скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Пиритим Сорокин скачать рефераты

и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими

положительными рецензиями ученых.

Несмотря на то, что огромное количество времени у него уходит на

научную деятельность, он умудряется находить время для активной

политической деятельности. В январе 1911 года Сорокину чудом удалось

избежать ареста после студенческих беспорядков, вызванного смертью Льва

Толстого в ноябре 1910 года. В этот год он уезжает по подложному паспорту

за границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии не теряет времени зря –

знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г. Зиммеля. Весной 1911 года

он возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается сдавать экзамены,

что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение департамента полиции

вело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в жандармской картотеке на него

даже завели отдельную карточку.

В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший

памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводит

интересные данные в связи с этим арестом. Сорокину было позволено написать

письмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо было перехвачено и подшито к

делу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе над книгами, читал много

докладов в ряде научных кружков, писал статьи, написал за зиму книгу о

карах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при таких обстоятельствах,

я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»Автор письма, безусловно,

слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об этом происшествии и по

его прошению 24 февраля 1913 года Сорокина освобождают из-под стражи.

В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был

оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству

заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения

огромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции

по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с

преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русском

социологическом обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916

году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная

человеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и в

начале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета.

Революция, правда, помешала защите магистерской диссертации, в основу

которой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войны

Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал

многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания.

1917 год для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругой

ученого стала 26 мая 1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускница

Бестужевских курсов, дочь поместного дворянина Таврической губернии (1894 –

1975). Они познакомились на литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще в

1912 году. Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит

впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.),

будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье

можно сказать: « они жили долго и счастливо».

Крутые виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны им

в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое

путешествие». Из этих бурных событий следует отметить следующие: активное

участие Сорокина в функционировании Государственной думы, Временного

правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в

редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании

целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем

А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к

пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства их

принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как контрреволюцию, по

его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестован

большевистским правительством.

« В 1918 году правители коммунистической России объявили на меня

охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу.

Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни

моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет,

пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое,

я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюду

жестокости, и смерти и разрушения».

Едва освободившись от Петропавловской крепости, Сорокин ввязался в

архангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового Учредительного

собрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он попал в

великоустюжский ЧК, где и был приговорен к расстрелу, от которого его

спасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признания

Питирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт «отречения»

Сорокина от политической деятельности. В своем «отречении» (письмо,

опубликованное в коммунистической газете «Правда» только при помощи его

друзей) он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляет

о своем выходе из партии эсеров. Свое решение он объясняет так: «В силу

чрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения,

я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные

политические рецепты и брать на себя ответственность руководства и

представительство народных масс» .

1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном

он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии.

В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политической

борьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском

университете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственном

институтах, а также в институте «Народного хозяйства», кроме того, он читал

лекции на всевозможных всеобучах, ликбезах и т.п. Словом, он активно

сотрудничал с Наркоматом просвещения.Он пишет ряд научных работ, в том

числе 2 массовых «популярных» учебника по праву и социологии и 2 тома

«Системы социологии» (опубликованную в 1920 году издательством «Колос»). В

1920 году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31

января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание

профессора.

«Интегральная философия» П.Сорокина о культуре как системе значений-

ценностей.

Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в

мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание

им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось,

преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого

пути.

В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии»

Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным

уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им

прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря

которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в

социальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание

«Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровни

социальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивных

групп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия с

различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы

интеграции этих уровней зависят друг от друга.

Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятию

интеграции Эмиля Дюркгейма как «…степень, в которой индивидуум испытывает

чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании

разделяемых норм, ценностей, убеждений. Также для работ Сорокина

характерно использование интегрализма для изложения своих позиций,

теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип

«золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как

стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо

множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов»,

аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не

просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума

позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых

элементов множества.

Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы,

достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм

взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех

сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести много.

Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма

представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия –

интегрализм».

Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя

понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки),

Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и

Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю

действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств:

духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и

неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных,

пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем

малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет

собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей».

«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а,

по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и

сверчувственный-сверхрациональный». По Сорокину, Истина, полученная с

помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства,

разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та,

которая получена через один из этих каналов. «История человеческого знания

– это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями,

неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном

использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг

друга».

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное

существо»: «Он является не только животным организмом, но также и

рационально мыслящим и деятельным…», «…он также является сверхсознательным

творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих

бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в

моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного

творчества». Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими

концепциями человека, преобладающими в великих религиях.

Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из

неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений.

Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла»

(как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на

физический и/или жизненный компоненты». Кроме того, он подчеркивает, что

этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений:

«…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбу

мрамора». Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы,

объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права,

этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура),

личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных

групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов,

поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда

«…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[i]

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую

интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое триединство

Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства

обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от

друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда

правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти

величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и

превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть

превращена в другие». Автор утверждает: «…новый нарождающийся

социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии,

философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему

высших ценностей Истины, Добра и Красоты».

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики

Интегрального общества, которое, по Сорокину есть наиболее приемлимая

историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы.

Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего

общественного строя.

Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения

Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует

стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее -

распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению

и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном

им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

П. Сорокин о трех типах культур.

П.А. Сорокин создал более рациональную теорию цивилизаций. Как и М.

Вебер, он отверг как «редукционистские» концепции культуры, которые были

созданы его предшественниками. Культура – явление особого рода, значительно

более сложное и совершенное, чем живой организм. Кроме того, она, по его

мнению, детерминируется экономикой напрямую.

Согласно П.А. Сорокину, культура выступает как система значений –

ценностей. С их помощью общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь

своих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческих

усилий. Только понимание процесса развития цивилизаций позволит нам

правильно оценить ход социального и культурного развития человечества и

направить его в должную сторону. Он полагал, что холистическая теория в

понимании представителей морфологической школы непременима и культурам,

потому что они не являются замкнутыми комплексами.

В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развития

современных цивилизаций. Первая из них – перемещение центра творческих сил.

Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно.

Страницы: 1, 2, 3