скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Православие и культура. Особенности вероучения и культа. скачать рефераты

груди - оба плеча", что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия

Христа.

Крестное знамение признается и совершается православными и католиками,

но не признается и не совершается протестантами. Крестное знамение в

православии совершается тремя сложенными пальцами (символ Святой Троицы) в

порядке "справа налево" (у старообрядцев - двумя пальцами в том же

порядке). Католики совершают его всеми пальцами открытой ладони в порядке

"слева направо". Больные и увечные мoгут совершать крестное знамение любой

здоровой рукой.

Помимо основных таинств в православной церкви принят ряд менее

значимых тайнодействий, сообщающих благодать Святого Духа, например

освящение храма, икон, богослужебных предметов, воды, хлебов, плодов,

жилища.

Православие не отвергает действенность таинств, совершаемых в

католической церкви как сохранившей апостольское преемство иерархии.

Католические клирики при изъявлении ими желания перейти в православие

принимаются в существующем сане.

Иконопочитание.

Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью

православного христианства. Иконопись в православии - не только искусство

священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его

образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и

богослова.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию,

евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени

Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и

домах. Одновременно возникло движение против почитания икон, получившее

наименование иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание

идолопоклонством, несовместимым с христианским единобожием.

Несмотря на то, что иконоборцев поддержали византийские императоры Лев

Исавр (правил в 717 - 741 гг.) и Константин V Копроним (правил в 741 - 775

гг.), их усилия не привели к успеху. После длительной религиозно-

политической борьбы в 787 г. стараниями Константинопольского патриарха

Тарасия VII Вселенский церковный собор в г. Никее утвердил догмат

иконопочитания. Крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были

осуждены.

Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице

Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник -

Торжество Православия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста".

Помимо икон почитанием в православной церкви пользуются мощи (останки

тел) святых угодников. Согласно православному вероучению существует

мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых, до конца не

разрушаемая смертью.

Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции

собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских

гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная

традиция сохранилась в наличии антиминса - покрывала со вшитыми в него

частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре

православного храма.

Сами мощи обычно находятся в раке - металлическом ларце, помещаемом в

храме.

Православное богослужение.

Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в

себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно

состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам

(стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих

особые молитво-словия (акафисты); молитвенных прошений (ектений); а также

чтения Священного писания в установленном порядке.

Центральное место в суточном богослужении занимает литургия (по-

гречески - "общее дело"), во время которой совершается евхаристия -

таинство причащения. Первый единый литургический канон (порядок

богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас

литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году, а наиболее

употребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна

Златоуста.

В период Великого Поста служится также литургия Преждеосвященных

Даров, во время которой евхаристия не совершается. Литургическое

богослужение имеет сложную структуру, включающую проскомидию

(подготовительную часть), литургию оглашенных (готовящихся к принятию

крещения) и литургию верных, когда совершается евхаристия. Последование

молитв во время евхаристии составляет анафору (по-гречески - возношение").

Согласно каноническим правилам священные сосуды, используемые для

евхаристии, - дарохранительница, дароносица, потир (евхаристическая чаша) -

для иных целей использоваться не могут.

Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет,

поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами.

Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных

языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском). В

Русской церкви используется церковно-славянский язык - искусственный язык-

интерлингва, созданный на основе южнославянских говоров и диалектов IХ

века, который иногда ошибочно отождествляется со старославянским и

древнерусским.

Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и

богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и

Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив

первоначальное распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения

после принятия христианства попали на Русь. Попытки перевода православного

богослужения на современный русский язык предпринимались неоднократно, но

были малоуспешными. В православном богослужении используется хоровое пение

без музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все

молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев).

Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы

(псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были

составлены в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом.

Среди российских композиторов, оставивших значительное наследие

духовной музыки, наиболее известны П. Чайковский (1840 - 1893) и С.

Рахманинов (1873 - 1943). Кроме того, можно назвать М. Березовского (1745 -

1777), А. Веделя (1767 - 1806), Д. Бортнянского (1751 - 1825), А.

Кастальского (1856 - 1926), А. Гречанинова (1864 - 1956), П. Чеснокова

(1877 - 1944).

Православные праздники.

Главным праздником всех христиан считается Пасха - Праздник Светлого

Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий

день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне

иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после

Пасхи его гроб был пуст.

Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30

года нашей эры. Основным ориентиром для ежегодного исчисления даты

праздника Воскресения Христова долгое время служила иудейская Пасха.

Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием

Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасха. После Первого

Вселенского собора 325 г. было принято решение праздновать Пасху независимо

от иудейского праздника - в первое воскресенье первого полнолуния после

весеннего равноденствия.

Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников,

именуемых двунадесятыми. Они делятся на "преходящие" (исчисляемые по дате

Пасхи) и "непреходящие" (выпадающие на строго определенную дату). К первым

относятся праздник Вознесения Господня и День Святой Троицы.

Вознесение Господне празднуется в четверг шестой недели после Пасхи.

Установлен в память вознесения Христа на небо после его явления апостолам,

которое произошло на 40-й день после Воскресения Христова.

День Святой Троицы (Пятидесятница) установлен в память сошествия

Святого Духа на апостолов. Это произошло в г. Иерусалиме во время

иудейского праздника Пятидесятницы (50-й день после Пасхи). Считается днем

основания церкви Христовой. Празднуется в воскресенье через семь недель

после Пасхи.

К числу "непреходящих" относятся основные праздники церковного года,

который, по ветхозаветной традиции, начинается осенью.

Рождество Богородицы. Празднуется 21 сентября. Дата рождения Марии в

семье благочестивых праведников Иоакима и Анны отмечается церковью как

"начало спасения".

Воздвижение Креста Господня. Празднуется 27 сентября. Происхождение

праздника связано с восстановлением христианских святынь Иерусалима по

приказанию римского императора Константина I Великого. Согласно рассказу

ряда церковных историков (Евсевия, Иоанна Златоуста, Руфина) г. Иерусалим

посетила мать императора - императрица Етена. Она произвела раскопки на

горе Голгофе, где был найден крест, на котором совершилось распятие Христа.

Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных

страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря.

Установлен в память принесения, по иудейскому обычаю, маленькой Марии в

Иерусалимский Храм для посвящения ее Богу. Такой обычай существовал лишь по

отношению к мальчикам. Посвящение девочки явилось событием исключительным -

свидетельством высшего избранничества Девы Марии.

Рождество Христово. Празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа

не установлена. В Священном писании упоминается 30-й год правления римского

императора Октавиана Августа; одновременно говорится о рождении Христа "во

дни царя Ирода". Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на

несколько лет раньше точки отсчета европейского летосчисления "от Рождества

Христова", к 7 - 6 гг. до нашей эры, поскольку иудейский царь Ирод I

Великий умер в 4 г. до нашей эры.

В качестве праздничной даты первоначально был избран праздник

Богоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожидание

Божественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова был

отнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народами

Средиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним.

Крещение Господне. Празднуется 19 января. Происхождение праздника

связано с проповедью пророка Иоанна Крестителя, возвестившего скорое

пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию. Над кающимися Иоанн

совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий начало праведной

жизни. В славянских переводах Нового завета греческое слово "баптизма"

(омовение) было передано как "крещение" (в связи с последующим освящением

Христом обряда омовения своей крестной жертвой).

Согласно рассказу Священного писания данный обряд Иоанн соверши, и над

явившимся к нему Иисусом. В момент крещения Иисуса голос Бога с небес

возвестил о нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде

голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлетоем.

Сретение Господне. Празднуется 15 февраля, на 40-й день после

Рождества Христова. Введен Иерусалимской церковью с IV века в память о

принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм для посвящения его Богу. Во

время посвящения произошла встреча ("сретение") Иисуса со старцем Симеоном,

жившим при храме, которому было предсказано, что он при жизни увидит

Спасителя.

Благовещение. Празднуется 7 апреля. Установлен в память о явлении Деве

Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божия.

Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова.

Преображение Господне. Празднуется 19 августа. Установлен в память о

пребывании Христа на горе Фавор, когда во время молитвы бывшие с ним

апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным

Светом, в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник отмечался в Палестине

как начало сбора первых плодов. В связи с этим в восточном христианстве

утвердился обычай освящения первых плодов (яблок, винограда) в праздник

Преображения Господня, после чего разрешалось употреблять их в пищу.

Успение Пресвятой Богородицы. Отмечается 28 августа в память о кончине

Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола Иоанна

Богослова. Ее смерть наступила около 48 г. нашей эры в г. Эфесе, где Иоанн

Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные историки местом ее кончины

называют Гефсиманию. В обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению

Богоматери.

Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии пользуются

Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории:

Обрезание Господне (в память о совершении над младенцем Иисусом

древнеиудейского обряда обрезания) - празднуется 14 января; Рождество

Иоанна Предтечи (Крестителя) - празднуется 7 июля; День Первоверховных

апостолов Петра и Павла (установлен в память их мученической кончины во

время антихристианских гонений при римском императоре Нероне в 64 г.) -

отмечается 12 июля; Усекновение главы Иоанна Предтечи - отмечается 11

сентября; Покров Пресвятой Богородицы (установлен на основе легендарного

видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком в VII веке, во

время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе, укрывающей город от

врага споим покрывалом) - празднуется 14 октября.

Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным святым (дате

их смерти или прославления церковью), знаменательным событиям в истории

православия, а также особо чтимым иконам. В первое воскресенье после Дня

Святой Троицы отмечается День Всех Святых - общий праздник всех святых,

чтимых в православии, а еще через неделю - особый праздник Всех Святых, в

земле Российской просиявших.

Помимо праздников большую роль в православии играют посты - периоды

воздержания от животной пиши, чувственных удовольствий и развлечений - с

целью достижения молитвенного сосредоточения. Главные среди них - четыре

многодневных поста: Великий Пост (семь недель перед Пасхой - духовное

приготовление к празднику Воскресения Христова);

Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов

Петра и Павла); Успенский Пост (две недели перед Успением Богородицы);

Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества

Христова).

Приняты также однодневные посты: среда и пятница в течение всего года,

кроме праздничных "сплошных" недель (в среду Иисус был предан в руки

врагов, в пятницу - распят); канун Крещения Господня ("крещенский

сочельник"); День Усекновения главы Иоанна Предтечи; День Воздвижения

Креста Господня.

Глава II. Взаимодействие православия и культуры.

Страницы: 1, 2, 3