скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия в Истории Мировой Культуры скачать рефераты

современном смысле этого слова. Появились первые записи былин, исторических

песен. Появляются повести светского содержания (в чем-то аналогичные

новеллам европейского Возрождения) – "Повесть о горе-злосчастии", "Повесть

об Улиании Осорьиной", "Повесть о Ерше-Ершовиче". Середина XVII столетия

отмечена сложнейшей коллизией русской церковной и политической истории –

расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с

одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в

исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело

к расколу). При молодом Алексее Михайловиче (как и при юном Иване IV в

прошлом веке) образуется кружок близких советников – "ревнителей

благочестия", чья деятельность сосредоточивается на обсуждении проблем

"исправления" обрядов и церковных книг. Затем кружок распадется, и часть из

его членов станет вождями раскола (как протопоп Аввакум, автор "Исповеди" –

одного из интереснейших произведений древнерусской литературы), а патриарх

Никон, продолжая "исправление" обрядов и книг, после конфликта с царем

удалится с патриаршества и впоследствии будет осужден вселенским собором

патриархов в 1666.

С деятельностью Никона связаны исключительные по своеобразию архитектурные

замыслы – строительство Иверского Валдайского и Воскресенского

Новоиерусалимского монастырей (в "Новом Иерусалиме" была воспроизведена

главная святыня христианства – храм Воскресения и Гроба Господня, а также

часть иерусалимской топографии – например, под Моск2?ой появилась река

Иордань, и др.). Подражая патриарху, в Ростове митрополит Иона также

развернул обширную строительную программу.Если при Михаиле Федоровиче

наблюдалась определенная замкнутость по отношению к западновропейским

влияниям (что однако не мешало активному использованию иностранных

мастеров). Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-

за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими

странами (Англией, Голландией и др.), характерное для всего XVII века, а

также и для петровского времени. С середины XVII века влияния барочной

культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени)

становятся все более очевидными. С присоединением Украины (1654) и части

белорусских земель становятся более активными культурные связи с этими

землями, испытавшими сильное влияние католической барочной культуры.

Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора

второй половины века. Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в

XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные

композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно

популярна была "Библия Пискатора") Возникают новые тенденции в живописи,

представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона

Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно

использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой

моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи (С.

Ушаков, И. Владимиров). Для времени Алексея Михайловича характерно активное

развитие образования – Ф.М. Ртищев был инициатором создания школы при

Андреевском монастыре, позднее, в 1687 г. было открыто высшее учебное

заведение – Славяно-греко-латинское училище (академия). Издаются буквари,

"Грамматика" Мелетия Смотрицкого.

Учителем детей Алексея Михайловича стал Симеон Полоцкий, основоположник

русского силлабического стихосложения (барочного в своей основе) и

основатель школы при Заиконоспасском монастыре. Известны два сборника

стихов С. Полоцкого – "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный".Последняя

четверть XVII века характеризуется все большим усвоением европейской

культуры Нового времени, определившим успех "европеизации" страны при Петре

I. В архитектуре этот период получил название "нарышкинского" - по имени

рода матери Петра I. В усадьбах приближенных ко двору бояр появляются

церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной

в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также

имеющим белорусско-североевропейское происхождение. В вотчине Л.К.

Нарышкина была построена церковь Покрова в Филях Яков Бухвостов возвел

церковь Спаса. Необычна церковь Знамения в Дубровицах, интерьер которой

украшен скульптурой (что несвойственно русской православной традиции, но

характерно для европейского барокко). XVII век – период, завершающий

русское средневековье. Многое в этом столетии можно назвать переломным:

Россия, через влияния, созвучные внутренним культурным процессам,

приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития –

несомненно, что этот путь был во многом предопределен всей русской

историей, также как и все бесконечные споры о своеобразии русского пути,

начатые при Иване III, с созданием "московского царства".

Глава III. Культура России. XVIII век (1703 - 1801).

Период: 1703г. - 1801г.

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В

начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового

времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит

секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей

сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали

радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного

усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры

Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода

характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется

авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом

отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих

тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла

еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный

характер. В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений

менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.

В начале XVIII в. популярны были повести ("гистории"), особенно "Гистория о

российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя,

деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни

человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а

не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в

поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами),

любовной лирики.

Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного

языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в

ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные

слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В

середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В.

Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757)

он использовал известную еще со времен античности схему деления

литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. Но его реформа

сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи.

В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-

сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение

литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов".

Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования

литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный

славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению

в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского

языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем

роста национального самосознания. Основы теории русской литературы нового

времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О

поэтическом искусстве", "Риторика"), обосновывавшего принципы раннего

классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с

именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный

классицизмом жанр стихотворной сатиры.Начиная с 30-х гг. в литературе

проявилось влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся

общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая

регламентация и выраженный интерес к античности. Большой популярностью

пользовались переводы античных авторов (особенно Анакреона и Горация). В

поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной

особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с

Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий

гражданский пафос искусства. В эпоху классицизма в России сложилась новая

художественная литература с развитой системой жанров. Существенным

элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система

стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она

основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор

является основой русской поэзии. (Дописать Ломоносова)

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых

русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра.

Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения

обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и

общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль"

Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П.

Радищева). Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его

заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и

"низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию. На рубеже

XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный

эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам

конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.

Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в

Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией

И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам,

идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств. XVIII в.

стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый

публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под

покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его

составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время

действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г.

возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший

"Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались

итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр,

ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные

спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в

Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого

блистала П. И. Ковалева-Жемчугова. Большая часть театрального репертуара

представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй

половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин,

Херасков).

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами

бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из

Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как

правило, на празднествах в честь военных побед России.В середине XVIII в.

популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней

четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим

жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова,

В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв.

появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало

творчество О.А. Козловского. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в.

был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось

воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию

предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было

связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Новым явлением в

искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.В

начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г.

Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи.

Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись,

пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического

жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две

тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и

расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно

сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра

камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются

интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г.

Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л.

Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он

впервые ввел пейзажный фон в портретах.В конце XVIII в. появляются полотна

со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев),

возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской

архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).Ф.И. Шубин создал скульптурные

портреты М.В. Ломоносова,полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются

памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э.

Фальконе, 1782)В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение

принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города,

выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы

улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные

архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки

Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков

дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской

архитектуры.Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением

явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б.

Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный

орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.

Основоположниками русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов,

создавшие архитектурную классику, основанную на использовании приемов

французского неоклассицизма. С именем М.Ф. КазаковаФ.С. Рокотова связано

появление многих архитектурных памятников Москвы.XVIII столетие стало

периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку

в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской

культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения).

В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном

искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской

культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.

Заключение.

Сегодня, оглядываясь назад, можно усмотреть в едином теле русской культуры

множество разделительных линий и границ. На нашу культурную историю,

конечно же, влияли политические, идеологические, эстетические пристрастия

эпох. Но среди самодовольства пристрастий всегда оставался срединный путь —

мощное течение традиции, определявшей существование целого. Частные,

приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в

"культурные тупики", которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших

современников. Именно ереси и отклонения (многочисленные перверсии)

"пользуются спросом" среди журналистов и исследователей.

Культуротворчество сменилось интерпретаторством и культуропользованием. А

золотой век отечественной культуры, последовавший за кратким (и по

историческим, и по человеческим меркам) проблеском пушкинского гения, уже

далеко за горизонтом. Тоска по мировой культуре, если она ещё и осталась,

— это ныне тоска по пушкинской эпохе. Василий Макарович Шукшин так писал

об отечественной культуре: "Русский народ за свою историю отобрал,

сохранил, возвел в степень уважения человеческие качества, которые не

подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...

Именно такое понимание самобытности позволит нам, современникам., сохранить

свое собственное национальное самосознание и противостоять единообразию и

унификации многоцветной оригинальности российского права, искусства:

архитектуры, живописи, музыки, литературы; православия и национального

характера.

Библиография.

1. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре.

2. Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре

3. Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре Древней Руси. – М..

Пальма, 2001

4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. –

М., ВЛАДОС, 1995...

5. Фетисов А.В Пути русской культуры

.

Страницы: 1, 2, 3