скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Последствия экономического кризиса для культуры России скачать рефераты

Последствия экономического кризиса для культуры России

РГАС

Кафедра философии.

Реферат на тему :

Негативные последствия экономического кризиса для культуры России.

Выполнил : студент 1-го курса

группы :

М - 173

Замиховский С.

Проверила : Преподаватель

Суворова

Е.М.

Ростов - на - Дону

1996 год.

Оглавление

1. Введение стр. 2

2. Научно-техническая революция стр. 4

3. Маргинальная культура стр. 6

4. “Остаточный принцип” стр. 8

5. Внедрение рыночных отношений стр. 9

6. Поражение коммунистического идеала стр.15

7. Культурная экспансия стр.17

8. Заключение стр.19

9. Список использованной литературы стр.20

Введение

Мы живем в такое время, когда призыв к свободе и демократии эхом

прокатывается по земному шару. Восточная Европа свергла тоталитарные

правительства, державшиеся здесь на протяжении половины столетия, а

республики Советского Союза борются за то, чтобы заменить царивший здесь

почти 75 лет коммунистический режим новым демократическим порядком, который

нам еще не доводилось испытать. Но драматизм, сопровождающий необычайные

политические перемены в Европе, затмевает тот факт, что перспективы

демократии в огромной мере мобилизовали народы всего мира. Северная и Южная

Америка превратились в демократическое полушарие; Африка испытывает

беспрецедентную эру демократических реформ; новые, динамичные формы

демократизма укореняются в Азии.

Это ставшее всемирным явление опровергает утверждения скептиков, что

современная либеральная демократия - это исключительно западный артефакт,

который невозможно успешно воспроизвести в незападной культуре. В мире, где

демократия осуществлена на практике в таких разных странах, как Япония,

Италия и Венесуэла, институты демократии могут по праву претендовать на

главенствующую роль в воплощении в жизнь универсальных стремлений

человечества к свободе и самоуправлению.

Однако подъем демократической волны за последнее десятилетие ни в

коем случае не гарантирует ее окончательного успеха.

Сегодня действительно происходит возрождение демократических

ценностей, но нельзя не замечать тех негативных изменений, которые

происходят с нашей культурой.

Какова же современная социокультурная ситуация в России? Какой

социальный тип личности может возникнуть, если она сохраниться достаточно

долго? Есть ли надежда, что в обстановке растущего социального неравенства

сформируется личность, обладающая чувством собственного достоинства,

широким кругозором, ориентированная на высшие духовные ценности? Ведь

каково общество, таково и формирующееся у людей “ искусство жить в общении

”.

Научно - техническая революция

Предпосылки для возникновения социокультурной ситуации сегодняшнего

дня возникли на рубеже 60 - 70-х годов. Широкое внедрение достижений науки

и техники в сферу производства и быта коренным образом изменило формы

функционирования культуры. Если в 50-е и даже в середине 60-х годов

телевизор, магнитофон, не говоря уже о видеотехнике и персональных

компьютерах, были принадлежностью узкого слоя населения, то к началу 70-х

годов бытовая радиотехника стала принадлежностью большинства семей. Широкое

распространение бытовой радиотехники привело к коренным переменам в формах

производства, распространения и потребления духовных ценностей. Последствия

их вторжения в быт сначала не были оценены по достоинству, но сегодня есть

основания говорить о том, что обретение ими статуса повседневности можно

сравнить с революционным переворотом. Если ранее между производством и

потреблением духовных ценностей стояло государство в лице своих институтов,

на которые возлагалась функция идеологического контроля, то вторжение

магнитофона и видеомагнитофона (ВМ) в быт каждой семьи коренным образом

изменило положение. “Кассетная культура” практически бесцензурна, ибо

отбор, тиражирование и потребление “массовой культуры” осуществляется путем

личного волеизъявления индивида.

Сегодня магнитофоны, ВМ, телевизоры - основной источник культурной

информации для абсолютного большинства жителей России. Их несомненный

приоритет изменил ту роль, которую на протяжении столетий играли

традиционные институты культуры, такие, как театр, музей, библиотека и т.

д. С их деятельностью связывают удовлетворение своих культурных

потребностей все меньшее и меньшее количество людей. Вот как выглядит

динамика посещения театров за последние годы : в 1970 г. - 168 млн.

человек, в 1980 г. - 120 млн. человек, в 1989 г. - 104 млн. человек. Данные

о числе посетивших театр в последующие годы в открытой печати отсутствуют,

однако если ориентироваться на экспертные оценки, то сегодня аудитория

театральных зрителей уменьшилась по меньшей мере в 2 - 3 раза.

Сходную картину дает анализ кинопосещений.

Аналогична статистика посещений библиотек, музеев, Дворцов и Домов

культуры. Данные собранные в России, говорят о том, что на протяжении года

не были в музее или на художественной выставке среди рабочих 85%,

колхозников - 96% и служащих - 62%. За последние годы прекратили свою

деятельность 13 тыс. драматических и 4 тыс. хореографических, 25 тыс.

хоровых коллективов. Естественно, что это прежде всего свидетельствует об

ухудшении культурного положения семей рабочих и колхозников.

Таковы социальные последствия научно-технической революции, которые

привели к возникновению специфического социокультурного феномена. Однако

его анализ будет неполным, если не вспомнить о других, не менее

значительных социокультурных процессах, которые наложились на те, что были

вызваны НТР.

Маргинальная культура

Массовая миграция населения из села в город вызвала не только

“размывание” традиционных особенностей городской культуры, но и породила

особое явление - маргинальную культуру. Как показывают социологические

исследования, усвоение норм и ценностей городской культуры абсолютным

большинством мигрантов происходило, да и сейчас происходит по пути

наименьшего сопротивления, через принятие внешних форм и стереотипов

поведения в социокультурной среде города. Это связано с тем, что по своей

природе городская культура является гораздо более сложной и многообразной.

Жизнь в городе требует постоянной смены образцов поведения, частичного

переосмысления тех духовных ценностей, на которые ориентируется человек,

развитой способности скептично относиться к происходящему.

Естественно, что подобный навык общения вырабатывается далеко не

сразу (как показывают культурологические исследования, адаптация сельских

жителей к городскому “искусству общения” завершается только во втором -

третьем поколении), и поэтому мигранты, принимая “условия игры”, тем не

менее остаются внутренне ориентированными на ценности патриархальной

культуры. Осознавая свою неспособность овладеть полностью ценностями

городской культуры немедленно, значительная часть мигрантов компенсирует

свою ущербность, утверждаясь в своих собственных глазах и глазах окружающих

через экстравагантные формы поведения, эпатаж, сознательное игнорирование

общепринятых норм поведения.

Маргинальная культура в настоящее время оказывает огромное

воздействие на духовный климат городов, значительная часть жителей которых

- выходцы из деревни в первом поколении. И есть все основания считать, что

значительная часть тех негативных явлений, с которыми мы сталкиваемся в

повседневной жизни, является не чем иным, как следствием расширения зоны

маргинальной культуры, порождающей деформированные формы социального бытия.

“ Остаточный принцип “

Характеризуя предпосылки современной социокультурной ситуации, нельзя

не сказать об “остаточном принципе“.

В СССР “остаточный принцип” возник в начале 30-х годов, когда был

взят курс на ускоренную индустриализацию и ему был принесен в жертву

культурный уровень населения. Десятилетия действия “остаточного принципа”

ввергли культуру в глубокий кризис. О сложившейся ситуации можно судить по

следующему : сегодня в России театры работают преимущественно в краевых и

областных центрах и в то же время в городах, где проживает 43% населения

страны, нет ни одного подобного культурного учреждения. Сегодня около 60%

зданий краеведческих музеев нуждаются в капитальном ремонте, капитального

ремонта требуют более 11 тыс. библиотек. По обеспеченности учреждениями

культуры Россия отстает практически от всех высокоразвитых стран Запада.

Так, в Финляндии на 1 тыс. жителей приходиться в 5,5 раза больше театров,

чем в нашей стране, а отставание от ФРГ выражается цифрой 9,8.

Следует подчеркнуть, что “остаточный принцип“ продолжает действовать

и сегодня. На нужды культуры в 1995 г. в РФ выделено 1,8% от общей суммы

средств. В то же время в развитых странах Запада, например в ФРГ, траты

государства на поддержание сферы культуры, обеспечение доступности всем

слоям населения культурных ценностей составляют примерно 10% госбюджета.

Внедрение рыночных отношений

Таковы предпосылки социокультурной ситуации сегодняшнего дня, которая

в перспективе имеет тенденцию значительно ухудшиться, так как в силу

вступают рыночные законы и возрастает потребность не во всесторонне

развитой, а в “рыночной“ личности. Для последней характерна способность

быть такой, какой от нее требует быть рынок.

На современную социокультурную ситуацию воздействует не только

формирующийся рынок. Она находиться под воздействием нарастающей экспансии

англо-американской культуры, резкого падения авторитета социалистической

идеологии, криминализации всех сфер общественной жизни, корумпированности

государственного чиновничества и его альянса с мафиозными группами.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента

принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления “О переводе

ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчета“ и

последующего за ним проведения эксперимента в театрах страны. Суть

эксперимента в том, чтобы выработать модель театра, действующей в условиях

рынка, которую можно было бы предложить в качестве образца для других типов

культурно-просветительных учреждений.

Результаты эксперимента оказались далеко неоднозначными. Анализ

работы театров показал, что они отреагировали на этот эксперимент

повышением стоимости билетов, что, в принципе, ведет к их элитарности.

Подавляющее большинство зрителей было таким образом отсечено от

театрального искусства.

Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры -

Дворцами, Домами культуры, библиотеками. Их заставили искать внебюджетные

источники финансирования, заниматься поиском “добрых” банкиров,

предпринимателей и купцов и сдавать свои помещения в аренду коммерческим

организациям.

Так были созданы экономические предпосылки для разрушения

инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных

учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на

расширение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Постепенно

начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной

самодеятельности, одновременно стало быстро увеличиваться количество

“доходных“ организаций. На базе государственных, профсоюзных, колхозных

учреждений начали возникать видеосалоны, пункты проката аудио- и

видеокассет.

Несмотря на внедрение коммерческих начал в свою деятельность,

культурные учреждения не удержались на своих позициях и под напором рынка

стали превращаться в откровенно коммерческие структуры. Многие из них были

пущены, что называется, “с молотка“.

О масштабах развернувшегося процесса можно судить по следующим

фактам. Только за один 1991 г. продано или перепрофилировано свыше 500

объектов социально-культурного назначения. В 1992 году эта тенденция

продолжала усиливаться и, согласно оценкам экспертов, в ближайшее время

можно ожидать закрытия как минимум еще 10 тыс. аналогичных учреждений.

Особенно значительному разгрому подверглись социально-культурные

учреждения села. При незначительном повышении государственных закупочных

цен и резком подорожании сельскохозяйственной техники, минеральных

удобрений и прочего колхозы и совхозы в абсолютном большинстве оказались

неспособными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы

культуры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, дотировать

демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д. О

том, насколько стремительно совершается разрушение инфраструктуры культуры

села, можно судить по следующим данным. Если 1985 г. на селе действовало

3349 клубных учреждений, содержащихся за счет колхозов и совхозов, то к

началу 1991 г. их было уже в два раза меньше. В 1993 году их численность

уменьшилась еще на 27%, а далее этот процесс интенсифицировался.

Показательно, что массовое сознание очень четко прореагировало на

происходящие в сфере культуры процессы. По данным исследований конца 1991

года - начала 1992 года, только 2,3% сельского населения и немногим более

7% городского населения оценивают степень доступности для них культурных

благ как высокую; приблизительно каждый 5-й - как среднюю, каждый 4-й - как

низкую. Только 21% сельских жителей считают, что у них есть реальная

возможность побывать на концерте, который их интересует, 20% - посетить

спектакль, о котором они слышали и который хотят увидеть, 16% - составить

библиотеку, около 8% - сформировать фонотеку, менее 7% - стать обладателем

видеотеки. Каждый 3-й убежден в том, что в результате тех социальных

изменений, которые совершаются сегодня, степень доступности культурных благ

для них существенно уменьшилась. В том, что произойдет обратное и их

возможности в приобщении к культурным ценностям возрастут, убеждены менее

6% сельских жителей.

Внедрение рыночных начал в сферу культуры больно ударило по основной

Страницы: 1, 2