Романтизм XIX века
дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В
своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость
обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и
настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от
догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного
искусства неприменимыми к изображению современного им мира и
популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так
в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки
лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма,
ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой,
романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией,
резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным
колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за
которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец,
богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику,
широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир
человека.
Германия.
Первые немецкие романтики [критики Август (1767 – 1845) и Фридрих
(1772 – 1829) Шлегель, писатели В. Г. Ваккенродер (1773 – 98), Л. Тик (1773
– 1853), Ф. Новалис (1772 – 1801)] понимали свободу творчества как
субъективный произвол; отказываясь от конкретного жизненного содержания в
искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Романтики стремились
возродить сословно-теократический строй средневековья и сохранить
феодальные отношения. Сложность исторического положения Германии 18 –
начала 19 вв. была причиной противоречивого характера всего немецкого
Романтизма. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности,
изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии «Чудесный рог
мальчика» (1806 – 08) А. Арнима (1781 – 1831) и К. Брентано (1778 – 1842)].
И. Эйхендорф (1788 – 1857) проявлял интерес к народной песне и требовал в
то же время возрождения католицизма. Филологи братья В. и Я. Гримм создали
собрание немецких сказок на основе фольклора. В творчестве ряда немецких
романтиков имеются ярко выраженные черты демократизма [поэмы и драмы И. X.
Гсльдерлина (1770 – 1843), стихи и новеллы А. Шамиссо (1781 – 1838), лирика
В. Мюллера (1794 – 1827)]. Большое влияние на развитие прогрессивных
тенденций немецкого Романтизма. оказал Н. Ленау (1802 – 50), австрийский
поэт, выступивший со стихами антифеодального и антикатолического характера
и откликнувшийся на революционные события в Польше.
С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись
первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии,
проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности.
Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же
писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются
с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма.
Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 –
1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-
буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В
русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791
– 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие
немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская школа» [Л. Уланд
(1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.],
существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное
движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем.
романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой
разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на
позиции реализма и революционного демократизма («Германия. Зимняя сказка» и
др.).
Англия
В Англии романтики-поэты «озёрной школы» У. Вордсворт(1770 – 1850), С.
Кольридж (1772 – 1834), Р. Саути (1774 – 1843), в середине 90-х гг. 18 в.
прославлявшие французскую буржуазную революцию, вскоре объявили себя её
противниками. Лирические баллады Вордсворта и Кольриджа, романтические
поэмы Кольриджа и Саути проникнуты фантастикой кошмаров и ужасов,
проповедью смирения и возврата к средневековью. Как выдающийся
представитель Романтизма выступил Вальтер Скотт (1771 – 1832), в ряде поэм
изображавший средневековье в идеализированном виде; но начиная с 1812 он
написал цикл романов, историзм которых во многом выходит за пределы
романтического направления. В Англии ещё резче, чем в Германии, обособились
внутри Романтизма прогрессивное и реакционное течения. Источником
поэтического творчества Дж. Байрона (1788 – 1824) и П. Б. Шелли (1792 –
1822) стал опыт французской буржуазной революции конца 18 в., национально-
освободительная борьба европейских народов начала 19 в. и прежде всего,
борьба англ. народа против капитализма и консерватизма высших классов.
Байрон создал ряд поэм, выражавших идеи титанического бунта личности против
всего общественного уклада, против тирании, а творчество Шелли содержит
идеи утопического социализма и отличается оптимистической верой в грядущую
победу народа. Глубокий гуманизм, презрение к буржуазно-аристократическому
обществу, тонкость и народность пейзажной лирики роднят поэта Дж. Китса
(1795 – 1821) с революционными романтиками. Представителем прогрессивной
критики в романтическом лагере был У. Хазлитт (1778 – 1830).
Франция.
Во Франции Романтизм ярко отразил классовую борьбу в стране в период
между революциями конца 18 в. и 1848. Ранний Романтизм во Франции был
связан с режимом Реставрации (Ф. Р. Шатобриан, 1768 – 1848). Однако
реакционный Романтизм. не имел здесь распространения. К буржуазно-
либеральному крылу Романтизма принадлежали Б. Констан (1767 – 1830) и г-жа
де Сталь (1766 – 1817), автор теоретических работ по литературе, а также
ряда романов. В творчестве Э. П. Сенанкура, А. де Виньи (1797 – 1863), А.
де Мюссе (1810 – 57) звучат настроения мировой скорби. Крупнейшие
представители консервативного Романтизма – А. Ламартин (1791 – 1869),
критик и писатель Ш. О. Сент-Бёв (1804 – 69) – пришли к примирению с
буржуазным обществом. Уже в середине 20-х гг., в связи с ростом
демократической оппозиции режиму Бурбо-нов, началось быстрое размежевание
среди романтиков. Программа Романтизма, изложенная В. Гюго (1802 – 1885) в
предисловии к драме «Кромвель» (1827), означала не только разрыв с
эстетикой реакционного Романтизма, но и требование политической свободы,
борьбу с догматами классицизма в искусстве, обращение к жизни народных
масс. Центральными фигурами прогрессивного Романтизма становятся во Франции
создатели социального романа В. Гюго и Жорж Санд (1804 – 76), творчество
которых воодушевлено любовью к трудовому народу, искренним желанием
содействовать его освобождению. Их развитие в сторону социальных идей,
близость к утопическому социализму являются важными проявлениями
прогрессивной французской литературы. Соотношение Романтизма и реализма в
ней было не менее сложным, чем в английской и русской литературах.
Италия.
В Италии Романтизм сложился как литературное направление ок. 1815 (Дж.
Берше, 1783 – 1851, Г. Россетти) и был связан с национально-освободительной
борьбой, с характерными для неё иллюзиями о возрождении «величия прошлого».
Эти мотивы усиливаются в творчестве группы романтиков (С. Пеллико, 1789 –
1854, К. Порта, 1776 – 1821, Т. Гросси) во главе с А. Мандзони (1785 –
1873); Дж. Леопарди (1798 – 1837) был выразителем скорби и отчаяния,
порождённых мучительным сознанием слабости освободительной борьбы
итальянского народа. В эпоху национального возрождения («Рисорджименто») и
революционно-демократической борьбы «Молодой Италии» выступили исторические
романисты М. д'Адзельо (1798 – 1866) и Ф. Д. Гверрацци (1804 – 73),
драматург Дж. Никколини (1782 – 1861) и др. В дальнейшем явления
революционного Романтизма связаны с гарибальдийским движением 50 – 60-х гг.
Венгрия
Романтизм в Венгрии возник в 10-х гг. 19 в. как выражение роста
национального самосознания и протеста против австрийского гнёта в передовых
кругах венг. общества. Поэты-романтики (М. Вёрёшмарти,1800 – 55, И. Бай-за,
Г. Цуцор и др.) объединились вокруг альманаха «Аврора» («Aurora») и его
редактора, драматурга К. Кишфалуди (1788 – 1830). Стремление к созданию
венгерской национальной поэзии, свободной от чужеземных влияний, от
абстрактности и ложного пафоса классицизма, вылилось в обращении к
традициям народной песни, в воспевании героического прошлого страны.
Активизация борьбы против Габсбургов в «эпоху реформ» (1825 – 48) придала
революционную окраску Романтизму этих поэтов. Вершиной венгерской поэзии 19
в. явилось творчество великого революционного поэта Ш. Петефи (1823 – 49),
воспринявшего лучшие традиции Р.
Польша.
В Польше Романтизм возник в 20-е гг. 19 в. и отразил борьбу народа за
социальное и национальное освобождение. Представителями польского
революционного Романтизма. были великие поэты А. Мицкевич (1798 – 1855) и
Ю. Словацкий (1809 – 49). Вместе с эволюцией к революционному демократизму
в их творчестве побеждают реалистические тенденции. Отразившие в своих
произведениях настроения широких народных масс, Мицкевич и Словацкий
выступали против крепостничества как борцы за независимость своей родины.
Как революционный романтик выступил также поэт С. Гощинский (1801 – 76).
Настроения реакционной шляхты выражали З. Красинский (1812 – 59) и др.
Чехия.
Прогрессивный Романтизм в чешской литературе развивался в 20 – 40-х
гг. 19 в. и в основе своей был связан с национально-освободительным
движением чешского народа, с приближением буржуазной революции. Чешские
романтики Я. Коллар (1793 – 1852) и Ф. Л. Челаковский (1799 – 1852) открыли
чешской литературе богатства народной поэзии; поэмы и стихотворения К. Г.
Махи (1810 – 36) отражают настроения неудовлетворённости действительностью;
поэзия И. Фрича (1829 – 90) овеяна пламенем революционных боёв 1848.
США.
Романтизм в Соединённых Штатах Америки нашёл своё воплощение в
творчестве Ф. Купера, У. Ирвинга, Э. По. В творчестве Ф. Купера (1789 –
1851) и У. Ирвинга (1783 – 1859) выражено недовольство этих писателей
капиталистической цивилизацией, буржуазными отношениями. В своих романах
Купер показывает борьбу индейских племён против американских колонизаторов,
рисуя драматическую историю гибели родового строя индейцев. Ирвинг сочетал
изображение быта американцев с фантастикой, идеализировал
докапиталистическую старину, выступал против духа наживы, осуждал власть
золота. В творчестве Э. По (1809 – 1849) пессимистическое восприятие
буржуазной действительности было выражением кризиса американского
Романтизма.
Россия.
Романтизм в России, развивавшийся как литературное направление в
начале 19 в., был связан с подъёмом национального самосознания и началом
революционного движения декабристов. В русском Романтизме отчётливо
проявились два направления. В творчестве В. А. Жуковского (1783 – 1852)
обнаружилось мастерство передачи внутреннего мира человека, его
непосредственных чувств, поэтизация народной старины и фольклора; ему
присуща музыкальность стиха. Однако консервативный характер романтизма
Жуковского сказался в односторонности его поэзии, ограниченной миром личных
переживаний, в идеализации прошлого, в созерцательных, религиозно-
меланхолических настроениях. Революционное направление проявилось в
творчестве декабристов – К. Ф. Рылеева (1795 – 1826), А. И. Одоевского
(1802 – 39), В. К. Кюхельбекера (1797 – 1846) и др., в раннем творчестве А.
С. Пушкина (1799 – 1837). Произведения поэтов-декабристов, как и «южные»
поэмы Пушкина, проникнуты духом протеста против существующего общественного
строя, духом утверждения свободы личности. Рост национального самосознания
после Отечественной войны 1812 и углубление революционного движения в годы
подготовки восстания 1825 вызвали к жизни мотивы борьбы за национальную и
политическую свободу. Представителем революционно-романтической поэзии в 30-
х гг. выступил М. Ю. Лермонтов (1814 – 41), у которого воплощение
романтической темы было связано с утверждением свободолюбивой мятежной
личности, противостоящей обществу. В эстетике прогрессивного Романтизма, в
творчестве декабристов, Пушкина и Лермонтова постепенно совершался переход
к реализму. Черты Романтизма проявились у писателей, входивших в кружок
московских «любомудров» и находившихся под влиянием философии субъективного
идеализма (повести В. Ф. Одоевского, 1804 – 69), лирика Д. В. Веневитинова
(1805 – 27). В 30 – 50-е гг. в русской литературе утверждается реализм;
Романтизм же продолжал существовать лишь в его эпигонской форме: повести А.
А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837), стихи В. Г. Бенедиктова (1807 –
73), исторические драмы Н. В. Кукольника (1809 – 88). В 40 – 50-х гг.
романтическое отрицание капиталистического прогресса нашло своё выражение в
реакционной по своей сущности поэзии идеологов славянофильства (А. С.
Хомяков, И. С. Аксаков и др.).
Изобразительные искусства.
В изобразительных искусствах Романтизм наиболее ярко проявился в
живописи и графике, менее отчётливо – в скульптуре. В архитектуре Романтизм
получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так
называемой ложной готики.
( ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв.,
возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики.
Предромантический декоративный характер носила в 18 — нач. 19 вв.
(постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические,
так и русские средневековые мотивы).
Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве
испанского художника Ф. Гойя (1746 – 1828), исполненном страстного протеста
против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции – в
некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом
(1748 – 1825) в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных
напряжённого драматизма батальных картинах и портретах А. Ж. Гро (1771 –
1835), в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. П. Прюдона
(1758 – 1823).
[pic]
Наиболее последовательная и прогрессивная романтическая школа сложилась во
Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с
догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства
Страницы: 1, 2, 3
|