Профессиональная этика журналистов
имеют ввиду необходимость поставить акцент на соответствии профессии общему
нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения
профессионального долга. О специалисте, который высоко несет свою
профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное
общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации – спонтанно
определившейся и широко распространившейся высокой оценки его
профессионально-нравственного облика. Дела чести журналиста – так выполнят
свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки
общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным
инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и
пространстве.
Все вышеописанные профессионально-нравственные качества журналиста –
достойные ориентиры на нелегком пути становления профессиональной позиции.
4. Служебная этика.
Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех
ситуациях, которые регулярно возникают в отношения между журналистами и
аудиторией, журналистом и источником информации, журналистами и персонажем
произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом
с коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе, журналистом
и властью.
Первые три вида отношений связаны действиями журналиста в социальной
среде, или профессиональной этикой; остальное – с его поведением в
профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста.
Собирая факты, журналист обращается к разным источниками информации:
индивидуальному (человек), коллективному и документальному.
Источник информации – человек. Люди не обязаны сообщать журналисту
сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать
убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника,
провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные
счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных
материалов, то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть
также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать очерк,
окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его
роль и заслуги. «Снять» подобное отношение можно предуманным поведением
журналиста, завоеванием доверия.
Условие успешного сбора информации является способность чувствовать
настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение
настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора,
направить его в нужное русло. Часто бывает желательно начать с отвлеченных
фраз, шутки, дружеской реплики, переключить внимание на другие объекты,
вызвать азарт, наконец, дать выговориться собеседнику…
В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения
проявляется в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых
сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса,
его уместность в каждой из ситуаций – один из главных признаков
профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы,
на которые собеседник не может ответить или вынужден дать банальный ответ.
Историк В.О. Ключевский говорил: «Быть умным – значит на спрашивать того,
на что нельзя ответить». Такие вопросы уничтожают человека, а
опубликованный ответ искажает образ.
Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и
сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий
тон беседы, как также категоричность высказываний. Люди ценят время, и
неуместные, неумные вопросы раздражают их как свидетельство
безответственности журналиста, решившего с налету «поговорить по душам».
Чтобы избежать этого, нужна большая подготовительная работа. Вопросы могут
быть основными, дополняющими, конкретизирующими, напоминающими,
конролирующими, прямыми, косвенными и т.д. полезно непрерывно наблюдать за
героями в действии, как говорится, «идти за ними по пятам».
Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом –
«не для печати». Понимая, что факты могу быть опубликованы, он просит этого
не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию
из другого источника. Интимные данные редакция публикует с письменного
согласия персонажа, часто с заменой его имени.
Уровень сбора информации, а затем и качества публикации существенно
снижается, если у журналиста не наблюдательности и интереса к людям,
способности быстро и верно оценивать их психологические состояния.
Этические ошибки – следствие и его некритической оценки своей
осведомленности о предмете разговора, неумении слушать, постановки
нетактичных вопросов и т.д.
К коллективным источникам информации, используемым в ходе формального и
неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции,
заседания «круглых столов», товарищеские суды, пресс-конференции, беседы с
группой людей в неожиданных условиях. Ценность такого рода источников
обусловлена природой общения, что помогает журналисту точнее
сориентироваться в явлении, ситуации, проблеме, проверить первоначальное
наблюдение или, скажем, найти интересного человека, важную тему. Любопытен
и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но собирая
информацию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что сведения
могу быть далеки от истины в связи с присутствием других людей,
соображениями престижного характера, давлением формального или
неформального лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива,
когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем
использовании сведений, полученным из коллективного источника, важно
соотнести их с почерпнутыми из других источников.
Довольно часто журналист прибегает к документам, представляющим любые
зафиксированные знания, которые могу быть использованы для справок,
изучения, доказательств. Знакомство с ними следует начинать с разрешения
автора. Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом,
дат разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а
также уведомить. Что в документе могут быть искажения и неточности.
Некоторые журналисты для получения информации входят в контакт с
человеком, будучи включенным в группу должностных лиц, однако корреспондент
не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод
«совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно риск
нанести нравственный или материальный ущерб людям или организации.
Следовательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация
журналистка должна соответствовать требованиям «временной профессии», от
его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не
будет причинен ущерб всем тем, с кем тот общается.
Этические вопросы возникают и в сфере отношений журналист –
редакционный коллектив. Входя в редакционный коллектив, журналист
становится его составной частью. Нормальные отношения журналиста с
редакцией предполагают, что журналист хранит редакционную тайну, сохраняет
верность своей редакции, не выступает без ее согласия в других органах
(даже под псевдонимом), получает от нее согласие на перепечатку своих
произведений в других органах и т.д.
Взаимодействие власти и журналистики – очень важный сегмент
общественных отношений, и регулироваться оно должно не только
законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон – и со стороны
власти, и со стороны журналистики. При этом речь идет не о подчинении
прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того и
другого института в интересах своего общества.
В кодексах профессиональной этики зарубежных СМИ встречаются отдельные
положения, фиксирующие в данной области профессионально-нравственные
стандарты. Можно выразить эту группу представлений сознания журналистской
общности в такой ряд норм:
- проявить уважение к власти как важному социальному институту,
предназначенному для управления общественной жизнью;
- оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их
функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления
и народом;
- отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая
его в качестве важного условия для ответственного контроля общества за
деятельностью властных структур, в том числе за поведением
государственных органов всех уровней;
- отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности
властных структур, способствуя их открытости и доступности для
общественной критики;
- разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных
структурах общественного и частного сектора, добиваясь
совершенствования системы общественного управления;
- опровергать фактами заявления представителе властных структур и
утверждения политиков, не соответствующие действительности;
- заботиться о точности и доказательности критики властных структур в
публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее
конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.
Для того, чтобы данные нормы стали работать «работать», необходимо и
ответное желание со стороны властных структур. Интонация непримиримости, с
которой иногда выступают по отношению к ним СМИ, во многом объясняется
неуважительным, подчас дискриминационным отношением власти к прессе,
непониманием ее функций в обществе:
Сейчас, что бы ни писала печать, какие бы острые материалы ни
появлялись на ее страницах, - власть не реагирует. И это – позиция, но
позиция противовесная, ибо трудно найти какую-либо развитую страну, где
такое было бы возможно[11].
5. Кодекс, как механизм саморегуляции в журналистских обществах.
Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной
морали находит свое отражение в журналистских кодексах. Формирование
профессиональной морали – живой, не прекращающийся процесс. Нравы, как
известно, складываются стихийно. В отличие гот нравов, профессионально-
этические нормы нуждаются в рациональном обосновании нравственным сознанием
и теоретическом осмыслении этической наукой. В кодексах прессы западных
стран предусмотрены такие понятия как честность и справедливость,
обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед
публикацией и предоставить ответить на ее, запрет на использование
нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого;
необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее
сообщалось как о правонарушителе.
В нашей стране в 1988году в рамках Союза журналистов СССР был создан
Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989года Совет одобрил,
а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод
деонтологических правил – Кодекс профессиональной этики советского
журналиста. Приметой времени остались в этом документе слова о
«социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа»,
«монополизации гласности» и т.п. однако кодекс содержал и четко вписанные
профессиональные принципы: социальная ответственность, правдивость,
честность, уважение чести и достоинства личности и т.д.
Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных
в кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях,
которые смогу принять к нарушителям такие меры воздействия, как
предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР.
Впоследствии данный кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики
продолжала волновать тех, кто понимал необходимость формирования
нравственной, а не только правовой, основы свободного функционирование СМИ.
Так, 4 февраля 1994 года группа известных сотрудников столичных редакций
подписала Московскую Хартию журналистов, которая наряду с общепринятыми в
мире принципами профессиональной этики, установила несовместность статуса
журналиста с занятием должности в органах власти и политических партиях,
прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие.
Хартия побудила руководителей Союза журналистов России составить Кодекс
профессиональной этики, который 23 июня 1994 года был одобрен Конгрессом
журналистов России.
В этом Кодексе – десять статей. Во-первых, журналист распространяет
только ту информацию, в достоверности которой убежден, в своих сообщениях
четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями. Во-вторых, он
не должен использовать в личных интересах конфиденциальную информацию;
этически недопустимо сочетание журналистской и рекламной деятельности;
соблюдая законы честной конкуренции, журналист избегает ситуаций, когда он
мог бы нанести ущерб интересам своего коллектива, соглашаясь выполнить его
обязанности на менее благоприятных условиях. В-третьих, при выполнении
профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег,
отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства
или кого бы то ни было. В-четвертых, профессиональный статус журналиста
несовместим с занятиями должностей в органах государственного управления,
законодательной или судебной власти и т.д.
Виталий Челышев – заместитель главного редактора – редактор отдела «СМИ
и общество» в журнале «журналист» дает комментарии Кодекса профессиональной
этики российского журналиста, принятый 23 июня 1992 года: «Начнем с того,
что не покушаюсь ни на свободу слова, ни на свободу выбора гражданами тех
информационных продуктов, которые им ближе и нужнее. За эту свободу мы
дрались и, если понадобится, готовы драться и впредь. Я готов подписаться
под каждой из его формулировок.
Теперь о том, соответствуем ли мы собственному кодексу? Пункт первый
касается всего документа, а потому нарушается безусловно. Пункт второй, где
мы признаем только юрисдикцию своих коллег по корпорации, в принципе
соблюдается. Пункт третий нарушается вдоль и поперек, ибо распространение
недостоверной информации, смешение фактов и собственных мнений стали общими
местами в перечне наших профессиональных пороков. Пункт четвертый (о
сохранении тайны в отношении источника информации) соблюдается. Впрочем,
иногда этот пункт используется для всякого рода фальсификаций. Пункт пятый
нарушается сплошь и радом. Пренебрежительные намеки, комментарии в
отношении расы, национальности, физических недостатков или болезней,
оскорбительные выражения – всего этого мы насмотрелись за последнее время
вдоволь. И это отнюдь не только в так называемых центральных СМИ. Пункт
шестой о несовместимости нашей профессии с государственными должностями и
работой в руководящих органах политических партий и движений нарушается
повсеместно. Журналисты-военнослужащие на фронте ходят с оружием. Они что,
не журналисты? Пункт седьмой о рекламе и «заказухе» вообще забыт. А пункт
восьмой о честной конкуренции вообще будет принят участниками «боевых
конкурентных действий» как анахронизм. Пункт девятый (о гордом отказе от
заданий) для многих вообще неосуществим…»
Для примера обратимся к коротким выжимкам из весьма объемной книги
рекомендаций для продюсеров Би-би-си за 2000 год:
Стремясь быть наиболее творческой и правдивой вещательной компанией в
мире, создатели программ Би-би-си ищут способы удовлетворения всех их
слушателей и зрителей таким сервисом, который формирует, обучаем и
развивает, обогащая их жизнь тем, чем не может обогатить ни один рынок. Они
стремятся: соответствовать общественным целям; поддерживать наиболее
талантливые новации о объединенном королевстве, действовать независимо от
чьих-либо интересов и соответствовать самым высоким этическим стандартам.
Эти стандарты важны в:
- беспристрастности;
- точности;
- справедливости;
- представлении полного и справедливого взгляда на людей и культуру в
Великобритании и в мире;
- редакционной объективности и независимости;
- уважении закрытости частной жизни;
- уважение к стандартам вкусов и приличий;
- уходе от имитации антисоциального и преступного поведения;
- охране благополучия детей;
- справедливости по отношению к интервьюироемому;
- уважению к всему спектру их зрителей в Великобритании;
- независимости от коммерческих интересов.
Далее вновь комментарии Виталия Челышева:
«Скромные рекомендации продюсерам Би-би-си действуют, и их выполнение
контролируется. Я бы оспорил только тезис о беспристрастности. Думаю, что
правительственная точка зрения, через выступления комментаторов с помощью
рирайтеров, присутствует на Би-би-си в виде скрытой пропаганды. Однако
корпорация, безусловно, заботится о точности, о правах авторов, об
уравновешенном взгляде на людей и культуру Великобритании».
То есть приведенный нами корпоративный кодекс в первую очередь стоит на
страже общественных интересов. И даже защищая себя от политического и
коммерческого влияния, журналисты делают это для того, чтобы общество не
было ущемлено в информационных правах.
Американские профессиональные стандарты запрещают журналисту участие в
политике, общественных компаниях и демонстрациях, подписании петиций и т.д.
чтобы не возник «конфликт интересов», то есть конфликт доверия в СМИ какой-
то части общества. Все дело в том, что на западе рекламщики, пиарщики,
работники пресс-служб государственных учреждений и политических партий не
являются журналистами! То есть у них - другая профессия. У нас же все, кто
что-то пишет, снимает, записывает на диктофон – журналисты. Отсюда
неразбериха, взаимные упреки и смешение профессиональных прилей и понятий
ответственности.
Главное, для чего действительно нужны, на мой взгляд, корпоративные
кодексы, - это чтобы никто извне не посмел прикоснуться к нашей свободе ибо
наши усилия направлены не на самовыражение, не на получение барыша, а на
реализацию высших общественных интересов.
Заключение.
Проанализировав литературу на тему «этические нормы профессии
журналиста», я пришел к выводу, что она очень актуальна для российской
журналистики, а в конечном итоге и для общества в целом. Старые этические
нормы и принципы, действующие в тоталитарную эпоху, уже устарели и не
действуют, на новые нравственные качества журналиста, которые
соответствовали бы демократическим принципам формирования и становления. С
началом перестройки и гласности многие журналисты восприняли свободу слова
как свободу от всех нравственных норм. Но абсолютной свободы не существует.
Реальная свобода должна иметь смысл или почву. И такой почвой для свободной
прессы являются профессионально-этические нормы.
Об актуальности этой темы свидетельствует и острая полемика о моральных
качествах журналиста, развернувшаяся на страницах журналов и газет. Кроме
того, такие журналы как «Журналист», «Советник», «Сообщение» в качестве
примера печатают и комментируют кодексы этики журналистов тех стран,
которые имеют длительный опыт становления журналистской этики в условиях
демократического общества. Деятельность таких компаний как CNN и BBC
строго регулируется этическими нормами и нарушение отдельных принципов
может стоить журналисту карьеры. Но и в нашей стране есть журналистские
коллективы, которые в своей работе руководствуются этическими нормами,
закрепленными Кодексе профессиональной этики, принятом в 1994 году.
Например «АиФ», «Сегодня», «Известия» и др. Исполнение десяти заповедей
второй древнейшей профессии должно стать неукоснительным для всех ее
представителей – как начинающих, так и маститых журналистов.
Список использованной литературы:
1. Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 2-е изд. – СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2000. – 336с.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник
для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240с.
3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика Журналиста: Учебное пособие.
– М.: «Аспект Пресс», 2002. – 208с.
4. Прохоров Е.П. Введение в Журналистику: Учебник для студ. Вузов,
обучающихся по специальности «Журналистика». – М.: Высш. Шк.,
1988. – 279с.
5. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист. –
2000. – №6. с. 35-37.
6. Симанчук И. «Рассуждения об обязанностях журналистов…» или 7
заповедей Ломоносова // Журналист. – 2001. - №6. – с.47-48.
7. Би-Би-Си: Свобода слова по-английски //Журналист. – 2002. - №1. –
с.14-17.
8. Береги честь… какими принципами руководствуются американские
журналисты // Со-Общение. 2002. - №11. – с.26-27.
-----------------------
[1] Гассер Г.П., Моду А. Защита журналистов в опасных командировках.
Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. – М., 1994г.
[2] Авраамов Д.С., Указ соч. С. 41-42.
[3] Кумылганова И.А. нравственные критерии профессиональной журналистской
деятельности. Автореферат канд. дисс. – М., 1992г., С.10.
[4] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2т. – М., 1994 т.2, С.451.
[5] Авраамов. Профессиональная этика журналиста: передоксы, развития,
поиски, перспективы. – М., 1991г. С.20.
[6] Ломоносов М.В. Полн. Собр. Соч.: В 10т. М.-Л., 1952г. т.3. С.217-231.
[7] Цитю по: Диалог – США. 1991г. №47, С.20.
[8] Устав Союза журналистов СССР //Журналист. 1972г. №1
[9] Журналист: российско-американские социологические исследования. М.,
1998г., С.29.
[10] Доклад Союза журналистов России о критическом состоянии российских СМИ
1997г. //Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2т.,
т.1, С.55-64
[11] Трошкин Ю.В. Указ. соч. С. 183 – 184.
Страницы: 1, 2, 3
|