Русское богоискательство в 19 веке
(ХХ.9:1). В евангелии от Матфея также упоминаются братья Иисуса, в том
числе Иаков: "Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и
братья его Иаков и Иосий, и Симон ли Иуда?"(Мф.13:55).
Второе упоминание - знаменитое "свидетельство Флавия" : "В то
время жил Иисус, мудрый человек , если вообще его можно назвать человеком.
Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью
воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и
был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил
его к распятью на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него.
Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали боги
пророки, также как и многие другие поразительные вещи о нем" (ХVIII.3:3).
-8-
Начиная с XVI в. идут горячие споры о достоверности сообщения
Флавия. Большинство современных исследователей считает его позднейшей
вставкой -не только из-за тенденциозного характера текста , сколько из-за
следующих обстоятельств. В III в. философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в
том, что последний не считает Иисуса мессией , то есть Ориген не был знаком
с "тестимониумом" . А вот раннехристианский автор Евсевий, живший в начале
IV в. , уже был знаком с этим текстом и цитировал его. Таким образом, мы
можем убедиться в том, что " тестимониум Флавианум" не принадлежит перу
Иосифа Флавия, а написан позже и вставлен в "Иудейские древности"
христианскими теологами. Можно довольно точно установить время, когда эта
вставка попала в текст , - конец III в. Вопрос только в том, умолчал ли
Иосиф Флавий о существовании Иисуса, и упомянутый отрывок - дело рук
жившего позднее христианского переписчика, или же в тексте было упоминание,
которое почему-то не удовлетворило переписчика, заставив его изменить текст
с учетом требований христианского учения. Вполне возможно, что Иосиф
Флавий, который осуждающе высказывался о появившихся в I в. и сеющих смуту
пророках, иначе оценивал Иисуса. Поэтому позже христианские теологи могли
отредактировать его текст в духе своей религии.
Первое упоминание о христианах - в том числе об Иисусе Христе- принадлежит
перу Тацита. Тацит в первой четверти II в. описывает пожар Рима , по
преданию, устроенный императором Нероном в 64г.
( Анналы 15:44). Здесь Тацит рассказывает о том, что христиан обвинили в
поджоге , многих из них казнили. Он так же упоминает, что человек, имя
которого носили христиане, был казнен во время правления императора Тиберия
и прокуратура Понтия Пилата.
Во второй четверти II в. историк Светоний написал книгу об
императоре Клавдии, который изгнал из Рима иудеев за то, что они постоянно
устраивали смуту под предводительством Христа. В книге о Нероне Светоний
отмечает , что в те времена казнили не мало крестьян, распространявших
новые вредные обычаи.
Вне сомнения, Тацит и Светоний пользовались христианскими
сказаниями, но , поскольку жили они в конце I - начале II в., им конечно
были известны и более ранние источники. (1)
Имея ввиду все это , можно представить, как обрывочные, но тесно
связанные друг с другом общей идеей события и явления, личности и деяния со
временем слились в нечто единое и цельное, были персонифицированы в Иисусе,
мессии из рода Давида.
_______________________________________________________________
(1)- Г.Гече "Библейские истории" , стр.237-239
-9-
Этот мессия (Христос) пришел , проповедовал, демонстрировал
чудеса , но не был признан , а , напротив, был осужден властями как
лжемессия, распят на кресте; затем он, чудесным образом воскреснув, доказал
миру свою божественность и через учеников и последователей даровал миру
великие истины, легшие в фундамент христианства.(1)
4. Становление христианской церкви.
Христианство в I в.н.э. не знало церковной организации ,
должностных лиц , культа , клира, догматов; вместо института священства
были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы
верующих и, как считалось , обладавшие харизмой, т.е. способностью ,
"даруемой духом" , пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса,
исцелять и т.д. Любой христианин мог называть себя харизматиком и
заниматься учительством - пророчеством; если он имел достаточное число
приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины.(2)
Свободная ассоциация немногочисленных полулегальных общин,
разбросанных на огромном пространстве при отсутствии четкости в вероучении
и в обрядовых правилах - вот чем в действительности была церковь в те
времена. Редкое и нерегулярное общение руководителей и членов различных
групп христиан скорее позволяло говорить о некоем духовном, идеальном
единстве церкви, чем о реальном, организационном. Да и духовное единство,
символически выражавшееся в совместном принятии причастия членами разных
общин, часто нарушалось спорами и взаимными обвинениями в неправоверии.
Часто у противников дело доходило и до отказов от совместного причащения,
до прекращения вообще всяких контактов.(3)
Уже во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных
течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически
восходящее, видимо , к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с
деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со
свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают
слова о том, что для христианства " нет ни эллина, ни иудея", что Богу
угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно
лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по
плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру
и исповедание.
______________________________________________________________
(1)- Л.С. Васильев "История религий Востока", стр.95
(2)- С.Г. Лозинский "История папства", стр.7
(3)-"История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском
университете;
стр.115-116.
-10-
В отличии от апостола Петра, которого евангельский Павел называл
"апостолом для иудеев" , себя Павел , по преданию , именовал "служителем
Иисуса Христа у язычников".(1)
С течением времени, в особенности со второй половины II века,
руководство общинами сосредотачивается, однако, все более в руках
пресвитеров - старейших членов общины по возрасту либо по времени их
вступления в общину. Руководство это носило в значительной степени
хозяйственный характер и на первых порах было связано с совместными
трапезами христиан, с так называемыми агапами, вечерями любви.
Обслуживались члены общин во время этих трапез диаконами, а по мере роста
общин, необходимости накопления для них денег и увеличение запасов для
трапез появились кладовщики, кассиры и надзиратели-епископы. Последними
становились обычно старейшие, наиболее зажиточные члены общины, которые
отвечали за сохранность денег и припасов, необходимых для совместных
трапез.
Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего "пророческого дара"
, а в следствии своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в
христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков,
этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев
вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов,
вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.
Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить
пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и
передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с
епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец
пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную
гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти
пророчества с их чаяниями , надеждами, проклятиями и ненавистью особенно
ярко выражены в "Апокалипсисе" Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в
фантастической форме "видений".(2)
Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем
догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще
не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства
и пытались по своему объяснять те или иные его проблемы.(3)
Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и
близостью к апостольной традиции.
______________________________________________________________
(1)- Л.С. Васильев "Истории религий Востока", стр.98-99
(2)- С.Г. Лозинский "История папства", стр.7-8
(3)- Л.С. Васильев "Истории религий Востока",стр.100
-11-
Фактически же оно часто бывало, предопределено
географическими, политическими, экономическими и другими подобными
обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину
христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так
возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви. (1)
Было естественно, что и христианская община мировой столицы
стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд
плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века ,
появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был
первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей
в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее
иерархическое положение.(2)
Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией -
неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами
и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения"
трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви
более были не нужны. Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки-
проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от
активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел
отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность
и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на
укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой
внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами
монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений"
осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.
Таким образом, очищенная от "грехов" молодости христианская
церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов
институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и
использование его , на что не преминули обратить внимание римские
императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь (по его
инициативе был создан первый христианский собор), его преемники (кроме
Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его
примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых
христиане стали гонителями, о чем свидетельствует , в частности , погром
"языческой" библиотеки в 415 году в Александрии , видном центре эллинской
культуры.(3)
____________________________________________________________
(1)- "История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском
университете; стр.116
(2)- С.Г. Лозинский, "История папства", стр.11
(3)- Л.С. Васильев "Истории религии Востока", стр.100-101
-12-
5. Заключение
Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный
выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное
общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве
, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том , что ни
одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей
населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она
сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и
даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной
власти.
Стоить учитывать и то обстоятельство, что на протяжении всей истории
человечества, вплоть до наших дней, религия была неотъемлемым атрибутом в
жизни общества, волнующие людей проблемы облекались в религиозную форму.
Ранее христианство оставило неизгладимый след в культуре
человечества, прежде всего Запада. Вряд ли можно многое понять до конца в
истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого , не зная
сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса , не имея
представления о посланиях Павла, приключения Товии, мучительных вопросах
Иова или истории Сусанны и старцев.
-13-
Используемая литература:
1. Л.С. Васильев "Истории религий Востока";
2. С.Е. Гречишников "Поиск надежды и дух утешения";
3. С.Г. Лозинский "История папства";
4. Г. Гече "Библейские истории";
5. А.Е. Кулаков "Религии мира";
6. И.С. Свенцицкая "Раннее христианство: страницы истории";
7. "История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском
университете.
-1-
План:
1. Введение.
2. Возникновение христианства.
3. Христос- историческая личность или легенда?
4. Становление христианской церкви.
5. Заключение.
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М. Горького
Р Е Ф Е Р А Т
На тему : Возникновение христианства.
Студентки заочного отделения
Юридического факультета
1999г.
Страницы: 1, 2
|