скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Пиритим Сорокин скачать рефераты

Пиритим Сорокин

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….стр. 2

«Интегральная философия» П. Сорокина о культуре как системе значений-

ценностей……………………………………………………….стр. 9

П. Сорокин о трех типах культур………………………………………стр. 12

Культура как предмет научного исследования………………………стр. 16

Творческий альтруизм и духовное возраждение……………………..стр. 19

Заключение…………………………………………………………………стр.21

Список использованной литературы…………………………………...стр.22

Введение.

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее

эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии

и культурологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в

полной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность

всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей

этого талантливейшего ученого.

Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича,

нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей

счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует

также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано 20

января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не имеет

смысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально и

обстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке, следует

указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать время

появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не

представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского

уезда – более не подлежит сомнению».

Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в

селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии (в указании даты рождения

отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и

занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где,

собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого

Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст от

родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на заработки, по мнению

Липского и Кротова, объясняется не только конкурентными мотивами (

Александр Прокопьевич мог не опасаться конкуренции в Яренске, так как

приходы многочисленных церквей были многолюдны и богаты, а ремесленников

насчитывалось всего 22), но также активной и регулярной миграцией в Коми

край выходцев из Вологодской губернии.

Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе

Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич познакомился

с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода – которая в 1883 году

стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин заканчивает

реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам. В

1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое путешествие по

селам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят: Коквицы, Айкино,

Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и, наконец, Турью. В

Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича Панова, земляка

Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища. Здесь же в 1889 году

и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь епископа Питирима

(одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник по церковному

календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется запись

в метрической книге воскресенской церкви села Турья. Крестным отцом

Питирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в Турье, семья

Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна. Дальше

обжитых человеком мест не было, и семья Питирима повернула обратно.

Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки там, где имелась

работа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В этом селе в 1893 году

Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и там же, в 1894 году,

скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А.

Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этого

трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием Питирима

Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога».

После смерти матери отец Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая

основам мастерства сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил в

Римье у сестры матери Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей.

Отец не женился снова и пытался справиться с тоской по жене исконно

русским способом: заливая ее водкой. По свидетельству Питирима

Александровича, отец его очень много пил, а приступы запоя часто

заканчивались белой горячкой. В 1899 году, после очередного такого

приступа, 14-летний Василий и 10-летний Питирим ушли от отца и начали

самостоятельную жизнь бродячих ремесленников, отступив от обычного маршрута

своего отца и отправившись вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в

1901 году, их отец погиб. Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и

11 лет, им заказывали работу в нескольких селах, в том числе и в

Палевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации Яренского

Спасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что Сорокины

даже брали помощников. По окончании этого подряда в 1902 году Василий и

Питирим приходят на работу в село Гам, где происходит событие, ставшее

поворотным пунктом в судьбе юного Сорокина. Необходимо отметить, что к

этому времени Питирим имел уже начальное образование, завершение которого

пришлось на весну 1901 года, когда он, работая в Полевицах, окончил там

местную церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты в

селах, где работал с отцом и братом, много читал, а чтению, письму и счету

обучала его вместе с другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни

Римьи, у которой проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после

смерти их матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую

второклассную школу, которая была создана специально для подготовки

учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от

обычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадры

для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих на

публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся, оказался

и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще справился с

испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная ему стипендия

составляла всего 5 рублей в год, и эти два года полуголодной жизни в школе

Сорокин выдержал только благодаря помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей его

сухарями.

После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался

с братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям

старожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург, работал

на фабрике, за связи с социалистами был выслан в административном порядке

в Сибирь. Во время гражданской войны он был схвачен в прифронтовой зоне

чекистами и расстрелян ими, как пишет сам Сорокин, «на всякий случай».

Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме. Судьба Питирима сложилась иначе.

Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по

протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт

в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской

губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель

Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать

учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме

того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая

открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения,

оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов подчеркивают

следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании

Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои жизненные планы –

получение гимназического, а затем и высшего образования для занятий

наукой». Однако, я не думаю, что этот выбор пятнадцатилетнего юноши, даже

такого одаренного и целеустремленного, каким был Питирим Сорокин, являлся

абсолютно самостоятельным и сознательным его выбором. Безусловно, без

подсказки и влияния Образцова здесь не обошлось.

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической

ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов

на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров,

созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии. Учеба в

Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства, общение с

представителями различных социальных слоев, с представителями различных

политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее книг, газет и

журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но также не могли не

повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и страстной натуры.

Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение и ценности

были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научную

философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической»

экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими

взглядами, а политическая индиферентность открыла путь к революционному

рвению».

Успевавшего успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностью

Сорокина на рождество 1906 года арестовывает полиция и помещает в тюрьму в

городе Кинишма. Впрочем, это время ( около 4-х месяцев) прошло без

ущерба для интеллектуальных занятий Сорокина, более того, можно даже

сказать, что «пошло на пользу», да и по свидетельству самого Сорокина, эти

месяцы дали ему больше, чем пропущенный семестр в школе. Общение

заключенных с внешним миром было вполне доступным: днем камеры в тюрьме не

закрывались, политические свободно общались и дискутировали друг с другом,

начальник тюрьмы позволял пользоваться своим кабинетным телефоном,

охранники были не против выполнять миссию почтальонов, также здесь у

Питирима Александровича было достаточно времени для тщательного знакомства

с трудами классиков революционной и социально-философской мысли. «Кроме

этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым интересом к социальной

проблематике, привычкой курить и замыслом первой книги «Преступление и

кара, подвиг и награда».

В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор

полиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя

на нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной

цели и препятствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью

1907 года в Санкт-Петербург. Он покупает на имеющиеся деньги

железнодорожную плацкарту до Рыбинска, после чего едет «зайцем». В Бетецке

кондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью, оставляет его в поезде,

обязав до Петербурга чистить туалеты и следить за чистотой в вагоне. В

первых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол

и жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми,

удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатно

принимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908

года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный за

революционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своих

земляков, многие из которых достигли известного положения в столице,

Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел

первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и

кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.

В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где в доме

отцовской сестры Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену

(экстерном за 8 лет обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае он

сдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу в

университет; летом работает

Статистиком в экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909 года

возвращается в Петербург. После некоторых колебаний Сорокин поступает в

Психоневрологический институт – первое вольное научное и учебное заведение

в России, основанное в 1907 году, президентом совета института которого

являлся В.М. Бехтерев. Институт был намного демократичнее университета, в

состав студентов входили в основном представители средних и низших слоев

российского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране и

первая кафедра социологии, которую организовали при нем в 1908 году двое

ученых с мировым именем – М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе с

Сорокиным в этот институт поступил и Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1

год, для того, чтобы избежать призыва на военную службу, от которой

освобождались только студенты государственных университетов, Сорокин и

Кондратьев с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева,

переводятся в Петербургский университет на юридический факультет.

Интересные факты для представления облика Сорокина-студента приводят

Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий

являлась нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал самостоятельно

изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших курсы, чем

слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени

позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного программой. Так,

например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он

проштудировал за несколько дней вместо годичного курса по шесть

академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения с

преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах сними,

заслужив репутацию способного молодого учного. При переходе в университет

это помогло ему получить стипендию, которой не только оплачивалась

стоимость обучения, но и часть расходов на жизнь»

Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и

публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка

серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций

в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник

психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в

социологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничная

монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг

Страницы: 1, 2, 3