Сасанидское государство
зороастризм как религия, традиционная для Ирана, мог скорее всего занять в
переработанном виде место идеологического фундамента централизованного
государства, и поэтому увлечение манихейством Шапура1 и части иранской
знати было лишь эпизодом. Во вновь завоеванные области вместе с
сасанидскими войсками шли и зороастрийские жрецы Картира.
Судьба “пророка” Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет
после смерти своего царсвенного покровителя; его учение было объявлено
вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее
обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно.
В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское
веросповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с
византийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье был
распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также
считался еретическим. В конце 5 в. несториане и монофизиты были
легализированы иранским правительством.
Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привел к
тому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шаханшах Варахран 2
полностью находился под влиянием Картира и его парти, провозгласившей даже
доктрину “идеального государя”. Согласно той доктрине, государь должен быть
религиозен, всегда доверять своем духовному наставнику, действовать
согласно догматам веры. Но переворот Наре (293 г.) привел, в частности, к
реставрации династийного культа - жрецм Анахиты снова стали сами повелители
Ирана, и в Парсе на рельефе в Наш-и Рустаме Нарсе венчала на царствование
это богиня. “Реставация” подвела итог и напряженной борьбе различных
придворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царя
царей, - вновь возобладала идея единства “светской” и “духовной” власти
шаханшха.
Новая реформа зороастризма, предпринятая главным жрецом страны
(магупатом) Атурпатом Михраспанданом, являлась результатом этих событий и
также сопоровождалась разного рода “чудесами”. Ее существо в формулировке
зороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя по
приказу Шапура 2, Атурпат “очистил от скверны и наново возродил древнюю
веру”, проведя новую кодификацию “Авесты”.
Реформа Атурпата прежде всего коснулась магустана - зороастрийской
церкви. При дворе шаханшахов появляются несколько магупатов различных
областей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (по
аналогии с титулом “царь царей”). В силу ряда политических причин именно 4
в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогю к древним царям
ахеменидского времени “Дариям” и “Кейанидам”.
В 4 в. по всему Ирану распространяется и новый тип зороастйских храмов
- открытые со всех четырех сторон павильоны (так называемые “четыре
арки”), совершенно непохожиет на традиционные храмы позднеахеменидской и
раннесасанидской эпох.
6. Позднесасанидская держава
В 5 в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-
экономических отношений и возрастает политическое могущество емельных
магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде
маздакиского движения и о последнем возвышении централизованой сасанидской
монархии.
После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын
Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен
низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с
эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал
опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их,
он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал
воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских
храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нем
было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал
Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей
из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от
манихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих для
окончательной победы “царства света” (порождением “царства света”
признавалась, в частности, и “сильная и разумная” царская власть).
Подлинное царство “силы и разума”, п этому учению , должно быть построено
на всеобщем равенстве уравнительном распрелении жизненных благ и должно
наступить в ближайшее врея. По-видиму, самого Маздака прежде всего
интересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха,
характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условиях
феодализации общества, крупных нудач во внешней политике, голода, неурожая
стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской
бедноты.
Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титул
верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактныи
призывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать опозицию при
дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической
акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож,превратившихся
к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение
широкой опоры у азатов и служилой знти. Но вскоре движение уже нельзя было
втиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнении
собственности у богатых и бедных, был лишь “революционной интерпретацией”
в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, но он пользовался
большой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельную
власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496
г. цаский совет сестил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол
Иран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил
помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г.
при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых
обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы
налогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1),
откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее
дстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и
в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства.
Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскими
жрецами и Маздаком последний был признан “отступником от праведной веры”,
схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.
С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно
считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка,
прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная
централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и
направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем
Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в резуьтате внутренних
процессов.
7. Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия
Дальнейшая история сасанидского Ирана выходит за рамки эпохи древности.
Скажем о ней лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казались
временем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провел
решительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговой
системы и, казалось, вновь создал централизованнцю империю. Около 570 г.
персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себе
господство на морских путях в Красном море.
Завоевание Южной Аравии вовлекло в орбиту мировой истории еще одну, до
той поры почти совершенно изолированную цивилизацию.
Классовое общество и государство самостоятельно возникли а юго-западе
Аравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизация
южноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов),
распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр.
Эфиопию). Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение на
перекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкой
и Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь была
создана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племен
способствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон.
Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесь
благовония, высоко ценившися во всех древних странах. Культура благовоний
стала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище “Счастливой
Аавии”.
В древней Южной Аравии существовало много государств. В конце 5 в.
Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана - за
господство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизм
становятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующися на
Византию и Иран. Опорой Византии ставновится Аксум, в то время как Хымьяр
ориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели к
распаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном.
8. Культура сасанидского Ирана
Выше уже говорилось о реформах зороастритизма, проведенных Картиром.
Уже к позднесасанидской эпохе относится введение так называемого авестского
алфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозных
текстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом на
среднеперсидский.
Сасанидское искусство возникает как бы внезапно. В царствование пяти
первых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадных
скальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях и
серебряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Ирана
каноны “официального портрета” царей, вельмож и жрецов, каноны образов
основных зороастийскх божеств - Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидском
искусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а его
влияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики до
Китая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств,
распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидское
искусство. Среди них - крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны,
львы, нападающие на быка, и др.
Не меньшим, чем вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян и
восточноримских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности,
те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировали
законность династии и победы царей.
Влияние искусства восточноримских провинций наиболее ярко отразилось в
Бишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики,
укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, их
сюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихся
частях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портреты
актеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты.
Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийских
праздников - осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выбор
склонился к сюжетам, связаннным на Западе с дионисийским культом. На части
металлических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие
“западные” персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены в
зороастирйскую религиозную иконографию.
Из разного рода источников известно около сотни названий рзличных
религиозных, литературных и научных произведений сасанидской эпохи;
несколько десятков сасанидских книг разных жанров было переведено на
арабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья.
Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именами
царей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связан
с религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальной
историей, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии не
простиралсть далее ближних предков Арташира 1.
9. Заключение
Период царствования в Иране шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.),
хотя и представляется блестящей эпохой развития иранской государственности
и культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит о
конкретных исторических событиях. В особености это относится к 3 - началу
4 в.
Самые интересные люди этой эпохи - Картир и Мани, пророки и
государственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействовать
на судьбы страны - каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. с
неожиданной стороны - как эпоху контрастов и противоречий, все же одни они
еще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пусть
трагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкой
религиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытыми
многие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые тем
или иным современником событий. История этого периода, в особенности
история 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римской
империей, казни Мани, расцвета карьеры Картира), все еще не более чем
перечень имен “царей и пророков”.
Список используемой литературы:
История древнего мира. [Кн.3] Упадок древних обществ. Луконин В.Г.
“Сасанидская держава в 3-5 вв.” Москва 1982
Иран в 3 веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. Луконин
В.Г. Москва 1979
Культура и экономика древнего Ирана. Дандамаев М.А.,Луконин В.Г. Москва
1980
Страницы: 1, 2, 3
|