Поморы
Поморы
МОСКОВСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Реферат по этнологии.
Тема: «Поморы»
Москва, 2002
План
Краткая история поморья…………………………………………………….…………………………………..1
Культурные традиции и обычаи поморов…………………………………....…………………..2
Поморы…….………………………………………………………………….2
3 Контакты с Западом…………………………………..………………………….…………………………….2
4 Путешественники и торговцы………………………………………………………………………….3
5 Промысел поморов…………………………………………………….……………………………………...4
6 Обычаи, связанные с промыслом и водой……………………………….………………….6
7 Ладьи поморов……………………………………………………………………………………………………..7
8 Панка - деревянная кукла поморов………………………………………….……………………..9
9 Жилище поморов…………………………………………………………………………………………………9
10 Топонимы Поморья…………………………………………………………………………………………..10
11 Языковые особенности……………………………………………………..………………………………16
Поморы сейчас…………………………………………………………………………………………………………17
Краткая история Поморья.
В северо-восточной части Республики Карелия расположен Беломорский
район. Граница района на востоке проходит по Белому морю.
Расположенные в устьях многочисленных рек, впадающих в Белое море,
населенные пункты - город Беломорск, села Сумский Посад, Шуерецкое, Нюхча и
другие - имеют многовековую историю.
Еще до славян на Русский Север переселились из Приуралья и Волго -
Окского междуречья финно-угорские народы (для новгородцев собирательное
название этих народов - чудь заволоцкая); емь - на берега рек Вага, Емца и
примыкающей к ним части Северной Двины; пинь - на берега Пинеги; весь
(вепсы) - на южное побережье Онежского озера; мень ("чудь белоглазая") - в
низовья Северной Двины, на берега реки Мезень и восточные берега Белого
моря; югра - в дельту Северной Двины; саамы - на берега озер Карелии и
северо-западное побережье Белого моря. Часть теснимых новгородцами-
ушкуйниками народов чуди заволоцкой переселилась соответственно: емь - в
Финляндию, пинь - на приток Мезени - Вашку, мень - на реку Ижма (ижемцы и
теперь отличаются от коми-зырян). Ассимиляция славян и вышеперечисленных
народов произошла в Х-ХVI веках.
Более 5000 лет назад первыми после схода ледника Поморье заселили
саамы (лопари, по-шведски - финны). Вероятно, это их предки оставили
наскальные рисунки животных и быта людей каменного века на восточном берегу
Онежского озера, на берегах реки Выг, на западном берегу Белого моря и Кий-
острове. На островах Белого моря сохранились их ритуальные каменные
лабиринты.
Первые славяне - жители Новгорода и северо-восточных княжеств
появились на беломорских берегах еще в IX веке. С XIV в. письменные
источники фиксируют на западном побережье Белого моря постоянные русские
поселения, а сам край получает название "Поморье". Постепенно в Поморье шло
формирование особой группы русскоязычного населения. Русские, заселившие
прибрежные территории, в отличие от жителей центральной России, практически
не занимались земледелием. "Помор", "поморец" - так, начиная с XVI века,
стали называть людей, живущих на западном побережье Белого моря и ведущих
морское промысловое хозяйство. Позднее они стали жить и у Баренцева моря.
Сейчас обитают в прибрежных районах современных Архангельской и Мурманской
областей.
Продвигаясь вперед и обживая незнакомые земли, они ставили укрепленные
погосты - городки с гарнизонами. Погост обычно становился административным
центром окружающих деревень, возле него строили приходские церкви и
создавали кладбища. Под защитой укрепленных поселений поморы строят
ладейный флот.
С XIV века растущее Московское княжество начало вести энергичную и
умную борьбу за присоединение поморских земель, особенно после неудачной
попытки захватить Двинскую землю силой в 1397 году. Центром борьбы стало
Белозерское княжество, попавшее в зависимость от Москвы еще при Иване
Калите. В Белозерье начали строиться монастыри - в 1397 году Кириллов, в
1398 году - Ферапонтов, затем Воскресенский-Череповецкий и многие другие.
Монастыри, являясь верными проводниками политики московских князей и царей,
были одновременно центрами просвещения, искусства и ремесел.
Новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архангельск) в
XII веке, затем Николо-Корельский в устье Двины (Северодвинск), Антониево-
Сийский на Северной Двине возле каменной крепости Орлецы, Спасо-Прилуцкий
(XIV век) в Вологде и другие.
После захвата Великого Новгорода Иваном III Поморье стало государевой
собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк
деньгами и мехами. В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание
Русского Севера.
Культурные традиции и обычаи поморов.
Контакты с Западом были для поморов с глубокой древности обычным
делом. Вольно или невольно связи с западными странами, знание европейских
порядков и общение с европейцами поддерживали демократические традиции и
даже в какой-то мере обосновывали их существование. Издавна большую роль в
духовной жизни играла близость Русского Севера к Скандинавским странам.
Одним из самых ярких примеров взаимодействия поморов и Запада является
соседство и сотрудничество двух народов — поморов и «норвегов» — на море.
Совершенно уникальное особое отношение русских с Норвегией, казалось бы,
основывалось на одних только различиях, так как «норвеги» не понимали
необустроенности северорусского быта, иррациональности в поведении поморов
во время бури на море (они старались, чтобы их выбросило на берег), поморы
не торопились окружить свой северный разум европейским комфортом и поражали
норвежцев своим отношением к земле и к вере. Поморы были странниками, а
норвежцы — рациональными пользователями в море, однако не зря их стали
называть «русскими Скандинавии»: «русофильство норвежцев, доходящее до их
“русоподобия”, абсолютно созвучно встречному “норвегофильству”
(норманнизму) русской души. … Своеобразие северорусской морской культуры и
заключалось в том, что в ней родовой образ матери сырой земли был перенесен
на исходно чужую область пространства моря…»[1]
Поморы издавна отличались особым религиозным чувством, совершенно
отличным от крестьянского, — в них соединялись свободолюбие и смирение,
мистицизм и практицизм, страсть к знаниям, западничество и стихийное
чувство живой связи с Богом. Писатель Михаил Пришвин во время своего
путешествия на Север с удивлением узнал, что «до сих пор еще русские моряки
не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана. У них есть
собственные лоции… описание лоции поморами почти художественное
произведение. На одной стороне — рассудок, на другой — вера. Пока видны
приметы на берегу, помор читает одну сторону книги; когда приметы исчезают,
и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к
Николаю Угоднику…»[2].
"Море - наше поле", - говаривали поморы. На лов рыбы и за морским
зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю,
достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом
и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных
морских путей и развитии судостроения. "Вечными мореходами" метко окрестил
их известный русский адмирал Литке.
Известные как покорители морей, удачливые промысловики,
искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и
"торговыми людьми". На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах
Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья: рыбу, соль,
вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду. Долгое время
поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря,
оказывавшего большое влияние на развитие края.
Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила
отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда,
хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все имеет свои
особенности. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека -
помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему
опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали
многие путешественники и исследователи.
"Терский берег" - это традиционное название южного побережья Кольского
полуострова. Постоянные промысловые рыболовецкие поселения русских поморов
появились здесь в 14в. За столетия они создали своеобразную систему
хозяйствования и взаимодействия с суровой природой Белого моря. Поморы -
самобытная этническая группа. Многое в их традициях перекликается с
обычаями соседних финно-угорских народов Севера - саамов и карелов.
Промысел поморов.
Особенность промысла (морская охота и собирательство) позволила
поморами использовать практически без изменений ландшафт, доставшийся в
наследство от древних угро-финских народов.
Одним из видов для многих поморских сел в начале века был тресковый,
или иначе "мурманский", промысел. На него ходили поморы из многих
прибрежных сел и деревень. Весной огромные косяки рыбы двигались с
Атлантики на Мурман. Рыбный промысел возник на Мурмане в середине XVI века.
В начале сезона треску ловили у побережий полуострова Мотка, который
получил новое название - Рыбачий. В июле-августе промысел перемещался на
восток, к Териберке. Людей, занимавшихся рыбными и зверобойными промыслами
на море, называли "промышленниками", независимо от того, кем они являлись:
"хозяевами" (владельцами судов и станов) или их работниками. Промышленники,
ходившие на Мурман, звались "мурманщиками". Завести промысловый стан на
Мурмане могли лишь богатые поморы и монастыри. Рядовые мурманщики все
необходимое им получали от "хозяев" и работали на промыслах обычно за 1/12
часть стоимости добытой продукции.
Отправлялись в путь в начале марта. Лов трески производился артелями.
Четыре человека работали на судне - "шняке"; один (обычно подросток, у
колян нередко женщина) трудился на берегу: варил пишу, очищал снасти от
тины и готовил их к очередному запуску в море, заготовлял дрова. Для лова
рыбы в море употреблялась очень длинная снасть (в несколько верст) - ярус.
Это веревка со множеством ответвлений - бечевок с крючками на концах, на
которые насаживалась приманка, чаще всего мойва. Ярус вынимался на шняку
через 6 или 12 часов после запуска, при отливе морской воды. На берегу рыба
разделывалась; извлекалась печень для вытопки жира, остальные внутренности
выбрасывались. Пока стояли холода, вся рыба шла на сушку - развешивалась на
жердях, раскладывалась на камнях, а при потеплении - складывалась в скеи и
посыпалась солью.
Помимо мурманской трески, у берегов Белого моря традиционно добывалась
сельдь "беломорка". Она активно использовалась поморами в собственном
хозяйстве (в том числе и на корм скоту!), а также продавалась архангельским
промышленникам.
Отношение к воде у поморов было совершенно особым. И не случайно -
вся жизнь села зависела от лова семги и добычи жемчуга. Известно, что и
семга и раковина жемчужница могут жить только в идеально чистой воде.
Поэтому в интересах поморов было сохранять свою реку. Да и сейчас вода в
ней удивительно прозрачна.
В Варзуге рыбный промысел базировался на заходящей в реку семге, в
Кашкаранцах - на сельди и треске. В Кузомени сосуществовали оба промысла.
Из Кузомени и Кашкаранцев в некоторые годы ходили на торос - охотиться на
морского зверя на льдах в окрестностях "горла" Белого моря.
Обычаи, связанные с промыслом и водой.
Существовала своя очень сложная система лова, связанная с жизненными
циклами семги, заходящей в Варзугу, морской рыбы и морского зверя.
Обычай провожания реки во время ледохода, слова при переходе через
ручей, благодарственные кресты за жемчуг, поклонение родникам и многие
другие обычаи свидетельствуют об этом "культе воды". Воде поклонялись, вода
кормила и лечила... Так, к примеру, уже традиция не бросать мусор ни в
реку, ни в море.
К местам лова также относились особо. На каждой тоне - избушка на море
или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей - стоял
крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно
молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели" семьями, любого
прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного
человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и
заклинанием удачи, достатка.
Тоня - место святое, приходить надо туда с чистой душой. Гости
говорили в сенях: "Господи, благослови!" Им отвечали: "Аминь!" И только
тогда следовало входить.
Специальные обряды посвящены уходу охотников на опасный зверобойный
промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой
специальную пищу "ужну" и "тещник". Наличие особого названия и связь его с
родовыми традициями ("тещник" пекла теща) скорее всего, свидетельствует о
придаваемом этой пище ритуальном смысле.
Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику
за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на
игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.
Самые яркие и выразительные рассказы посвящены Собачьему ручью в
Варзуге. Издавна он пользовался большой популярностью среди жителей
Терского берега. Находится он приблизительно в трех километрах от Варзуги.
Интересно, что система поклонения роднику очень похожа на обряды в
марийских языческих молельных рощах.
Примерно за километр от Собачьего ручья до сих пор нельзя
разговаривать и смеяться, ходить туда можно только в первой половине дня...
Дорога на родник ухоженная, через лесные речки перекинуты мостики, то
есть за состоянием источника следят. Считается неприличным ходить туда
большими толпами, и группа должна состоять не более чем из двух-трех
человек. Сам родник представляет собой небольшое озерцо с подводными
ключами. Перед ним небольшой деревянный настил, чтобы удобно было
зачерпывать воду. Рядом стоит крест исцелившихся (человек обещал поставить
крест в случае выздоровления) и подставка с висящими на ней ковшами.
Интересно, что источник выполняет также гадательную функцию. По тому,
как сильно бьют родники, пришедший узнавал о своем здоровье и здоровье
своих близких.
Ключи были во всех деревнях. Раньше у только с родника пили. Из
колодца стирать брали. Старики не пьют и сейчас из колодцев.
Был обычай, как ледоход начинается, выходить на берег - из ружей
Страницы: 1, 2
|