скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Панк как субкультура скачать рефераты

прочим, так начинали многие рок-борцы: Beatles выходили на сцену с

унитазными сиденьями на шее, Who разламывали каждый вечер дорогостоящую

аппаратуру, Rolling Stones выгоняли из ресторанов и отелей за внешний вид -

они были героями своего поколения. Они одевались так же, как все, были

рядом и доступны. Это покорило молодежь. Равенство и братство - наивно и

немного романтично, но, возможно, так оно и было. А кто же еще мог стать во

главе молодежи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против

всего"? Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли

в тоннах электроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних

условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или

Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Deep Purple, Led

Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках,

разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось

точек соприкосновения с молодежью, 12-минутные гитарные соло или диско-

танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным подросткам или

молодым безработным.

Поэтому-то панк и предложил создать свой собственный альтернативный мир

рок-музыки, который не требует десятков тысяч долларов на покупку

дорогостоящей аппаратуры, не нуждается в контрактах с солидными

звукозаписывающими компаниями, не заинтересован в продаже пластинок

миллионными тиражами. Все, что требуется этой самодеятельности, - пара

дешевых гитар да ударная установка: каждый, обладающий минимальными

музыкальными способностями (хотя и это необязательно), может организовать

ансамбль под крышей собственного дома. Вехой в становлении британского панк-

рока стал фестиваль, прошедший 20/21 сентября 1976 года в лондонском клубе

"100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе

псевдоним Джонни Роттен (англ. Rotten - прогнивший) и превратился во "врага

общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения".

Первая же песня Sex Pistols, получившая известность, стала эталоном для

всех подражателей: "Анархия в Соединенном Королевстве". В диком темпе

Роттен словно плевался словами: "Я антихрист, я анархист! Не знаю, чего я

хочу, но знаю, как этого добиться. Я хочу уничтожать прохожих, потому что

желаю быть самой анархией!"

Ненависть к общественному устройству так и рвалась у него наружу. Он

говорил: "Я хотел бы взорвать весь этот мир. Грязный, отвратительный

мир..." Выступая по национальному телевидению, музыканты Sex Pistols

сквернословили во время интервью, говорили гнусности. Добропорядочная,

чопорная Англия была шокирована.

На фестивале атмосфера была запанибратская. Выступали все основные

группы, успевшие народиться за последние полгода под влиянием Sex Pistols:

Clash, Subway Sect, Siouxsie & the Banshees, Damned, Vibrators, Buzzcocks.

Из Франции специально приехали Stinky Toys. У этих ансамблей музыка и

тексты во многом были похожи. Песни, как правило, не продолжались более

двух минут, исполнялись в очень быстром рок-н-ролльном темпе с однообразной

басовой партией, подчеркивающей ритм. Многие старались звучать нарочито

резко, немелодично, певцы хрипели, давились, орали, визжали в микрофон.

Зачастую песни производили впечатление сырого, недоделанного материала. И

все же это не помешало известному и очень популярному в те годы рок-

гитаристу Крису Спеллингу сказать: "Они выглядели и звучали хорошо.

Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не

понимаю, почему некоторые их критикуют... Очевидно, они плохо слышат".

Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex

Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect

не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим",

музыканты во всем повторяли Sex Pistols. У них не было собственной

аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash

и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы"

немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда,

отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были,

как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна

символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы

Siouxsie & the Banshees потребовалась ударная установка и гитары.

Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы"

увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут

же отказали ее группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает,

что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь

ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100",

были всякие. Но общий настрой можно представить себе по названиям: "Скука",

"Лондон в огне", "Я сражался с законом..."

Панки пели о самих себе: о нищете и очередях за пособием по безработице,

о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на

улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о

нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были

наполнены смутным недовольством, обделенностью и полной безнадежностью.

Сокрушающий нигилизм сквозил во всем, словно панков тошнило от собственной

жизни. В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке

безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих

панков особых иллюзий на сей счет не было. Джо Стаммер из Clash говорил

так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит.

Пройдет несколько лет, и все будут, как и прежде, копаться в дерьме, а в

свободное от этого занятия время пойдут и купят четвертый или пятый, а

может быть, к тому времени и шестой альбом группы Clash. Рок ничего не в

силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для

того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я все же хочу

попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную

свободу. За право выбора". В 1977 году в Великобритании счет панк-группам

шел уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая"

система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи -

индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы -

фанзины - с информацией о панк-роке. Но это все, даже мысли о возможной

конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции

и боялся только ее политического итога. Важно было привести его к нулю. В

задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, антисоциальный

заряд и выпустить пар вхолостую. Прибегнули к испытанному средству - поп-

индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу знаменитые фирмы

грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт

с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года

указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но

уже на следующей неделе расторгла соглашение. А в мае их подобрала компания

"Верджин", теперь уже окончательно.

Эта молодежь оказалась сделанной из того же теста, что и все общество

потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк

погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в

лимузинах рок-звездам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз

получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий

Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении,

что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит

антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность

самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И

если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось,

значит, система прекрасна. Молодежь - это наше спасение, нечто вроде

сторожевой собаки. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из

подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их

концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на

телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом

пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна". Панк-рок

начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным

музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки

новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением,

видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в свое время

прогрессивный рок...

ПАНК-РОК (PUNK ROCK) В музыкальной среде существует достаточно обильное

количество гипотез, объясняющих появление слова "панн". Все они имеют

разную степень правдоподобности. Классической версией является крещение

панка благодаря возникшему в конце 75-го года в Нью-Йорке фэнзина PUNK,

освещавшего жизнь местной альтернативной рок-туcoвки. В широкий обиход

термин ввели британские журналисты, которым хотелось уколоть или грязно

охаять поднимающуюся ораву неведомых рок-н-ролльных чудищ - Sex Pistols,

Clash,Vibrators, Buzzcocks и т.д. Но те с неожиданной

благосклонностьюприняли это клеймо.

ОЙ! (Оi!) Термин изобретенный в 1981 году прославленным британским

журналистом Гари Бушелем из журнала Sounds. Он всячески продвигал и

пропагандировал молодые панк-группы (впрочем, старых тогда еще не было), в

том числе из числа наиболее радикальных. После того, как Гари ознакомился

со вторым альбомом Cockney Rejects, на дорожках которого находилась

композиция 'Oi! Oi! Oi!', им был придуман терминдля обозначения целой

плеяды британских групп, играющих скоростной, бескомпромиссный панк с

припевами, навеянными скандированиями футбольных фзнов. Прототипами жанра

общепризнанно считаются Sham 69 и Skrewdriver.Начиная с середины 80-х, Ой!

стал не столько обозначением музыкального стиля сколько термином,

обобщающим огромную массу скинхэдских (как правых, так и левых) коллективов

с панк-роковыми корнями, но зачастую совершенно разной музыкой - от ска до

хэви-метала.

ГРАНДЖ (GRUNGE) Тянучий, гнусавый, грязный и до омерзения депрессивный

альтернативный рок, берущий начало в панк-роке, однако совершенно

противоположный ему по идеологии. Основоположниками гранджа безусловно

являются,Husker Du, которые замедляясь и опсиходеливаясь с каждым годом, из

хардкорового коллектива превратились в тяжелое, злое и мрачное воплощение

панк-роковой депрессии. Таким образом, первым гранджевым диском можно

назвать их двойной альбом 'Zen Arcade' (1984), Звучание Husker Du было

подхвачено на Атлантическом побережье США, где и возникла пресловутая

гранджевая сцена - Green River, Melvins, Helmet и, наконец, Nirvana. В этих

граидж-командах не осталось ни капли реального бунта, и поэтому к ним, в

отличие от классиков типа Husker Du или Meat Puppets, "истинные" панк-

рокеры не испы- тывают ничего, кроме объяснимой брезгливости.

ПОП-ПАНК (POP-PUNK) Мягкая, увеселительная форма панк-рока. Легко

слушается и поднимает настроение на пляже, на вечеринках, в бане, в ЛТП, в

КПЗ или, на худой конец, в КВД. Поп-панк зачастую бывает очень быстрым и

совершенно не попсовым, но тем не менее рассчитан именно на публику,

любящую слушать добротный рок-н-ролл или просто развлекаться. Дабы усвоить

сущность жанра без лишней нервотрепки, достаточно послушать три ключевых

образца: Ramones 'Leave Home', Buzzcocks Another Music In A Different

Kitchen', Green Day 'Dookie'.

ПОСТ-ПАНК (POST-PUNK) Как правило пост-панк имеет очень слабое сходство с

панк-роком. Несмотря на приставку "пост" он появился почти одновременно с

настоящим панком, У его истоков стояли американские нововолновые коллективы

(Talking Heads, Television, Blondie, Devo), британские панк-группы, которые

со временем решили творить в более легковесном жанре (Clash, Buzzcocks,

Damned), и британские команды, которые поднялись на волне панк-революции,

но сами к таковой не принадлежали - Stranglers, Police и т.п. Старики Iggy

Pop и Lou Reed вложили наибольшее количество кирпичей в фундамент этого

весьма разнородного жанра. Наиболее характерными представителями пост-панка

можно назвать The Fall, Siouxsie And The Banshees, The Cure, Joy Division,

Jesus And Mary Chain, Sigue Sigue Sputnik, ранний U2, Biliy Idol, Birthday

Party и армада других (как-никак в начале 80-х пост-паик в Англии вытеснил

почти все остальное).

СКА (SKA) Народная карибская музыка, которая впоследствии при слиянии с

ритм-энд-блюзом породила регги. Ска отличается более простои и более

танцевальной ритмикой, нежелли регги, и белым гораздо проще адаптировать

это к своим музыкальным нуждам (большим и малым). Этим воспользовались

многие панки, которые принялись шпиговать свою музыку элементами ска, как

это делают NOFX, а зачастую базируют практически всю свою ритмику на ска -

как Operation tvy или Mighty Mighty Bosstones. Изначально в панк-рок ска

пришло благодаря стараниям Clash.

ХАРДКОР (HARDCORE) Ужесточенный американский панк-рок, порожденный в

первую очередь стараниями группы Black Flag. Основные приметы: короткие

песни, нарочитая двухаккордность, беспредельные скорости, полное

игнорирование мажорных звукозаписывающих фирм. Первый хардкоровый альбом -

'Group Sex' Circle Jerks (1980). В середине 80-х хардкоровые команды стали

часто перелезать в металлический лагерь, и наоборот - многие металлисты

стали углубляться в хардкоровые джунгли. Отсюда пошло всенародное, но все

равно ошибочное мнение, что хардкор - это металлизированный панк. Надо бы

заметить, что металлизированный панк носит название кроссовер (по альбому

'Crossover' банды D.R.I. 1987 года). Еще позже ярлык "хардкор" стали клеить

на металло-рэповые команды класса Biohazard, Pro-Pain, Dog Eat Dog и т.п.,

но к настоящему хардкору их оголтелые вопли и махание татуированными

мышцами не имеет ни малейшего отношения.

Стрейт-эдж.

Начало 80-х… Этот период нельзя назвать кризисом панк-движения, но многие

начали осознавать бессмысленность саморазрушения, так свойственную

представителям этой субкультуры. В данном случае саморазрушением я называю

употребление наркотиков, алкоголя, никотина и беспорядочную половую жизнь.

Ведя такой образ жизни, панк-движение создало себе репутацию наркоманов и

алкоголиков, абсолютно не заботящихся о своём моральном облике. Этот

стереотип бытует и поныне, особенно в странах бывшего СССР («панк --

пьяный, грязный, никчемный и не на что не способный»). Многие люди ходили

на концерты, разделяли взгляды, но понимали, что у такого движения, к

сожалению, будущего нет. Как нет и настоящего, если туса постоянно

находится «под кайфом». Дальше - больше: многие музыканты стали

придерживаться той же точки зрения и началось…

Откуда пошло название? Существует 2 легенды о происхождении «термина»

Straight Edge. Согласно первой Jeff Nelson, ударник "Minor Threat" -- одной

из первых групп, проповедующих идею "будь панком, будь чистым" ("stay punk,

stay clean") -- рисовал плакат для предстоящего концерта. При этом он

использовал линейку и сравнил ее жесткий и четкий край со стилем жизни,

который ведут участники группы. По второй легенде Ян Маккей выкрикнул это

словосочетание со сцены на одном из концертов. И уже к 1981 это название

прочно закрепилось за движением, и Minor Threat представили слушателям

одноимённую песню.

Люди, которые поддерживали это движение, малевали на своих руках кресты.

Потому что тогда при входе в клуб тем кто не достиг совершеннолетия охрана

ставила на руку крест. В баре бармен смотрел на руку просящего выпить и

если там стоял крест, то отказывал. А стрэйтэджеры ставя себе кресты, как

бы добровольно отказывались от спиртного. В музыке Straight Edge – самое

агрессивное направление в хардкоре.

Эволюция панка.

К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении

духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и

декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому

поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического,

вместо вялой депрессии — энергичного бунтарства.

Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х—80-

х. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь

характерный звук — энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от

премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато

правильных.

С идеологией дело обстояло сложнее. Самый важный элемент панковского

мироощущения — агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в

противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления,

родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке, белое называли

черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению — вопли,

рассудку — безумие, жизни — смерть. Главные принципы настоящих панков:

«Будущего нет», «Живи быстро, умри молодым».

Было придумано, что надо сделать с панками, чтобы они не представляли

угрозы для общества: их легализовали. Назвали антисистемой, которая нужна

для укрепления системы. Беснующейся молодежи была предоставлена законная

возможность выпустить пар, а дельцы шоу-бизнеса стали зарабатывать на панк-

роке деньги. Впрочем, панк-группы 80-х большой популярностью не

пользовались. Мода на них постепенно сходила на нет. Но в 90-е годы панк-

рок возродился - на сей раз сразу в коммерциализованном виде.

Коммерчески успешный Offspring прекрасно подходит для приручения

экстремистски настроенных панков и вытеснения по-настоящему агрессивных

музыкантов на второй план. Существуют, разумеется, и другие панки, бешеные

и опасные, пропагандирующие в том числе и фашистские идеи, немыслимые для

классических панков 70-х. К нынешним панкам прилипает любая идеология, не

только «левая», как было тридцать лет назад. Панковской может показаться

какая угодно экстремистская молодежная группировка. Или просто хулиганы,

которым нравится колоритный прикид, и не более того. Такие музыканты, как

правило, остаются маргиналами. Да и кому они особенно нужны, когда у

подростков есть возможность легально проявить свою возрастную агрессию и

жажду независимости через тот же Offspring?

Антиобщественные выпады Offspring, разумеется, всего лишь поза. Этакий

антураж. Предполагается, что бунтовать и бить витрины никто не пойдет. Сами

кумиры поколения не на шутку испугались бы такой агрессии. Тем не менее

какую-то идеологию предъявить они должны. Только тремя аккордами, даже

очень заводными, умами не завладеешь.

Холланд и его друзья выбрали учителем не Джонни Роттена, а взяли на

вооружение идею более умеренных музыкантов из другой легендарной панк-

группы 70-х Clash. Ее участник Джо Стаммер не верил в то, что рок-музыка и

панк-движение, в частности, могут что-нибудь изменить. Поэтому он говорил,

что отстаивать надо персональную свободу и право выбора. О том же поется и

в главных хитах Offspring. Внутренняя свобода превыше всего. Ты можешь

делать с собой все, что угодно, не считаясь с тем, чего от тебя ждут

родители, учителя, общество. Можешь хулиганить, менять девчонок хоть каждый

день, напиваться, гонять на тачке. У тебя есть свой путь, ты должен идти,

не обращая внимания на препятствия. Никто не сможет тебе помешать.

Offspring сделали декоративным не только панковский бунт. Они и музыку

подвергли радикальному пересмотру. Их стиль описывают совершенно абсурдным

на первый взгляд словосочетанием — поп-панк. Когда-то была такая формула:

музыка без драйва — это попса, драйв без музыки — панк. Для Offspring этого

противоречия не существует. У него есть и то, и другое — и весьма приличный

драйв, и минимальная музыкальность. Будущее для такого сочетания — самое

радужное. Как показывает практика, возможны бесконечные вариации в

пропорциях панка и попсы. Достаточно послушать уже знаменитых Korn, Green

Day, Guano Apes, NOFX или входящую в моду группу Strokes.

Скейтбординг.

На протяжении всего своего развития скейтбординг был неразрывно связан

с различными музыкальными течениями. Конечно, субкультура скейтеров это

сообщество индивидуальностей, музыкальные предпочтения которых могут быть

абсолютно различными, однако, исторически сложилось так, что панк/хардкор

движение, оказало определенное влияние на эту субкультуру и во многом

определило некоторые ее характерные особенности.

Первые скейтеры ни о каком панке и не подозревали, что не удивительно,

тогда (где-то в середине 60-х) его еще попросту не было. Уставшие

от кувыркания на волнах серферы спокойно, бороздили асфальтовые просторы

на неуклюжих скейтбордах и слушали спокойную и занудную музыку, нечто вроде

психоделлического буги с элементами хард-рока. И сегодня находятся

оригиналы, исполняющие подобную музыку (FU MANCHU). В таком же жанре играл

коллектив под названием SKOUNDRELZ, в котором принимал участие известный

скейтер 70-х Tony Alva.

В течении последующих десяти лет сильно меняется катание. Оно становится

более агрессивным и динамичным. Скейтеры осваивают бетонные бассейны

и заброшенные дренажные трубы, строятся первые скейтпарки. Спокойное

и размеренное катание по ровным асфальтовым поверхностям сменяется модой

на преодоление различных препятствий и исполнение невиданных и невероятно

сложных, по тем временам, трюков. В общем, скейтбординг перестает быть

придатком серфинга и обретает собственное лицо. Тягучая и заунывная музыка

60-х не отвечает потребностям нового поколения. В это же время начинается

борьба скейтеров за свои права. Дело в том, что скейтбординг никак

не вписывался в рамки привычных представлений о спортивной активности,

в связи с этим в США да и в других странах власти долгое время приравнивали

его к уличному хулиганству. В большинстве американских Штатов до сих пор

существуют законы, разрешающие катание только в строго определенных местах

и запрещающие скейтерам появляться на улицах без шлемов и специальной

защиты. Кроме того, скейтерам вменяется в вину порча государственной

собственности (перила, заборы, покрытия), нарушение правил дорожного

движения и т. п.

Подобная политика властей быстро приводит к тому, что скейтбординг

окончательно уходит в подполье. Здесь и происходит его встреча с панк-

роком. Обе формы самовыражения были в то время невероятно близки друг

Другу. И то и другое в то время можно быпо расценивать как бунт против

системы ценностей, которая навязывалась обществом, как бегство от иерархии,

законов и контроля со стороны школы и родителей. Быть панком и кататься

на скейте значило громко и искренне сказать «Fuck Off» всем, кто мешал

жить, стоял на пути, пытался контролировать. Для бунтующих тинейджеров

скейтбординг выглядел намного привлекательнее, чем, например бейсбол или

баскетбол, которые чаще всего ассоциировались с ненавистным школьным

спортзалом. Он был чем-то близким, так как отвергался обществом и стоял вне

закона, чем-то настоящим. Что не покупается и не продается. Начинается

активное взаимопроникновение скейтбординга и панк-рока. Этому во многом

способствовал культовый скейтбордический журнал THRASHER, всегда

пропагандировавший независимую панк-музыку. В конце 70-х, первой половине

80-х скейтеры были панками, а панки катались на скейтах.

В общем скейтбординг и панк-рок по-прежнему крепко повязаны, несмотря

на то, что первый из феномена подпольной панк-культуры превратился (ну,

по крайней мере стремительно превращается) в общепризнанный вид спорта.

Корни и у панка и скейтбординга общие.

Страницы: 1, 2