Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко
и культурные причины ее зарождения. Рассматривает жанровые аспекты этого
стиля, художественные школы. Вторая часть монографии состоит из репродукций
художников XVII века.
Для ознакомления с жизнью и деятельностью П.П. Рубенса нет ничего
лучше, чем работа, написанная Р. Аверматом «П.П. Рубенс» Издана у нас эта
работа была в 1971 году. Автор создал увлекательную повесть, сделав попытку
незаметно перенести нас в 17 столетие и заставить пережить все важнейшие
события столь необычной человеческой судьбы. Работа Авермата не является
исследованием творчества Рубенса, хотя автор часто касается этой темы – ее
скорее можно назвать лирической биографией великого человека, увиденного,
согласно утверждению автора, якобы таким, каким он был на самом деле,
лишенным ареола легенды, то есть в совокупности черт добра и зла,
противоречий и сложностей, недостатков и достоинств. Он попытался раскрыть
своеобразие пройденного Рубенсом жизненного пути, яркую необычность его
судьбы, психологическую подоплеку действий, поступков, решений. Р. Авермат
придерживается строго проверенных факторов, использовал большое количество
документов, связанных с жизнью великого фламандского художника.
В 1991 году выходит монография Л.А. Дмитриевой. «Краткая история
искусств». Сразу видно, что не в восторге от Рубенса. Она считает его
баловнем судьбы, которому кто-то свыше принес «на блюдечке» и славу, и
безвестность и богатства так как он стал рано известным, занимал важные
дипломатические посты возглавил самую большую в Европе художественную
школу, которая исполняла заказы европейских венценосцев. Его богатство,
знатность оно ему ставит в обвинение. Это сильно предвзятое суждение о
художнике. Не так уж легко к Рубенсу пришла слава. Он очень много работал,
прежде чем добился реальных успехов, хотя и добившись их он обладал
уникальной работоспособностью, которая поражала многих его современников.
Автор не видит в Рубенсе художника, «Скорее он живописец, чем художник». Я
также с этим не согласна. Похвально, что она смогла разглядеть в нем
живописца – отдать должное го живописному мастерству, но произведения
Рубенса это не просто декоративное оформление зданий, через своих героев он
передавал зрителю свои мысли и идеи, которые его волновали. Оно с тем
большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии до подлинной
чувственности на холсте, чем более призрачной, «игривой» становилась его
собственная роль в жизни общества». Но ведь его герои плененные красотой
юных фламандских богинь, готовы ради них на ратный подвиг и совершают его
во имя великих чувств, его Иисус Христос, несмотря на физические мучения
при распятии, остается все равно физически и душевно сильнее, чем девять
стражников» Дмитриева И.П. обвиняет Рубенса в том, что он создав,
мастерскую использовал мастерство своих учеников для увековечивания своего
имени и эту версию высказывают многие другие исследователи. На эту проблему
можно посмотреть с разных аспектов. Прежде всего Рубенс жил в 17 веке. Во
Фландрии после революции утвердились рациональные силы, которые
консервировали разложение феодальных отношений. Рубенс жил в феодальном
обществе и следовательно действовал в соответствии с правилами этого
общества, а создание мастерской было характерной чертой феодализма. С
другой стороны, если уж так плохо было Снейдерсу и другим ученикам у
Рубенса, то почему они не ушли? Почему они не сделали то же самое, что и
Ван Дейк. Но и еще одно – Почему только ему ставят в обвинение обладанием
мастерской: Ведь даже у такого художника как Л. да Винчи была своя
мастерская и он тоже использовал умение и навыки своих учеников. Автор не
объективно отнеслась к творчеству Рубенса прежде всего потому, что пошла,
на поводу своих чувств по отношению к его творчеству.
Для написания моей работы я также использовала Мифы народов мира в 2-х
томах, мифологический словарь М.Н. Ботвиника и мифы Греции и Рима и так
далее. Так как мифологические сказания существовали и развивались на
протяжении нескольких веков, но конечно время наложило свой отпечаток на
них. Многие мифы трактуются по-разному, – так смерть Адониса в разных
изданиях описывается по-разному. В одних источниках он погибает на охоте, в
других его убивает муж Афродиты или любовник. В книге «Мифы народов Мира» в
I томе рассказывается как богиня Афродита знала о трагической судьбе
Адониса, а в книге, «Мифы Греции и Рима» нет этого факта. Нередко смысл
одного мифа может трактоваться в мифологии не только Греции и Рима но и
других стран – только именно другие. Например, миф о матери Адониса Мирре и
о мирровом дереве. Многие названия картин Рубенса переведены не в
соответствии с мифом. Взять ту же картину «Венера и Адонис». Венера – это
римская богиня красоты в то время как миф повествует о любви Адониса к
Афродите – греческой богине. Многие исследователи даже следуют такой
трактовки. Например Седова Т.Д. в работе «Искусство Фландрии» М., 1968 года
описывал суд Париса, дает римские имена богиням, в то время как этот сюжет
принадлежит греческой мифологии. Я старалась придерживаться имен героев,
которые даны в названии картины и в соответствии с этим давала к ним
пояснения с мифов той страны к которой они принадлежали.
Также я по возможности использовала письма Рубенса. Они были мной
взяты из книги «Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения
современников»., М., 1977г. В этой работе есть много личных писем Рубенса,
но в основном они касаются вопросов картин и их продажи, покупки мрамора в
частности, с Кьепио, в них П.П. Рубенс рассказывает о своих делах на
поприще дипломата тому же Кьепио и Пейреску. Все его письма характеризуют
Петера Пауля как воспитанного, целеустремленного, волевого, учтивого
человека. Также в это книге есть раздел, в котором даны суждения и
высказывания современников Рубенса о нем. Эти суждения не содержат ни
одного отрицательного отзыва о художнике. В самой своей работе я
воспроизводила эти высказывания поэтому подробно останавливаться не буду.
Также я использовала периодическую печать, а именно газету
«Искусство», «Юный художник» «Смена» и др.
В последнее десятилетие оживилось издание различных каталогов, а так
же альбомов в связи с устройством в личных музеях временных выставок.
Однако их вступительные статьи не содержат ничего принципиально нового об
Рубенсе и его школе.
В данной работе делается попытка осветить роль П.П. Рубенса в истории
мирового искусства, а также рассмотреть произведения художника с новых
мемуарных эпистолярных и искусствоведческих материалов.
Глава I. Апеллес 17 века
§1. Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество
В многовековой истории европейского искусства 17 столетие принадлежит
к этапам решающего порядка. Хронологически следуя эпохой Возрождения, 17
век образует собой новую крупную художественную эпоху, которая будучи,
ознаменована высокими достижениями в самых различных областях как одна их
важнейших степеней в общем мировом процессе эволюции пластических искусств.
Авангард европейской художественной культуры 17 века составляют 5
стран – Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. В искусстве этих
национальных школ были достигнуты наивысшие творческие результаты, а сами
формы развития рассматриваемой эпохи обрели наиболее яркое и типичное
выражение.
В плане историческом 17 век – один из важнейших вех в общественном
развитии человечества. Это период когда вызревание капиталистического
способа производства внутри феодального общества привело уже к достаточно
ощутимым последствиям, вплоть до первых прорывов самой феодальной системы.
Поэтому картина экономической, социальной и государственной эволюции
европейских стран на протяжении данного этапа отличается небывалой
сложностью и контрастностью характеризующих ее явлений. Достаточно сказать,
что это век высших форм абсолютизма: время, когда королевская власть после
длительной упорной борьбы достигает, наконец, своих целей. Подавив
сепаратистские устремления наследных правителей отдельных областей к
претензии знати, не желавшей забывать своих былых привилегий, она
добивается определенной стабилизации государственной структуры феодального
общества. Но это также век когда одерживают победу первые буржуазные
революции и пожинают плоды своих успехов.
До 17 века в ренессансную эпоху, при всей тогдашней неравномерности
общественного развития различных стран европейский континента в плане
социальной эволюции представил в определенном смысле более целостную
картину. К 17 веку под этой сильной королевской власти в Европе завершился
процесс формирования крупных централизованных государств, а внутри них те
социальные и политические силы, которые в предшествующие столетия еще не
могли раскрыться во всей полноте, определились теперь более четко в своих
реальных исторических возможностях.
Общая политическая картина, характеризующая Европу 17 века,
свидетельствует о разительных изменениях по сравнению с предшествующим
столетием. Италии и Германии, чьи земли некогда принадлежали к самым
цветущим областям Европы отныне надолго застывает в совей государственной и
территориальной раздробленности и экономическом упадке.
17 век – век могучих столкновений двух социально-экономических систем
– капиталистической новой и старой феодальной. К тому же старый порядок
подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии,
Испании и других странах. Феодализм получил сильные удары, однако, он еще
долго не был сломлен.
На первый план выдвигаются страны, в которых своевременная
государственная централизация совпала с соответствующим ростом
производительных сил. Это Франция классический образ передовой
абсолютистской страны 17 века, где формы государственного строя, служившие
в первую очередь интересам феодального дворянства, одновременно несли в
себе охранительные функции по отношению к растущей и усиливающийся
буржуазии. Это Голландия, где новый буржуазный уклад новая структура
общества, новые социальные отношения впервые в истории победили в масштабе
всей страны. Победа была одержана на небольшой, бедной природными ресурсами
территории с населением во много раз меньшим, нежели в главных европейских
государствах, но такова сила нового, несущего в себе признаки объективного
общественного прогресса, что эта маленькая страна в кратчайшие исторические
сроки опередила могущественные абсолютистские державы, к середине столетия
заняв в мировой экономике ведущее положение. Это также Англия, исторический
путь которой в 17 веке делится на две фазы – абсолютистскую, которая
приходится на первую половину столетия и на эпоху буржуазной революции и
послереволюционное время, когда даже восстановление монархии оказалось
только прикрытием для сложения нового общественного уклада.
С государственно-политическим делением Европы 17 в. связано и
разделение ее по религиозным признакам. Бурные реформационные движения
прошлого столетия – там, где они одержали верх над католицизмом, – приняли
теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство
в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии
и Швейцарии, английская церковь отторгли у католицизма обширные территории
с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает
католическая церковь свои позиции, тем с большей целеустремленностью и
планомерностью переходит она в наступление, пытаясь закрепить свое влияние
всюду где это возможно. Она полна решимости увеличить сферу своего
воздействия не только вширь, распространив ее на новые земли и народу,
причем не в одной лишь Европе, а во всем мире, но и вглубь, стремясь
проникнуть в решающие звенья государственного управления в странах,
оставшихся верными католицизму, и что еще важнее в души людей. Такова цель
политики контрреформации, тень которой со времен Тридентского собора (1545-
1563) падает на общественную и культурную жизнь всех европейских
католических государств.
Отмечая в 17 веке более четкую, чем прежде, выявленность социальных
тенденций и закрепления в европейских государствах определенных форм
общественного строя, следует обратить внимание и на некоторые другие
исторические особенности данной эпохи, во-первых, на сложность общей
картины социального развития. Наличие уже сформировавшегося крупного очага
буржуазного общественного уклада в системе Европейских стран, на пример,
Голландия, и параллельное существование старого и нового укладов в рамках
единого государства, когда с общественным сословием, набирающий все большую
силу, впрочем как это было во многих других странах, сообщает социальной
эволюции самые разнообразные, подчас резко противоречивые формы правления и
ускоряет ее темп. Такое ускорение темпа принципиальности отличает
завершающий этап феодального строя от его более ранних стадий с их застоем
или замедленным развитием.
Внутренняя и внешняя политика абсолютной монархии все более жестоко
связывалась с узкосословными интересами дворянства и подчинялась им вплоть
до полного отождествления с ним, что означало в исторической перспективе
закат формации и ее разложения но развитие торговли, мореплавания военного
дела, промышленного производства обусловливало рост техники и создавало
экологические предпосылки для развития естествознания, математики,
механики. Интересы развивающейся буржуазии были направлены на овладение
природой и разрушение устаревших форм общественной жизни, утверждение
рационалистического сознания, восходящего класса – буржуазии, пришедшего на
смену ему традиционному, теологическому мировоззрению. Началось буржуазное
просвещение умов, оказавшиеся в большинстве стран Европы идеологической
подготовкой грядущих общественных потрясений – формационного характера
преобразований в ходе целой полосы буржуазных революций – 18-19661.
Другая особенность данного исторического этапа – установление более
тесной, более активной взаимосвязи между различными частями Европы. Теперь
уже невозможна прежняя степень локализации крупных межгосударственных
конфликтов, а тем более революционных явлений, – воздействие подобных
сдвигов переживает в той или иной мере весь континент. Так тридцатилетняя
война 1618-1648 гг. стала узловой политической ситуацией для всей Европы на
протяжении первой половины века, постепенно втянув в орбиту своих
драматических событий множество стран – Австрию, Чехию, Венгрию, все
области Германии, Данию, Швецию и Францию, роковым образом отразились на
судьбах из них (Чехия, Германия) и возвысив другие (Швецию, Францию) точно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|