скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия в Истории Мировой Культуры скачать рефераты

Россия в Истории Мировой Культуры

Россия в Истории Мировой Культуры

Резаков Максим Равильевич

План:

Введение.

Глава I. Культура России. Древняя Русь (989 - 1480).

Глава II. Культура России. "Московское царство" (1480 - 1703).

Глава III. Культура России. XVIII век (1703 - 1801).

Заключение.

Библиография.

ВВВЕДЕНИЕ

Россия в истории мировой культуры.Отношение к русской культуре у деятелей

мировой культуры сложно и даже загадочно. Самое интересное, что это

отношение сложилось уже давно. Полтораста лет назад оно ощущалось уже

настолько отчетливо, что один из -.самых образованных и приобщенных к

европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это

отношение и его причины в четверостишии:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить,

Тютчев считал это отношение к России и ее культуре изначальным,

иррациональным, доступным только вере и возникающим из непонимания, Еще

раньше, в 1831 году Пушкин писал еще более резко в стихотворении

"Клеветникам России":

Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали ...

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага -

И ненавидите вы нас...

Причину Пушкин видел в еще неостывшем пламени наполеоновских войн, Но в

двух мировых войнах XX века Россия была союзницей Франции и Англии, была и

союзницей СШA, а в спорах интеллектуалов России и Запада звучат те же

знакомые ноты.

Вместе с тем интерес к России и русской культуре огромен. Он особенно ярко

вспыхнул с русскими сезонами, плодившимися в Европе с 1907 года под

руководством С.П. Дягилева. Важную роль в ознакомлении Запада и Востока с

Россией сыграли три потока эмигрантов из России. Первый поток был вызван

Октябрьской революцией и гражданской войной". Второй составили высланные

или бежавшие за границу "диссиденты" на закате советской власти, когда

многие уже не могли и не хотели уживаться с лицемерием советского режима.

Так или иначе в зарубежье оказались такие блестящие пропагандисты русской

культуры, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин, Игорь

Стравинский, Александр Бенуа, Георгий Лукомский, Александр Солженицын,

Виктор Некрасов, Ефим Эткинд, Иосиф Бродский, Василий Аксенов. "Железный

занавес", опущенный на границах СССР безжалостной рукой Сталина в I929-I953

годах, не помешал устраивать за рубежом прекрасные выставки, гастроли

музыкантов, драматических и музыкальных театров, неизменно проходившие с

большим успехом, часто о настоящим триумфом. После короткой "оттепели" I953-

I956 годов и особенно в восьмидесятых-девяностых годах выставки и гастроли

МХАТ, театра "Современник", Большого и Мариинского театров стали

регулярными. Сейчас нельзя сказать, что русское искусства мало или

недостаточно известно на Западе. Другой вопрос, хорошо ли понимают наше

искусство, и здесь нет ясного ответа. Толстой и Достоевский стали знамениты

и популярны во всем мире еще при их жизни, хотя степень их популярности

стала вполне очевидно лишь сейчас. Чехов стал популярен уже после смерти,

но его слава все возрастала и сейчас все возрастает. При жизни был

популярен Чайковский; были популярны Рахманинов и Прокофьев, Стравинский и

Шаляпин, но большая часть их жизни и творчества прошла на Западе, это же

случилось с Буниным, Солженицыным, Бродским, Владимиром Набоковым. Особенно

повезло тем писателям, которые писали на двух языках, как Набоков,

Бродский, Лукомский, и музыкантам, певцам, артистам балета и цирка, язык

которых понятен без перевода, "Солнечный клоун" Олег Попов был любимцем

бельгийских детей. Но не всем так повезло, что их понимают.

Пушкин на Западе известен, он переведен почти полностью на основные

европейские языки, но его биография известна больше, чем его творчество.

Интерес к Пушкину - это результат интереса и уважения к русскому народу и

российскому государству. В России есть давняя традиция изучения Данте,

Гёте, Шекспира, Диккенса, Бальзака и многих других писателей: "своими"

стали Лопе де Вега, Вольтер, Сервантес, они часть нашей национальной жизни,

Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, король Лир, Кармен, Ромео и Джульетта, доктор

Фауст, Сирано де Бержерак -это и наши национальные герои: за каждым стоит

большая традиция литературы, философии, театра, кино, балета, музыки; в

Севилье стоят памятники трем знаменитым севильянцам: Дон Жуану, Фигаро,

Кармен, с неменьшим основанием эти памятники могли бы стоять в русском

городе, поскольку Владимир Высоцкий, Николай Баталов, Ирина Архипова, Майя

Плисецкая и многие другие сделали эти образы понятными и близкими в России

не меньше, чем в Андалусии. Наши герои - это скорее экзотические персонажи

для зарубежного читателя и зрителя, если опера и балет не сделали их ближе

к понятнее. Евгений Онегин куда более популярен, чем Печорин, но Пушкин и

Лермонтов здесь ни при чем: это заслуга Чайковского, Бориса Годунова

сделали знаменитым Мусоргский и Шаляпин.

Конечно, определенное расхождение русской культуры с западными культурами

наметилось еще в Древней Руси из-за религиозных противоречий православия и

католицизма. Однако древнерусские государства и их культура были родственны

соседям и соперникам в феодальном мире. В XII веке Андрею Боголюбскому ,

владимирскому князю и лидеру русских княжеств "привел Бог изо всех земель

мастеров", и нынешним историкам остается только гадать, откуда пришли во

Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера Владимир мастера белокаменной

резьбы - из Северной Италии, с Балкан или с Кавказа, а возможно даже, что

были мастера и европейские, и балканские, и кавказские. Архитектура,

монументальная и декоративная скульптура и живопись свидетельствуют, что

Древняя Русь стояла на перепутье культурных связей между Византией,

Балканами, Кавказом и западной Европой с ее романским стилем и

зарождавшейся готикой. Но все изменила сложная ситуация, когда России

оказалась между угрозами с Запада - мощными армиями Швеции, Литвы, Польши,

грозной армадой Немецкого ордена, а с Востока - непреодолимой силой Золотой

Орды монголов и татар. Сдавленная, как в тисках, Россия имела единственную

возможность освободиться: единство населявших ее славянских, угро-финских,

балтийских и тюркских племен. Идея единства, "соборности", провозглашенная

в XIV веке Сергием Радонежским, нашла самый широкий отклик в народе. Еще в

XIII веке Корин П.Д. Александр Невский. Центральная часть триптиха

Александр Невский отразил западные угрозы, в XIV веке Дмитрий Донской

одержал первую победу над ордынским войском, а в ХV веке Иван III основал

Российское царство, утвержденное на четырех неизменных принципах:

единодержавие, воплощенное в личности верховного правителя (хотя бы

номинально); экстенсивное развитие общества и государства, основанное на

присоединении все новых земель либо на покрытии расходов и убытков за счет

всего населения, отношения господства и подчинения по всей вертикали с

полной властью каждого, кому доверен большой или малый участок, абсолютное

господство монополий, которые объединяют властные и силовые структуры с

торгово-промышленными монополиями и идеологическим аппаратом (изначально-

церковью) " Эта система, постоянно поддерживаемая напряженностью на

восточных и западных границах, пережила радикальные и беспощадные, как

нигде, мятежи, реформы и революции, создала уникальную культурную ситуацию,

просуществовавшую (как и вея система) половину тысячелетия.

В основе этой культурной ситуации - противостояние "почвеннической",

"органической", "славянофильский" концепции, базирующейся на изначальной

идее всенародного "соборного" единства, на примате патриархального

деревенского хозяйства и на признании древнерусской средневековой культуры

общей незыблемой основой всей культуры России, - и "западнической",

"либеральной" концепции, ставившей во главу угла перестройку России и

российской культуры соответственно учению просветителей и революционеров,

отмену дарового рабского, крепостнического, каторжного труда и просвещение

патриархальной массы трудящихся. В чистом виде каждое из этих направлений

выступало редко среди правителей "почвеннического" направления - Алексей

Михайлович и Александр III, среди правителей "западнической" ориентации -

Дмитрий Самозванец и Михаил Горбачев, а деятели культуры тем и сильны, что

в их творчестве "традиционное", "народное" уравновешено с "западным",

"современным".

Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Некрасов, Блок и Гумилев отразили этот

спор, эту коллизию, которая проходит через их сердце, и это было драмой,

как встреча "западника" Евгения Онегина с "русской душой" Татьяной. Вожди

западников Герцен и Белинский признавались, что славянофилы им близки, и в

самом деле, в главном - в отношении к произволу самодержавии и

крепостничества - они был и едины, и братья Киреевские утверждали

немаловажную сторону их собственных убеждений. И в наше время "почвенник"

Василий Шукшин и "западник" Андрей Тарковский в главном -в отношении к

обветшалому советскому отрою - были вполне едины.

Понимание трагедии народа, трагедии культуры, трагедии личности еще

впереди, стало быть и понимание русской культуры еще впереди - не только

для западных и восточных читателей и зрителей, но и для нас самих.

Глава I. Культура России. Древняя Русь (989 - 1480).

Период: 989г. - 1480г.

Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры.

Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских

странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века,

когда "коренной" архаизм провинции "встречается" с воображаемым

средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века

(989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один

из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный

князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением

сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской

культуры.Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы,

интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из

Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы

живописного искусства - иконы и миниатюры манускриптов. Вскоре после

завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло

имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано "Слово

о законе и благодати" митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы

нового христианского миросозерцания.Таким образом, в конце 10 века земли

Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому

патриарху.Русские княжества были приобщены к византийской культуре в

момент, когда точка высшего расцвета восточной империи была уже преодолена,

но и закат ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой

наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения

античности к духовному опыту христианства; ее культура, отличалась

афинированностью и утонченностью, искусство - глубиной религиозного

содержания и виртуозностью формальных приемов; главным достижением

византийской теологии были писания святых отцов церкви. Столь высокий

уровень учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью.Однако

искусство русских княжеств 10 века отличалось от Византийских прототипов

того же времени. Особенности первых произведений, созданных греками, -

масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и

княжеской власти.Кроме того, влияние Византии не могло быстро

распространиться на столь обширную территорию; христианизация русских

земель затянулась на несколько столетий. В Суздальских и Ростовских землях

до 12 века происходили восстания, руководимые "волхвами" - языческими

жрецами.

Изучение языческой культуры древних славян основано на данных

археологических раскопок. Интереснейшая находка – Збручский идол – фигура

божества с четырьмя лицами под одной шапкой. К древнейшим временам восходят

некоторые былины – памятники устного повествовательного эпоса (напр.,

"Добрыня и змий").

Существуют различные представления о соотношении христианства и языческих

верований в Древней Руси: среди них концепция "двоеверия" - сосуществования

и взаимопроникновения двух религий - "народной" и "официальной". Народная

культура, особенно в отдаленных от Киева земляях, несомненно, долгое время

определялась языческими верованиями, а впоследствии (также как и в культуре

Западной Европы) – упрощенным истолкованием христианства и суевериями.

Однако наши представления о народной культуре после христианизации во мнгом

базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура

духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований

для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления

Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и

"элитарной" культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских

(и угро-финских) племен, но и не преувеличивая их значение в формировании

специфики культуры Древней Руси.С принятием христианства русские княжества

были приобщены к книжной культуре. Нельзя забывать, что развитие русской

письменности, ставшее основой для возникновения литературы, также было

связано с христианством – хотя письменность была известна в русских землях

и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение и,

что более важно – основу в лице развитой культурной традиции восточного

христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования

собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров,

как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и

Глеба), описания военных походов (знаменитое Слово о полку Игореве); тогда

же берет начало русское летописание (Повесть временных лет).Став частью

христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности для

развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с

европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметным влияние

романской архитектуры. Украшенные скульптурой белокаменные храмы

Владимирского княжества появились благодаря приглашению Андреем Боголюбским

мастеров "со всех земель".Успенский собор во Владимире По сообщению

русского историка Татищева (жившего в XVIII веке) зодчие были присланы во

Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не

идентичны романским постройкам католической Европы – они представляют собой

своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и

романской техники белокаменного строительства и украшения. Такое смешение

греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской

почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской

архитектуры – церковь

церковь Покрова на Нерли – сейчас известная всем как символ культурной

самобытности Древней Руси.На стадии раннего средневековья русские княжества

по типу культуры и направлению исторического развития были близки другим

европейским государствам. В дальнейшем пути России и Европы расходятся.

Один из первых поводов для этого – схизма, или разделение церквей на

западную и восточную, произошедшее в 1054 году. Почти еще неощутимый в 11

Страницы: 1, 2, 3