скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Последний приют поэта (о Лермонтове) скачать рефераты

дочь, Евгения Акимовна.

Несмотря на ошибку в датах пребывания Лермонтова в «Домике» (как

известно, поэт жил там в 1841 году два месяца), доска с этим текстом

сохранилась на «Домике» до его полной реставрации.

Новый владелец огородил усадьбу каменной стеной (до этого владения,

принадлежавшие когда-то Уманову, не были отгорожены одно от другого). Затем

принялся за перестройку флигеля.

Он снял с окон наружные ставни, переделал окна, пристроил пятую

комнату и продолжал ряд работ внутри флигеля. Этим изменениям никто не

препятствовал...

Профессор Богословский в своей книге отмечает далеко не гостеприимный

характер нового владельца Лермонтовской усадьбы. «Почитателям Лермонтова,

пожелавшим осмотреть квартиру поэта, приходится выслушивать грубые

замечания прислуги», – пишет он.

Профессор сожалеет, что город не оставил за собой в первоначальном

виде этот «вещественный памятник».

В путеводителях по Кавказским Минеральным Водам, издававшихся в 80-х

годах, неизменно, хотя и кратко, упоминалось о «Домике». Казалось бы,

теперь он хорошо известен, и найти его легко. Однако это было все же не

так.

В 1886 году писательница Е.С. Некрасова захотела побывать в «Домике».

На розыски его ей пришлось потратить почти целый день, так как никто из

жителей Пятигорска, так же как и в 1852 году Мельницкому, не мог указать,

где находится этот памятник русской культуры.

Где жил Лермонтов? – спросила Некрасова извозчика.

Вот этого уж не знаю. Да кто ж его знает? Мало ли тут жило таких

удальцов, что стрелялись? Много! Всех не упомнишь, где жили.

Но и другие жители города знали о квартире Лермонтова не больше

извозчика.

«К кому я ни обращалась, кого ни спрашивала – никто не мог дать

никаких сведений, – рассказывала Некрасова на страницах «Русской Старины».

– Каждый спокойно отвечал: «не знаю», как будто в этом «не знаю» не

заключалось ничего постыдного... Что делать? Неужели так и уехать отсюда,

не сумевши отыскать в этом крошечном, чуть не наперсточном городишке домик

Лермонтова? Я остановилась в раздумье. Мимо шел жандарм. Заранее

предугадывая равнодушное «не знаю», я все же остановила его неизменным

вопросом. Но... жандарм знал!»

Он подробно объяснил Некрасовой, как найти дом я пожалел, что «не

случилось дома нашего старого жандарма! Он еще при Лермонтове здесь жил. Он

бы сумел кое-что порассказать о нем».

Как знаменательно это для царской России!

А вот старика Чухнина оказалось легко найти. «Спроси только, где

Чухнин живет, и всякий укажет» – говорил Некрасовой любой встречный.

«C благодарностью и любовью, как на что-то близкое, дорогое, смотрела

я на этот домик, теперь затерянный и забытый», – грустно закончила свой

рассказ Некрасова о поисках «Домика».

В путеводителе 1887 года, изданном Управлением Кавказских Минеральных

Вод, написано, что на Нагорном бульваре (так раньше называлась

Лермонтовская улица) у Вейштордта сдается дом с двумя комнатами по 60 руб.

в месяц.

В путеводителе 1888 года в справочном отделе среди памятников

Пятигорска указан «Дом, в котором жил М.Ю. Лермонтов».

1889 год ознаменовался большим событием – открытием памятника

Лермонтову.

Вот как описывали газеты это торжество:

«В этот день Пятигорск принял праздничный вид. С утра народ в нарядных

костюмах стал собираться к собору и скверу, где сооружен памятник. Открытие

памятника состоялось по программе, заранее объявленной в Пятигорске для

общего сведения. По окончании в соборе заупокойной литургии и торжественной

панихиды все присутствовавшие в храме направились к памятнику. К процессии

присоединились прибывшие депутации от войск, учреждений и обществ с

венками».

«...Съезд к торжеству был очень велик: накануне было роздано свыше

1500 билетов в сквер, приехавшие позже уже не могли достать билеты. В числе

прибывших находилось несколько представителей литературы и корреспонденты

некоторых газет. На открытии памятника оказались и немногие современники

поэта».

«С раннего утра 16 августа Пятигорск изукрасился массою флагов и

различных транспарантов и других приспособлений, предназначавшихся для

вечерней иллюминации». Процессия к скверу двинулась в таком порядке:

«Впереди шла депутация от офицеров Тенгинского полка, затем от города

Пятигорска, далее от Пятигорского общественного собрания, от одесского

учебного округа, от редакции газеты «Северный Кавказ», от попечителя

кавказского учебного округа, от училищ Терской области, от осетинского

юношества и, в заключение, депутация от Управления Минеральных Вод несла

громадный венок, который как бы выпускал из себя все меньшие венки,

несенные впереди».

«Лишь только процессия вступила в сквер, как раздались звуки военного

оркестра»... «К часу дня все депутации и приглашенные лица собрались в

помещении общественного собрания, где был приготовлен завтрак на 178

человек. Небольшая зала собрания была весьма красиво убрана флагами и

щитами, на одном из которых виднелось следующее четверостишие:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

В одной из них поставлен был бюст поэта, убранный живыми цветами и

растениями».

«Во время завтрака бальный казачий оркестр очень удачно исполнил

увертюру из оперы «Кавказский пленник» Ц. Кюи, «У памятника Лермонтову» и

др. пьесы».

После завтрака начались речи. На торжество был привлечен даже Иван

Чухнин, правда, по ошибке, так как тут же выяснилось, что убитого на дуэли

Лермонтова привез не он, а давно умерший брат его, «Все-таки, ввиду

родственных отношений, – сообщала газета «Северный Кавказ», –

присутствующие выпили за здоровье старика».

А «Домик»? Вспомнил ли кто-нибудь об этом драгоценном памятнике?

Писатель Всеволод Сергеевич Соловьев предложил тост «за все неведомые

уголки России, где нарождаются и крепнут русские таланты»...

А рядом находился тот маленький флигелек, в котором были созданы

шедевры Лермонтова, и он, этот флигелек, так нуждался в поддержке,

внимании. Если бы вспомнили на этом торжестве о нем, вероятно, он не

подвергался бы дальнейшим переделкам.

В ряде газет были помещены большие статьи, в которых очень подробно

описывалось торжество от начала до конца. Но никто словом не обмолвился, не

спросил, что же сталось с тем домиком, в котором поэт прожил последние

месяцы жизни... Ни писатели, ни журналисты, ни ученые, ни общественные

деятели не подумали посетить последнее жилище поэта.

В корреспонденциях вспоминали даже того водовоза, который на своих

дрогах будто бы привез тело Лермонтова с места дуэли. Вспоминали и того

извозчика, который возил Лермонтова по городу... а «Домик» был забыт... И

Вейштордт продолжал его переделывать.

XI

В 1891 году исполнилось 50 лет со дня смерти Лермонтова. Началась

полоса воспоминаний.

Вышел капитальный труд профессора Висковатова «Михаил Юрьевич

Лермонтов. Жизнь и творчество». Висковатов посвятил «Домику» несколько

страниц.

В газетных статьях стали упоминать о «Домике». Журнал «Всемирная

иллюстрация» 15 июля посвятил весь номер Лермонтову и поместил снимок

«Домика», сделанный Ланге.

Ставропольская газета «Северный Кавказ» уделила «Домику» несколько

строк. В статье, посвященной памяти недавно умершей Э.А. Шан-Гирей,

говорилось, что с ее смертью порвалась связь Лермонтова с Пятигорском и что

«остался только один дом, в котором жил Лермонтов... Желательно, чтобы дом

попал в руки, с любовью и уважением относящиеся к памяти поэта... Дом

Лермонтова надлежало бы сохранить», – заключает автор.

В юбилейный день. 15 июля, в тифлисской газете «Кавказ» был напечатан

«Рассказ оставшегося в живых свидетеля дуэли Лермонтова». Это тот же

рассказ Христофора Саникидзе о жизни Лермонтова в «Домике» в последние

месяцы жизни, записанный Мартьяновым двадцать лет назад. Только теперь этот

рассказ дополнен обильными вымыслами. Один из вымыслов содержится уже в

самом заголовке статьи, так как Саникидзе не был на месте дуэли и потому не

мог быть ее свидетелем

В течение нескольких дней 1893 года известный русский художник

К.А. Коровин писал «Домик» с натуры. На фоне «Домика» художник изобразил

самого поэта (это полотно Коровин отослал в 1930 году на выставку в

Чехословакию).

В 1894 году умер Вейштордт. Лермонтовская усадьба перешла к новому

владельцу. Вдова Вейштордта продала домовладение Павлу Семеновичу

Георгиевскому за 8000 рублей.

Георгиевский начал производить новые переделки. Над входной дверью он

устроил железный зонт, сени удлинил до конца стены дома, пол застлал

линолеумом. Деревянную крышу заменил железной, стены «Домика» обложил

кирпичом.

«Домик», где некогда жил Лермонтов, переделан до неузнаваемости,

утверждал В.В. Святловский в своем много раз издававшемся путеводителе по

Кавказским Минеральным Водам. Этот текст переходил и в путеводители,

издаваемые Управлением Вод.

Георгиевский не стал сдавать флигель внаймы, он поселился в нем сам.

Сдавал большой дом, выходящий на улицу, да еще специально для сдачи в

летнее время курортникам выстроенную в саду беседку.

В 1901 году, в день шестидесятилетия со дня гибели Лермонтова, был

открыт памятник на месте дуэли. «Устроенный на месте дуэли Лермонтовский

праздник имел такой успех, который превзошел всякие ожидания добросовестно

потрудившейся для этого комиссии», – единодушно утверждали газеты.[21]

Имя Лермонтова было присвоено только что выстроенной в Цветнике

галерее. Нагорный бульвар переименован в Лермонтовскую улицу. Только

«Домик» нигде не был упомянут. Георгиевскому мирно жилось в его стенах, ни

один посетитель его не побеспокоил.

Печальную дату отметили многие газеты, но о «Домике» вспомнил лишь

журналист В.Л. Якимов. В очерке «На месте последних дней Лермонтова»,

напечатанном в «Историческом вестнике», автор пишет:

«Дом этот в настоящее время переделан до неузнаваемости, так что о

пребывании в нем Лермонтова осталось одно воспоминание. Внутрь проникнуть

нельзя было, так как в нем обитал какой-то офицер с семейством, да это и

было бы по вышеупомянутой причине совершенно бесполезно».

Следовало бы этот дом купить городу, – сказал спутник Якимова, – и

устроить в нем что-нибудь вроде Лермонтовского музея.

«Нельзя не согласиться с этим мнением, – добавляет журналист. – Но...

Ведь устройство музея барыша никакого не даст».

В последующие годы в статьях, посвященных Кавказским Минеральным

Водам, стали появляться строки и о «Лермонтовском домике».

В 1903 году в газете, издаваемой Управлением Кавказских Минеральных

Вод, появилась заметка о скудости воспоминаний о Лермонтове в Пятигорске.

«На Кавказских Минеральных Водах каждая пядь земли связана с именем

поэта», – напоминает сотрудник газеты и задает вопрос: «Что сделал

Пятигорск и его пригороды для увековечения славного имени? Ни школ имени

Лермонтова, ни Лермонтовского общества, ни музея его имени».

Тут бы, казалось, и следовало поставить вопрос о выкупе «Домика» из

частных рук. Но газета такого вопроса не поднимала. Его вообще не поднимал

никто.

Весной 1908 года в Пятигорске побывал сотрудник Петербургской

реакционной газеты «Новое время» публицист Василий Васильевич Розанов. Он

нашел, что «Домик» необыкновенно чисто содержится хозяином.

Хозяин усадьбы, коллежский советник П.С. Георгиевский, «одинокий

старичок», встретил гостя приветливо и обошел с ним комнаты «Домика» и сад.

«Все, как было при нем», – заверил публициста хозяин.

В июне того же 1908 года Розанов поместил в «Новом времени»

пространную статью, в которой с умилением вспоминал «одинокого старичка»,

похожего на Максима Максимыча.

«Вот удачный преемник жилища поэта! Кому же хранить его лучшую

реликвию...» – восторженно восклицает публицист, очарованный «старичком».

А между тем хозяин не мог даже сказать, в какой из комнат была спальня

поэта. Зато он показал Розанову в «красном углу»[22] под стеклом огромный

образ божьей матери, а неподалеку от образа фотографии своих родственников,

снятые «с живых и с усопших в гробу – матери, отца и покойного брата»...

О встрече с этим же хозяином Лермонтовской усадьбы сохранились

воспоминания поэта Ивана Алексеевича Белоусова, побывавшего в Пятигорске в

1909 году.

«Как только я приехал в Пятигорск, у меня явилось желание посетить

места, освященные пребыванием поэта», – писал Белоусов. – Главная мечта моя

была осмотреть «Лермонтовский домик».

Встретив в Пятигорске приятеля, Белоусов вместе с ним отправился

разыскивать «Домик».

«По указанию встречных, мы без труда нашли улицу, где находился

«Лермонтовский домик», но самый дом отыскать было довольно трудно. С улицы

нет никаких следов и примет, что дом этот Лермонтовский. На воротах

вывесочка с фамилией Георгиевского; но мы с приятелем уже запаслись

сведениями, что именно Георгиевскому и принадлежит дом, в котором жил

Лермонтов.

Входим через ворога во двор – ни души. Когда же мы подходили к другому

флигельку внутри двора, появилась какая-то девушка, с виду прислуга.

– Вам кого угодно? – спросила она.

– Нам хотелось бы осмотреть дом Лермонтова.

– Да вот он, – указала она на флигелек, около которого мы стояли.

Видим, действительно, около парадного входа прибита дощечка с надписью:

«Здесь жил М.Ю. Лермонтов 1837-1841 гг.»

– А как же нам осмотреть внутренность дома? – обратились мы к девушке.

Та стоит в нерешительности.

– Право, не знаю как... Хозяина надо спросить.

– Ну что ж? Спроси. Мы подождем. – Девушка скрылась за углом

флигелька.

– Так вот он какой, Лермонтовский домик-то! – проговорил мой приятель,

– а я ведь его представлял себе не таким. Судя по старинным снимкам, это

была простая мазанка с камышовой крышей; теперь это хороший кирпичный, под

железной крышей, особняк. Да он как будто размером больше стал...

Не успел еще мой приятель окончить своих размышлений, как снова

появилась встретившая нас вначале девушка.

– Хозяин обедает, потому не может вас принять, – заявила она.

– Какая неудача! Что ж делать, надо уходить, – предложил я своему

приятелю.

– Да, нужно, – согласился тот.

Однако мы продолжали стоять около домика. Девушка как будто сжалилась

над нами:

– А вы кругом дома обойдите, в сад зайдите, – предложила она.

Мы пошли, по ее указанию обогнули угол дома и очутились в небольшом

садике, в углу которого стояла беседка, а между старыми деревьями пестрели

на солнце грядки цветов.

Больше смотреть было нечего, мы повернули к выходу и, когда проходили

мимо крыльца, увидели стоявшего на нем небольшого роста пожилого человека.

– А вы хотели бы посмотреть дом Лермонтова? – спросил он.

– Очень хотели бы! – ответили мы в один голос.

– Я владелец этого дома, – отрекомендовался он. – Очень уж много

народу всякого ходит. Кто его знает, что за народ. Какие нынче времена-то!

– высказал свои сомнения хозяин.

Мы согласились.

– А на вас я поглядел, – вижу, люди почтенные. Милости прошу в дом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21