скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Роль Пушкина в культуре скачать рефераты

Роль Пушкина в культуре

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

на тему

ПУШКИН

в русской культуре

[pic]

проверила: Янковская Л. В.

Выполнила

студентка ЭО-15

Хилькова О. В.

Краснодар 1998г.

ПЛАН

Пушкин нашей современности.

Пушкин в русской культуре.

Могучее воздействие на художников различных поколений.

Пушкинское восприятие действительности.

Пушкин как пример русского характера творческого и нравственного

совершенства.

Пушкинское творчество как объект пристального изучения. Поэты продолжатели.

Неиссякаемый родник Пушкинских творений.

Список литературы.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей

русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно

признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии

отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им

высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень

просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым

полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей

национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени

западных литератур.

Читая Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом разрушившим

условность авторского образа: в “Руслане и Людмиле”, “Евгении Онегине”,

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми,

схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником

уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком,

публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с

крепостничеством, с основами феодально-абсолюстической идеологии.

Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали,

предлагая новые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин,

Достоевский, Л. Толсто, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский

и многие другие писатели. Пушкинская широта в познании и изображении

действительности, философская глубина его творчества, историзм, и вместе с

тем острое чувство современности - все оказало могучее воздействие на

художников различных поколений, обогатила самые разные области искусства.

Не только переводя сюжеты и мотивы Пушкина на язык музыки, но стремясь

следовать самому духу его творчества, разножанровые музыкальные

произведения создавали Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Мусоргский,

Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Асафьев, Шостакович и

Свиридов. С именем поэта связали свое творчество Кипренский, Тропинин,

Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов, Суриков, Бенца, Фаворский. В

истории лучших драматических театров страны пушкинская драматургия заняла

почетное место. Роли в пушкинских пьесах играли такие крупнейшие актеры как

Картыгин, Давыдов, Варламов, Ермолова, Станиславский, Москвин, Качалов.

Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что

он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, простоты,

демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям

труда. Он “...в каждое мгновение жизни в каждой ее песчинке видел, ощущал,

переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил

жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством,

величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в

своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе,

в любви к Родине, к ее истории, ее будущему”[1] . Объясняя истоки

неутолимого влечения к поэту в наши дни, Д. С. Лихачев говорит об

открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке

как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной

отдачи. Это залог ощущения счастья, гармонии, полноты существования. И

если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был

воплощен в полной мере, поэтому он и есть наш идеал, вечно живой...

Художественно-аналитический тип поэтического мышления, величайшее

достижение Пушкина, сложился не сразу. Путь к нему был труден. Лицейскую

его поэзию еще отличает, противоречивое сочетание тем, мотивов, образов,

выросших из наблюдений над окружающей действительностью и вместе с им

хранящих отзвуки карамзинской поэзии. Особенно это проявилось в стихах о

мечтательном уединении , о грусти и беспечных любовных наслаждениях.

Сглаженность языка, ходовые поэтические определения не позволяли

воспроизводить действительность в ее живой конкретности. Обилие

мифологических образов и мотивов, причудливо сочетавшихся с бытовыми

деталями, - тоже следствие стилевых влияний.

Позже, сам Пушкин указал на недопустимость подобных слияний. В

лицейскую пору подготавливалось вытеснение карамзинских стереотипов; таким

образом, формировался новый этап поэтического развития, проявившийся уже в

“Руслане и Людмиле” В поэме явственно прорывается стихия народного языка,

освобождение от оков классицизма. Правда, метод еще достаточно

противоречив. Когда Пушкин, в “Кавказском пленнике” (1821) стремился

воспроизвести образ героя романтически-абстрактно, язык становился

неточным, “туманным”. О пленнике, к примеру, говорится: он “обнял грозное

страданье...” В монологе обращенном к черкешенке -

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад.

Те же места поэмы, что явились отражением действительности в ее

реалиях и определяем ости ( например описание быта горцев, которое Пушкин

больше всего ценил в поэме), отличаются точностью и силой поэтического

выражения. Так, Пушкин отстаивал эпитет “под влажной буркой “Бурка не

промокает и влажна только сверху, следовательно можно спать под нею, когда

нечем накрыться, а сушить нет надобности”.

Переломным моментом в развитии пушкинского таланта было начало 20-х

годов, период южной ссылки, когда взгляды поэта достигли большой зрелости.

Именно в это время он пересматривает свою поэтическую практику, активно

ищет новые пути.

В ходе работы над “Евгением Онегиным” определяются принципы нового

метода, в основополагающих моментах реалистичного.

Следующий этап относится к 1825 году, когда создавался “Борис

Годунов”. Затем закономерное обращение к прозе - “Арап Петра Великого”, ибо

именно проза позволяла довершить борьбу за реализм. Наконец в 30-е годы:

Пушкин обратился к изображению героев из низов; его пристальное внимание

привлечено к прошлой и современной истории народа (разрабатываются темы

пугачевского восстания). Одновременно во всех жанрах Пушкин открывает новые

пути, закладывает эстетические основы для последующего развития

классического русского реализма.

Поэт глубоко впитал лучшие национальные традиции, особенности ума

русского, оптимистического, широкого взгляда на жизнь, обусловленного

героической многовековой борьбой народа с иноземными поработителями,

условиями бытия, требовавшего стойкости и веры в будущее. Учась у народа,

Пушкин возвращал ему исторический опыт обогащенным новыми достижениями

мыслителя, художника.

У Пушкина есть очень важное самоопределение. В 1830 году в анонимной

рецензии на альманах “Денница” он обобщил отрывистые замечания И.

Киреевского о своей поэзии словами: “Пушкин - поэт действительности”. Таким

образом, определение, которое впоследствии оказалось исходным для

Белинского в цикле его статей о поэте, принадлежит самому Пушкину.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее

многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят,

Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской

поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие

поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в

жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл

метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть “эхом”,

повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского

понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии

при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и

патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все

осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами

как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная

художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все “впечатленья бытия”. В ней отозвались его

героическое и трагическое время, отблески сражений национально-

освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух

европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха, о которой сам

поэт сказал:

...кровь людей то славы, то свободы

То гордости багрила алтари.

В смелом стремлении изменить порядок жизни Пушкин жаждал соединить

“слова” и “дела”, искусство и действие. Его стихотворения “Вольность”

(1817), “Деревня” (1819), “Кинжал” (1821) и другие сыграли огромную роль в

борьбе с крепостничеством, деспотизмом, в формировании движения

декабристов. Мы знаем, что если бы не михайловская ссылка, то 14 декабря

1825 года поэт был бы с теми, кого называл друзьями, братьями, товарищами,

делу которых служил поэзией. В годы жесточайшей реакции, после разгрома

восстания, когда брат боялся оплакивать брата, он сохранил “к судьбе

презренье”, вынес навстречу ей непреклонность, лучше всего выразив это в

произведениях последних десяти лет жизни. В сознании передовой России

героические черты облика поэта сливались с его стихами. В образе поэта

доминировала “гордая совесть” и “лира непреклонная”. Драгоценнейшие

качества поэзии Пушкина позволили А. Герцену видеть в ней “залог будущего

утешения” в самые трудные времена. Определяя связь пушкинской лирики с

революционной эпохой, много позже А. Блок высоко оценил непреходящую роль

поэта:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

(“Пушкинскому дому”, 1921)

Как оценить в полной мере силу и мощь импульс данного Пушкиным

развитию отечественной литературы, поэзии? Впервые именно Пушкин открыл в

русской словесности человека в конкретности его исторического,

национального, социального бытия. Вместе с тем поэт сумел постичь

своеобразие национальных характеров других народов, раскрыл особенности

быта и нравов жителей Италии, Англии, Франции, Испании.

Пушкин с уважением и сочувствием запечатлел жизнь народов, населявших

Россию. Он писал о вольнолюбивых горцах (“Кавказский пленник”), восхищался

прекрасными печальными песнями Грузии. Широта охвата действительности была

благотворной для развития нового поэтического метода, а художественный

метод в свою очередь, способствовал расширению мира поэтического

творчества.

Разнообразию пушкинской поэзии соответствовало разнообразие формы -

отсюда интонации небывалого раньше диапазона: от торжественной ораторской

речи в одах “Вольность” и “Клеветникам России” (1831) до шепота уединенной

беседы в стихотворении “Ночь” (1823); разнообразие и гибкость ритма. В

каждом стихотворении Пушкина все элементы формы кажутся единственно

возможными, незаменимо точными для выражения мысли.

Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способа

художественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая деталь

изображения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным

приятием или отрицанием автора. Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он

решает ее не как некую художественно отвлеченную идею, а как итог

осмысления определенных жизненных реалий, ситуаций. Отсюда берут начало

пушкинская символика, метафоризация - те элементы художественной формы,

которые в субъективистской поэзии вели к погружению в мир иллюзий. Вот

метафора Пушкина, внешне, казалось бы, напоминающая позднейшие образы

поэтов “бесплотной”, отвлеченной фантазии:

Изгнанник помнил звук мечей

И льдистый ужас полуночи.

Но в ней совершенно точный смысл: страшная для французских захватчиков

русская зима 1812 года.

Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имя

будущего.

Вращается весь мир вкруг человека,

Ужель один недвижим будет он?

Противостояние реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали

эти мотивы и в пушкинское время - господства авторитарности, умерщвляющей

плоть религии, - и в другие эпохи застоя, власти застарелых догм.

Пушкинская поэзия исполнена утверждения земных радостей как главной

ценности вопреки идее счастья за пределами бытия.

Сила жизни в поэзии Пушкина настолько велика, что даже в стихах,

написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она

побеждает. Иногда, кажется, - вопреки замыслу стихотворения. В

стихотворении “В степи мирской, печальной и безбрежной...” (1827) поэт

утверждает, что не ключ юности или вдохновения, а только печальный и

холодный ключ забвения “слаще всех жар сердца утолит”. Но вопреки этому

самую высокую эстетическую оценку получает ключ юности:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

При чтении этого стихотворения чувствуется как убыстряется ритм,

подобно переливам звонкого, чистого источника.

Мысль Пушкина живет в образе, а образ включается в цепь его общих

представлений о смысле и цели жизни. Поэт говорил о себе, что он думает

стихами. Мимоходом он сказал о своем творчестве: оно - итог

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Эти слова точно определяют существо пушкинского метода, аналитическую

ясность изображаемого, согретого живым биением сердца. Отсюда живописная

четкость и скульптурность образов, которые ведут к мгновенным и глубоким

обобщениям. Вспомним хоты бы только один образ из стихотворения “Румяный

критик мой, насмешник толстопузый...” (1830) - русского крестьянина с

гробом ребенка под мышкой:

Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил!

С каким лаконизмом, психологической глубиной раскрывается

беспросветное горе, забитость крепостного раба, который торопится схоронить

своего ребенка, - “ждать некогда!”

Проникая в современность, Пушкин ставил в своем творчестве проблемы

Страницы: 1, 2