скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Семь чудес света скачать рефераты

по близости не было мрамора.

Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах

недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы,

они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с

разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительной

белизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась

исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и

вдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовали

пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал

знаменитостью Евангелием, что значит: “Принёсший благую весть”.

Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко

от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно

таким путём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на

побережье Малой Азии. Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно

утрамбовывали.

По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из

каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в

болотистой почве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым

древние выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив

их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого

размера, что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили

длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращённая в своеобразное колесо,

покатилась по топкой дороге.

При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но

до завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сын

Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С

большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту

храма. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было положить архитрав на

вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своё

время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину

колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под

тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на

место. Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям.

Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю

архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное

беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам

современников, оно вызывало удивление и восхищение.

Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него

шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния

Старшего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в

древних храмах, а из мраморных плит.

Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат,

обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёг

святыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения Александра

Македонского. Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: "богиня

была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна

была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя не

удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историк

Феолен.

Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции.

Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря. Жители Эфеса

не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и

драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Сам

Александр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по

реконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появилась

надпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли и

тактично ответили богоравному полководцу, что “богу” не подобает воздвигать

храмы другим богам.

Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который

внёс некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм

возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие.

Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояла

статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и

драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся

греческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезал

знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн -

другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте,

стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма

распространились по всему античному миру. И не удивительно, что храм

Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.

В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храма

болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра,

наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались

храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетия

потребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальный

облик одного из чудес света.

СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ.

Зевсов венец на челе его дивном,

Ветер играет в кудрях тёмно - русых

и, трепеща, ему в руки влагает

Чудную лиру.

(Джозуэ Кардучи)

В древнем городе Олимпия, на западном побережье современной Греции,

около 150 км. к западу от Афин.

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части

Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних

греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это был

величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль

Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены

великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - огромная и прекрасная

статуя владыки Олимпа Зевса.

Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели

мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет,

Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим

скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около

500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором,

архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов,

Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое

величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса,

созданная для храма в Олимпии. Когда строительство статуи было завершено,

ей едва хватило места в храме. Страбо писал:

".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл

реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным

на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было

впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".

Статуя находилась в конце огромного зала храма, длина которого

составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высота внутреннего помещения -

около 20 метров.

Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости,

чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немало

сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности

своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86 -ых

Олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков.

Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих

драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном

каркасе. По описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковых

ветвей - знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и

его голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотую

статую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом на

верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были

изваяны из золота. Статуя казалась живой: вот - вот Зевс подымется с трона.

В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многие

произведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, но

изумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорел

дворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. Статуя

Зевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. С

победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году она

была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. сохранившиеся

постройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах.

Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене

(Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня.

Ранние реконструкции как например, Эрлаха , как теперь полагают, являются

неточными.

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ.

О, сизые и розовые плиты!

Каррасский мрамор, кованый гранит!

Вы безупречны, вечны, знамениты.

(Маргарита Алигер)

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней

классики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшого

Карийского государства - Галикарнасе.

Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хороший

порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль

гавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и её

окаймления была проложена широко развернутая улица, “посредине которой был,

воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он

числился среди семи чудес света”, - записал Витрувий.

Гробница была воздвигнута в IV веке до нашей эры царицей Артемисией -

женой и родной сестрой царя Мавсола. По словам римского историка Авла

Геллия, "царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не

поддающуюся описанию".

Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за

налогом, извлекая доходы из всего, например, с похоронных обрядов или

волос. Богатства его были огромны.

В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре

сочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский.

Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны

верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолее

сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная

внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности

линий.

Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярус

опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойный

храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус

образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля,

тоже мраморная. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которой

правили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40

- 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих

всадников.

Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройство

было поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу.

Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с

амазонками - “Амазономахия”. Учёные считают, что это работа Скопаса или его

мастерской.

Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибели

целого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей в

Галикарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снесли

рыцари - иогонисты, построив из неё каменный монастырь - крепость. О

разрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники.

Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея

хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском

Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые

впоследствии возводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове

“мавзолей”.

КОЛОСС РОДОССКИЙ.

Жители Родоса, племя дорийцев,

колосс этот медный

Величиной до небес, Гелий,

воздвигли тебе.

(Неизвестный античный поэт)

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс

занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи

расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс

Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей,

населявшим этот Средиземноморский остров - Родес.

При входе в гавань Средиземноморья (остров Родес) в Греции

В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады,

расположен остров Родос - один из центров эгейской культуры. До наших дней

сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос.

Выдающимся произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колосс

Родосский.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий.

Однако одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные

машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на

берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным

мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую

приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо

света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную

славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом”

за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи

башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семи

чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешной

обороне острова.

Позвольте нам сначала опровергнуть неправильное представление

относительно появления Колосса. Долго полагалось, что Колосс стоял перед

гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Учитывая высоту статуи и

ширины входа гавани, это соображение невозможно. Кроме того, Колосс

блокировал бы вход в гавань. Недавние исследования говорят, что Колосс был

установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри.

На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованном

белым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставлена

самая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторы

указывают различную высоту статуи, увеличивая её чуть ли не вдвое. Во

всяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего её,

поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец

статуи.

Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки

приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало.

Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец

из расходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса -

покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этого

бога.

Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы

скульптор Харес, ученик Лисиппа.

Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных

столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и

в поясе столбы соединялись железными поперечными балками. Сотрудник

Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на

уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого

места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили

основой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзы

толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная в

растущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когда

голову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённые

родосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстро

распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма

короткой, но слава прочной.

В 226 году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым

уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким

образом, что голова и плечи упёрлись в землю. Родосцы и их соседи пытались

поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и

несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не

удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу

бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в

977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку.

Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900

верблюдах.

Хотя мы не знаем истинную форму и историю появление Колосса,

современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем

ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных

художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди,

известного своей работой "Статуя Свободы".

ФОРОССКИЙ МАЯК.

Башню на Форосе, грекам спасенье,

Сострат Дексифанов,

Зодчий из Книда, воздвиг,

о повелитель Протей!

(Посидипп)

На древнем острове Фарос ( сегодня это мыс в пределах города

Александрии в Египете).

В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицу

эллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитый

Александрийский муссейон - один из главных научных и культурных центров

античного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, в

которой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных

книг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Много

замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и

Александрийский маяк на скалистом острове Форос в близи дельты Нила.

Использование маяков началось в глубокой древности и связанно с

развитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высоких

берегах, а затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира

- Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году до

н.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что

само по себе примечательно.

Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор,

гранит.

Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно

уменьшающихся башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, по

описаниям Ибн - аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторым

современным публикациям, даже 180 метров.

Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняя

башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной

скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров,

облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, с

куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной

бронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.

На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный

уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль

указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг

которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому

пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте

доставляли горючее для огня маяка.

Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Система

металлических зеркал использовалась и для обзора морского пространства,

позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у

берега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы.

Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и

сложной системе отражателей света был единственным в своём роде

сооружением. Вот как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе

“Левкиппа и Клитофонт”: “…строение причудливое и удивительное, Гора,

посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этим

сооружением, а оно высилось, вися над морем”.

Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча,

помогая ориентироваться средиземноморским “кибернетос”, как называли

кормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его

восстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из - за выветривания

камня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось,

кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени.

Название острова превратилось в символ: “форос” стало означать “маяк”.

Отсюда и современное “фара”.

В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли на

морском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 году

международная группа археологов обнаружила на морском дне остатки

Форосского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины

легендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытий

археологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боголюбов А. Н. - Механика в истории человечества.

1. Барбич В., Плетнёва Г. - Зрелища древнего мира.

1. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. - История градостроительного

искусства.

1. Гидион З. - Пространство, время, архитектура.

1. Гуляницкий Н. Ф. - История архитектуры.

1. Кварцев В., Хазановский П. - Стихиям не подвластен.

1. Любимов Л. Д. - Искусство древнего мира.

1. Черняк В. З. - Семь чудес и другие.

Страницы: 1, 2