скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге скачать рефераты

использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие

контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и

изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений

Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и

загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение

относится к числу редчайших шедевров искусства.

Леонардо говорил: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи:

человека и представление его души.

Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательные

технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство -

все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать

Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о

котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.

Задание 2.

«Феномен Т.Г.Шевченка в истории украинской и мировой культуры»

Уже для многих поколений украинцев – и не только украинцев – Тарас

Григорьевич Шевченко значит так много, что сама собой образуется иллюзия,

толи мы всё про него знаем,все в нём понимаем, и он всегда с нами,в нас.Но

это только иллюзия. Шевченко как явление великое и вечное – неисчерпаемый и

бесконечный. Волей истории он отождествленный с Украиной и вместе с её

развитием продолжается в ней. Он растет и развивается во времени, в истории

и нам еще идти до его осознания. Мы на вечном пути к Шевченко…

Тараса Шевченко мы понимаем настолько, насколько понимаем себя – свое

время и Украину в нём. Но что бы лучше понять его как нашего современника,

нужно полностью охватить его как современника людей, проблем, общества ХIХ

столетия. Он сам приходит в наш день. Но и мы должны прийти в его время.

Только так между нами и им будет полное взаимопонимание.

Мы преклоняемся перед высоким образом Кобзаря, его гражданской

принципиальностью и моральной чистотой, чувством национальной и социальной

справедливости, преданностью правде и свободе. Можем ли мы сполна

представить себе, что за этим стояло, сколько это требовало душевных сил и

борьбы, сколько это стоило мучений и боли, сколько для этого нужно было

озарения мысли и высоты духа? Что бы это представить, нужно хорошо знать не

только самого Шевченко, а и его эпоху, атмосферу жизни общества, его

современников. А также конкретный контекст политической, идеологической,

культурной жизни Российской империи середины ХIХ столетия, в котором

зарождалось и утверждалось новое, шевченковское самоутверждение Украины.

Когда посмотреть на отношение российской общественности и журналистики 30-

50-х годов ХIХ столетия до Украины и возрожденной украинской литературы, то

бросается в глаза резкость и противоречивость картины оценок, размышлений,

прогнозов. На самом деле все было сложнее, драматичнее и запутанней.

Российская общественность первой половины ХIХ столетия находилась

значительной мерой в плену предрассудков и элементарного незнания

исторических, культурно-традиционных, языковых и других аспектов процесса

возрождения украинской литературы – как повышения национального возрождения

в целом. Известное высказывание Виссариона Белинского про то, что якобы

только воссоединившись с Россией, Украина отрыла двери образования и

цивилизации.

Под этим углом взора появление великого Шевченковского феномена не было

случайностью, а, наоборот, закономерностью. Это хорошо подчеркнул еще

Николай Костомаров: «Поэзия Шевченко – законная, любимая дочь старорусской

поэзии, той далекой от нас поэзии, про какую догадками можем судить из

произведений Игорева певца».

В период, что непосредственно предшествовал Шевченко, литература и

общественная мысль Украины в значительной степени была ограничена не только

провинциализмом, а и сервилизмом, верноподданством, обусловленным

колониальным положением, национальным гнетом.

Слово «Украина» - одно из часто употребляемых у поэзии Т.Шевченко. Чувство

преданной любви к Отчизне высказано с такой силой преданности, что к нему

тяжело отыскать аналогии.

Но только единовременно (социально и национально) униженное положение

Украины могло стать и стало – в творчестве Шевченко прежде всего –

источником величезной революционной энергии.

Шевченковская поэзия – постоянный суд над всяким деспотизмом в корне.

Именно по тому, что Шевченко был преданным сыном порабощенного народа и

стремился к его освобождению, он так искренне проникся долей других

униженных народов царской России и никакие запреты или барьеры не

сдерживали его солидарных чувств. Никогда и ни в чем не выделял Шевченко

свой народ над другими, вообще не искал в нем черт, которые были бы присущи

только ему одному и больше никому. Он был не националистом или

интернационалистом, а просто Человеком в большом смысле этого слова.

Шевченко - творец в украинской литературе, в духовной жизни Украины того

могучего и беспощадного духа национальной самокритики, того национального

стыда, в котором всегда есть потребность во время всякого национального

возрождения. Эти мотивы знакомы многим литературам мира, а особенно

литературам народов, которые испытали на себе национальное унижение,

переживали катастрофу или упадок и которые подымались на великое дело

национального возрождения. Поразительные аналогии к этим мотивам Шевченко

мы найдем в творчестве Беранже, Гюго, у Лессинга, Шиллера, Гейне, Займе,

других немецких поэтов-демократов первой половины ХIХ столетия, у Герцена,

Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и др. Но наибольше – у поэтов национально-

освободительной борьбы: Мицкевича, Петефи, Хосе Марти…

Однако вместе с этим Шевченко очень специфичный в характере и даже

непостижимый в энергии критики «власного панства», псевдопатриотизма,

рабства, лакейства, потери традиционной героической борьбы предков за

свободу. Перед ним не только стоял вопрос, про то, каким будет его народ, а

и про то, быть или не быть ему вообще.

Первое издание произведений Тараса Шевченко – небольшая книжечка под

названием «Кобзар», напечатано в ней восемь произведений: «Думи мої, думи

мої, лихо мені з вами...», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Нащо мені

чорні брови, нащо карі очі», «До Основ’яненка», «Іван Підкова», «Тарасова

ніч». Трудно найти другую книгу в мире, чтобы для судьбы народа имела такое

же большое значение, как «Кобзар» для Украины. Это было что то такое

неожиданное, новое, добытое из таких глубин народной души, что можно было

поразиться его силе. «Кобзар» сонных будил, сошедших с дороги на истинный

путь наставлял, старым грешникам заснувшую совесть будил.

Действительно, крепко ложатся на душу народа произведения Шевченко.

Присмотримся до этого первого «Кобзаря» поближе.

Думи мої, думи мої,

Лихо мені з вами!

Это не иначе как литературное кредо молодого поета. Тут мы имеем и гения

его литературного труда, тут видим его цель и высокое задание. Ему все

равно, как чужаки отнесутся к его произведениям, он поёт для своих. Поэт

считал свои стихи как подарок родного края.

В Україну ідіть, діти!

В нашу Україну...

Там найдете щире серце

І слово ласкаве,

Там найдете щиру правду,

А ще, може, й славу.

А к Украине обращается:

Привітай же, моя ненько,

Моя Україно,

Моїх діток нерозумних,

Як свою дитину.

В «Кобзаре» мы встречаем первые историческо-патриотические произведения

Шевченко. Это «Іван Підкова» и «До Основ’яненка».

Через год после «Кобзаря» выходит поэма «Гайдамаки». Это великий, грозный,

заревом пожаров озаренный, пурпуром крови облитый образ событий 1768г.

Шевченко необычайно хорошо, сердечно передал то зло, которое приносит

всякая война человеку:

Минають днi,минає лiто,

А Україна,знай,горить;

По селах голi плачуть дiти-

Батькiв немає. Шелестить

Прожовкле листя по діброві,

Гуляють хмари, сонце спить,

Нiгде не чуть людської мови,

Звiр тiльки виє по селу

Гризучи трупи

Люде! Люде!

Коли – то з вас буде

Того добра, що маєте?

Чудні, чудні люде!

Кровавыми рисунками «Гайдамаків» Шевченко призывал своих и чужих, что бы

опомнились, что бы перечеркнули давние счеты и начали жизнь новую,

человеческую, честную и справедливую.

«Гайдамаки» были и останутся высказыванием протеста против гнета и насилия,

образом ярким, полным контрастов, дисгармонии, суворости той жизни.

Процесс роста каждого великого человека – вещь необычайно трудная для

историка, у Шевченко тем труднее, что он вырос неимоверно быстро, среди

исключительных обстоятельств.

Все его мысли, стихи были посвящены родной стране, разлуку с которой поэт

очень тяжело переживал.

Поэзия Тараса Шевченко давно стала нетленной и важной частью духовного

естества украинского народа.шевченко для нас – это не только, то что учат,

а ито с чем живут , с чего черпают силы и надежды. А то, что его до сих пор

мир знает меньше, чем других великих поэтов, поясняется тем, что и саму

Украину, которая теперь возрождается из руин «великой советской империи»,

свет только начал признавать.

Задание 3.

Описать картины Г.Репина «Запорожцы пищут письмо турецкому султану» ,

«Бурлаки на волге».

[pic]

В 1887 году Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом

«Запорожцев». В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о

вольности народа. Смех казаков, веселый и издевательский, становится

многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нем звучат теперь

не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов.

Смех остается основным мотивом картины, но наряду с ним появляются

серьезные и значительные лица казаков. Это уже не просто сцена из жизни

Запорожской Сечи, не только безудержное веселье казаков, а военный совет,

решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку

запорожского войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их

сосредоточенных лицах читаем ясное сознание своей ответственности.

Зима 1887—1888 года была почти целиком посвящена «Запорожцам». Но то ли

впечатления поездки на Украину успели потускнеть, то ли изменившийся

замысел требовал каких-то новых материалов, но художник снова собирается в

дорогу. На этот раз его путь лежал не на Украину, а на Кубань, где жили

потомки запорожских казаков, переселившихся туда в XVIII веке; остановился

он в станице Пашковской, неподалеку от Екатеринодара. Если на Украине

художник стремился почувствовать самый дух Запорожской Сечи, ее бодрость,

жизнь вольную и веселую, то теперь в своих моделях ищет он прежде всего

мудрость, помноженную на богатый жизненный опыт, сильную волю, образы

суровой доблести. Не случайно в простом казаке-станичнике Василии Олешке он

увидел черты мудрого и храброго воина, роднящие его с образом атамана Ивана

Серко. Герои новых «Запорожцев» становились для Репина все более ясными и

четкими. Идея картины воплощалась в образах глубоко реальных, пластически

осязаемых, как сама жизнь.

Картина давалась нелегко, и Репин подолгу бился над каждой фигурой.

Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его

нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до

мельчайших подробностей.

В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смысле

художественном терпится,— писал Репин,— это тонкое чувство, никакой теорией

его не объяснишь.

Для живой, гармонической правды целого нельзя не жертвовать деталями. Кто

не понимает этого, тот не способен сделать картину.

Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжением

всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину, и только в

такие моменты вы почувствуете, что выше всего правда жизни... Но без модели

все равно не обойтись. Человек, сама жизнь всегда дадут художнику много

больше, чем самое богатое воображение. Иногда для одной и той же фигуры

требовались не одна, а две или несколько моделей. Еще в первом

живописном эскизе наметился характер и облик Ивана Серко, в дальнейшей

работе многим помог Тарновский, с которого Репин писал в Качановке

«Гетмана», еще больше —

кубанский казак Василий Олешко. Но только весной 1889 года случай свел

Репина с «живым Серко»— генералом М.И.Драгомировым, с которого художник

написал портрет и этюд для картины.

Кто только не прошел через мастерскую Репина! Среди его натурщиков,

послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и

кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф.

Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на

бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба») и отставной поручик (казак с

бандурой и картами), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н.

Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрей») и старичок,

повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник

брал не все, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его

представлении образа.

Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей:

«Работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно,

цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались

бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать

очень многим и менять много в цветах и личностях.Работаю иногда просто до

упаду... очень устаю». Через несколько месяцев все то же: «„Запорожцев" я

еще не кончил. Какая трудная вещь — кончить картину! Сколько жертв надо

принести в пользу общей гармонии! . .».

Многоцветные пятна пестрой толпы запорожцев смягчались, объединялись мягким

общим тоном. Колорит становится чуть матовым, а вся картина цельной и

единой в композиции и цвете. Но какой бы труд ни был вложен в картину,

зритель не должен видеть в ней «пота» художника, она

должна как бы дышать свежестью, казаться написанной легко и свободно.

В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине

экспонировались на выставке произведений И. Репина и И. Шишкина в Академии

художеств. Картина начинает свою, уже независимую от автора жизнь. На

выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовались

неизменным успехом.

По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к

«Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в

Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в

Ленинграде. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу

каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас

Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные

кистью большого мастера, они обрели долгое бытие в истории русской

живописи, прочно и навсегда вошли в нашу жизнь гимном патриотизму и

свободолюбию родного народа.

КАРТИНА «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ».

Картина «Бурлаки на Волге» потрясла всё русское общество силой

изображённой правды о народе. В ней увидели протест против рабских условий

народной жизни и эксплуатации его труда. Но вместе с тем эта картина Репина

была полна и большой жизнеутверждающей силы. Картина «Бурлаки на Волге»

говорила о народной мощи, рождала веру в будущее этого народа, будила мысль

о необходимости борьбы за раскрепощение его от пут рабства. И в этом

заключался огромный гражданский пафос репинского полотна.

Картина «Бурлаки на Волге» имеет несколько вариантов. Основное

полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В Третьяковской

галерее зритель видит вариант, в котором крупным планом выявлены фигуры

первого ряда бурлаков.

Полно и глубоко передаёт описание В.В.Стасова значительность

содержания картины, её народные типы и характеры.

«Перед Вами широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющая

и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийся

пароход, ближе золотится парус бедного судёнышка, а впереди, тяжело ступая

по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идёт

ватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной

бичевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонив

тела вперёд и в такт раскачиваясь внутри своего хомута. Нет ни одной

цельной рубахи на этих пожжёных солнцем плечах, ни одной цельной шапки и

картуза - всюду дыры и лохмотья, всюду онучи и тряпьё...

В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Впереди

выступают, словно пара могучих буйвалов, главные коренные... Что за взгляд

неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы! Тотчас

позади них натягивает свою лямку, низко пригнувшись к земле, ещё третий

богатырь, тоже в лохмотьях и с волосами, перевязанными тряпкой; этот,

кажется, всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попытал

счастья и сам стал похож на какого-то индейца или эфиопа...

Вторую половину шествия составляют: крепкий, бодрый, коренастый

старик; он прислонился плечом к соседу и, опустив голову, торопится на ходу

набить свою трубочку из цветного кисета; за ним отставной рыжий солдат,

единственный человек изо всей компании, обладающий сапогами и сунутыми туда

суконными штанами... ещё дальше кто-то вроде бродячего грека...

И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою

воловью службу. Один только шумит и задорно кипятится - мальчик, в длинных

белых космах и босиком, являющийся центром шествия, и картины, и всего

создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя

на самой середине картины, его быстрый, сердитый взгляд, его своенравная,

бранящаяся на всех, словно лающая фигура, его сильные молодые руки,

поправляющие на плечах мозолящую лямку,- всё это протест и оппозиция

могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных

привычкой и временем...»

Лица бурлаков, их фигуры, детали одежды написаны Репиным с потрясающей

жизненной правдивостью. Предварительные многочисленные этюды с натуры

помогли художнику глубоко запечатлеть душевную сущность бурлаков. Огромным

движущим началом здесь была любовь Репина к бурлакам, и прежде всего к

главному их герою,- Канину.

«Всё больше и больше нравится он мне: я до страсти влюблялся во

всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и постоянной

рубахи... (подчёркнуто Б.В.Иогансоном). Какая теплота в этом колорите...

Целую неделю я бредил Каниным и часто выбегал на берег Волги».

Так сам Репин говорит о создании одного из наиболее запоминающихся

образов картины. Только великий художник жизненной правды, кипучей

творческой страсти, только подлинный живописец-гражданин, борец за народное

счастье, мог создать такие мощные народные образы, навсегда покоряющие

зрителя.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы:

1.Из истории культуры Средних веков и Возрождения.

Издательство "Наука", М 1976 г.

2.Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков

Просвещение, 1985.

3.В. Н. Лазарев "Леонардо да Винчи". Москва, 1952 г.

4.Бондар М. Образ Украины в поэзии Т.Г.Шевченко//Вестник АН

Украини.—№6.—1993.—С.56-60.

5.Лепкий Богдан. Про жизнь и поизведения Тараса Шевченко.- К.—

1994.—125 с.

6.Неделько Г.Я. Тарас Шевченко: жизнь и творчество.-К.—1988.— 245 с.

7.Г.С.Островский «Рассказ о русской живописи» 2изд. Москва 1988г.

Страницы: 1, 2