скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия в Истории Мировой Культуры скачать рефераты

веке, этот разрыв дал себя знать уже через два столетия в противостоянии

новгородцев тевтонскому ордену.На середину 12 века приходится начало

распада Киевской Руси (далеко не все историки считают возможным называть ее

государством в полном смысле этого слова) на отдельные княжества. В

середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский

престол из Киева во Владимир (перевозя с собой икону Богоматери, позже

получившую имя Владимирской). Почти в каждом княжестве начинают

формироваться свои архитектурные и живописные школы.Поворотным событием для

истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и

последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского

государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских,

принципы государственного устройства – в частности, привило принцип

всеобщего подчинения и единоначалия (принципиально отличный от системы

вассалитета, развившейся в Западной Европе).Разорение русских земель в

начале 13 века, памятником которому стал "Плач и пленении и конечном

разорении русской земли", стали причиной ослабления Византийских влияний на

искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском

искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская

Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской

культуры.Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от

разорения.Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды.

Эти торговые города-"республики" с вечевым управлением создали своеобразный

вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их

западных соседей – балтийских стран.В северо-восточных землях в начале

следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от

Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие

пришлось отстаивать свое первенство у Твери.Москва входила с состав

Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной

Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в

Москве, перенеся сюда таким образом резиденцию главы церковной власти

русских земель (интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во

Владимир состоялся совсем незадолго до этого – в 1299 году). В конце 14

века в Москву была перевезена главная святыня "старой" столицы - икона

Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества.

Подчеркивая преественность, московские князья проявляют заботу о

восстановлении Владимирских святынь – в начале 15 века Андрей Рублеви

Прохор с Городца расписывают древний Успенский собор, а в середине того же

столетия под наблюдением Василия Дмитриевича Ермолина был отремонтирован

(т.е. собран заново из старых каменных блоков) Георгиевский собор в Юрьеве-

Польском.Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала

15 века, получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от

Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных

храмов с позакомарным завершением. Однако в знаменитых резных поясах

звенигородского Успенского собора на Городке заметны балканские влияния;

многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма

завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры.

Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком

"московского" и шире – "русского" направления в архитектуре.Живопись конца

14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и

мировой) культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и

русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по

фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде ) отличается

монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой

выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный

символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии

учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы,

создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к

поздневизантийской живописи балканских стран 15 века.На конец 14 века

приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на

Куликовом поле объединенное князем Дмитрием Ивановичем под "рукой Москвы"

воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в

этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского.

Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником

и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для

культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200

монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало

основой для т.н. "монастырской колонизации" малоосвоенных северных земель.

Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того

времени – Епифанием Премудрым; для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев

написал знаменитую икону Троицы – величайший шедевр русского

средневековья.Середина 15 века отмечена тяжелой междоусобной войной за

московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III

удалось объединить русские земли вокруг Москвы (что стоило разорения

Новгороду и Пскову) и окончательно покончить с подчинением Орде –

бескровное стояние войск на реке Угре (1480), получившей потом поэтическое

имя "пояса Богородицы", отметило появление самостоятельного государства во

главе с московским князем.

Глава II. Культура России. "Московское царство" (1480 - 1703).

Период: 1480г. - 1703г.

XVI и XVII века – время развития единого русского государства во главе с

Москвой – "московского царства". После падения Византии и завоевания

Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника

империи, государства-хранителя православия. Иван III после "стояния на

Угре" прекращает платить дань Орде, присоединяет непокорные Новгород и

Псков, а в 1472 году женится на приехавшей из Рима племяннице последнего

императора Византии – Зое(Софии) Палеолог; с этого времени Русь перенимает

византийский герб – двуглавого орла, а великий князь московский начинает

именовать себя "осподарем", что уже очень близко к титулу царя –

"государя". В конце XV – начале XVII века в посланиях инока Филофея была

сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с

представлением о Москве как "третьем Риме" ("два Рима пали, Третий стоит, а

четвертому не быти…"). Важной частью идеологии "московского царства" стало

"Сказание о князьях владимирских", возводящее родословную московских князей

к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий –

знаков высшей власти (в том числе царского венца – "шапки Мономаха") –

византийским императором князю Владимиру Мономаху.Для духовной жизни этого

времени характерно противостояние "нестяжателей" (Нил Сорский, Вассиан

Патрикеев) и "осифлян" (последователей Иосифа Волоцкого). На нескольких

церковных соборах обличается "ересь жидовствующих", получившая собенно

вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание

троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором

Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного "Лаодикийского

послания") какое-то время пользовался покровительством Ивана III. В 1518

году для перевода и исправления богослужебных книг в Россию приехал Максим

Грек, афонский монах с итальянским образованием. Важнейшим событием

культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для

строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле.

Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала

перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена

болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый),

Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших

дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого

сохранилась знаменитая Грановитая палатаи два нижних этажа Теремного

дворца. Затем, для строительства второго по значению кремлевского собора –

усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор

Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы

(Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.

Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали

огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства;

фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего

усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени

Ивана III. Однако "прививка ренессанса" не могла инспирировать собственного

Возрождения; русское искусство, насытившись формальными новшествами

европейцев,– есть основания предполагать, что даже шатровые церкви (догое

время бывшие символом русской "самобытности") появились благодаря

итальянцам – доказано, что знаменитую церковь Вознесения в Коломенском

строил итальянец Петрок Малой, присланный папой римским Климентом VII

Медичи.

Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного),

начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над

Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву

(позднее получившего народное имя "Храма Василия Блаженного") – красивого и

причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании.Канонизации

на макарьевских соборах 1547-49 гг. фактически создали новый пантеон

русских святых. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс

правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом

была объявлена "Троица" Андрея Рублева).В 1547 году членом приближенного к

царю совета - "Избранной рады", и исповедником Иоанна, попом Сильвестром,

был составлен "Домострой" – исключительный по своему значению памятник

средневековой культуры. В середине XVI века был составлен крупнейший

летописный свод - "Летописец начала царства". Одновременно при московском

дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать

богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой

иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была

написана икона "Благословенно воинство небесного царя"; одна из наиболее

интересных икон этого круга – "Четырехчастная" из кремлевского

Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в

западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение

понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении

множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах

придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в

честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает

на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего

средневековья. Вторая часть правления Грозного – темная, опричная,

разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь "отрекается"

от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона

Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель –

Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и

управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы,

он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая

– к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене. Тогда же последний

из советников начала царствования Иоанна, князь А.М. Курбский, бежит в

Литву. Начинается долгая переписка между царем и мятежным князем, по праву

вошедшая в сокровищницу русской литературы. На 1560-е годы приходится

начальный этап развития русского книгопечатания – в 1563 была открыта

типография Ивана Федорова. Опричное разорение стало причиной долгого

запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с

воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова,

впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон

и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен

новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы

кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений

декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские

и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском

дворе.Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться.

Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи

крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под

предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от

смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия

и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн,

разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие"

привели к невиданному ранее разорению страны.

Это время, однако, стало периодом бурного развития публицистической

литературы (известнейшие авторы того времени - Иван Хворостинин, Иван

Тимофеев, Авраамий Палицын, и др.). Смута заканчивается с избранием и

венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и

последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие. Для

столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее

развитие т.н. "строгановской школы", берущей начало в годуновских

придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка

деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество

живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской

архитектуры, также продолжающей "годуновские" традиции и ориентированной на

сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.С середины 1630-х

годов в архитектуре складывается направление, получившее название

"узорочья" (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной

мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) - его источниками стали

раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие

и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами,

работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду

Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер,

построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится

строительство Теремного дворца в Кремлена основании старого дворца Ивана

III. Одним из важнейших образцов для многочисленных "узорочных" церквей

стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.В XVII веке было построено

больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры.

Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием

интерпретирующего столичные моды. Своеобразное направление зодчества XVII

века сложилось в Ярославле, где распространились большие богато украшенные

и расписанные храмы, заказчиками которых, как правило, были купцы,

торговавшие по Волге. Типология ярославских, видимо, была определена первой

каменной посадской церковью Николы Надеина. Затем по соседству возникают

церковь Рождества на Волге, роскошный, окруженный многочисленными

пристройками, храм Ильи Пророка. Вторая половина XVII века представлена в

Ярославле двумя крупнейшими архитектурно-живописными ансамблями – в

Коровниках и Толчкове. XVII век представляет совершенно новый этап

развития русской литературы, это время возникновения литературы в

Страницы: 1, 2, 3