скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко скачать рефераты

и культурные причины ее зарождения. Рассматривает жанровые аспекты этого

стиля, художественные школы. Вторая часть монографии состоит из репродукций

художников XVII века.

Для ознакомления с жизнью и деятельностью П.П. Рубенса нет ничего

лучше, чем работа, написанная Р. Аверматом «П.П. Рубенс» Издана у нас эта

работа была в 1971 году. Автор создал увлекательную повесть, сделав попытку

незаметно перенести нас в 17 столетие и заставить пережить все важнейшие

события столь необычной человеческой судьбы. Работа Авермата не является

исследованием творчества Рубенса, хотя автор часто касается этой темы – ее

скорее можно назвать лирической биографией великого человека, увиденного,

согласно утверждению автора, якобы таким, каким он был на самом деле,

лишенным ареола легенды, то есть в совокупности черт добра и зла,

противоречий и сложностей, недостатков и достоинств. Он попытался раскрыть

своеобразие пройденного Рубенсом жизненного пути, яркую необычность его

судьбы, психологическую подоплеку действий, поступков, решений. Р. Авермат

придерживается строго проверенных факторов, использовал большое количество

документов, связанных с жизнью великого фламандского художника.

В 1991 году выходит монография Л.А. Дмитриевой. «Краткая история

искусств». Сразу видно, что не в восторге от Рубенса. Она считает его

баловнем судьбы, которому кто-то свыше принес «на блюдечке» и славу, и

безвестность и богатства так как он стал рано известным, занимал важные

дипломатические посты возглавил самую большую в Европе художественную

школу, которая исполняла заказы европейских венценосцев. Его богатство,

знатность оно ему ставит в обвинение. Это сильно предвзятое суждение о

художнике. Не так уж легко к Рубенсу пришла слава. Он очень много работал,

прежде чем добился реальных успехов, хотя и добившись их он обладал

уникальной работоспособностью, которая поражала многих его современников.

Автор не видит в Рубенсе художника, «Скорее он живописец, чем художник». Я

также с этим не согласна. Похвально, что она смогла разглядеть в нем

живописца – отдать должное го живописному мастерству, но произведения

Рубенса это не просто декоративное оформление зданий, через своих героев он

передавал зрителю свои мысли и идеи, которые его волновали. Оно с тем

большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии до подлинной

чувственности на холсте, чем более призрачной, «игривой» становилась его

собственная роль в жизни общества». Но ведь его герои плененные красотой

юных фламандских богинь, готовы ради них на ратный подвиг и совершают его

во имя великих чувств, его Иисус Христос, несмотря на физические мучения

при распятии, остается все равно физически и душевно сильнее, чем девять

стражников» Дмитриева И.П. обвиняет Рубенса в том, что он создав,

мастерскую использовал мастерство своих учеников для увековечивания своего

имени и эту версию высказывают многие другие исследователи. На эту проблему

можно посмотреть с разных аспектов. Прежде всего Рубенс жил в 17 веке. Во

Фландрии после революции утвердились рациональные силы, которые

консервировали разложение феодальных отношений. Рубенс жил в феодальном

обществе и следовательно действовал в соответствии с правилами этого

общества, а создание мастерской было характерной чертой феодализма. С

другой стороны, если уж так плохо было Снейдерсу и другим ученикам у

Рубенса, то почему они не ушли? Почему они не сделали то же самое, что и

Ван Дейк. Но и еще одно – Почему только ему ставят в обвинение обладанием

мастерской: Ведь даже у такого художника как Л. да Винчи была своя

мастерская и он тоже использовал умение и навыки своих учеников. Автор не

объективно отнеслась к творчеству Рубенса прежде всего потому, что пошла,

на поводу своих чувств по отношению к его творчеству.

Для написания моей работы я также использовала Мифы народов мира в 2-х

томах, мифологический словарь М.Н. Ботвиника и мифы Греции и Рима и так

далее. Так как мифологические сказания существовали и развивались на

протяжении нескольких веков, но конечно время наложило свой отпечаток на

них. Многие мифы трактуются по-разному, – так смерть Адониса в разных

изданиях описывается по-разному. В одних источниках он погибает на охоте, в

других его убивает муж Афродиты или любовник. В книге «Мифы народов Мира» в

I томе рассказывается как богиня Афродита знала о трагической судьбе

Адониса, а в книге, «Мифы Греции и Рима» нет этого факта. Нередко смысл

одного мифа может трактоваться в мифологии не только Греции и Рима но и

других стран – только именно другие. Например, миф о матери Адониса Мирре и

о мирровом дереве. Многие названия картин Рубенса переведены не в

соответствии с мифом. Взять ту же картину «Венера и Адонис». Венера – это

римская богиня красоты в то время как миф повествует о любви Адониса к

Афродите – греческой богине. Многие исследователи даже следуют такой

трактовки. Например Седова Т.Д. в работе «Искусство Фландрии» М., 1968 года

описывал суд Париса, дает римские имена богиням, в то время как этот сюжет

принадлежит греческой мифологии. Я старалась придерживаться имен героев,

которые даны в названии картины и в соответствии с этим давала к ним

пояснения с мифов той страны к которой они принадлежали.

Также я по возможности использовала письма Рубенса. Они были мной

взяты из книги «Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения

современников»., М., 1977г. В этой работе есть много личных писем Рубенса,

но в основном они касаются вопросов картин и их продажи, покупки мрамора в

частности, с Кьепио, в них П.П. Рубенс рассказывает о своих делах на

поприще дипломата тому же Кьепио и Пейреску. Все его письма характеризуют

Петера Пауля как воспитанного, целеустремленного, волевого, учтивого

человека. Также в это книге есть раздел, в котором даны суждения и

высказывания современников Рубенса о нем. Эти суждения не содержат ни

одного отрицательного отзыва о художнике. В самой своей работе я

воспроизводила эти высказывания поэтому подробно останавливаться не буду.

Также я использовала периодическую печать, а именно газету

«Искусство», «Юный художник» «Смена» и др.

В последнее десятилетие оживилось издание различных каталогов, а так

же альбомов в связи с устройством в личных музеях временных выставок.

Однако их вступительные статьи не содержат ничего принципиально нового об

Рубенсе и его школе.

В данной работе делается попытка осветить роль П.П. Рубенса в истории

мирового искусства, а также рассмотреть произведения художника с новых

мемуарных эпистолярных и искусствоведческих материалов.

Глава I. Апеллес 17 века

§1. Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество

В многовековой истории европейского искусства 17 столетие принадлежит

к этапам решающего порядка. Хронологически следуя эпохой Возрождения, 17

век образует собой новую крупную художественную эпоху, которая будучи,

ознаменована высокими достижениями в самых различных областях как одна их

важнейших степеней в общем мировом процессе эволюции пластических искусств.

Авангард европейской художественной культуры 17 века составляют 5

стран – Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. В искусстве этих

национальных школ были достигнуты наивысшие творческие результаты, а сами

формы развития рассматриваемой эпохи обрели наиболее яркое и типичное

выражение.

В плане историческом 17 век – один из важнейших вех в общественном

развитии человечества. Это период когда вызревание капиталистического

способа производства внутри феодального общества привело уже к достаточно

ощутимым последствиям, вплоть до первых прорывов самой феодальной системы.

Поэтому картина экономической, социальной и государственной эволюции

европейских стран на протяжении данного этапа отличается небывалой

сложностью и контрастностью характеризующих ее явлений. Достаточно сказать,

что это век высших форм абсолютизма: время, когда королевская власть после

длительной упорной борьбы достигает, наконец, своих целей. Подавив

сепаратистские устремления наследных правителей отдельных областей к

претензии знати, не желавшей забывать своих былых привилегий, она

добивается определенной стабилизации государственной структуры феодального

общества. Но это также век когда одерживают победу первые буржуазные

революции и пожинают плоды своих успехов.

До 17 века в ренессансную эпоху, при всей тогдашней неравномерности

общественного развития различных стран европейский континента в плане

социальной эволюции представил в определенном смысле более целостную

картину. К 17 веку под этой сильной королевской власти в Европе завершился

процесс формирования крупных централизованных государств, а внутри них те

социальные и политические силы, которые в предшествующие столетия еще не

могли раскрыться во всей полноте, определились теперь более четко в своих

реальных исторических возможностях.

Общая политическая картина, характеризующая Европу 17 века,

свидетельствует о разительных изменениях по сравнению с предшествующим

столетием. Италии и Германии, чьи земли некогда принадлежали к самым

цветущим областям Европы отныне надолго застывает в совей государственной и

территориальной раздробленности и экономическом упадке.

17 век – век могучих столкновений двух социально-экономических систем

– капиталистической новой и старой феодальной. К тому же старый порядок

подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии,

Испании и других странах. Феодализм получил сильные удары, однако, он еще

долго не был сломлен.

На первый план выдвигаются страны, в которых своевременная

государственная централизация совпала с соответствующим ростом

производительных сил. Это Франция классический образ передовой

абсолютистской страны 17 века, где формы государственного строя, служившие

в первую очередь интересам феодального дворянства, одновременно несли в

себе охранительные функции по отношению к растущей и усиливающийся

буржуазии. Это Голландия, где новый буржуазный уклад новая структура

общества, новые социальные отношения впервые в истории победили в масштабе

всей страны. Победа была одержана на небольшой, бедной природными ресурсами

территории с населением во много раз меньшим, нежели в главных европейских

государствах, но такова сила нового, несущего в себе признаки объективного

общественного прогресса, что эта маленькая страна в кратчайшие исторические

сроки опередила могущественные абсолютистские державы, к середине столетия

заняв в мировой экономике ведущее положение. Это также Англия, исторический

путь которой в 17 веке делится на две фазы – абсолютистскую, которая

приходится на первую половину столетия и на эпоху буржуазной революции и

послереволюционное время, когда даже восстановление монархии оказалось

только прикрытием для сложения нового общественного уклада.

С государственно-политическим делением Европы 17 в. связано и

разделение ее по религиозным признакам. Бурные реформационные движения

прошлого столетия – там, где они одержали верх над католицизмом, – приняли

теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство

в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии

и Швейцарии, английская церковь отторгли у католицизма обширные территории

с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает

католическая церковь свои позиции, тем с большей целеустремленностью и

планомерностью переходит она в наступление, пытаясь закрепить свое влияние

всюду где это возможно. Она полна решимости увеличить сферу своего

воздействия не только вширь, распространив ее на новые земли и народу,

причем не в одной лишь Европе, а во всем мире, но и вглубь, стремясь

проникнуть в решающие звенья государственного управления в странах,

оставшихся верными католицизму, и что еще важнее в души людей. Такова цель

политики контрреформации, тень которой со времен Тридентского собора (1545-

1563) падает на общественную и культурную жизнь всех европейских

католических государств.

Отмечая в 17 веке более четкую, чем прежде, выявленность социальных

тенденций и закрепления в европейских государствах определенных форм

общественного строя, следует обратить внимание и на некоторые другие

исторические особенности данной эпохи, во-первых, на сложность общей

картины социального развития. Наличие уже сформировавшегося крупного очага

буржуазного общественного уклада в системе Европейских стран, на пример,

Голландия, и параллельное существование старого и нового укладов в рамках

единого государства, когда с общественным сословием, набирающий все большую

силу, впрочем как это было во многих других странах, сообщает социальной

эволюции самые разнообразные, подчас резко противоречивые формы правления и

ускоряет ее темп. Такое ускорение темпа принципиальности отличает

завершающий этап феодального строя от его более ранних стадий с их застоем

или замедленным развитием.

Внутренняя и внешняя политика абсолютной монархии все более жестоко

связывалась с узкосословными интересами дворянства и подчинялась им вплоть

до полного отождествления с ним, что означало в исторической перспективе

закат формации и ее разложения но развитие торговли, мореплавания военного

дела, промышленного производства обусловливало рост техники и создавало

экологические предпосылки для развития естествознания, математики,

механики. Интересы развивающейся буржуазии были направлены на овладение

природой и разрушение устаревших форм общественной жизни, утверждение

рационалистического сознания, восходящего класса – буржуазии, пришедшего на

смену ему традиционному, теологическому мировоззрению. Началось буржуазное

просвещение умов, оказавшиеся в большинстве стран Европы идеологической

подготовкой грядущих общественных потрясений – формационного характера

преобразований в ходе целой полосы буржуазных революций – 18-19661.

Другая особенность данного исторического этапа – установление более

тесной, более активной взаимосвязи между различными частями Европы. Теперь

уже невозможна прежняя степень локализации крупных межгосударственных

конфликтов, а тем более революционных явлений, – воздействие подобных

сдвигов переживает в той или иной мере весь континент. Так тридцатилетняя

война 1618-1648 гг. стала узловой политической ситуацией для всей Европы на

протяжении первой половины века, постепенно втянув в орбиту своих

драматических событий множество стран – Австрию, Чехию, Венгрию, все

области Германии, Данию, Швецию и Францию, роковым образом отразились на

судьбах из них (Чехия, Германия) и возвысив другие (Швецию, Францию) точно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18