скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Происхождений цивилизации скачать рефераты

верхнепалеолитическое знаковое творчество, в том числе и

франко–кантабрийское, отражает существование лунного календаря (А.Маршак)

и арифметического счета (Б.А.Фролов). На наш взгляд, характерные для

франко–кантабрийского искусства парные знаки (например, прямоугольник +

ряд параллельных черт, и т.п., см. Приложение) выражали календарные

пометки (лунный месяц + количественное пояснение к нему). Парные знаки

франко-кантабрийского типа известны уже в нижнем палеолите, что позволяет

датировать возникновение лунного календаря и арифметического счета

возрастом мобильного искусства — 0,73 млн. Связь мифологии с календарем

не может удивлять, поскольку, например, у австралийских аборигенов

мифологические ритуалы имеют календарную привязку[48].

Этологические предпосылки ритуальных форм поведения известны у

шимпанзе. Дж.ван Лавик-Гудолл описала[49] так называемый “танец дождя” у

шимпанзе, когда перед началом этого климатического события возбужденные

шимпанзе приплясывают, размахивая ветвями деревьев. Описан также так

называемый “карнавал”, когда при встрече групп шимпанзе эти приматы

возбужденно приветствуют друг друга шумными возгласами, а также

обмениваются прототипами объятий, похлопываний по спине, поцелуев,

рукопожатий (все эти формы поведения в аналогичной ситуации весьма

характерны для современных людей, что выдает очень древнее происхождение

подобных форм общения); шимпанзе пританцовывают, сотрясают ветви

деревьев, издают “барабанную дробь” ударами ладоней и подошв по стволам

деревьев; как и у современных африканцев, “барабанная дробь” шимпанзе,

разносящаяся на большие расстояния, служит для связи с другими группами

шимпанзе (сигнализируя об обильных источниках пищи). Было бы только

справедливо предположить, что развитие подобных поведенческих

наклонностей могло иметь прямое отношение к возникновению ритуальных форм

поведения у древних гоминид. В частности, “танец дождя” у шимпанзе

теоретически мог бы находиться в отдаленном родстве с универсально

распространенным в примитивных человеческих обществах обрядом вызывания

дождя[50], а “карнавал” шимпанзе находит определенные аналогии в

австралийском обряде Кунапипи (встреча групп аборигенов в сезон изобилия

еды, сопровождающаяся пением, танцем, шумом и пр.)[51].

С социально–философской точки зрения, ритуальное поведение, вошедшее в

обычай, было призвано регламентировать (структурировать) и

социализировать свободное время древних гоминид, систематически заполняя

его традиционными ритуальными формами непроизводственного общения. В

свете нашей концепции происхождения вторичных (непроизводственных)

общественных структур генезис ритуалов представляется вполне

закономерным. Рост производительности труда и свободного времени вызвал

нужду в развитии и институциализации внепроизводственных предпосылок

ритуального поведения, имеющих у гоминид, вероятно, древнее (животное)

происхождение. В рамках вторичной общественной структуры эти формы

поведения приобрели самостоятельные социальные функции, позволяющие им

упорядочивать часть свободного времени гоминид. Древность появления

ритуальных форм поведения у гоминид можно определить лишь по косвенным

данным. Первобытные народы, отправляя свои обряды, раскрашивают тело и

ритуальные предметы красной охрой — например, австралийские

аборигены[52]. Возможно, охра, находимая на палеолитических стоянках,

имела именно такое назначение. Древнейшие находки красной охры известны

на стоянке ВК II Олдувайского ущелья, Танзания (верхняя часть слоя II,

развитой олдовай В, ок. 1,2 млн., 2 куска красной охры).

Довольно загадочное происхождение раскраски тела у гоминид могло иметь

охотничье происхождение. В качестве охотников ранние гоминиды вели себя

как хищники, а характер раскраски тела у хищников зависит от их размеров

(мелкие животные однотонны, средние узорчаты, а крупные вновь

однотонны)[53]. Масса тела у австралопитека умелого могла составлять

51,3–54,3 кг, что приближалось к массе гепарда (50–65 кг.). Вполне

возможно, что австралопитек умелый раскрашивался для охоты в мелкие пятна

по всему телу, поскольку такой окраской маскируется гепард. У раннего

человека прямоходящего вес мог быть на 10 кг больше (молодой индивид из

Нариокотоме имел рост 1,6 м), и пятна для раскраски требовались несколько

крупнее. Вполне возможно, что охотничья раскраска ранних гоминид была

перенесена в ритуальное действо. Представляется также вероятным, что

древние гоминиды, переселившись из теплой Африки в прохладную Европу, где

они вынуждены были пользоваться одеждой, стали дублировать или заменять

нательную раскраску нательными украшениями, обильно представленными в

верхнем палеолите, начиная с ориньяка I, но известными и в среднем

палеолите. Не исключено, что некоторые из этих объектов могли быть также

амулетами-фетишами, поскольку клык жеребца из Пролома II, Крым (слой 2

или 1, Вюрм II В 2, 54000–51000, или Вюрм II С, 46500–39000), могущий

быть подвеской, нес на себе 5 продольных черт.

Генезис календарных представлений, с социально-философской точки

зрения, весьма близок генезису ритуальных форм поведения, поскольку

календарные представления регламентировали жизненное время гоминид и, в

частности, их свободное время. Мы не считаем возможным объяснять генезис

календаря производственными нуждами, связанными с сезонной добычей пищи,

поскольку все животные успешно решают сходные задачи, обходясь без

календаря: точнее, они его имеют в виде разного рода биологических часов

и т.п. Однако биологические часы, по-видимому, не имеют отношения к

самостоятельно существующим календарным представлениям, получившим особую

предметную форму (знаковые памятники мобильного искусства палеолита). Как

отмечалось, предметная форма лунного календаря и связанного с ним

арифметического счета датируется 0,73 млн. лет назад (см. Приложение).

Общественная природа возникшей палеолитической мифологии, на наш

взгляд, также была социально–интегративной, поскольку, независимо от

конкретного содержания этой мифологии, она образовывала семантическое

поле, общее для всех членов палеолитического социума. Речь идет о круге

общих представлений, передаваемых из поколения в поколение, от одних

членов группы — к другим, что создавало между носителями мифологических

представлений еще один вид социальной связи непроизводственного

характера, призванной заполнить свободное время гоминид общением,

способствующим поддержанию целостности сообщества. У австралийских

аборигенов миф может рассматриваться как “рассказанный или пропетый

обряд”[54], что сближает социальные функции мифологии и ритуала.

В качестве одной из ритуальных форм поведения, по-видимому, надо

рассматривать погребальный ритуал. Его биологические предпосылки,

возможно, имеются у орангутанов и горилл, которые покрывают труп сородича

грудой листьев и засыпают землей[55]. Погребения появляются у

неандертальцев, по меньшей мере, в Рисс/Вюрме (слой 6 грота Киик–Коба,

Тау–Кипчак, Симферополь, Крым, Украина, зубчатое мустье, Рисс/Вюрм,

111000, коллаген).

Ритуализация общественной жизни гоминид, очевидно, означала появление

определенных нормативов социальных коммуникаций. Способность гоминид к

усвоению подобных нормативов, по–видимому, не ограничивалась религиозными

традициями и обрядами. В самом деле, наша концепция вторичных

общественных структур подсказывает, что все непроизводственное активное

время гоминид должно было быть регламентировано в интересах поддержания

целостности социума. Здесь у гоминид появились существенные поведенческие

перспективы. С биологической точки зрения, поведение животных и гоминид

можно подразделить на два основных типа: эгоистическое и альтруистическое

поведение в буквальном смысле этих терминов. Эгоистическое поведение

предписывает особи стратегию поступков, обеспечивающую особи максимальную

выживаемость даже в ущерб другим особям. Такого рода поведение

вырабатывается у животных благодаря индивидуальному естественному отбору.

Альтруистическое поведение предполагает в стратегии поступков особи

определенную составляющую таких поступков, которые прямо не способствуют

выживанию особи, но помогают выжить ее генетическим родственникам[56].

Эта линия поведения поддерживается групповым отбором, который

благоприятствует выживанию сходного генотипа, представленного у близких

родственников. Подобный групповой отбор является, в сущности, вариантом

индивидуального естественного отбора, поскольку единицей приложения

индивидуального отбора является единичный генотип, представленный у

единичной особи, а единицей приложения группового отбора оказывается тот

же единичный генотип, тиражированный у нескольких родственных особей.

В популяциях животных биологический эгоизм и альтруизм сбалансированы.

Гоминиды с ростом производительности труда должны были попасть в

ситуацию, когда баланс эгоизма и альтруизма у них нарушился. В самом

деле, у гоминид появилось активное время, свободное от добычи пищи.

Материальные жизненные факторы, способные питать эгоистичное поведение, в

сфере свободного времени были представлены слабо, и, следовательно, в

этой сфере поведенческий баланс должен был измениться в пользу

альтруистичного поведения, поскольку, в отличие от эгоистичного

поведения, альтруистическое поведение предполагает позитивные связи между

индивидами, а раннее общество как раз и нуждалось в таких связях для

социализации своего свободного времени непроизводственным путем. Именно

этим обстоятельством мы объясняем широкую распространенность в

человеческих социумах альтруистических форм поведения. Что же касается

древних гоминид, то они стали альтруистичнее своих животных предков не из

высших соображений, а потому, что альтруистичные формы общения (забота о

слабых и старых, может быть, забота о покойных) понадобились им для

заполнения свободного времени чем–то полезным, с точки зрения

консолидации социума.

В первобытном обществе, где происходила регламентация свободного

времени (например, ритуальным образом), количественно растущие формы

альтруистичного поведения, естественно, так же должны были претерпеть

институциализацию в рамках вторичной общественной структуры.

Нормированное альтруистичное поведение в человеческом обществе

представлено нравственными формами поведения. Следовательно, можно

предполагать, что нравственность возникла у гоминид с началом эпохи

избыточной производительности труда. Первые признаки альтруистического

поведения отмечены у человека прямоходящего более 1,5 млн. лет назад[57].

Языковые, ритуальные и нравственные формы коммуникаций у гоминид

имели, как можно видеть, отчетливые биологические предпосылки. В отличие

от названных форм вторичных общественных структур, ранние религиозные

формы общения у гоминид, по-видимому, не имели биологических предпосылок.

(Здесь, отвлекаясь от известной концепции Дж.Дж.Фрэзера, мы не делаем

различий между магией и религией.)

Ранние типы верований у гоминид (анималистическая мифология, магия,

тотемизм, фетишизм, анимизм) связаны (за вычетом анимизма) с

определенными предметными формами, классификационные свойства которых

проливают свет на генезис указанных верований. Исходной предметной формой

общественного бытия гоминид были средства коллективного производительного

потребления, технологические нормы изготовления и употребления которых

позволяют определить их как предметы определенного активного класса.

Исходя из нашей гипотезы, можно было бы ожидать, что ранний социум для

заполнения своего свободного времени должен был инсценировать

технологические формы поведения в это непроизводственное время. При этом

развитие предметной формы технологии должно было идти вполне

предсказуемым путем: путем расширения и пассивизации ее класса.

Расширение обусловливалось нуждой в заполнении свободного времени, а

пассивизация — в заполнении этого времени непроизводственным путем.

Первая линия развития предметного бытия гоминид (путем расширения

класса) должна была привести к возникновению предметов неопределенного

активного класса, в которых угадываются инструменты магии. В самом деле,

магию отличают “обряды, идея которых состоит в сверхъестественном

воздействии человека, непосредственно или посредством материальных

предметов, слов или движений, на материальный же объект”[58], в чем

состоит активное, наступательное начало магии[59]. Предметной же формой

магии является инструмент магии, в качестве которого могут выступать

самые разнообразные объекты[60]. Таким образом, магию в генезисе можно

определить как непроизводственную инсценировку технологического способа

поведения с применением предметов неопределенного активного класса

(инструментов магии), что осуществлялось в интересах заполнения

свободного времени с целью его социализации общением непроизводственного

характера (магическими обрядами). Инструменты магии в этом отношении

восходили к средствам труда. Древнейшие гипотетические инструменты магии

— это неутилитарные призмы из кварца (кристаллы кварца — типичный

инструмент магии в магических обрядах, например, австралийских

аборигенов[61]), найденные на стоянке синантропов в Нижней пещере

Чжоукоудянь, Китай (рубеж Миндель I — Миндель I/II, 459000,

палеомагнитный возраст — 460000).

Другая линия развития предметного бытия гоминид (путем пассивизации

класса) угадывается в появлении предметов определенного пассивного

класса, которые можно отождествить с изобразительными предметными формами

анималистической мифологии франко–кантабрийского типа. Эти предметные

формы воплощали ограниченное число сюжетов и являлись объектом пассивного

почитания, т.е. были предметами определенного пассивного класса.

Предметные формы анималистической мифологии восходили к предметам труда

(объектам охоты). Анималистическая мифология датируется Рисс/Вюрмом,

134000 (поздний ашель Богутлу), но теоретически может быть синхронна

самым началам изобразительной деятельности у гоминид 730000 лет назад

(см. Приложение).

Развитие предметной формы анималистической мифологии (путем расширения

класса) могло породить предметы неопределенного пассивного класса с

анималистической составляющей, в которых следует видеть предметную форму

тотемизма. Предметные формы тотемизма, как и мифологии, не были

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31