Петер Пауль Рубенс как видный представитель барокко
Колорит ее, не слишком богатый, но полностью выдержанный в едином ключе,
точно рассчитан на впечатление издали. Он как бы строит картину, обрамляет
ее, показывает ее сильные и слабые стороны, не стремясь ничего приукрасить.
Он слагается из почти черно-зеленого цвета, из абсолютно черного, несколько
тусклого красного и белого. Эти четыре тона положены рядом совершенно
свободно, настолько это допустимо в сочетании четырех тонов такой силы.
Правда, сочетание резкое, но оно не вредит ни одному из тонов. На ярко
белом фоне тело Христа вырисовывается тонкими, гибкими линиями и
моделируется своим собственным рельефом, без малейшей попытки варьировать
оттенки, а лишь с помощью едва уловимых валерных переходов. Никаких бликов,
ни одного резкого разделения в освященных местах, почти ни одной детали в
темных частях картины. Все исключительно по своему размаху и строгости.
Контуры не акцентированы, гамма полутонов сужена лишь в фигуре Христа –
проступил первоначальный подмалевок ультрамарином, образовавший теперь
какие-то пятна[vii]. Краска положена ровным, плотным слоем, мазок легкий,
но осторожный. Картина выполнена с поразительной уверенностью человека,
искушенным в лучших традициях; она следует им, сообразуется с ними,
стремиться мастерски работая.
Так же большое влияние на настрой картины оказывает диагональное ее
построение. Фигуры расположены по обе стороны креста, а Иисус Христос
скользит по диагонали столба, который подводит его к двум женским фигурам,
стоящим на коленях слева. Особенность этой совершенной композиции и ее
выразительная величавая красота заключается в многозначной роли каждой
формы и линий, их художественно осмысленных сопоставлениях. Так Иоанн
обращается к Марии Магдалине, являя собой пример стоической сдержанности.
Следуя ему, Магдалина принимает на себя также тяжесть мертвого тела и здесь
рождается неожиданный контраст – прекрасного женского лица и израненной
стопы, касающейся нежного плеча. Это прикосновение неуловимо: оно скорее
угадывается, чем видно. Вся скрытая чувственность Рубенса в этом едва
уловимом прикосновении, говорящем о многом так сдержано и так трогательно.
Подобное сопоставление, как сознательно сенсуалистический прием
воздействия, художник будет применять постоянно, он войдет в художественный
язык барокко.
Мария Магдалина прелестна. Это, бесспорно, лучшая по живописи часть
картины наиболее тонко и индивидуально исполненная, одно из совершеннейших
созданий Рубенса в его творчестве, столь насыщенном женскими образами. Эта
чудесное изображение имеет свою легенду. Весьма вероятно, что эта красивая
девушка с черными глазами, твердым взглядом и чистым профилем – портрет
Изабеллы Брандт, на которой Рубенс женился за два года до создания этой
картины и которая служила ему, возможно, во время своей беременности
моделью для богоматери на одной из створок картины с изображением
«Посещение богоматерью святой Елизаветы». Впрочем это единственный образ
светской красоты, которым Рубенс украсил эту строгую несколько монашескую
картину, целиком евангельскую по своему характеру, если подразумевать под
этим серьезность чувства и исполнения, и не забывать о тех строгих
требованиях, которым художник подобного склада должен был
подчиниться[viii].
Особое выделение стопы Христа в картине было обусловлено требованиями
особого культа, выдвинутой Контрреформацией Тело Христа отмечено печатью
редкой красоты пропорций и форм, а главное, найденной мерой выражения в нем
жизни и смерти. Безвольно он скользит по ослепительно белому савану,
сохраняя благородство очертаний и возвышенную одухотворенность, своей
красотой неся как бы идею бессмертия. В образах, окруживших Христа,
учеников достойных, сильных духом людей с суровой, скупой скорбью,
воплощающихся стоические убеждения Рубенса. Ораторский пафос этой картины
Рубенса убедителен потому, что в основе его лежит искреннее переживание
изображенного события – скорбь друзей и родных об умершем герое. Собственно
религиозно-мистическая сторона сюжета Рубенса не интересует. В евангельском
мифе его привлекают страсти и переживания, - жизненные, человеческие в
своей основе. Рубенс легко преодолевает условность религиозного сюжета,
хотя формально он не вступает в противоречие с официальным культовым
назначением картины.
Однако следуя в этой картине своим стоическим убеждениям, художник и
здесь нарушает иконографическую схему евангельской сцены, когда богоматерь
изображалась упавшей без чувств на руки Иоанна. Здесь во всех створках ее
образу придан, несомненно, героический оттенок. В конечном итоге в этом
великом произведении была воплощена стойкость фламандского народа,
вынесшего на своих плечах неисчислимые бедствия и страдания войны и
террора и сохранившего свое национальное достоинство. В «Снятии с креста»
трагическая сущность совершившегося несет в себе начало катарсиса. Горе не
ослабляет людей, а становиться для них могучим стимулом к действию.
В «Снятии с креста» диагональ «Воздвижение креста» превращается в
гибкое «S»[ix]. Композиция здесь менее напряженная, в картине больше
чувствуется гармонии. Но конечно движение все равно остается основой
живописного языка Рубенса. Каждый персонаж картины находится в движении, и
каждый жест, каждая складка одежды как бы продолжают арабеск, образуемый
светлым центром – телом Христа. И этот арабеск пронизывает весь ансамбль
своим благородным ритмом. Несмотря на трагизм сюжета, картина
свидетельствует о любви к жизни, о душевном здоровье. В тенях колорит еще
сохраняет темный тон – это значит художник не забыл Караваджо. Но не
персонажи мускулистые атлеты и самый могучий среди них, несмотря на
мертвенный вид кожи, Христос. Что бы там ни говорили, произведение никак не
назовешь скорбным. Правда оно воскрешает драму Голгофы; но с другой
стороны, оно следует новым веяниям, духу Контрреформации, которая
подчеркивает прежде всего внешнюю красоту и пышную обрядность.
«Воздвижение креста» гораздо больше говорит о самобытности Рубенса, о
его порывах, дерзаниях, удачах, - словом о брожении ума, охваченного
страстью ко всему новому и неведомому. Возможно, что эта картина исполнена
менее мастерски, но она предвещает куда более оригинального, смелого и
сильного мастера. Рисунок более протяжен, менее выдержан, форма более
необузданна, моделировка менее проста и более притязательна. Но в колорите
чувствуется глубокий жар и звучность, которые являются могучими ресурсами
Рубенса, когда он почтет лучистость красок их яркости. Такая картина, как
она есть с темными янтарными тонами, густыми тенями, приглушенными
раскатами грозовых гармоний, она принадлежит к числу тех, где огонь
вспыхивает с особой яркостью, поддерживаемый мужественными усилиями, и
достигает предельной силы благодаря неослабному напряжению воли.
«Воздвижение креста» создано для ныне существующей церкви Синт-
Валбург[x]. Сейчас так же как и «Снятие с креста» находятся в Антверпене в
Соборе Богоматери. Алтарный триптих был поставлен некогда высоко в центре
алтарной части готического храма. К нему вели высокие ступени, и поэтому
Рубенс сделал главный расчет композиции на точку зрения снизу. Взгляд
матери с ребенком на руках в первой створке дает глазам зрителя направление
вверх. Главный мотив движения в центральной створке также идет снизу вверх.
Таким образом, движение смотрящего вверх, на картину, зрителя соотносится с
движением в самой картине чем достигается и устанавливается динамический, а
также эмоциональный контакт[xi]. Рубенс активно использует иллюзию ввода
картинного пространства в реальностно близким расположением фигур, как бы
прорывающих переднюю плоскость, фрагментарным их изображением, а так же
созданием впечатления близкого конечного выхода водружаемого креста за
пределы картины – мотив, уже однажды им использованный[xii].
Это колоссально произведение – 6,5м в ширину и 4,5м в высоту не знает
себе равных не только своим невиданным масштабом, но прежде всего
грандиозностью замысла, ораторским искусством обращения к толпе, поистине
героическим победным звучанием.
В «Водружении креста» нет ничего похожего от изображения в картине
«Снятие с креста». Сострадание, нежность, мать, друзья – далеко. На левой
створке художник объединил всех охваченных душевной скорбью близких в одну
мятущуюся группу, оплакиваемых и отчаявшихся людей.
На правой створке представлены только два конных стража – с этой
стороны не может быть пощады[xiii]. Палачи с лицами мясников зверскими
усилиями поднимают крест, стараясь поставить его вертикально. Руки
сжимаются, веревки натягиваются люди предпринимают недюженные усилия, крест
качается в разные стороны и поднят пока лишь на половину. Смерть неизбежна.
Человек с пригвожденными руками и ногами мучается в агонии; от всего этого
существа не осталось ничего что было бы еще свободно, что принадлежало бы
ему. Безжалостный рок овладел телом, избежала его только душа. Это хорошо
чувствуется в его устремленном вверх взгляде; отвратившись от земли он ищет
иную опору и направляется прямо к небу. Всю яркость и всю поспешность, с
какой убийцы стремятся закончить свое дело, художник выразил как человек,
глубоко понимающий проявления гнева и зверские инстинкты. Но еще лучше
переданы им спокойствие духа и блаженство умирающего, принесшего себя в
жертву мученика – Христос озарен светом. Он как бы в узком снопе, в котором
сосредоточены все лучи, рассеянные по картине. В пластическом отношении
фигура Христа здесь менее ценна, чем в картине «Снятие с креста», хотя
никто кроме Рубенса не смог бы задумать ее такой, какой она нарисована,
поместить на том месте, которое она занимает и наделить ее высокими
живописными достоинствами. Подчеркивается не страдание и мучение Христа, а
торжество героя, победа стойкости его духа и воли. Если в образах Иоанна и
Марии Рубенс воплотил особое состояние духа, преодоление жестокой скорби,
осознание высшей необходимости свершившегося. Напряженным физическим
усилиям палачей противопоставляется духовная сила Христа. Римский всадник с
жезлом, исподбровья смотрящий на Христа и сдерживающий коня, - необходимое
звено в это сложном сгустке страстей. Объединенный общим местом действия,
трехчастный алтарь производит монументальное впечатление. Но
монументальность его строится не на статике, а на новых принципах
динамического равновесия. Величавый и могучий ритм объединяет целые группы
человеческих фигур, искусно связанных между собой.
Так, женские фигуры в левой створке образуют диагональ; диагональ
правой створки из группы всадников, в центре наблюдается как бы
столкновение двух диагоналей в пространстве и вовлекают его в орбиту своего
моторного состояния. Единое место действия трех створок – скалу, поросшую
кустами, - Рубенс соотносит с образом бесконечного мира, намек на который
дает прорыв голубого неба. Значительнось образов раздается от внутренней из
связи с общим грандиозным замыслом.
В этой картине Рубенса ясно видно, как он переосмысливает тот опыт,
который приобрел, изучая наследие Караваджо и венецианцев[xiv]. Караваджо
помог Рубенсу увидеть натуру во всей ее предметной материальности и
жизненной характерности. Вместе с тем выразительность фигуры Рубенса
проникнуты таким патетическим напряжением сил, такой динамикой, какие были
чужды искусству Караваджо[xv].
Склоненное порывом ветра дерево, напряденные усилия людей, поднимающих
крест с распятым Христом, резкие ракурсы фигур, беспокойные блики света и
тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам, - все полно
стремительного движения. Рубенс схватывает целое во всем его многообразном
единстве. Каждая индивидуальность раскрывает свой подлинный характер лишь
через взаимодействие с другими персонажами картины. «Воздвижение креста»
написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий.
Первоначальный замысел, расположение частей, общий эффект, жесты,
физиономии, причудливость пятен, техника – все кажется, вылившимся сразу по
непреодолимому вдохновению, яркому и мгновенному.
Однако несмотря на все это картина «Воздвижение креста» отличается
одной особенностью. Она довольно «неправдоподобна» в том смысле, что крест
с распятым Христом поднимают с полным напряжением всех сил девять
атлетически сложенных палачей, то есть гораздо больше чем действительно
нужно для подобного случая. Рубенс обнаруживает в картине очень
характерные и многозначительные представления. Огромные усилия многих людей
направленные в разрез с нормальными законами тяжести, на поднятие
сравнительно не большого веса. Тем самым этот вес зрительно увеличивается и
становится соразмерным усилию, то есть огромным. Именно такой прием –
зрительное увеличение веса какого-нибудь предмета является характерным
барочным эффектом.
Успех «Снятия с креста» превзошел если это возможно, успех «Водружения
креста». Посыпались новые заказы. Повсюду в стране восстанавливались
алтари, строились и реставрировались храмы и капеллы. Все жаждут ярких
образов, которые поражали бы своей жизненной силой, но не отпугивали
слишком мрачной патетикой. Контрреформация вдохнула в религию некоторый
оптимизм. Рубенс, художник оптимистический по своей натуре, стал
выразителем этого нового миросозерцания.
В 1610 году Рубенс пишет другое произведение, которое так же связано с
драмой на Голгофе – это «Распятие».
Эта тема является излюбленным сюжетом многих художников еще в
древности. Но если в период средневековья Распятие изображали с малым
количеством персонажей, но начиная с Возрождения, Распятие становиться
многофигурной композицией. Так же начиная с Возрождения и Контрреформации,
Иисуса начинают изображать мертвым и следуя свидетельству Иоанна «Иисус
преклонив голову, передал дух»[xvi] стали изображать его с преклоненной
головой на правый бок – в соответствии с утвердившимся символическим
значением стороны по правую руку Христа, как места праведников. Это же
изображение Христа присутствует и в 17 веке у Рубенса.
Также для эпохи 17 века как впрочем и для ренессансной эпохи
характерно разделение всех персонажей на группы, из которых в одной
находились праведники – они стояли по правую сторону от Христа, и в другой
– грешники, находящиеся по левую сторону. Такое расположение так же имеет
свое объяснение. Дело в том, что Иисус Христос был распят вместе с двумя
разбойниками. По свидетельству Ветхого Завета один из грешников которого
звали Дисмас раскаялся в грехах своих и поверил в Бога. Именно он находился
по правую руку от Христа. Следовательно другой, который находился по левую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|