скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада'' скачать рефераты

как участвовавший в оном, был уже с 1768 года одним из небольшого числа

крупных русских собственников. (с. 182).

Впоследствии он сделался единственным владельцем родового имения,

которое он по-видимому особенно дорожил. Четыре старшие брата продали его

младшему брату Графу Владимиру в 1782 году.

Старшие братья имели отдельные собственности.

Иван - в Симбирской губ» (Ус о лье).

Графу Григорию - в год воцарение Императр. - Гатчинская Мыза и

мраморн. дворец в Петербурге.

Оба эти дара выкуплены Екатериной II после смерти Григория Орлова на

уплату домов.

Гр. Алексей - в Сибмирской, Московской, Воронежской и др. губ.

Гр. Федору - в Симбирской губ.

Жена Влад. Григ. - Елизавета Ивановна Штакедьберг, фрейлина. (с.

183).

Путешествие Влад. Григ. по России - 1770 г. Граф обедает в

Серпуховском уезде, в селе Семеновском, у Петра Федоровича Нащокина ..."

аналог: чтение Свияги у г.Свияжска. (с. 202).

х Примечание.

"... Несколько лет после (путешествия по Волге) Граф,

разводя парк свой в серпуховском имении, устроил там русло

для течения вода из двух ключей при такой тонко-исчисленной

нивеллировке, что один ручей течет в нескольких шагах разстояния в

противную сторону к другому ручью и один ручеек

проведен таким образом на 1000 сажен против течения реки Лопасни, в которую

она впадает. Этот фокус ( ) противен всем

правилам садоводства, которое имеет целью подражать природе, а не идти ей

наперекор; но фокус этот является именно в городе Симбирске и может быть

Граф Орлов захотел воспроизвести в своем парке своеобразное течение

Свияги..." (с. 211).

"... из Хатунской огромном дачи Граф Алек. Григорьевич подарил

Гpaфy Владимиру часть, из которой последней и устроил свою осадьбу в

разстояиин, как сказано в этом письме, около 5 верст от Хатуни". (с. 298).

Усадьба Семеновское - Отрада.

Выписки из исторической записки НПО "Мособлреставрация".

В.Г. Орлов.

1762 г. - переворот, царствование Екатерины II. С 1762 г.

учится за границей до 1766 г. До возвращении в Россию директор Академии

наук. В середине 70-х

годов XVIII в. выходит в отставку. "Неизвестно имя зодчего, составившего

проект основных усадебных построек".

"Усадебный дворец - сооружение оригинальное. В самой планировке его

заметно смешение принципов барокко в классицизма. Центральная,

прямоугольная в плане часть дворца отличается классицистическим

расположением анфилад, разделенным центральным коридором, в то время как

планировка помещений в торцовых частях здания – свободная, даже причудливая

- барочная. И в обработке фасадов чувствуется тяготение к барочному

декору..."

"В середине XIX в. здание дополнено двумя угловыми крыльцами со

стороны подъезда и оригинальными ротондами с лестницами и сквозными

колоннадами на уровне второго этажа, украсившими парковый фасад дворца ...

"Вероятно» недостроенный 8 этаж шел в проекте какое-то особое

оформление, расчитанное на восприятие с дальнего расстояния ..."

В интерьерах - лепные карнизы, изразцовые печи, наборный паркет.

Плафоны расписывал К.Брюллов.

"Расположенные в один ряд со стороны главного дворцового фасада

флигели (XVIIIв.), службы (XVIII-XIX в.в.), а также вынесенные вперед жилые

корпуса для прислуги (II половина XIX в.), лаконичны в своем убранстве b

благодаря единству декоративных мотивов хорошо вписываются в общий ансамбль

служебных построек.

Со стороны паркового фасада к дворцу примыкают два симметрично

расположенных корпуса оранжерей. Они выстроены по проекту М.Д.Быковского,

использовавшего в их архитектуре ренессансн. элементы, а в декоре — лепные

и терракотовые рельефы. На плоских кровлях оранжерей были устроены открытые

террасы ... Два павильона (конец XVIII в.), расположенные по углам

дворцового комплекса со стороны парка л обращенные главными фасадами к

реке.

Усадебные ограды» выполненные в XIX в. по эскизам Боссе …

Никольская усадебная церковь - в конце 1770-х годов.

Руководил строительством крепостной архитектор Бабакин.

Церковь - 2-х ярусное сооружение: из собственно церкви (с нижним

теплым Владимирским прадедом) и колокольни, объединенных между собой

высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть по высоте и ширине

равна трапезной, в плане прямоугольная.

"Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской

церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями" (оформление

- близко по стилю к барокко).

«В 1835 г. архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены

два боковых предала. Их убранство созвучно облику всего сооружения».

Аналогичные по типу ц. - храмы XVIII в, в подмосковных селах Киеве-Спасском

и Свитине.

Нередкое для рубежа XVIII-XIX в.в. сочетание классицизма с

псевдоготикой хозяйственных построек характерна и для Отрады: у самого

шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое

сооружение - бывшая кузница (конец XVIII в.).

К центральной, прямоугольной в плане части ее примыкают с боков

две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется

стрельчатыми завершением прясел основных фасадов здания. Также прием

контрастного сочетания белокаменных элементов декора с краснокирпичным

фоном стен.

Этот же прием применен в декоративной обработке других хоз.построек,

амбара и двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от

центрального ядра усадьбы.

"Однако, несмотря на все сходство Отрада с английскими усадьбами,

отрадненский парк является произведением русского паркового

искусства, типичным для конца XVIII столетия".

В 1832-1885 гг. по проекту Жилярди был возведен мавзолей

рловых «садовые затеи»- гроты, руины, беседки.

Свербеев Д.Н. Записки, т.2, с.129, 1899 г.

«Призвал я лучщего в те время архитектора, и указал он мне место на

высокой горе, построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне

полюбился» однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой

горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился

пониже, к берегу реки, между лесами... Начавши строить, я опять не

послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа».

"Лучшим ш всех подмосковных соседей был граф Владлиир Григорьевич

Орлов. Он не был. родовитэе других серпуховских помещиков .,., но всех жх

прев ос ход, ш.., богатством, несравненно высоким перед всеми образованием

и достоннш глубокого уважения своим характером". (с. 128)

Врангель Н.Н. Венок мертвым. Сиб. 1913 г.

Стр. 60. "... у графа Орлова, в его и ода основной Отраде, находился

садовник Питерман, живший шесть лет в имении".

"... у графа Орлова в Отраде "полезные" ремесла были нередко

соединяемы с приятными искусствами в одних и тех же лицах: ином, работавший

в столярной утром, являлся вечером актером в театре. Музыка играла во время

стола, а по субботам, вечером, давались инструментальные и вокальные

концеры.

15.

В Отраде» однако, высшие должности не ограничивались музыкой, Между

дворовыми людьми находились и архитектор, л жжво-писец, был человек особо

приученный поджидать в определенный час появления на небе звезда ия,:

планет и о том докладывать; были и доморощенные поэты, наконец, было лицо,

исполнявшее должность богослова".

Стр.61. "... Наблюдал за постройкой дома гр. Владимира Орлова в

имении Отрада некий Бабакин, но так как граф был им недоволен, то в домовом

приказе его от 1796 г-, читаем: "высечь Бабакина за то, что он, несмотря на

запрещение, снял кружла из под свода и вторично уронил свод в кузнице".

С.Кондаков. Отрада ("Столица и усадьбы")» 1917 г.

33-88» 30 августа

"Большой дом-дворец с различными службами, оранкереями, английским

парком и другими затеями барских усадьб ХУШ в. строился не торопясь,

крепко, солидно. Вместе с домом он (В.Г.Орлов) воздвиг в имении церковь во

имя Св. Владимира. Отрадьиский дом, поставленный внизу холма, на

котором белеет церковь, до сих пор, сохранил свой первоначальный характер,

хотя в сто с лишним лет своего существования подвергался некоторым

перестройкам (...)

Имя автора планов осталось неизвестным. Но исполнителем, по всей

вероятности, был крепостной Бабакин, упоминаемый в приказе, относящемся к

1796 г. (.,,).

По обеим концам главного корлуоа расположены больвшз

открытые веранды, устроенные на крышах оранкерей, тесно

примыкающих к главному фасаду и слегка выступающих

отдельными

крылами, отсюда открывается чудный вид на искусно разбитые

цветники, с пышнши клумбами, большой фонтан, дающий струю в

высоту дома и составляющий предмет особой гордости Отрады,

за речкой начинается парк с боскетами, беседками, прудами

и поэтическими развалинами (...)

16.

Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки,

обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Оне славятся

отличными персиками, которые доспевают уже в конце апреля (...)

Расположение отрадинского парка носит следы сильного впечатления,

произведенного на графа Владимира английским садовым искусством, о котором

он писал в своем дневнике, что в " расположения садов англичане стараются

подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто бывает много

труднее, чем в регулярных. В сих садах все разбросано - инде лесок, инде

кустарник, инде лужок...

На садоводство граф Владимир обращал особое внимание и для разбивки

сада и парка был приглашен иностранец Питер-ман, а для составления общего

плана всей местности в 1787 г. был вызван из Царицына английский садовник-

специалист.

Из обильных ключей были проведены ручьи в большие четырехугольные и

круглые пруды, из которых особенно живописен лебединый, окруженный высокими

деревьями, с островком посередине, где разводились форели, стерляди и сиги.

По преданию эти друды копали пленные турки под наблюдением крестьянина

Морозова (...)

В своем увлечении садоводством граф Владимир доходил до таких

мелочей, что выписывал из Москвы соловьев для оживления отрадинских садов,

а для придания большего сходства с излюбленными английскими парками завел

оленей (...).

В парке, среди разбросанных то тут, то там беседок, павильонов,

находится живописная ферма.

Между холмом, где стоит приходская церковь, а рядом маленькая,

круглая, в виде ротонды, Успенская церковь, служащая усыпальницей графов

Орловых, и внизу лежащим дворцом, лицом к нему стоят высокий цоколь с

бронзовым бюстом Екатерины II (...) Одне из ворот, ведущие к дому, сторожат

большие чугунные львы, стоящие на массивных кирпичных столбах; другие,,

выходящие в парк, украшены екатерининскими орлами. Сад около дома окружен

великолепной чугунной решеткой в Версальском духе.

В нескольких минутах ходьбы от дома, в конце густой аллеи

начинается деревня, соединенная с парком сооруженным графом Владимиром

высоким железным мостом (...).

17.

Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ В ПОДМОСКОВЬЕ

1924 г.

И –19/318 стр. 19-20.

Отрада (Орловых), Серпуховского у., б 14 верст.

от ст.Михнево.

Усадьба выполнена в стиле английских загородных дворцов братом

екатерининского фаворита Г.Орлова. Громадшй дом с оранжереями и флигелями.

Внутри росписи работы крепостных и большой плафон К. Брюллова

(?). Сохранилась часть убранства, в том числе пять хороших мраморных бюстов

Орловых. Интерес представляют две итальянские майолики эпохи Возрождения,

эллинистический живописный портрет, античные вазы и пр. Среди раскинутых на

большом пространстве хозяйственных построек любопытна готическая сторожка

(?). Церковь XVIII в. и ротонда-мавзолей, где погребены все пять братьев

Орловых, представляющая последнее творение Д.Жилярди (1832 г.). В парке,

изобиловавшем прежде различными затеями, сохранились беседки (руинированная

колоннада над могилой собаки с мраморной плитой) и многочисленные пруды, в

середине парка протекает река Лонасня.

Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.

ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ В ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ.

М.-Л., 1926 г.

стр. 9.

Балтийская линия.

№ 139 стр. 27. Отрада - в 12 км от ст. Михнево Рязан-ско-Уральской

жел. дороги ... Большая роскошная усадьба, принадлежавшая Орлову-Давыдову.

18

В громадном доме-дворце в настоящее время помещается усадебный

музей, содержащий много предметов убранства, мебели, портретов и т.д.

Около дома большое кол-во хоз. Построек: флигеля, оранжереи,

сторожка в готическом стиле и т.д.

В прекрасном парке, расположенном на р.Лопасне, сохранились беседки,

павильон, колоннада, пруды и т.д.

Церковь XIХ в. и мавзолей - cсоздании знаменитого зодчего Жилярди.

Е.А.Белецкая, 3.К.Покровская

Д. И. Жилярди

М., Стройиздат, 1980 год

Стр. 126.

«В 1832 г., в год отъезда из россии на родину в Швейцарию,

Д. И.Жилярди создает проект своего последнего сооружения б России -

мавзолея в Отраде.

Отрада - усадьба в Семеновском близ Серпухова, принадлежала графу

В.Г.Орлову, одному из известных во времена Екатерины II братьев Орловых,

приближенных императрицы. Она была приобретена В.Г.Орловым в 70-х гг. XVIII

в. после удаления Орловых от царского двора и ко времени работы в ней

Д.И.Жилярди представляла собой одну из интереснейших подмосковных усадеб,

ансамбль которой с обширным английским парком раскинулся на берегах р.

Лопасни.

Усадьба славилась своми оранжереями и системой водоснабжения,

оленямж, соловьями и рыбами, редких пород в прудах. Здесь работали

знаменитые садовники.

Один из весьма просвещенных людей своего времени, В.Г.Орлов (в 1770-

ые годы – директор Академии наук) собрал здесь большую библиотеку,

коллекцию картин и скульптуры.

19.

Главный дом, обширный и добротный, с многочисленными службами и

церковь были построены в 1770-ые годы, но отделка и достройка их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11