Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада''
как участвовавший в оном, был уже с 1768 года одним из небольшого числа
крупных русских собственников. (с. 182).
Впоследствии он сделался единственным владельцем родового имения,
которое он по-видимому особенно дорожил. Четыре старшие брата продали его
младшему брату Графу Владимиру в 1782 году.
Старшие братья имели отдельные собственности.
Иван - в Симбирской губ» (Ус о лье).
Графу Григорию - в год воцарение Императр. - Гатчинская Мыза и
мраморн. дворец в Петербурге.
Оба эти дара выкуплены Екатериной II после смерти Григория Орлова на
уплату домов.
Гр. Алексей - в Сибмирской, Московской, Воронежской и др. губ.
Гр. Федору - в Симбирской губ.
Жена Влад. Григ. - Елизавета Ивановна Штакедьберг, фрейлина. (с.
183).
Путешествие Влад. Григ. по России - 1770 г. Граф обедает в
Серпуховском уезде, в селе Семеновском, у Петра Федоровича Нащокина ..."
аналог: чтение Свияги у г.Свияжска. (с. 202).
х Примечание.
"... Несколько лет после (путешествия по Волге) Граф,
разводя парк свой в серпуховском имении, устроил там русло
для течения вода из двух ключей при такой тонко-исчисленной
нивеллировке, что один ручей течет в нескольких шагах разстояния в
противную сторону к другому ручью и один ручеек
проведен таким образом на 1000 сажен против течения реки Лопасни, в которую
она впадает. Этот фокус ( ) противен всем
правилам садоводства, которое имеет целью подражать природе, а не идти ей
наперекор; но фокус этот является именно в городе Симбирске и может быть
Граф Орлов захотел воспроизвести в своем парке своеобразное течение
Свияги..." (с. 211).
"... из Хатунской огромном дачи Граф Алек. Григорьевич подарил
Гpaфy Владимиру часть, из которой последней и устроил свою осадьбу в
разстояиин, как сказано в этом письме, около 5 верст от Хатуни". (с. 298).
Усадьба Семеновское - Отрада.
Выписки из исторической записки НПО "Мособлреставрация".
В.Г. Орлов.
1762 г. - переворот, царствование Екатерины II. С 1762 г.
учится за границей до 1766 г. До возвращении в Россию директор Академии
наук. В середине 70-х
годов XVIII в. выходит в отставку. "Неизвестно имя зодчего, составившего
проект основных усадебных построек".
"Усадебный дворец - сооружение оригинальное. В самой планировке его
заметно смешение принципов барокко в классицизма. Центральная,
прямоугольная в плане часть дворца отличается классицистическим
расположением анфилад, разделенным центральным коридором, в то время как
планировка помещений в торцовых частях здания – свободная, даже причудливая
- барочная. И в обработке фасадов чувствуется тяготение к барочному
декору..."
"В середине XIX в. здание дополнено двумя угловыми крыльцами со
стороны подъезда и оригинальными ротондами с лестницами и сквозными
колоннадами на уровне второго этажа, украсившими парковый фасад дворца ...
"Вероятно» недостроенный 8 этаж шел в проекте какое-то особое
оформление, расчитанное на восприятие с дальнего расстояния ..."
В интерьерах - лепные карнизы, изразцовые печи, наборный паркет.
Плафоны расписывал К.Брюллов.
"Расположенные в один ряд со стороны главного дворцового фасада
флигели (XVIIIв.), службы (XVIII-XIX в.в.), а также вынесенные вперед жилые
корпуса для прислуги (II половина XIX в.), лаконичны в своем убранстве b
благодаря единству декоративных мотивов хорошо вписываются в общий ансамбль
служебных построек.
Со стороны паркового фасада к дворцу примыкают два симметрично
расположенных корпуса оранжерей. Они выстроены по проекту М.Д.Быковского,
использовавшего в их архитектуре ренессансн. элементы, а в декоре — лепные
и терракотовые рельефы. На плоских кровлях оранжерей были устроены открытые
террасы ... Два павильона (конец XVIII в.), расположенные по углам
дворцового комплекса со стороны парка л обращенные главными фасадами к
реке.
Усадебные ограды» выполненные в XIX в. по эскизам Боссе …
Никольская усадебная церковь - в конце 1770-х годов.
Руководил строительством крепостной архитектор Бабакин.
Церковь - 2-х ярусное сооружение: из собственно церкви (с нижним
теплым Владимирским прадедом) и колокольни, объединенных между собой
высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть по высоте и ширине
равна трапезной, в плане прямоугольная.
"Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской
церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями" (оформление
- близко по стилю к барокко).
«В 1835 г. архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены
два боковых предала. Их убранство созвучно облику всего сооружения».
Аналогичные по типу ц. - храмы XVIII в, в подмосковных селах Киеве-Спасском
и Свитине.
Нередкое для рубежа XVIII-XIX в.в. сочетание классицизма с
псевдоготикой хозяйственных построек характерна и для Отрады: у самого
шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое
сооружение - бывшая кузница (конец XVIII в.).
К центральной, прямоугольной в плане части ее примыкают с боков
две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется
стрельчатыми завершением прясел основных фасадов здания. Также прием
контрастного сочетания белокаменных элементов декора с краснокирпичным
фоном стен.
Этот же прием применен в декоративной обработке других хоз.построек,
амбара и двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от
центрального ядра усадьбы.
"Однако, несмотря на все сходство Отрада с английскими усадьбами,
отрадненский парк является произведением русского паркового
искусства, типичным для конца XVIII столетия".
В 1832-1885 гг. по проекту Жилярди был возведен мавзолей
рловых «садовые затеи»- гроты, руины, беседки.
Свербеев Д.Н. Записки, т.2, с.129, 1899 г.
«Призвал я лучщего в те время архитектора, и указал он мне место на
высокой горе, построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне
полюбился» однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой
горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился
пониже, к берегу реки, между лесами... Начавши строить, я опять не
послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа».
"Лучшим ш всех подмосковных соседей был граф Владлиир Григорьевич
Орлов. Он не был. родовитэе других серпуховских помещиков .,., но всех жх
прев ос ход, ш.., богатством, несравненно высоким перед всеми образованием
и достоннш глубокого уважения своим характером". (с. 128)
Врангель Н.Н. Венок мертвым. Сиб. 1913 г.
Стр. 60. "... у графа Орлова, в его и ода основной Отраде, находился
садовник Питерман, живший шесть лет в имении".
"... у графа Орлова в Отраде "полезные" ремесла были нередко
соединяемы с приятными искусствами в одних и тех же лицах: ином, работавший
в столярной утром, являлся вечером актером в театре. Музыка играла во время
стола, а по субботам, вечером, давались инструментальные и вокальные
концеры.
15.
В Отраде» однако, высшие должности не ограничивались музыкой, Между
дворовыми людьми находились и архитектор, л жжво-писец, был человек особо
приученный поджидать в определенный час появления на небе звезда ия,:
планет и о том докладывать; были и доморощенные поэты, наконец, было лицо,
исполнявшее должность богослова".
Стр.61. "... Наблюдал за постройкой дома гр. Владимира Орлова в
имении Отрада некий Бабакин, но так как граф был им недоволен, то в домовом
приказе его от 1796 г-, читаем: "высечь Бабакина за то, что он, несмотря на
запрещение, снял кружла из под свода и вторично уронил свод в кузнице".
С.Кондаков. Отрада ("Столица и усадьбы")» 1917 г.
33-88» 30 августа
"Большой дом-дворец с различными службами, оранкереями, английским
парком и другими затеями барских усадьб ХУШ в. строился не торопясь,
крепко, солидно. Вместе с домом он (В.Г.Орлов) воздвиг в имении церковь во
имя Св. Владимира. Отрадьиский дом, поставленный внизу холма, на
котором белеет церковь, до сих пор, сохранил свой первоначальный характер,
хотя в сто с лишним лет своего существования подвергался некоторым
перестройкам (...)
Имя автора планов осталось неизвестным. Но исполнителем, по всей
вероятности, был крепостной Бабакин, упоминаемый в приказе, относящемся к
1796 г. (.,,).
По обеим концам главного корлуоа расположены больвшз
открытые веранды, устроенные на крышах оранкерей, тесно
примыкающих к главному фасаду и слегка выступающих
отдельными
крылами, отсюда открывается чудный вид на искусно разбитые
цветники, с пышнши клумбами, большой фонтан, дающий струю в
высоту дома и составляющий предмет особой гордости Отрады,
за речкой начинается парк с боскетами, беседками, прудами
и поэтическими развалинами (...)
16.
Главные оранжереи, размещенные дальше, через дорогу вдоль реки,
обращены на юг, а с севера их защищает высокий сосновый лес. Оне славятся
отличными персиками, которые доспевают уже в конце апреля (...)
Расположение отрадинского парка носит следы сильного впечатления,
произведенного на графа Владимира английским садовым искусством, о котором
он писал в своем дневнике, что в " расположения садов англичане стараются
подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто бывает много
труднее, чем в регулярных. В сих садах все разбросано - инде лесок, инде
кустарник, инде лужок...
На садоводство граф Владимир обращал особое внимание и для разбивки
сада и парка был приглашен иностранец Питер-ман, а для составления общего
плана всей местности в 1787 г. был вызван из Царицына английский садовник-
специалист.
Из обильных ключей были проведены ручьи в большие четырехугольные и
круглые пруды, из которых особенно живописен лебединый, окруженный высокими
деревьями, с островком посередине, где разводились форели, стерляди и сиги.
По преданию эти друды копали пленные турки под наблюдением крестьянина
Морозова (...)
В своем увлечении садоводством граф Владимир доходил до таких
мелочей, что выписывал из Москвы соловьев для оживления отрадинских садов,
а для придания большего сходства с излюбленными английскими парками завел
оленей (...).
В парке, среди разбросанных то тут, то там беседок, павильонов,
находится живописная ферма.
Между холмом, где стоит приходская церковь, а рядом маленькая,
круглая, в виде ротонды, Успенская церковь, служащая усыпальницей графов
Орловых, и внизу лежащим дворцом, лицом к нему стоят высокий цоколь с
бронзовым бюстом Екатерины II (...) Одне из ворот, ведущие к дому, сторожат
большие чугунные львы, стоящие на массивных кирпичных столбах; другие,,
выходящие в парк, украшены екатерининскими орлами. Сад около дома окружен
великолепной чугунной решеткой в Версальском духе.
В нескольких минутах ходьбы от дома, в конце густой аллеи
начинается деревня, соединенная с парком сооруженным графом Владимиром
высоким железным мостом (...).
17.
Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.
ЭКСКУРСИИ В ПОДМОСКОВЬЕ
1924 г.
И –19/318 стр. 19-20.
Отрада (Орловых), Серпуховского у., б 14 верст.
от ст.Михнево.
Усадьба выполнена в стиле английских загородных дворцов братом
екатерининского фаворита Г.Орлова. Громадшй дом с оранжереями и флигелями.
Внутри росписи работы крепостных и большой плафон К. Брюллова
(?). Сохранилась часть убранства, в том числе пять хороших мраморных бюстов
Орловых. Интерес представляют две итальянские майолики эпохи Возрождения,
эллинистический живописный портрет, античные вазы и пр. Среди раскинутых на
большом пространстве хозяйственных построек любопытна готическая сторожка
(?). Церковь XVIII в. и ротонда-мавзолей, где погребены все пять братьев
Орловых, представляющая последнее творение Д.Жилярди (1832 г.). В парке,
изобиловавшем прежде различными затеями, сохранились беседки (руинированная
колоннада над могилой собаки с мраморной плитой) и многочисленные пруды, в
середине парка протекает река Лонасня.
Морозов В.Б. и Ольсен Б.О.
ЭКСКУРСИИ И ПРОГУЛКИ В ОКРЕСТНОСТИ МОСКВЫ.
М.-Л., 1926 г.
стр. 9.
Балтийская линия.
№ 139 стр. 27. Отрада - в 12 км от ст. Михнево Рязан-ско-Уральской
жел. дороги ... Большая роскошная усадьба, принадлежавшая Орлову-Давыдову.
18
В громадном доме-дворце в настоящее время помещается усадебный
музей, содержащий много предметов убранства, мебели, портретов и т.д.
Около дома большое кол-во хоз. Построек: флигеля, оранжереи,
сторожка в готическом стиле и т.д.
В прекрасном парке, расположенном на р.Лопасне, сохранились беседки,
павильон, колоннада, пруды и т.д.
Церковь XIХ в. и мавзолей - cсоздании знаменитого зодчего Жилярди.
Е.А.Белецкая, 3.К.Покровская
Д. И. Жилярди
М., Стройиздат, 1980 год
Стр. 126.
«В 1832 г., в год отъезда из россии на родину в Швейцарию,
Д. И.Жилярди создает проект своего последнего сооружения б России -
мавзолея в Отраде.
Отрада - усадьба в Семеновском близ Серпухова, принадлежала графу
В.Г.Орлову, одному из известных во времена Екатерины II братьев Орловых,
приближенных императрицы. Она была приобретена В.Г.Орловым в 70-х гг. XVIII
в. после удаления Орловых от царского двора и ко времени работы в ней
Д.И.Жилярди представляла собой одну из интереснейших подмосковных усадеб,
ансамбль которой с обширным английским парком раскинулся на берегах р.
Лопасни.
Усадьба славилась своми оранжереями и системой водоснабжения,
оленямж, соловьями и рыбами, редких пород в прудах. Здесь работали
знаменитые садовники.
Один из весьма просвещенных людей своего времени, В.Г.Орлов (в 1770-
ые годы – директор Академии наук) собрал здесь большую библиотеку,
коллекцию картин и скульптуры.
19.
Главный дом, обширный и добротный, с многочисленными службами и
церковь были построены в 1770-ые годы, но отделка и достройка их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|