скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Петровские реформы скачать рефераты

Петровские реформы

Министерство образования Российской федерации

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Контрольная работа по: «История Русской культуры»

Вариант № 11

|Выполнил: |Студент: Твардовский Юрий |

| |Михайлович |

| | |

| | |

| |Группа: МТЭКс-1 |

| | |

|Проверил: | |

| | |

| | |

| | |

| | |

Тюмень, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством

Российским. Само понимание русского, русской территории после классического

периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по

существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных

человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит

действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, - русский

этнос, территория и культура.

Становление основного положительного принципа развития -

государственного, борьба за его утверждение и т.д. - осуществлялось за счет

массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего

ограничения свободы личности. В России в условиях слабости или

практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе

шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов,

новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России проводились в

интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со

стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись, прежде

всего, посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества

от власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором

движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением свободы,

а технический и другой прогресс - с отчуждением общества от государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский

путь" - от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху,

особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие

производительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением

деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского

общества, до некоторой степени

возрождавшегося, однако, после того, как эпоха реформ проходила.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности,

особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому -

разрушение права частного владения землей вследствие введения

уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных

крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения,

переделам земли общиной и к возрастающему вмешательству государства в дела

крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние

времена, нищей и отсталой, который раз, в нашей истории ощутив себя перед

неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой

наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в

результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России

назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз

следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных

отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных

процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе

насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы

временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в

конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь

замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И

все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью

исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного

исторического порядка - особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического

порядка" - особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм

конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме

перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?

Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе

силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом

мире? На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но

хотелось бы, чтобы утвердительно - на второй.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были

предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой

серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему

продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого

дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и

неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла

боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы

просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было

необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена

перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла

обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже

произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли

кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.

Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -

основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся

от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась

внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер

государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и

механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и

"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской

России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким

Шекспирам и Вальтерам Скоттам!"

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с

Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические

связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и

просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала

только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо.

Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность

осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России

грандиозные реформы Петра.

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVII В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь

существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия

труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство

сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в

постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности,

владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе,

еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти

XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о

единонаследии(1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля

и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.

Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав

помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в

деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты,

сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло

связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый

класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были

обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и

управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это

вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его

часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного

населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения,

удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличением

податного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время

приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной,

ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры

подушной подати.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число

всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате

войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего

аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т.п.

В 1722 г. была издана "Табель о рангах", которая устанавливала

обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых

низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок,

выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой

являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и

кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на

принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые

формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к

концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в

значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского

правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую

очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно

внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного

производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание

крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией

выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней

торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что

вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых

крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним

задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и

ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное",

владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное"

делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко

второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские

учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Идея о человеческой, а не богоданной природе государства порождала

представление о том, что государство - это и есть тот идеальный инструмент

преобразования общества, воспитания добродетельного подданного, идеальный

институт, с помощью которого можно достичь "всеобщего блага" - желанной,

но постоянно уходящей, как линия горизонта, цели человечества.

Обществу, только недавно вышедшему из мрака средневековья, казалось,

что найден ключ к счастью, стоит только сформулировать законы и с помощью

организации - государства - последовательно провести их в жизнь. Отсюда и

поразительный оптимизм людей XVII - XVIII вв., наивная вера в

неограниченные силы разумного человека, возводящего по чертежам на

"разумных" началах свой корабль, дом, город, государство, общество.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских

времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных,

естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс,

близкий к механическому.

Все эти идеи и образы с разной степенью абстракции и упрощения имели

широкое хождение в европейском обществе, и вместе с идеями реформ (а

некоторые из них - даже раньше) достигли России, где, видоизменившись под

воздействием российских условий, стали элементами политического сознания.

Конечно, будет преувеличением утверждать, что при возведении своей империи

Петр заложил в ее основание философские концепции Декарта и Спинозы. Речь

идет об определенном и сильном влиянии этих идей на сознание великого

реформатора.

Без учета всех этих обстоятельств трудно дать адекватную оценку самой

личности царя-реформатора, его преобразованиям. Совершенно очевидно, что в

России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок.

Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами:

за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-

20, которые существовали в конце XVII в. Характерная особенность

экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли

самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком

Страницы: 1, 2, 3