скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рыцарство и монашество как образ жизни скачать рефераты

рыцаря; наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на

каске рыцаря.

Когда под окнами дворца герольды начинали играть в трубы, новый рыцарь,

несмотря на тяжесть доспехов, часто не влагая ноги в стремя, мгновенно

вскакивал на своего коня и гарцевал, потрясая копьем и сверкая мечом.

Немного спустя, в том же наряде показывался он на площади. Там

приветствовали его восклицания народа, который веселыми криками выражал

свой восторг от приобретения нового защитника.

Таков был обряд посвящения в рыцари при дворах королей, принцев и

грансеньоров в мирное время. Но во время войн рыцарское звание жаловалось

среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, в проломе взятого

приступом города.

Книга рыцарских законов

Чтобы лучше понять аспекты морального устоя рыцарства, тот образ жизни,

который они должны были вести, те идеалы, то совершенство, к которому они

должны были стремиться, следует упомянуть о книге рыцарских законов,

которые рыцари должны были строго исполнять и следовать им(но в реальной

жизни они следовали им далеко не всегда). Читались эти законы

церковнослужителем во время посвящения. Вот несколько статей из этой книги:

1. "Рыцари обязаны бояться, почитать, служить любить Бога искренно;

сражаться всеми силами за веру и в защиту религии, умирать, но не

отрекаться от христианства.

2. Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое

отечество.

3. Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужество их да

поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

4. Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять

злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

5. Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение

да не руководят их поступками; но да будут они везде и во всем

вдохновляемы честью и правдой.

6. Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да

живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не

возобладают ими в ущерб прав ближнего.

7. Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да

избегают они всякого обмана и лжи.

8. На турнирах и на других увеселительных боях да не употребят никогда

острия меча в дело.

9. Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего

девственного и чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они

непоколебимо это доверие ко всем и особенно к своим сотоварищам,

оберегая их честь и имущество в их отсутствие.

10. Да не положат оружия, пока не кончат предпринятого по обету дела,

каково бы оно ни было; да следуют они ему и денно, и нощно в течение

года и одного дня.

11. Если во время следования начатого подвига, кто-нибудь предупредит их,

что они едут по пути, занятому разбойниками, или что необычайный зверь

распространяет там ужас, или что дорога ведет в какое-нибудь

губительное место, откуда путнику нет возврата, да не обращаются они

вспять, но да продолжают путь свой даже и в таком случае, когда

убедятся в неотвратимой опасности и неминуемой смерти, лишь была бы

видна польза такого предприятия для их сограждан.

12. Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это

оскорбление отечеству.

13. Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между

войсками, начальству их вверенными; да не допускают они разорения жатв

и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу

вдовы или собаку пастуха, который нанесет малейший вред кому бы то ни

было на земле союзников.

14. Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взятые в

плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп, или да

возвращаются по обещанию, в означенные день и час, в тюрьму, иначе они

будут объявлены бесчестными и вероломными.

15. По возвращении ко двору государей, да отдадут они верный отчет о своих

похождениях, даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу,

королю и начальникам под опасением исключения из рыцарства".

Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их

нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки

существовал целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили

принародно на площадь, герольд спрашивал присутствующих: «Кто этот рыцарь?»

Ему отвечали: «Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй», затем с

«рыцаря» снимали шлем, доспехи, щит и т.д., герольды приговаривали: «Этот

щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, негодяя». Раздев

полностью «рыцаря», его обливали теплой водой, полукафтанье его разрывали,

меч ломали и щит его раздробляли на 3 части. Затем виновного клали на

носилки и несли в церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы.

Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени

вины: например щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с

него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или,

например, за менее тяжкие преступления ограничивались рисованием на гербе

щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был

наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.

Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

Странствующие рыцари. В мирное время после посвящения молодые рыцари

как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать

утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам,

отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи.

Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям

в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными

рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные

способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они

домогались чести померяться с этими мастерами своего дела.

Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они

добровольно, стараясь стать на сторону правого. Они изучали также

церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться

храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с

знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались

узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на

родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне,

странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать

злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли

они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Часто

несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их

пожаловали рыцарским званием или при котором они просто присутствовали на

торжественных празднествах, соединялись и целым обществом задумывали

странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для отыскания какого-нибудь

исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более

высокого предприятия. Герои, переходя из страны в страну, проезжая леса, не

имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты оружия;

они кормились единственно охотой.

Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал сладко в

замках, где удерживал его радушный прием. На воротах и башенных шпилях

подобных замков ставились золотые шлемы - условные знаки гостеприимства и

пристанища, готового для странствующих рыцарей. Таков был обычай, и пока

существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на

высоких местах своих замков, чтобы странствующий рыцарь мог войти в чужой

замок также смело, как в собственный.. Год и один день - обыкновенный их

срок для окончания предприятия. Но данной ими клятве они обязаны были,

возвратясь домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих

похождениях, промахах и бедствиях.

Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно

приключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время

странствий они придумывали их сами: они обнародовали, что в назначенном

месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то

условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и

славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его

исполнение - военным подвигом, поединком (pas d'armes), потому что

обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на

дороге, или даже и на площади.

Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-

защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя,

они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на

деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали

всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если

несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось

столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти,

проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита

должен был драться.

Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари,

желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных

зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех

концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть

дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям

вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых

происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в

залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь

драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный

обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя

побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько

времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались

обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали

и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных. Во время поединков

ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали

танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны.

По возвращении из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок

патрона, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам

он был знатным принцем, даже в собственный.

Жизнь рыцаря в замке. Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом

рыцаря и его владений. Это был и дом и крепость и военный опорный пункт от

посягательств врагов. Население замка — очень большое, так как дети

вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из

широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к

башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни

были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-

нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Первые замки обносились

только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда

замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки

усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала

строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили

другие башни. Стена, ров и тын — главные элементы замка. Среди башен замка

была одна главная – донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же

еще и играл важное оборонительное значение – это была самая большая и

прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на

втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше

принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний

этаж.

Из башен замка, одна, меньшая по объему, возвышалась значительно над

другими; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня,

называвшаяся сторожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях

висели набатные колокола, в которые били тревогу, завидев неприятеля в

окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка

разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились

хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лагерем

вассалы. С другой стороны — донжон, где жил сеньор, который мог

отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с

провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо

стен, оборонительных башен и донжона были также часовня, оружейная

мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с

запасами съестного. Очень важным элементом замка был колодец. Именно он

снабжал жителей замка водой во время осады.

Как выглядел интерьер замка? В замке было несколько залов,

расположенных один над другим. Залы разделялись бревенчатым полом, позднее

начали делать каменные своды. Один из залов — главный. Здесь происходили

пиршества, танцы, выступления жонглеров. Зал был высотой 7 —.12 м, площадью

50 — 150 кв. м. Внутренние комнаты — спальня, склад для оружия, специальные

комнаты для рукоделия, кухня. В главной башне помещалась часовня. Башни

замка выглядели мрачными, так как окон было мало. Из-за громадной толщины

стен перед каждым из 2 — 3 окон зала были просторные амбразуры, на

ступеньку или две выше пояса. Здесь пряли жены феодалов свои бесконечные

пряжи, уныло напевая «песни прях» о несчастной любви Аэлиз или Идуан.

Занятия рыцарей. Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь

как можно чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир,

выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное

время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь

какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета —

сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили

весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни

в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера,

менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.

Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь

праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это

странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель, рассказывающий о

подвигах короля Артура. Что было на столе? На столе феодала было мало

Страницы: 1, 2, 3, 4