скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русское богоискательство в 19 веке скачать рефераты

(ХХ.9:1). В евангелии от Матфея также упоминаются братья Иисуса, в том

числе Иаков: "Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и

братья его Иаков и Иосий, и Симон ли Иуда?"(Мф.13:55).

Второе упоминание - знаменитое "свидетельство Флавия" : "В то

время жил Иисус, мудрый человек , если вообще его можно назвать человеком.

Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью

воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и

был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил

его к распятью на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него.

Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали боги

пророки, также как и многие другие поразительные вещи о нем" (ХVIII.3:3).

-8-

Начиная с XVI в. идут горячие споры о достоверности сообщения

Флавия. Большинство современных исследователей считает его позднейшей

вставкой -не только из-за тенденциозного характера текста , сколько из-за

следующих обстоятельств. В III в. философ Ориген упрекал Иосифа Флавия в

том, что последний не считает Иисуса мессией , то есть Ориген не был знаком

с "тестимониумом" . А вот раннехристианский автор Евсевий, живший в начале

IV в. , уже был знаком с этим текстом и цитировал его. Таким образом, мы

можем убедиться в том, что " тестимониум Флавианум" не принадлежит перу

Иосифа Флавия, а написан позже и вставлен в "Иудейские древности"

христианскими теологами. Можно довольно точно установить время, когда эта

вставка попала в текст , - конец III в. Вопрос только в том, умолчал ли

Иосиф Флавий о существовании Иисуса, и упомянутый отрывок - дело рук

жившего позднее христианского переписчика, или же в тексте было упоминание,

которое почему-то не удовлетворило переписчика, заставив его изменить текст

с учетом требований христианского учения. Вполне возможно, что Иосиф

Флавий, который осуждающе высказывался о появившихся в I в. и сеющих смуту

пророках, иначе оценивал Иисуса. Поэтому позже христианские теологи могли

отредактировать его текст в духе своей религии.

Первое упоминание о христианах - в том числе об Иисусе Христе- принадлежит

перу Тацита. Тацит в первой четверти II в. описывает пожар Рима , по

преданию, устроенный императором Нероном в 64г.

( Анналы 15:44). Здесь Тацит рассказывает о том, что христиан обвинили в

поджоге , многих из них казнили. Он так же упоминает, что человек, имя

которого носили христиане, был казнен во время правления императора Тиберия

и прокуратура Понтия Пилата.

Во второй четверти II в. историк Светоний написал книгу об

императоре Клавдии, который изгнал из Рима иудеев за то, что они постоянно

устраивали смуту под предводительством Христа. В книге о Нероне Светоний

отмечает , что в те времена казнили не мало крестьян, распространявших

новые вредные обычаи.

Вне сомнения, Тацит и Светоний пользовались христианскими

сказаниями, но , поскольку жили они в конце I - начале II в., им конечно

были известны и более ранние источники. (1)

Имея ввиду все это , можно представить, как обрывочные, но тесно

связанные друг с другом общей идеей события и явления, личности и деяния со

временем слились в нечто единое и цельное, были персонифицированы в Иисусе,

мессии из рода Давида.

_______________________________________________________________

(1)- Г.Гече "Библейские истории" , стр.237-239

-9-

Этот мессия (Христос) пришел , проповедовал, демонстрировал

чудеса , но не был признан , а , напротив, был осужден властями как

лжемессия, распят на кресте; затем он, чудесным образом воскреснув, доказал

миру свою божественность и через учеников и последователей даровал миру

великие истины, легшие в фундамент христианства.(1)

4. Становление христианской церкви.

Христианство в I в.н.э. не знало церковной организации ,

должностных лиц , культа , клира, догматов; вместо института священства

были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы

верующих и, как считалось , обладавшие харизмой, т.е. способностью ,

"даруемой духом" , пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса,

исцелять и т.д. Любой христианин мог называть себя харизматиком и

заниматься учительством - пророчеством; если он имел достаточное число

приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины.(2)

Свободная ассоциация немногочисленных полулегальных общин,

разбросанных на огромном пространстве при отсутствии четкости в вероучении

и в обрядовых правилах - вот чем в действительности была церковь в те

времена. Редкое и нерегулярное общение руководителей и членов различных

групп христиан скорее позволяло говорить о некоем духовном, идеальном

единстве церкви, чем о реальном, организационном. Да и духовное единство,

символически выражавшееся в совместном принятии причастия членами разных

общин, часто нарушалось спорами и взаимными обвинениями в неправоверии.

Часто у противников дело доходило и до отказов от совместного причащения,

до прекращения вообще всяких контактов.(3)

Уже во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных

течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически

восходящее, видимо , к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с

деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со

свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают

слова о том, что для христианства " нет ни эллина, ни иудея", что Богу

угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно

лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по

плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру

и исповедание.

______________________________________________________________

(1)- Л.С. Васильев "История религий Востока", стр.95

(2)- С.Г. Лозинский "История папства", стр.7

(3)-"История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском

университете;

стр.115-116.

-10-

В отличии от апостола Петра, которого евангельский Павел называл

"апостолом для иудеев" , себя Павел , по преданию , именовал "служителем

Иисуса Христа у язычников".(1)

С течением времени, в особенности со второй половины II века,

руководство общинами сосредотачивается, однако, все более в руках

пресвитеров - старейших членов общины по возрасту либо по времени их

вступления в общину. Руководство это носило в значительной степени

хозяйственный характер и на первых порах было связано с совместными

трапезами христиан, с так называемыми агапами, вечерями любви.

Обслуживались члены общин во время этих трапез диаконами, а по мере роста

общин, необходимости накопления для них денег и увеличение запасов для

трапез появились кладовщики, кассиры и надзиратели-епископы. Последними

становились обычно старейшие, наиболее зажиточные члены общины, которые

отвечали за сохранность денег и припасов, необходимых для совместных

трапез.

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего "пророческого дара"

, а в следствии своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в

христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков,

этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев

вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов,

вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.

Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить

пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и

передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с

епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец

пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную

гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти

пророчества с их чаяниями , надеждами, проклятиями и ненавистью особенно

ярко выражены в "Апокалипсисе" Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в

фантастической форме "видений".(2)

Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем

догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще

не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства

и пытались по своему объяснять те или иные его проблемы.(3)

Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и

близостью к апостольной традиции.

______________________________________________________________

(1)- Л.С. Васильев "Истории религий Востока", стр.98-99

(2)- С.Г. Лозинский "История папства", стр.7-8

(3)- Л.С. Васильев "Истории религий Востока",стр.100

-11-

Фактически же оно часто бывало, предопределено

географическими, политическими, экономическими и другими подобными

обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину

христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так

возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви. (1)

Было естественно, что и христианская община мировой столицы

стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд

плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века ,

появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был

первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей

в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее

иерархическое положение.(2)

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией -

неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами

и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения"

трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви

более были не нужны. Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки-

проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от

активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел

отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность

и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на

укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой

внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами

монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений"

осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.

Таким образом, очищенная от "грехов" молодости христианская

церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов

институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и

использование его , на что не преминули обратить внимание римские

императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь (по его

инициативе был создан первый христианский собор), его преемники (кроме

Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его

примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых

христиане стали гонителями, о чем свидетельствует , в частности , погром

"языческой" библиотеки в 415 году в Александрии , видном центре эллинской

культуры.(3)

____________________________________________________________

(1)- "История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском

университете; стр.116

(2)- С.Г. Лозинский, "История папства", стр.11

(3)- Л.С. Васильев "Истории религии Востока", стр.100-101

-12-

5. Заключение

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный

выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное

общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве

, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том , что ни

одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей

населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она

сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и

даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной

власти.

Стоить учитывать и то обстоятельство, что на протяжении всей истории

человечества, вплоть до наших дней, религия была неотъемлемым атрибутом в

жизни общества, волнующие людей проблемы облекались в религиозную форму.

Ранее христианство оставило неизгладимый след в культуре

человечества, прежде всего Запада. Вряд ли можно многое понять до конца в

истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого , не зная

сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса , не имея

представления о посланиях Павла, приключения Товии, мучительных вопросах

Иова или истории Сусанны и старцев.

-13-

Используемая литература:

1. Л.С. Васильев "Истории религий Востока";

2. С.Е. Гречишников "Поиск надежды и дух утешения";

3. С.Г. Лозинский "История папства";

4. Г. Гече "Библейские истории";

5. А.Е. Кулаков "Религии мира";

6. И.С. Свенцицкая "Раннее христианство: страницы истории";

7. "История религии", Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском

университете.

-1-

План:

1. Введение.

2. Возникновение христианства.

3. Христос- историческая личность или легенда?

4. Становление христианской церкви.

5. Заключение.

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Р Е Ф Е Р А Т

На тему : Возникновение христианства.

Студентки заочного отделения

Юридического факультета

1999г.

Страницы: 1, 2