скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге скачать рефераты

Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге

Восточноукраинский национальный университет

Имени Владимира Даля.

Контрольная работа

по курсу «Украинская и зарубежная культура»

выполнил студент группы КТз-221

Сороколет Олег Георгиевич

Вариант № 25.

Луганск – 2002г.

Задание 1.

« Позднее Возрождение »

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная

колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения возникло на

основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека

высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный,

гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и

творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для

них источником знаний и образцом художественного творчества. Возникший в

XVI веке термин "возрождение" означал появление нового искусства,

возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее

искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков.

Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

Третий период искусства Возрождения, так называемый период "Позднего

Возрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением

художников совсем произвольно, без разумной последовательности,

разрабатывать и комбинировать античные мотивы. Реализм Позднего

Возрождения обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к

изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и

среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего

Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в

последующие эпохи.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической

традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и

возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности

пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с

легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано

в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более

нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих

гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского

дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.

Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов,

реконструируются городские центры.

В искусстве, на первое место выступила творческая индивидуальность

художника, как правило, универсально одаренной личности. Микеланджело,

например, был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, воином, а

Леонардо да Винчи совмещал в себе практически все специальности тогдашних

науки, искусства, ремесла, был универсальным гением. В искусстве

Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения

мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с

возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно

не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной

потребностью.

В XV-XVII вв. Украина, находясь на периферии европейских культурных

процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей

территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского)

княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала период

вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры.

Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах,

находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI

веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то

есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы

из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой

распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и

экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и

о «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в

искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.

Борясь за равные с иностранцами-иноверцами права в городской и религиозной

жизни, православные украинцы – русины начинают объединяться в особые

организации, получившие название братств. В братских школах учили чтению и

письму, позже – риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали Святое

Писание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось

особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и

писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на

содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева.

Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех

европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах

насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в

городах.

На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование в

европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже,

Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского

университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских

земель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычно

записывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов.

Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-

гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна.

Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий

Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в

области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он

получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом

медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий

Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там

напечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научных

знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем

знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского

университета, являющегося центром европейской юридической науки, на

протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).

Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на родную

Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых

возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-

Могилянской.

Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику

религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат

князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык

Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из

европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них

были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580

году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебное

заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла

весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила

научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских

текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это

украинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатная

Библия славянского мира.

В многочисленных типографиях наряду с богослужебной и религиозно-

полемической литературой издаются в Украине XVI века грамматики, словари-

лексиконы («Грамматика словенска языка» Лаврентия Зизания). В период

украинского Ренессанса закладываются основы украинской грамматики,

лексикологии, музыковедения. Особенно значительную роль в становлении

научной мысли сыграла группа ученых, работавших в Киево-Печерской лавре при

архимандрите Елисее Плетенецком, человеке широкой образованности и

взглядов. Из этой гуманистической богословско-полемической атмосферы

разовьется в последствии Киево-Могилянская Академия.

Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов.

Здесь наиболее отчетливо «прочитываются» черты новой культурной эпохи. Они

сказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельного

этноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре,

живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашали

расписывать не только православные церкви, но и католические костелы на

территории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о «Львовском Ренессансе»

как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этот

термин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным во

Львове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая «Чорна

кам’яниця» и др.).

Демократизм украинской ренессансной культуры даст свои плоды в культуре

украинского барокко, духовным центром которого станет вначале Киев, а затем

Запорожская Сечь.

Однако, как пример данной Эпохи, безусловно можно выделить Леонардо да

Винчи.

Среди титанов Возрождения Леонардо был, без сомнения, одной из наиболее

гениальных личностей. Все в нем поражает: и совершенно необычайная

разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад

ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии,

и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в

своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем

великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко

переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почему

он особенно близок нам, строящим новый мир.

Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо,

потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоит

упомянуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеет

сферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли,

воздуха, огня и воды, и что гармония и пропорции определяются числами.

Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительно

отказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямая

очевидность смысла.

Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», то

смысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им математика -

«единственная наука, которая содержит в себе собственное доказательство», -

состояла для него прежде всего из геометрии и законов пропорции. Его

привлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся с

современно высшей математикой, не представляли для него никакого интереса.

Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука,

более того, даже «королева наук», потому что она не только дает знание, но

и «передает его всем поколениям во всем мире». В его работах вопросы

искусства и науки практически неразделимы. В центре внимания и Леонардо-

ученого и Леонардо-художника стоит природа, т.е. реальный видимый мир. Но в

отличие от науки, искусство, по мнению Леонардо, рассматривает прежде всего

«качество форм». «Живопись, - говорит он, - распространяется на

поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия

проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства.

Леонардо полагает, что «живопись с философским и тонким размышлением

рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы

и цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись -

наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» Для Леонардо

наука и искусство – две стороны одного и того же процесса - процесса

познания мира. Но специфика искусства состоит в том, что оно

распространяется не на «прерывные и непрерывные количества», а «трудится

над качеством», которое для Леонардо есть красота природы и ее творений.

Как истинный человек Возрождения, Леонардо влюблен в красоту реального

мира. Пристально изучая природу, Леонардо преклоняется перед ее красотой.

Его научные интересы обычно непосредственно перерастают в эстетические

увлечения: занимаясь растением как ботаник, он восторгается им как

художник, анализируя человеческое тело как анатом, он незаметно для себя

начинает его прославлять за совершенство пропорций. Все его подкупает в

природе: и ее разнообразие, и ее чувство меры.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако

наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с

цветком» или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный

новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению

более широкий, общечеловеческий смысл, каковыми являются материнская

радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие

особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм,

стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко

проявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах.

Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», в которой отмечено

идеальное композиционное решение, благодаря которому изображенные фигуры

Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное

спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в

трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только

общей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает

психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно

достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.

Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В этом

произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного

сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как

неповторимая индивидуальность и личность.

Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или

«Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического

портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском

Страницы: 1, 2