скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение скачать рефераты

Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение

Министерство общего и профессионального образования

Сургутский Государственный университет

Кафедра истории

РЕФЕРАТ.

По предмету: история Отечественной культуры.

Тема: Русское юродство как феномен культуры, его национальное значение.

Выполнила: студентка

881 гр.; III курса

Гуманитарного

отделения (история)

Фамилия: Журавлёва

Имя:

Татьяна

Отчество: Викторовна

Проверила: Агаркова

Анна Брониславовна

г. Сургут

2000 г.

План:

1) Введение.

2) Терминология.

3) Истоки юродства.

4) Религиозный смысл.

5) Социальные предпосылки юродства и причины его широкого распространения

на Руси.

6) Закат юродства.

7) Значение юродства для русской культуры.

8) Заключение.

В самом деле, её ‹юродивую› как будто все даже

любили, даже мальчишки её не дразнили и не

обижали, а мальчишки у нас, особенно в школе,

народ задорный. Она входила в незнакомые

дома и никто не выгонял её, напротив, всяк-то

приласкает и грошик даст. Дадут ей грошик, она

возьмёт и тотчас снесёт и опустит в которую-

нибудь кружку, церковную аль острожную.

Дадут ей на базаре бублик или калачик,

непременно пойдёт и первому встречному

ребёночку отдаст бублик или калачик, а то так

остановит какую-нибудь нашу самую богатую

барыню и той отдаст; и барыни принимали даже

с радостию.

/ Ф. М.

Достоевский

Введение.

В качестве темы моего реферата вынесена проблема юродства на Руси.

Такая неординарная тема была выбрана мной потому, что однажды я совершенно

случайно выяснила для себя, что даже сам термин «юродивые» для многих моих

ровесников, в том числе и таких, которые являются довольно начитанными и

разносторонними людьми, представляется смутным и неясным. В то же время,

как мне кажется, что для понимания психологии русского человека и вообще

понимания специфики всей русской культуры этот феномен православной

религиозности является довольно важным.

В процессе написания работы оказалось, что эта тема для более-менее

обширной и разносторонней разработки довольно сложна. Основной причиной

этого является отсутствие литературы.

Вполне логично, что в советской историографии подобная тема

практически не упоминается, в связи с тем, что проблемами религиозных

взглядов и особенностей религиозного мировоззрения в этот период занимались

очень мало и лишь в плане идеологической борьбы против «религиозных

предрассудков». Поэтому особого внимания проблеме «юродства Христа ради» не

уделялось. В досоветский же период теме юродства были посвящены отдельные

главы в нескольких книгах, написанных теологами и исследователями

православия. Была даже выпущена монография целиком посвящённая теме

юродства, но книги эти имеются лишь в дореволюционных изданиях, в очень

небольшом количестве экземпляров и в нашем городе, конечно, отсутствуют.

То же самое можно сказать и о нескольких работах учёных выпущенных уже

в наше время и касающихся проблемы юродства, – этих трудов в нашем городе

нет. В силу этого основной работой, которой я пользовалась при написании

реферата, явилась монография А. В. Юдина «Русская народная духовная

культура».

Исходя из имеющегося материала, целью моей работы является

ознакомление с малоизвестными сторонами юродства, а также изучение причин

особенно сильного распространения этого явления именно на Руси.

Терминология.

Прежде чем приступить к рассмотрению такой сложной и характерной, в

основном, только для Русского государства формы религиозного выражения как

юродство мне кажется важным разобраться в терминологии. Естественно,

основным термином этой работы является само понятие юродства и юродивых, но

помимо этого мне кажется важным обратиться к значению таких слов и

словосочетаний как «святость» и «смеховой мир».

Термин «юродивый» произошёл от слова «юрод», которым в древнерусском

языке переводилось греч. слова, обозначавшие «глупый, безумный», а так же

«простой, глупый». В частности, «юродами» в древнерусских источниках

названы блаженный Симеон («житие блаженного Симеона»), Исаакий Печерский

(«Печерский патерик»), Никола Новгородский Салос и др.

Под «юродивыми» принято понимать людей, руководствовавшихся словами

апостола Павла «мы безумны (древнерус. «юроди») Христа ради» и принявших

один из подвигов христианского благочестия – юродство о Христе. Эти люди не

обязательно были действительно безумны, как принято считать. Сумасшедших

среди юродивых было самое большее 40%, остальные же в действительности не

страдали психическими расстройствами, а сознательно принимали образ

юродивого.

Юродивые, как и монахи, добровольно отказывались от всех благ жизни

«мирской» (имущества, положения в обществе и т. д.) и даже от кровного

родства. Но, в отличие от принявших постриг, эти люди не искали уединения,

наоборот, они жили среди людей, особенно много их было в городах. Юродивые

своим примером, словом и делом стремились отвратить людей от греха.

Зачастую эти «безумцы» вращались среди наиболее падших в общественном

мнении людей, и бывало, что им действительно удавалось вернуть их на путь

христианства.

Нередко юродивым приписывали обладание пророческим даром. Мнение это

было основано на действительных предсказаниях, сделанных некоторыми из них.

Например, у В. О. Ключевского описывается такой случай: «Посадник Немир,

принадлежавший к литовской партии (в Новгороде), приехал в Клопский

монастырь к блаженному Михаилу. Михаил спросил посадника, откуда он. «Был,

отче, у своей пратёщи (тёщиной матери)». – «Что у тебя, сынок, за дума, о

чём это ты всё ездишь думать с женщинами?» – «Слышно, - сообщил посадник, -

летом собирается идти на нас князь московский, а у нас есть свой князь

Михаил». – «То, сынок, не князь, а грязь, – возразил блаженный, – шлите-ка

скорее послов в Москву, добивайте челом московскому князю за свою вину, а

не то придёт он на Новгород со всеми силами своими, выйдете вы против него,

и не будет вам Божьего пособия, и перебьёт он многих из вас, а ещё больше

того в Москву сведёт, а князь Михаил от вас в Литву уедет и ни в чём вам не

поможет». Всё так и случилось, как предсказал блаженный»1.

Однако поведение юродивых было далеко не всегда пристойным. Человек,

принявший юродство, отбрасывал при этом всякие нормы приличия и чувство

стыда: «Он ходит голый (или одет в безобразные грязные лохмотья), носит

вериги (различные железные цепи, полосы, кольца и др. предметы на голом

теле ради «усмирения плоти»), молится обычно только ночью, как бы стесняясь

этого, валяется в грязи, золе и т. п., не моется, не чешет волос, публично

испражняется, нарушает порядок в церкви и на улице, всем своим видом

указывает на приобщённость к низменному, грязному, шокирующему»2. Юродивый

мог даже «дозволить себе соблазнительные действия»3.

Юродивые могли пародировать происходящее вокруг них, дабы таким

способом образумить людей. Например, в Новгороде в XIV в. двое юродивых –

Никола Качанов и Фёдор – устраивали драки между собой, насмехаясь над

кровавыми столкновениями новгородских партий. Поводом для этих драк было

то, что юродивые жили на разных сторонах Волхва и не пускали «соперника»

через мост на свою сторону. Однако нередко поступки юродивых были и вовсе

весьма странны и труднообъяснимы, например Василий Блаженный целовал стены

домов грешников, а в дома праведников кидал камни и куски земли. Такое его

поведение было объяснено людьми так: «Над домами грешников ангелы плачут, и

он (юродивый) стремится поклониться им; а снаружи домов праведников бесы

висят, оттого, что в дом пробраться не могут, это в них божий человек камни

кидает».

При этом юродивые были одними из немногих, кто отваживался говорить

сильным мира сего (князьям и боярам, царям и вельможам) правду. Например,

Василий Блаженный укорил Ивана Грозного за то, что тот во время церковной

службы думал о мирском, а блаженный Иоанн Московский обличал Бориса

Годунова в участии в убийстве царевича Дмитрия. При этом юродивые до

некоторых пор пользовались неприкосновенностью, иногда их советы

принимались к сведению. Но когда терпение знатного человека переполнялось,

или если он изначально был слишком горделив, чтобы терпеть подобное

обращение, юродивого могли объявить «лжеюродивым», или попросту безумцем

(ещё одно свидетельство в пользу того, что юродивые не были простыми

сумасшедшими), тогда этот человек лишался своей неприкосновенности и его

могли наказать и даже казнить.

У А. В. Юдина юродство трактуется как «своего рода переходная область

между мирами, несущей черты смеховой культуры, но принадлежащей к сфере

святости»4, но для того, чтобы понять эту формулировку нужно сначала

разъяснить эти термины. Поэтому к юродству я ещё вернусь немного попозже.

Следующими термином, нуждающимся, на мой взгляд, в некотором пояснении

является «святость».

Понятие святости – очень сложное, многослойное понятие. Его корни

уходят ещё в языческую славянскую культуру. Там понятие святости

«оказывается приложенным к критическим точкам круга времён, сакрально

отмеченным периодам»5, благоприятным для смерти (а смерть у славян

сопровождалась чем-то вроде праздника, посредством которого люди пытались

сыграть ту жизнь, которая их ждёт после смерти, жизнь, состоящую из

застолья и веселья). При этом, естественно, смерть преодолевается новым

рождением. Соответственно, «благо» всех и каждого зависит не столько

собственно от «верха», верхнего мира, сколько от движения снизу вверх –

роста святого жита из святой земли, оплодотворённой святой водой, как и от

рвущихся к небу языков пламени, святого огня. Святость здесь – энергия,

заставляющая двигаться, расти, умножаться, энергия перехода от мёртвого

хаоса к живому космосу»6.

Затем это языческое понимание святости сталкивается с христианским,

где святость – это связь с Богом. «В учении о святости содержится

преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и

нетварного, т. е. основных оппозиций, которые в дохристианских

представлениях выступали как абсолютные границы, разделяющие божественное и

человеческое, смертное и бессмертное. Святые, оказываясь «друзьями Божиими»

и заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действовании с

ангелами, т. е. бесплотными, невещественными силами; тем самым

преодолевается оппозиция вещественного (материального, телесного) и

духовного, и вещественность перестаёт быть препятствием для соединения с

Божеством. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые

приобщены к Богу, т. е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное

человеческое с нетварным Божеством»7.

Мотив причастности Богу объединяет и языческое и христианское понятие

святости, но существуют и значительные отличия в восприятии: во-первых,

христианское понимание святости «духовно», а не «природно», как

древнеславянское; а во-вторых, оно говорит не о движении вверх, а об уже

существующем единстве, «посредничестве, где не меньшую важность приобретает

мотив движения сверху вниз, т. е. в каком-то смысле шаг Бога навстречу

человеку… Можно говорить о диалогичности христианства, его установке на

диалог с высшей силой, противопоставляемой «монологу», т. е.

однонаправленному воздействию на иной мир традиционной языческой магии»8.

После Крещения Руси начинается накладывание друг на друга понятия

«святость» языческого и христианского. В результате в этом понятии

усиливается абстрактный духовный момент, и как следствие возникают такие

понятия как «непорочность», «праведность» и т. п., «а образом проявления

этих свойств становится не материально-предметное, а «энергетическое»

возрастание, своего рода «светолучение, харизматический ореол»9.

В результате преобразования значение слова «святость» приобрело

несколько максималистское понимание духовности и пренебрежение к светской и

общественной жизни, что заметно отличало святость в русском понимании, от

этого же религиозного символа в западном и даже в византийском

христианстве.

При этом с понятием святости на Руси тесно связана и обратная сторона

общественной жизни – «смеховой мир». Т. е., образно выражаясь, если

святость – это результат пути наверх, к богу, то смеховой мир – это путь

вниз, к дьяволу.

Область святости – это область духовности, высокой сосредоточенности и

спасения от ада (т. е., можно сказать, спасения от смерти, посредством

повторного рождения). Смеховой же мир – это мир смерти и дьявола. Почему же

мир дьявола назван смеховым? Дело в том, что в православной традиции смех

считался атрибутом бесов, ведь Иисус в Евангелиях никогда не смеётся,

только грустно улыбается. Соответственно и мир смеха, шутовства и праздника

(карнавала) со своими особыми обрядами и перевёрнутыми «с ног на голову»

понятиями, одеждами, материалами и моделями поведения получил название

«смехового» (что совершенно не эквивалентно «смешному»).

М. М. Бахтин «выделил три основные формы проявления и выражения

смеховой культуры:

1) Обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные

смеховые действа и пр.).

2) Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода:

устные и письменные на латинском (для Западной Европы) и на народных

языках.

3) Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба,

клятва … и др.)»10.

Первая форма выражается в плясках, пьянстве, карнавальном переодевании

– всё это символизирует пребывание в мире мёртвых. Соответственно, всё

происходящее не является театральным представлением с его делением на

актёров и зрителей, это именно всенародное гулянье, вернее даже временная

Страницы: 1, 2