скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Романтизм XIX века скачать рефераты

дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В

своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость

обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и

настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от

догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного

искусства неприменимыми к изображению современного им мира и

популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так

в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки

лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма,

ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой,

романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией,

резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным

колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за

которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец,

богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику,

широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир

человека.

Германия.

Первые немецкие романтики [критики Август (1767 – 1845) и Фридрих

(1772 – 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 – 98), Л. Тик (1773

– 1853), Ф. Новалис (1772 – 1801)] понимали свободу творчества как

субъективный произвол; отказываясь от конкретного жизненного содержания в

искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Романтики стремились

возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить

феодальные отношения. Сложность исторического положения Германии 18 –

начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого

Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности,

изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии «Чудесный рог

мальчика» (1806 – 08) А. Арнима (1781 – 1831) и К. Брентано (1778 – 1842)].

И. Эйхендорф (1788 – 1857) проявлял интерес к народной песне и требовал в

то же время возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали

собрание немецких сказок на основе фольклора. В творчестве ряда немецких

романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и драмы И. X.

Гсльдерлина (1770 – 1843), стихи и новеллы А. Шамиссо (1781 – 1838), лирика

В. Мюллера (1794 – 1827)]. Большое влияние на развитие прогрессивных

тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 – 50), австрийский

поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера

и откликнувшийся на революционные события в Польше.

С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись

первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии,

проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности.

Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же

писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются

с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма.

Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 –

1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-

буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В

русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791

– 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие

немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская школа» [Л. Уланд

(1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.],

существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное

движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем.

романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой

разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на

позиции реализма и революционного демократизма («Германия. Зимняя сказка» и

др.).

Англия

В Англии романтики-поэты «озёрной школы» У. Вордсворт(1770 – 1850), С.

Кольридж (1772 – 1834), Р. Саути (1774 – 1843), в середине 90-х гг. 18 в.

прославлявшие французскую буржуазную революцию, вскоре объявили себя её

противниками. Лирические баллады Вордсворта и Кольриджа, романтические

поэмы Кольриджа и Саути проникнуты фантастикой кошмаров и ужасов,

проповедью смирения и возврата к средневековью. Как выдающийся

представитель Романтизма выступил Вальтер Скотт (1771 – 1832), в ряде поэм

изображавший средневековье в идеализированном виде; но начиная с 1812 он

написал цикл романов, историзм которых во многом выходит за пределы

романтического направления. В Англии ещё резче, чем в Германии, обособились

внутри Романтизма прогрессивное и реакционное течения. Источником

поэтического творчества Дж. Байрона (1788 – 1824) и П. Б. Шелли (1792 –

1822) стал опыт французской буржуазной революции конца 18 в., национально-

освободительная борьба европейских народов начала 19 в. и прежде всего,

борьба англ. народа против капитализма и консерватизма высших классов.

Байрон создал ряд поэм, выражавших идеи титанического бунта личности против

всего общественного уклада, против тирании, а творчество Шелли содержит

идеи утопического социализма и отличается оптимистической верой в грядущую

победу народа. Глубокий гуманизм, презрение к буржуазно-аристократическому

обществу, тонкость и народность пейзажной лирики роднят поэта Дж. Китса

(1795 – 1821) с революционными романтиками. Представителем прогрессивной

критики в романтическом лагере был У. Хазлитт (1778 – 1830).

Франция.

Во Франции Романтизм ярко отразил классовую борьбу в стране в период

между революциями конца 18 в. и 1848. Ранний Романтизм во Франции был

связан с режимом Реставрации (Ф. Р. Шатобриан, 1768 – 1848). Однако

реакционный Романтизм. не имел здесь распространения. К буржуазно-

либеральному крылу Романтизма принадлежали Б. Констан (1767 – 1830) и г-жа

де Сталь (1766 – 1817), автор теоретических работ по литературе, а также

ряда романов. В творчестве Э. П. Сенанкура, А. де Виньи (1797 – 1863), А.

де Мюссе (1810 – 57) звучат настроения мировой скорби. Крупнейшие

представители консервативного Романтизма – А. Ламартин (1791 – 1869),

критик и писатель Ш. О. Сент-Бёв (1804 – 69) – пришли к примирению с

буржуазным обществом. Уже в середине 20-х гг., в связи с ростом

демократической оппозиции режиму Бурбо-нов, началось быстрое размежевание

среди романтиков. Программа Романтизма, изложенная В. Гюго (1802 – 1885) в

предисловии к драме «Кромвель» (1827), означала не только разрыв с

эстетикой реакционного Романтизма, но и требование политической свободы,

борьбу с догматами классицизма в искусстве, обращение к жизни народных

масс. Центральными фигурами прогрессивного Романтизма становятся во Франции

создатели социального романа В. Гюго и Жорж Санд (1804 – 76), творчество

которых воодушевлено любовью к трудовому народу, искренним желанием

содействовать его освобождению. Их развитие в сторону социальных идей,

близость к утопическому социализму являются важными проявлениями

прогрессивной французской литературы. Соотношение Романтизма и реализма в

ней было не менее сложным, чем в английской и русской литературах.

Италия.

В Италии Романтизм сложился как литературное направление ок. 1815 (Дж.

Берше, 1783 – 1851, Г. Россетти) и был связан с национально-освободительной

борьбой, с характерными для неё иллюзиями о возрождении «величия прошлого».

Эти мотивы усиливаются в творчестве группы романтиков (С. Пеллико, 1789 –

1854, К. Порта, 1776 – 1821, Т. Гросси) во главе с А. Мандзони (1785 –

1873); Дж. Леопарди (1798 – 1837) был выразителем скорби и отчаяния,

порождённых мучительным сознанием слабости освободительной борьбы

итальянского народа. В эпоху национального возрождения («Рисорджименто») и

революционно-демократической борьбы «Молодой Италии» выступили исторические

романисты М. д'Адзельо (1798 – 1866) и Ф. Д. Гверрацци (1804 – 73),

драматург Дж. Никколини (1782 – 1861) и др. В дальнейшем явления

революционного Романтизма связаны с гарибальдийским движением 50 – 60-х гг.

Венгрия

Романтизм в Венгрии возник в 10-х гг. 19 в. как выражение роста

национального самосознания и протеста против австрийского гнёта в передовых

кругах венг. общества. Поэты-романтики (М. Вёрёшмарти,1800 – 55, И. Бай-за,

Г. Цуцор и др.) объединились вокруг альманаха «Аврора» («Aurora») и его

редактора, драматурга К. Кишфалуди (1788 – 1830). Стремление к созданию

венгерской национальной поэзии, свободной от чужеземных влияний, от

абстрактности и ложного пафоса классицизма, вылилось в обращении к

традициям народной песни, в воспевании героического прошлого страны.

Активизация борьбы против Габсбургов в «эпоху реформ» (1825 – 48) придала

революционную окраску Романтизму этих поэтов. Вершиной венгерской поэзии 19

в. явилось творчество великого революционного поэта Ш. Петефи (1823 – 49),

воспринявшего лучшие традиции Р.

Польша.

В Польше Романтизм возник в 20-е гг. 19 в. и отразил борьбу народа за

социальное и национальное освобождение. Представителями польского

революционного Романтизма. были великие поэты А. Мицкевич (1798 – 1855) и

Ю. Словацкий (1809 – 49). Вместе с эволюцией к революционному демократизму

в их творчестве побеждают реалистические тенденции. Отразившие в своих

произведениях настроения широких народных масс, Мицкевич и Словацкий

выступали против крепостничества как борцы за независимость своей родины.

Как революционный романтик выступил также поэт С. Гощинский (1801 – 76).

Настроения реакционной шляхты выражали З. Красинский (1812 – 59) и др.

Чехия.

Прогрессивный Романтизм в чешской литературе развивался в 20 – 40-х

гг. 19 в. и в основе своей был связан с национально-освободительным

движением чешского народа, с приближением буржуазной революции. Чешские

романтики Я. Коллар (1793 – 1852) и Ф. Л. Челаковский (1799 – 1852) открыли

чешской литературе богатства народной поэзии; поэмы и стихотворения К. Г.

Махи (1810 – 36) отражают настроения неудовлетворённости действительностью;

поэзия И. Фрича (1829 – 90) овеяна пламенем революционных боёв 1848.

США.

Романтизм в Соединённых Штатах Америки нашёл своё воплощение в

творчестве Ф. Купера, У. Ирвинга, Э. По. В творчестве Ф. Купера (1789 –

1851) и У. Ирвинга (1783 – 1859) выражено недовольство этих писателей

капиталистической цивилизацией, буржуазными отношениями. В своих романах

Купер показывает борьбу индейских племён против американских колонизаторов,

рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев. Ирвинг сочетал

изображение быта американцев с фантастикой, идеализировал

докапиталистическую старину, выступал против духа наживы, осуждал власть

золота. В творчестве Э. По (1809 – 1849) пессимистическое восприятие

буржуазной действительности было выражением кризиса американского

Романтизма.

Россия.

Романтизм в России, развивавшийся как литературное направление в

начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом

революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо

проявились два направления. В творчестве В. А. Жуковского (1783 – 1852)

обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его

непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему

присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма

Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных

переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-

меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в

творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского

(1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А.

С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные»

поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного

строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания

после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы

подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и

политическую свободу. Представителем революционно-романтической поэзии в 30-

х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение

романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной

личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в

творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход

к реализму. Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок

московских «любомудров» и находившихся под влиянием философии субъективного

идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Веневитинова

(1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм;

Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: повести А.

А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 –

73), исторические драмы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг.

романтическое отрицание капиталистического прогресса нашло своё выражение в

реакционной по своей сущности поэзии идеологов славянофильства (А. С.

Хомяков, И. С. Аксаков и др.).

Изобразительные искусства.

В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее отчётливо – в скульптуре. В архитектуре Романтизм

получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так

называемой ложной готики.

( ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв.,

возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики.

Предромантический декоративный характер носила в 18 — нач. 19 вв.

(постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические,

так и русские средневековые мотивы).

Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве

испанского художника Ф. Гойя (1746 – 1828), исполненном страстного протеста

против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции – в

некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом

(1748 – 1825) в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных

напряжённого драматизма батальных картинах и портретах А. Ж. Гро (1771 –

1835), в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. П. Прюдона

(1758 – 1823).

[pic]

Наиболее последовательная и прогрессивная романтическая школа сложилась во

Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с

догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства

Страницы: 1, 2, 3