скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русская культура и общественная мысль в России \18 век\ скачать рефераты

проницательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но

и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал

крепостнический строй, самодержавную власть царя и власть помещиков над

крепостными.

Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские

ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских

ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную

мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной

Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение.

Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За

рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически,

от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и

Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.

Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся

деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский

естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В.

Франклин.

Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием

трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от

нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не

должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы

да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется

теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.

Свои общественно-политические взгляды и художественные представления

народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

2 Русская литература и искусство

Творчество трудового народа

М

ятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении

всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события

действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные

формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных

к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни

и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой

современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими

войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея

и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,

крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев —

богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий

дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ — на веревочки,

Мы дьяков да ярыг — на ошейнички,

Мы заводчиков — на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была

уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры,

мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с

Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее

созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова

знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного

творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д.

Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы,

отражающие представление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля

неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения

народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных

рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями

раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы

ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор

«Плача»; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная

жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской

деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в

рукописных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспорте» автор с

горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета

толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана

в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к

богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы

— такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме

выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея

(драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином

(«Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр

устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые

противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и

церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал

глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-

шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны

резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога,

частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных

житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных

основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в

произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров

встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки

представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и

геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д.

Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную,

изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения

животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на

всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т. п.

Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и

деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и

деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие

кружева и красочные вышивки!

Культура правящих классов. Классицизм

Р

усская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся

нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая

постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые

писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают

первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. —

становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за

мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти,

утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в

развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому

течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов:

«Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно

смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме,

полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и

резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д.

Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д.

Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником

наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления — таковы

известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами

способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических

произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей

художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и

философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к

монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного

прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П.

Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.),

которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии.

Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях

он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме

восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий

Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-

воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и

благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал

А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает

кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к

проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские

мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же

время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего

литературного направления классицизм становится литературой узких

реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и

изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И.

Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы —

Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие

задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью

замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к

монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание

Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве — высшее

достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный

по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической

гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные

здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например

здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в

Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность

композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской,

богатством отделки фасада здания и ограды.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,

человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском

монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и

мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью.

Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся

величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и

обобщенностью. Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник

Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им монумент

должен рассматриваться в рамках русской культуры, предопределившей оценку

Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего

вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным

постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли,

героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла

делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического

призвания России.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя

внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с

Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в

живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный

идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам

античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был

заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-

патриотическую тематику и просветительское направление в театре.

Распространение классицизма в театральном искусстве связано с

возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного

профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым.

Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А.

Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась

тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью

декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил

по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых

персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

К

лассицизм не был единственным течением дворянской культуры в век

Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание

к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего»

класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера.

Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с

восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и

обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра

сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской

литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания

простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе

рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М.

Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной

революции XVIII в. и потому примирялся с крепостнической действительностью.

Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой,

- с различными «гротами уединения», таинственными, скрытыми в полумраке

беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и

дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие

примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было

создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6