скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Профессиональная этика журналистов скачать рефераты

имеют ввиду необходимость поставить акцент на соответствии профессии общему

нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения

профессионального долга. О специалисте, который высоко несет свою

профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное

общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации – спонтанно

определившейся и широко распространившейся высокой оценки его

профессионально-нравственного облика. Дела чести журналиста – так выполнят

свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки

общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным

инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и

пространстве.

Все вышеописанные профессионально-нравственные качества журналиста –

достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной позиции.

4. Служебная этика.

Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех

ситуациях, которые регулярно возникают в отношения между журналистами и

аудиторией, журналистом и источником информации, журналистами и персонажем

произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом

с коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе, журналистом

и властью.

Первые три вида отношений связаны действиями журналиста в социальной

среде, или профессиональной этикой; остальное – с его поведением в

профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.

Собирая факты, журналист обращается к разным источниками информации:

индивидуальному (человек), коллективному и документальному.

Источник информации – человек. Люди не обязаны сообщать журналисту

сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать

убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника,

провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные

счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных

материалов, то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть

также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать очерк,

окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его

роль и заслуги. «Снять» подобное отношение можно предуманным поведением

журналиста, завоеванием доверия.

Условие успешного сбора информации является способность чувствовать

настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение

настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора,

направить его в нужное русло. Часто бывает желательно начать с отвлеченных

фраз, шутки, дружеской реплики, переключить внимание на другие объекты,

вызвать азарт, наконец, дать выговориться собеседнику…

В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения

проявляется в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых

сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса,

его уместность в каждой из ситуаций – один из главных признаков

профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы,

на которые собеседник не может ответить или вынужден дать банальный ответ.

Историк В.О. Ключевский говорил: «Быть умным – значит на спрашивать того,

на что нельзя ответить». Такие вопросы уничтожают человека, а

опубликованный ответ искажает образ.

Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и

сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий

тон беседы, как также категоричность высказываний. Люди ценят время, и

неуместные, неумные вопросы раздражают их как свидетельство

безответственности журналиста, решившего с налету «поговорить по душам».

Чтобы избежать этого, нужна большая подготовительная работа. Вопросы могут

быть основными, дополняющими, конкретизирующими, напоминающими,

конролирующими, прямыми, косвенными и т.д. полезно непрерывно наблюдать за

героями в действии, как говорится, «идти за ними по пятам».

Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом –

«не для печати». Понимая, что факты могу быть опубликованы, он просит этого

не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию

из другого источника. Интимные данные редакция публикует с письменного

согласия персонажа, часто с заменой его имени.

Уровень сбора информации, а затем и качества публикации существенно

снижается, если у журналиста не наблюдательности и интереса к людям,

способности быстро и верно оценивать их психологические состояния.

Этические ошибки – следствие и его некритической оценки своей

осведомленности о предмете разговора, неумении слушать, постановки

нетактичных вопросов и т.д.

К коллективным источникам информации, используемым в ходе формального и

неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции,

заседания «круглых столов», товарищеские суды, пресс-конференции, беседы с

группой людей в неожиданных условиях. Ценность такого рода источников

обусловлена природой общения, что помогает журналисту точнее

сориентироваться в явлении, ситуации, проблеме, проверить первоначальное

наблюдение или, скажем, найти интересного человека, важную тему. Любопытен

и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но собирая

информацию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что сведения

могу быть далеки от истины в связи с присутствием других людей,

соображениями престижного характера, давлением формального или

неформального лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива,

когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем

использовании сведений, полученным из коллективного источника, важно

соотнести их с почерпнутыми из других источников.

Довольно часто журналист прибегает к документам, представляющим любые

зафиксированные знания, которые могу быть использованы для справок,

изучения, доказательств. Знакомство с ними следует начинать с разрешения

автора. Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом,

дат разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а

также уведомить. Что в документе могут быть искажения и неточности.

Некоторые журналисты для получения информации входят в контакт с

человеком, будучи включенным в группу должностных лиц, однако корреспондент

не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод

«совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно риск

нанести нравственный или материальный ущерб людям или организации.

Следовательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация

журналистка должна соответствовать требованиям «временной профессии», от

его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не

будет причинен ущерб всем тем, с кем тот общается.

Этические вопросы возникают и в сфере отношений журналист –

редакционный коллектив. Входя в редакционный коллектив, журналист

становится его составной частью. Нормальные отношения журналиста с

редакцией предполагают, что журналист хранит редакционную тайну, сохраняет

верность своей редакции, не выступает без ее согласия в других органах

(даже под псевдонимом), получает от нее согласие на перепечатку своих

произведений в других органах и т.д.

Взаимодействие власти и журналистики – очень важный сегмент

общественных отношений, и регулироваться оно должно не только

законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон – и со стороны

власти, и со стороны журналистики. При этом речь идет не о подчинении

прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того и

другого института в интересах своего общества.

В кодексах профессиональной этики зарубежных СМИ встречаются отдельные

положения, фиксирующие в данной области профессионально-нравственные

стандарты. Можно выразить эту группу представлений сознания журналистской

общности в такой ряд норм:

- проявить уважение к власти как важному социальному институту,

предназначенному для управления общественной жизнью;

- оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их

функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления

и народом;

- отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая

его в качестве важного условия для ответственного контроля общества за

деятельностью властных структур, в том числе за поведением

государственных органов всех уровней;

- отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности

властных структур, способствуя их открытости и доступности для

общественной критики;

- разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных

структурах общественного и частного сектора, добиваясь

совершенствования системы общественного управления;

- опровергать фактами заявления представителе властных структур и

утверждения политиков, не соответствующие действительности;

- заботиться о точности и доказательности критики властных структур в

публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее

конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.

Для того, чтобы данные нормы стали работать «работать», необходимо и

ответное желание со стороны властных структур. Интонация непримиримости, с

которой иногда выступают по отношению к ним СМИ, во многом объясняется

неуважительным, подчас дискриминационным отношением власти к прессе,

непониманием ее функций в обществе:

Сейчас, что бы ни писала печать, какие бы острые материалы ни

появлялись на ее страницах, - власть не реагирует. И это – позиция, но

позиция противовесная, ибо трудно найти какую-либо развитую страну, где

такое было бы возможно[11].

5. Кодекс, как механизм саморегуляции в журналистских обществах.

Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной

морали находит свое отражение в журналистских кодексах. Формирование

профессиональной морали – живой, не прекращающийся процесс. Нравы, как

известно, складываются стихийно. В отличие гот нравов, профессионально-

этические нормы нуждаются в рациональном обосновании нравственным сознанием

и теоретическом осмыслении этической наукой. В кодексах прессы западных

стран предусмотрены такие понятия как честность и справедливость,

обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед

публикацией и предоставить ответить на ее, запрет на использование

нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого;

необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее

сообщалось как о правонарушителе.

В нашей стране в 1988году в рамках Союза журналистов СССР был создан

Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989года Совет одобрил,

а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод

деонтологических правил – Кодекс профессиональной этики советского

журналиста. Приметой времени остались в этом документе слова о

«социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа»,

«монополизации гласности» и т.п. однако кодекс содержал и четко вписанные

профессиональные принципы: социальная ответственность, правдивость,

честность, уважение чести и достоинства личности и т.д.

Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных

в кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях,

которые смогу принять к нарушителям такие меры воздействия, как

предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР.

Впоследствии данный кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики

продолжала волновать тех, кто понимал необходимость формирования

нравственной, а не только правовой, основы свободного функционирование СМИ.

Так, 4 февраля 1994 года группа известных сотрудников столичных редакций

подписала Московскую Хартию журналистов, которая наряду с общепринятыми в

мире принципами профессиональной этики, установила несовместность статуса

журналиста с занятием должности в органах власти и политических партиях,

прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие.

Хартия побудила руководителей Союза журналистов России составить Кодекс

профессиональной этики, который 23 июня 1994 года был одобрен Конгрессом

журналистов России.

В этом Кодексе – десять статей. Во-первых, журналист распространяет

только ту информацию, в достоверности которой убежден, в своих сообщениях

четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями. Во-вторых, он

не должен использовать в личных интересах конфиденциальную информацию;

этически недопустимо сочетание журналистской и рекламной деятельности;

соблюдая законы честной конкуренции, журналист избегает ситуаций, когда он

мог бы нанести ущерб интересам своего коллектива, соглашаясь выполнить его

обязанности на менее благоприятных условиях. В-третьих, при выполнении

профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег,

отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства

или кого бы то ни было. В-четвертых, профессиональный статус журналиста

несовместим с занятиями должностей в органах государственного управления,

законодательной или судебной власти и т.д.

Виталий Челышев – заместитель главного редактора – редактор отдела «СМИ

и общество» в журнале «журналист» дает комментарии Кодекса профессиональной

этики российского журналиста, принятый 23 июня 1992 года: «Начнем с того,

что не покушаюсь ни на свободу слова, ни на свободу выбора гражданами тех

информационных продуктов, которые им ближе и нужнее. За эту свободу мы

дрались и, если понадобится, готовы драться и впредь. Я готов подписаться

под каждой из его формулировок.

Теперь о том, соответствуем ли мы собственному кодексу? Пункт первый

касается всего документа, а потому нарушается безусловно. Пункт второй, где

мы признаем только юрисдикцию своих коллег по корпорации, в принципе

соблюдается. Пункт третий нарушается вдоль и поперек, ибо распространение

недостоверной информации, смешение фактов и собственных мнений стали общими

местами в перечне наших профессиональных пороков. Пункт четвертый (о

сохранении тайны в отношении источника информации) соблюдается. Впрочем,

иногда этот пункт используется для всякого рода фальсификаций. Пункт пятый

нарушается сплошь и радом. Пренебрежительные намеки, комментарии в

отношении расы, национальности, физических недостатков или болезней,

оскорбительные выражения – всего этого мы насмотрелись за последнее время

вдоволь. И это отнюдь не только в так называемых центральных СМИ. Пункт

шестой о несовместимости нашей профессии с государственными должностями и

работой в руководящих органах политических партий и движений нарушается

повсеместно. Журналисты-военнослужащие на фронте ходят с оружием. Они что,

не журналисты? Пункт седьмой о рекламе и «заказухе» вообще забыт. А пункт

восьмой о честной конкуренции вообще будет принят участниками «боевых

конкурентных действий» как анахронизм. Пункт девятый (о гордом отказе от

заданий) для многих вообще неосуществим…»

Для примера обратимся к коротким выжимкам из весьма объемной книги

рекомендаций для продюсеров Би-би-си за 2000 год:

Стремясь быть наиболее творческой и правдивой вещательной компанией в

мире, создатели программ Би-би-си ищут способы удовлетворения всех их

слушателей и зрителей таким сервисом, который формирует, обучаем и

развивает, обогащая их жизнь тем, чем не может обогатить ни один рынок. Они

стремятся: соответствовать общественным целям; поддерживать наиболее

талантливые новации о объединенном королевстве, действовать независимо от

чьих-либо интересов и соответствовать самым высоким этическим стандартам.

Эти стандарты важны в:

- беспристрастности;

- точности;

- справедливости;

- представлении полного и справедливого взгляда на людей и культуру в

Великобритании и в мире;

- редакционной объективности и независимости;

- уважении закрытости частной жизни;

- уважение к стандартам вкусов и приличий;

- уходе от имитации антисоциального и преступного поведения;

- охране благополучия детей;

- справедливости по отношению к интервьюироемому;

- уважению к всему спектру их зрителей в Великобритании;

- независимости от коммерческих интересов.

Далее вновь комментарии Виталия Челышева:

«Скромные рекомендации продюсерам Би-би-си действуют, и их выполнение

контролируется. Я бы оспорил только тезис о беспристрастности. Думаю, что

правительственная точка зрения, через выступления комментаторов с помощью

рирайтеров, присутствует на Би-би-си в виде скрытой пропаганды. Однако

корпорация, безусловно, заботится о точности, о правах авторов, об

уравновешенном взгляде на людей и культуру Великобритании».

То есть приведенный нами корпоративный кодекс в первую очередь стоит на

страже общественных интересов. И даже защищая себя от политического и

коммерческого влияния, журналисты делают это для того, чтобы общество не

было ущемлено в информационных правах.

Американские профессиональные стандарты запрещают журналисту участие в

политике, общественных компаниях и демонстрациях, подписании петиций и т.д.

чтобы не возник «конфликт интересов», то есть конфликт доверия в СМИ какой-

то части общества. Все дело в том, что на западе рекламщики, пиарщики,

работники пресс-служб государственных учреждений и политических партий не

являются журналистами! То есть у них - другая профессия. У нас же все, кто

что-то пишет, снимает, записывает на диктофон – журналисты. Отсюда

неразбериха, взаимные упреки и смешение профессиональных прилей и понятий

ответственности.

Главное, для чего действительно нужны, на мой взгляд, корпоративные

кодексы, - это чтобы никто извне не посмел прикоснуться к нашей свободе ибо

наши усилия направлены не на самовыражение, не на получение барыша, а на

реализацию высших общественных интересов.

Заключение.

Проанализировав литературу на тему «этические нормы профессии

журналиста», я пришел к выводу, что она очень актуальна для российской

журналистики, а в конечном итоге и для общества в целом. Старые этические

нормы и принципы, действующие в тоталитарную эпоху, уже устарели и не

действуют, на новые нравственные качества журналиста, которые

соответствовали бы демократическим принципам формирования и становления. С

началом перестройки и гласности многие журналисты восприняли свободу слова

как свободу от всех нравственных норм. Но абсолютной свободы не существует.

Реальная свобода должна иметь смысл или почву. И такой почвой для свободной

прессы являются профессионально-этические нормы.

Об актуальности этой темы свидетельствует и острая полемика о моральных

качествах журналиста, развернувшаяся на страницах журналов и газет. Кроме

того, такие журналы как «Журналист», «Советник», «Сообщение» в качестве

примера печатают и комментируют кодексы этики журналистов тех стран,

которые имеют длительный опыт становления журналистской этики в условиях

демократического общества. Деятельность таких компаний как CNN и BBC

строго регулируется этическими нормами и нарушение отдельных принципов

может стоить журналисту карьеры. Но и в нашей стране есть журналистские

коллективы, которые в своей работе руководствуются этическими нормами,

закрепленными Кодексе профессиональной этики, принятом в 1994 году.

Например «АиФ», «Сегодня», «Известия» и др. Исполнение десяти заповедей

второй древнейшей профессии должно стать неукоснительным для всех ее

представителей – как начинающих, так и маститых журналистов.

Список использованной литературы:

1. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во

Михайлова В.А., 2000. – 336с.

2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник

для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с.

3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика Журналиста: Учебное пособие.

– М.: «Аспект Пресс», 2002. – 208с.

4. Прохоров Е.П. Введение в Журналистику: Учебник для студ. Вузов,

обучающихся по специальности «Журналистика». – М.: Высш. Шк.,

1988. – 279с.

5. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист. –

2000. – №6. с. 35-37.

6. Симанчук И. «Рассуждения об обязанностях журналистов…» или 7

заповедей Ломоносова // Журналист. – 2001. - №6. – с.47-48.

7. Би-Би-Си: Свобода слова по-английски //Журналист. – 2002. - №1. –

с.14-17.

8. Береги честь… какими принципами руководствуются американские

журналисты // Со-Общение. 2002. - №11. – с.26-27.

-----------------------

[1] Гассер Г.П., Моду А. Защита журналистов в опасных командировках.

Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. – М., 1994г.

[2] Авраамов Д.С., Указ соч. С. 41-42.

[3] Кумылганова И.А. нравственные критерии профессиональной журналистской

деятельности. Автореферат канд. дисс. – М., 1992г., С.10.

[4] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2т. – М., 1994 т.2, С.451.

[5] Авраамов. Профессиональная этика журналиста: передоксы, развития,

поиски, перспективы. – М., 1991г. С.20.

[6] Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч.: В 10т. М.-Л., 1952г. т.3. С.217-231.

[7] Цитю по: Диалог – США. 1991г. №47, С.20.

[8] Устав Союза журналистов СССР //Журналист. 1972г. №1

[9] Журналист: российско-американские социологические исследования. М.,

1998г., С.29.

[10] Доклад Союза журналистов России о критическом состоянии российских СМИ

1997г. //Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2т.,

т.1, С.55-64

[11] Трошкин Ю.В. Указ. соч. С. 183 – 184.

Страницы: 1, 2, 3