скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рыцарство и монашество как образ жизни скачать рефераты

хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, пойманную на охоте — это лоси,

кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу — куры, куропатки, лебеди,

журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь —

животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели

рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много травы — овощи, салат.

Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие

пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики,

фиги и апельсины. Пили сидр и пиво.

Любимое занятие рыцарей — охота. Уже юные рыцари привлекались к участию

в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота

была безумной страстью. Французский монарх Филипп II Август любил охотиться

все дни напролет во Франции и за ее пределами, охотился даже во время

крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и

необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была

регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в

заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь

расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса.

Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков,

медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в.

Это трудное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь

поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать

добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти

трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно

приручить молодого сокола. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень

благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь.

Смерть сокола — большая потеря для хозяина.

Другое развлечение феодала — игра в шахматы. В героических деяниях о

них много упоминаний. В средние века любили играть в шахматы даже дамы.

Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская с легкостью обыгрывала в

шахматы принцев крови Франции и Англии. Шахматы были огромных размеров,

делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего

белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II

Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии,

пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы

повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир — предлог покинуть свой замок,

сменить однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на

турниры была велика. «Божьи миры» ограничивали турнирную деятельность. В XI

— XIII веках церковь особенно резко выступала против турниров. Во время

турниров часто возникали злые ссоры, а рыцари, участвуя в турнирах,

отвлекались от главного своего дела — борьбы против неверных в Святой

Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и

уважения к даме. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому

рыцарю XII в. Годфруа де Прельи. Турниры происходили у одинокой крепости,

на границе двух фьефов или княжеств. Сеньор, обеспечивавший организацию

турнира, назначался заранее. Специальные глашатаи — герольды — выкрикивали

день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город

приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя окружала высокая

стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была арена,

отделенная перилами от зрителей. Для дам, судей и старейших рыцарей

устраивались ложи на деревянных подмостках. Герольды во время турнира

выкликали имена выступавших, слагали панегирики, в которых прославляли

подвиги рыцаря и его предков, обращались к дамам с просьбой остановить

сражение в случае необходимости. Турнир состоял из трех частей: вначале

конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва

мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив

три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада

деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя

сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой

после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные

особы — старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто

достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали

даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта

рыба считалась талисманом. После вручения награды победителя вели во

дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. Имена победителей

заносили в особые списки, менестрели сочиняли о них песни. Победитель

турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал

выкуп.

В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с

незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире

выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или

доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в

честь Дамы.

Турниры были настоящим праздником феодальной аристократии, они

привлекали много зрителей и участников. На протяжении XI — XIII веков

турниры переживали эпоху своего расцвета.

Такой образ жизни вели средневековые рыцари, такими были их занятия и

развлечения в мирное время.

Рыцарь на войне

Воевали рыцари очень храбро, очень мужественно, очень отважно, рвались

в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на

поле боя, но не отступить перед врагом. Страшнейшим обвинением для рыцаря

было обвинение в недостатке храбрости, поэтому можно себе представить с

каким рвением и нетерпением они яростно бросались в бой, бились бесстрашно,

иногда, порой, показывая просто чудеса храбрости: Ричард Львиное Сердце,

кстати прозванный так за свою храбрость, в одном из боев «так порывисто

один устремляется за сарацинами, что никто не успевает за ним. И король

исчезает из виду. Крестоносцы считали своего короля уже погибшим, когда он

возвратился к ним. Конь был в крови и пыли, а сам Ричард пронизан стрелами.

Очевидец сказал, что король походил на подушечку, со всех сторон утыканную

иголками.»

Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда

в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные

причины. Так, Ричард Львиное Сердце в битве при Арсуфе(третий крестовый

поход) отразив 2 атаки сарацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой

в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя

достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда

особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного

противника, и добивали раненного.

Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров,

например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и

слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось

заставить отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как

правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить

ни один полководец. Сколько королей лишились победы только потому, что

преждевременно теряли голову от страха!

В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота – каждый рыцарь

приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные

владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в.

исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же

слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем.

Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа

необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца

на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением

сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями

мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились

и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из

битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не

сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей

противника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-

то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых

щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного

таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со

скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или

просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья

ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование:

удары были редкими но страшными. Об их силе говорят останки воинов,

погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные

берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались

очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая

приказы командующих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить

лагерь врага, забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром

некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и

ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных

вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на

нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за

другом.

Таково было храброе, отважное, яростное, настойчивое, упорное и

безудержное поведение рыцаря в бою.

Заключение

В второй половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства.

Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для

того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки

перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению

методов войны и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важную

роль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.

Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным

идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения

был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как

и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества,

обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так

же важны, как и «молящиеся» или «работающие».

Монашество

Вступление

В тройственной модели феодализма монахам отводилось самое почетное

место. В средние века именно в духовенстве видели самое главное сословие,

так же как в церкви — самый важный институт. Церковь и духовенство —

посредники между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой

жизни, а монахи пользовались привилегированным положением. Главный герой

средневековья — монах или святой. В ту эпоху монашество было повседневным и

необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное,

удивительно для эпохи, стоявшей перед столь серьезными проблемами

пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были

глубоко интегрированы в средневековое общество, которое позволяло себе

содержать много монахов, считая, что они молятся за других.

Возникновение монашества и его причины

При общем упадке религиозно - нравственной жизни в IV веке, монашество

явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Христово; из

монашеских обителей, словно из благодатного источника, исходил евангельский

свет, озаряя погрязший в грехах мир. Чтобы увидеть эти обители, мы снова

должны обратиться к Египту. Эта древняя Земля даровала миру удивительные

откровения и великие проявления человеческого духа. Здесь, в пустынной

Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи.

Но что же послужило непосредственной причиной возникновения монашества?

Прежде всего, печальное состояние общества и церкви, о чем уже было сказано

выше. Официальная церковь уже не казалась верующим якорем спасения: с одной

стороны, без разветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с

другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия.

Верующий христианин в рамках официозной церкви неизбежно испытывал чувство

болезненной раздвоенности между Землей и небом, чувство трагической

неудовлетворенности своим бытием. Многих христиан, особенно остро ощущавших

греховность и безумие общества, которое называло себя христианским,

захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию,

души их вновь запросили "хлеба жизни", а не суетных мирских благ.

Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития.

Христианские церкви все больше стали заполняться варварами, принесшими с

собой полуязыческие обряды, которые были невыносимы для особо благочестивых

христиан. Возрастающая роскошь жизни на Востоке вызывала обратную тягу к

простоте, к аскетизму. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские

дела и, подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем, не связанным

никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние, чему можно

найти множество примеров в агиографической литературе (житиях святых).

Например, знаменитый пустынник Моисей Мурин (Мавр) был когда - то

невольником , затем бежал от своего хозяина и стал предводителем

разбойничьей шайки. После Того как его кровавая слава уже гремела по

окрестностям, Моисей внезапно уверовал в Господа, удалился в монастырь и

посвятил остаток своей жизни подвигам аскетизма и покаяния. Та горячность,

которая когда - то сделала Моисея грозой караванов, теперь превратилась в

неутолимую жажду духовного очищения. Отшельнической жизни, погруженности в

молитву способствовали и климатические условия ближнего Востока. Сухой

теплый воздух, большое количество пещер в горах, богатые рыбой воды Нила и

плодовые деревья позволяли отшельникам без труда добывать себе пищу и

целиком отдаваться молитвенному созерцанию. Основателем монашества

считается св. Антоний Египетский, которого церковная традиция именует также

Антонием Великим .

Распространение монашества

Монашество возникло на Востоке, в Палестине, Сирии, Малой Азии и прежде

всего в Египте, причем появилось в двух формах — в виде отшельничества и

монашеского общежития. Первым монахом, проповедовавшим жизнь в уединении и

аскетические идеалы был знаменный копт Антоний Великий (251 — 356 г.г.). Он

удалился в пустыню в Египте, где проводил время в уединенных размышлениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4