скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Поморы скачать рефераты

Поморы

МОСКОВСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Реферат по этнологии.

Тема: «Поморы»

Москва, 2002

План

Краткая история поморья…………………………………………………….…………………………………..1

Культурные традиции и обычаи поморов…………………………………....…………………..2

Поморы…….………………………………………………………………….2

3 Контакты с Западом…………………………………..………………………….…………………………….2

4 Путешественники и торговцы………………………………………………………………………….3

5 Промысел поморов…………………………………………………….……………………………………...4

6 Обычаи, связанные с промыслом и водой……………………………….………………….6

7 Ладьи поморов……………………………………………………………………………………………………..7

8 Панка - деревянная кукла поморов………………………………………….……………………..9

9 Жилище поморов…………………………………………………………………………………………………9

10 Топонимы Поморья…………………………………………………………………………………………..10

11 Языковые особенности……………………………………………………..………………………………16

Поморы сейчас…………………………………………………………………………………………………………17

Краткая история Поморья.

В северо-восточной части Республики Карелия расположен Беломорский

район. Граница района на востоке проходит по Белому морю.

Расположенные в устьях многочисленных рек, впадающих в Белое море,

населенные пункты - город Беломорск, села Сумский Посад, Шуерецкое, Нюхча и

другие - имеют многовековую историю.

Еще до славян на Русский Север переселились из Приуралья и Волго -

Окского междуречья финно-угорские народы (для новгородцев собирательное

название этих народов - чудь заволоцкая); емь - на берега рек Вага, Емца и

примыкающей к ним части Северной Двины; пинь - на берега Пинеги; весь

(вепсы) - на южное побережье Онежского озера; мень ("чудь белоглазая") - в

низовья Северной Двины, на берега реки Мезень и восточные берега Белого

моря; югра - в дельту Северной Двины; саамы - на берега озер Карелии и

северо-западное побережье Белого моря. Часть теснимых новгородцами-

ушкуйниками народов чуди заволоцкой переселилась соответственно: емь - в

Финляндию, пинь - на приток Мезени - Вашку, мень - на реку Ижма (ижемцы и

теперь отличаются от коми-зырян). Ассимиляция славян и вышеперечисленных

народов произошла в Х-ХVI веках.

Более 5000 лет назад первыми после схода ледника Поморье заселили

саамы (лопари, по-шведски - финны). Вероятно, это их предки оставили

наскальные рисунки животных и быта людей каменного века на восточном берегу

Онежского озера, на берегах реки Выг, на западном берегу Белого моря и Кий-

острове. На островах Белого моря сохранились их ритуальные каменные

лабиринты.

Первые славяне - жители Новгорода и северо-восточных княжеств

появились на беломорских берегах еще в IX веке. С XIV в. письменные

источники фиксируют на западном побережье Белого моря постоянные русские

поселения, а сам край получает название "Поморье". Постепенно в Поморье шло

формирование особой группы русскоязычного населения. Русские, заселившие

прибрежные территории, в отличие от жителей центральной России, практически

не занимались земледелием. "Помор", "поморец" - так, начиная с XVI века,

стали называть людей, живущих на западном побережье Белого моря и ведущих

морское промысловое хозяйство. Позднее они стали жить и у Баренцева моря.

Сейчас обитают в прибрежных районах современных Архангельской и Мурманской

областей.

Продвигаясь вперед и обживая незнакомые земли, они ставили укрепленные

погосты - городки с гарнизонами. Погост обычно становился административным

центром окружающих деревень, возле него строили приходские церкви и

создавали кладбища. Под защитой укрепленных поселений поморы строят

ладейный флот.

С XIV века растущее Московское княжество начало вести энергичную и

умную борьбу за присоединение поморских земель, особенно после неудачной

попытки захватить Двинскую землю силой в 1397 году. Центром борьбы стало

Белозерское княжество, попавшее в зависимость от Москвы еще при Иване

Калите. В Белозерье начали строиться монастыри - в 1397 году Кириллов, в

1398 году - Ферапонтов, затем Воскресенский-Череповецкий и многие другие.

Монастыри, являясь верными проводниками политики московских князей и царей,

были одновременно центрами просвещения, искусства и ремесел.

Новгородцы создают монастыри Архангела Михаила (ныне Архангельск) в

XII веке, затем Николо-Корельский в устье Двины (Северодвинск), Антониево-

Сийский на Северной Двине возле каменной крепости Орлецы, Спасо-Прилуцкий

(XIV век) в Вологде и другие.

После захвата Великого Новгорода Иваном III Поморье стало государевой

собственностью и было принуждено платить Московскому государству оброк

деньгами и мехами. В конце XV века войска Ивана III завершили завоевание

Русского Севера.

Культурные традиции и обычаи поморов.

Контакты с Западом были для поморов с глубокой древности обычным

делом. Вольно или невольно связи с западными странами, знание европейских

порядков и общение с европейцами поддерживали демократические традиции и

даже в какой-то мере обосновывали их существование. Издавна большую роль в

духовной жизни играла близость Русского Севера к Скандинавским странам.

Одним из самых ярких примеров взаимодействия поморов и Запада является

соседство и сотрудничество двух народов — поморов и «норвегов» — на море.

Совершенно уникальное особое отношение русских с Норвегией, казалось бы,

основывалось на одних только различиях, так как «норвеги» не понимали

необустроенности северорусского быта, иррациональности в поведении поморов

во время бури на море (они старались, чтобы их выбросило на берег), поморы

не торопились окружить свой северный разум европейским комфортом и поражали

норвежцев своим отношением к земле и к вере. Поморы были странниками, а

норвежцы — рациональными пользователями в море, однако не зря их стали

называть «русскими Скандинавии»: «русофильство норвежцев, доходящее до их

“русоподобия”, абсолютно созвучно встречному “норвегофильству”

(норманнизму) русской души. … Своеобразие северорусской морской культуры и

заключалось в том, что в ней родовой образ матери сырой земли был перенесен

на исходно чужую область пространства моря…»[1]

Поморы издавна отличались особым религиозным чувством, совершенно

отличным от крестьянского, — в них соединялись свободолюбие и смирение,

мистицизм и практицизм, страсть к знаниям, западничество и стихийное

чувство живой связи с Богом. Писатель Михаил Пришвин во время своего

путешествия на Север с удивлением узнал, что «до сих пор еще русские моряки

не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана. У них есть

собственные лоции… описание лоции поморами почти художественное

произведение. На одной стороне — рассудок, на другой — вера. Пока видны

приметы на берегу, помор читает одну сторону книги; когда приметы исчезают,

и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к

Николаю Угоднику…»[2].

"Море - наше поле", - говаривали поморы. На лов рыбы и за морским

зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю,

достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом

и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных

морских путей и развитии судостроения. "Вечными мореходами" метко окрестил

их известный русский адмирал Литке.

Известные как покорители морей, удачливые промысловики,

искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и

"торговыми людьми". На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах

Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья: рыбу, соль,

вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду. Долгое время

поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря,

оказывавшего большое влияние на развитие края.

Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила

отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда,

хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все имеет свои

особенности. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека -

помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему

опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали

многие путешественники и исследователи.

"Терский берег" - это традиционное название южного побережья Кольского

полуострова. Постоянные промысловые рыболовецкие поселения русских поморов

появились здесь в 14в. За столетия они создали своеобразную систему

хозяйствования и взаимодействия с суровой природой Белого моря. Поморы -

самобытная этническая группа. Многое в их традициях перекликается с

обычаями соседних финно-угорских народов Севера - саамов и карелов.

Промысел поморов.

Особенность промысла (морская охота и собирательство) позволила

поморами использовать практически без изменений ландшафт, доставшийся в

наследство от древних угро-финских народов.

Одним из видов для многих поморских сел в начале века был тресковый,

или иначе "мурманский", промысел. На него ходили поморы из многих

прибрежных сел и деревень. Весной огромные косяки рыбы двигались с

Атлантики на Мурман. Рыбный промысел возник на Мурмане в середине XVI века.

В начале сезона треску ловили у побережий полуострова Мотка, который

получил новое название - Рыбачий. В июле-августе промысел перемещался на

восток, к Териберке. Людей, занимавшихся рыбными и зверобойными промыслами

на море, называли "промышленниками", независимо от того, кем они являлись:

"хозяевами" (владельцами судов и станов) или их работниками. Промышленники,

ходившие на Мурман, звались "мурманщиками". Завести промысловый стан на

Мурмане могли лишь богатые поморы и монастыри. Рядовые мурманщики все

необходимое им получали от "хозяев" и работали на промыслах обычно за 1/12

часть стоимости добытой продукции.

Отправлялись в путь в начале марта. Лов трески производился артелями.

Четыре человека работали на судне - "шняке"; один (обычно подросток, у

колян нередко женщина) трудился на берегу: варил пишу, очищал снасти от

тины и готовил их к очередному запуску в море, заготовлял дрова. Для лова

рыбы в море употреблялась очень длинная снасть (в несколько верст) - ярус.

Это веревка со множеством ответвлений - бечевок с крючками на концах, на

которые насаживалась приманка, чаще всего мойва. Ярус вынимался на шняку

через 6 или 12 часов после запуска, при отливе морской воды. На берегу рыба

разделывалась; извлекалась печень для вытопки жира, остальные внутренности

выбрасывались. Пока стояли холода, вся рыба шла на сушку - развешивалась на

жердях, раскладывалась на камнях, а при потеплении - складывалась в скеи и

посыпалась солью.

Помимо мурманской трески, у берегов Белого моря традиционно добывалась

сельдь "беломорка". Она активно использовалась поморами в собственном

хозяйстве (в том числе и на корм скоту!), а также продавалась архангельским

промышленникам.

Отношение к воде у поморов было совершенно особым. И не случайно -

вся жизнь села зависела от лова семги и добычи жемчуга. Известно, что и

семга и раковина жемчужница могут жить только в идеально чистой воде.

Поэтому в интересах поморов было сохранять свою реку. Да и сейчас вода в

ней удивительно прозрачна.

В Варзуге рыбный промысел базировался на заходящей в реку семге, в

Кашкаранцах - на сельди и треске. В Кузомени сосуществовали оба промысла.

Из Кузомени и Кашкаранцев в некоторые годы ходили на торос - охотиться на

морского зверя на льдах в окрестностях "горла" Белого моря.

Обычаи, связанные с промыслом и водой.

Существовала своя очень сложная система лова, связанная с жизненными

циклами семги, заходящей в Варзугу, морской рыбы и морского зверя.

Обычай провожания реки во время ледохода, слова при переходе через

ручей, благодарственные кресты за жемчуг, поклонение родникам и многие

другие обычаи свидетельствуют об этом "культе воды". Воде поклонялись, вода

кормила и лечила... Так, к примеру, уже традиция не бросать мусор ни в

реку, ни в море.

К местам лова также относились особо. На каждой тоне - избушка на море

или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей - стоял

крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно

молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели" семьями, любого

прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного

человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и

заклинанием удачи, достатка.

Тоня - место святое, приходить надо туда с чистой душой. Гости

говорили в сенях: "Господи, благослови!" Им отвечали: "Аминь!" И только

тогда следовало входить.

Специальные обряды посвящены уходу охотников на опасный зверобойный

промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой

специальную пищу "ужну" и "тещник". Наличие особого названия и связь его с

родовыми традициями ("тещник" пекла теща) скорее всего, свидетельствует о

придаваемом этой пище ритуальном смысле.

Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику

за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на

игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.

Самые яркие и выразительные рассказы посвящены Собачьему ручью в

Варзуге. Издавна он пользовался большой популярностью среди жителей

Терского берега. Находится он приблизительно в трех километрах от Варзуги.

Интересно, что система поклонения роднику очень похожа на обряды в

марийских языческих молельных рощах.

Примерно за километр от Собачьего ручья до сих пор нельзя

разговаривать и смеяться, ходить туда можно только в первой половине дня...

Дорога на родник ухоженная, через лесные речки перекинуты мостики, то

есть за состоянием источника следят. Считается неприличным ходить туда

большими толпами, и группа должна состоять не более чем из двух-трех

человек. Сам родник представляет собой небольшое озерцо с подводными

ключами. Перед ним небольшой деревянный настил, чтобы удобно было

зачерпывать воду. Рядом стоит крест исцелившихся (человек обещал поставить

крест в случае выздоровления) и подставка с висящими на ней ковшами.

Интересно, что источник выполняет также гадательную функцию. По тому,

как сильно бьют родники, пришедший узнавал о своем здоровье и здоровье

своих близких.

Ключи были во всех деревнях. Раньше у только с родника пили. Из

колодца стирать брали. Старики не пьют и сейчас из колодцев.

Был обычай, как ледоход начинается, выходить на берег - из ружей

Страницы: 1, 2