устраивали и в весенне-
летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам,
на которые съезжались гости из соседних деревень. Нередко смотры проходили
на Крещенье.
Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха,
взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку,
которую облюбовала на общественных смотрах. Важное место в предбрачной
жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых
приходился на святки. С заключением брака были связаны и дни святых, особо
почитаемых девушками и женщинами как помощников в замужестве, родах и
женских работах.
Итак, весь добрачный период был своеобразными университетами
деревенской молодежи. За работами и увеселениями шел постоянный процесс
передачи трудового и духовного опыта сельского мира. Молодежь усваивала
традиционные этические представления и нормы поведения, перенимала
фольклор. Незаметно, но постоянно крестьянская община формировала своих
будущих членов, готовила их к взрослой семейной и общественной жизни.
По нормам обычного права женитьба сына и выдача замуж дочери были
обязанностью родителей или людей, заменяющих их. Они должны были
подготовить детей к будущей самостоятельной жизни, позаботиться об их
браке, сыграть свадьбу.
К браку сельское общество относилось очень ответственно, всячески
осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая
таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и
обычаи предков.
Задумав женить сына, родители начинали встать ему невесту. Они
советовались с родственниками и друзьями, узнавали у кого есть "девки на
выданье", ездили наездники по окрестным деревням, посещали собрания
молодежи, смотры невест, и конечно, особенно в конце XIX - начале XX вв.
узнавали у сына, нет ли у него самого какой-нибудь девушки на примете.
Желание сына учитывалось, но не всегда оно было решающим, тая как девушка
должна была отвечать требованиям родителей и родственников, поскольку
свадьба - это прежде всего определенный хозяйственный акт, прием в семью, в
хозяйство работника и продолжателя рода. Для крестьянина главным в браке
была экономическая сторона. Мотивы для вступления в брак по важности можно
расположить в такой последовательности: необходимость иметь больше рабочих
рук в хозяйстве, боязнь нравственного падения молодежи и любовь. Возраст
вступления в брак в большинстве губерний был примерно одинаковым: 18-19 лет
для жениха, 16-17 лет для невесты. Иногда невесты бывали старше жениха.
Считалось, что жених непременно должен быть старше невесты на два или три
года. Малолетних обычно не засватывали. Чаще придерживались мнения: "за
старым жить - только век должить, за малым жить - только маяться, за ровней
жить - тешиться". Как уже говорилось, обычно в большинстве районов России
при выдаче дочерей замуж соблюдалась очередь по старшинству, которая
нарушалась, если старшая почему-либо отказывалась от брака или являлась "не
способной". Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23—25 лет) считали
"перестарками", "вековухами" и женихи их избегали, думая, что они с
"пороком". Такое же недоверие и презрение вызывали засидевшиеся в холостых
молодые люди (бобыли, "перестарки"). При всем трезвом подходе к выбору
невесты и жениха в народе существовало убеждение, что "суженого и конем не
объедешь", и что "всякая невеста для своего жениха родится".
Первые браки обычно заключались с соблюдением всех обычаев и обрядов
свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками,
ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами
не сопровождались свадебными обрядами.
Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и жениха. К концу
XIX - началу XX вв. с ростом в деревнях отходничества характерной и
достаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спросясь
сына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так же
не всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В случае
противодействия со стороны детей, родители нередко прибегали к принуждению
и угрозам. Как правило, отказов при обряде венчания в церкви не было, так
как воля родителей почиталась. Конечно, так было не всегда и не везде.
Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласие жениха и
невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в брак
и не спросясь разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти не
было, так как они находились в большей материальной зависимости от
родителей. Случаев принуждения к браку крестьянским обществом неизвестно.
Браки без разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде
крестьян как явление исключительное. По глубокому убеждению православных
крестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и в
большинстве случаев кончаются для сторон несчастливо".
Сироты вступали в брак с согласия большака или большухи в доме. При
включении брака круглых сирот посаженного отца и посаженную мать выбирали
из родственников, а если не было родственников, то из чужих. При отсутствии
крестного отца или матери, выбирали посаженного отца крестного и посаженную
мать крестную. После брака между посаженными родителями и детьми никаких
особых отношений не устанавливалось.
Время для свадеб у русских определялось земледельческим календарем:
обычно свадьбы играли в свободный от сельскохозяйственных работ период.
Существенное значение вмел и церковный календарь, так как в посты свадьбы
не играли. Большинство браков приходилось на осень, а также на зиму. В эти
периоды браки шли "грудно", "кучно" и были богаче. К свадьбам,
праздновавшимся в весенние и летние месяцы относились с предубеждением. И
все же весной и летом браки совершались, правда, гораздо реже - обычно
женился многодетный вдовец, чтобы получить в дом хозяйку и мать детям, или
срочно выходила замуж девушка из-за нравственного падения. Такие свадьбы
праздновались скромно.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных
периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период
начинался негласным семейным советом - "сходом" в доме жениха. В нем
участвовали родители и ближайшие родственники жениха, в отдельных случаях
приглашали особо уважаемых односельчан или соседей. Жених, как правило, в
сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение
родителей невесты, ее поведение и здоровье, родословную - нет ли у нее
родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьяниц или
непутевых; разбирали так же личные качества невесты, ее умение вести
хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли таким
чертам характера, как кротость, уважительность, от которых зависели добрые
отношения в семье. К помощи сходов - советов прибегали и в тех случаях,
когда приходилось брать невесту из зажиточного дома или из бедного, круглую
сироту, а также выдавать в чужую деревню или женить рекрута. Обычно
крестьяне из чувства собственного достоинства старались взять ровню,
считая, что "лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться". Нередко
уже на этих советах определяли свадебные расходы, решали какую сумму денег
отдать за невесту, прикидывали размер ее приданого. В конце XIX — начале XX
вв. семейные советы, хотя и имели уже только совещательное значение, но все
же оказывали большое влияние на окончательное решение. Их деятельность
красноречиво свидетельствовала о том, каким важным и ответственным событием
была предстоящая свадьба не только для двух семей, но и для всех
родственников жениха и невесты и для деревенского общества.
Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха
ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты
засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и
Страницы: 1, 2, 3
|