скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения скачать рефераты

методики определения традиции ориентировки умерших, предложенной В.Ф.

и В.В. Генингами, позволяют допустить, что саргатское население

хоронило своих соплеменников головой на север, реже -- на запад,

руководствуясь при этом заходом солнца. Хотя сама исследователь

отмечает необходимость проверки этих выводов и пердлагает другой

вариант. "Если предположить, что похороны происходили днем (а это,

скорее всего, так и было) и стороны света определяли по солнцу, то

доминирующими следует признать южные ориентиры, так как в северном

секторе солнце находится вечером. Тогда получается, что умерших

хоронили ногами на юг, в соответствии с его сакральным смыслом" [38].

Как указывает Б.А. Коников, селькупы также укладывали своих

умерших ногами на север или же в них по течению реки, а в случае, если

река крупная, то для Сибири эти два варианта по большей части

совпадают. Здесь стоит вспомнить о воде. Этнографические данные в

сочетании с прижизненным соседством саргатцев с водой и посмертным

отдалением от нее уже могут навести на некоторые размышления.

На рубеже эр набшлюдается некоторое изменение в традиции:

появляются широтные ориентировки, что, видимо, было связано с влиянием

сарматских племен Южного Приуралья. С востоком и западом – местом

захода и восхода солнца – сарматы -- ираноязычные племена -- связывали

представление о “загробном мире”.

Норма для саргатской культуры -- ингумация в ямах под курганами,

в вытянутом положении на спине. Обычна если не внутримогильная

конструкция, то, по крайней мере, подстилка, на что указывает

содержание в погребениях дерева. По указанию Л.Н. Коряковой,

встречаются могильные ямы нескольких типов: "1 -- с отвесными

стенками, 2 -- с наклонными, 3 -- с заплечиками, 4 -- с нишами"[39].

Подтипы выделяются на основе формы ямы в плане, разновидности --

деталями конструкции и коминациями типов (Богдановский, Тютринский и

Нечунаевский могильники). Встречаются захоронения во рвах, но это,

скорее, отклонение от нормы.

Как правило, большие могилы -- центральные, маленькие -- детские,

которые в большинстве случаев расположены под полами. Часто в

погребениях содержится дерево. Как правило, центральные могилы глубже

остальных, хотя есть масса исключений. А.В. и Н.П. Матвеевы

предполагают, что если по всем, кроме размера, признакам могила

принадлежит знатному человеку, то могила была сделана зимой.

"Обращает внимание меньшая глубина могил в курганах небольших

размеров: кург. 4 и 5 имеют из двенадцати только три могилы заметной

глубины (1,5, 1,3 и 1,1 м), тогда как под насыпями больших курганов из

восьми могил только одна имеет глубину 0.8 м, остальные семь -- более

1,5 м и даже свыше 2 и 3 м"[40].

На примере Сидоровского могильника В.И. Матющенко и Л.В. Татаурова

излагают следующий алгоритм сооружения погребальной камеры: сначала

умершего покрывали мягким полотнищем или берестой, затем устраивали

было перекрытие из деревянных плах в один, два или три ряда. Изредка в

Сидоровском могильнике встречались следы огня, охры, мела, но очень

редко.

Вместе с тем в саргатской культуре наблюдалось много случаев

захоронения на древней поверхности, в чем Н.П. Матвеева видит

продолжение традиции эпохи поздней бронзы. Она же отмечает наличие в

саргатской культуре погребений-кенотафов (курган 6 Абатского 3,

возможно, сюда же следует отнести курган 2 могильника Суерка-I). Также

единичность детских захоронений, из чего исследователь делает вывод о

существовании отдельных детских кладбищ, других способах захоронения

либо захоронении детей в полах курганов (Кокуйский 3), но из-за

распашки проследить погребения не представляется возможным.

Пол, возраст погребенного, причина смерти

Многие исследователи выделяют в саргатской культуре

преимущественно мужские или женские могильники.

Подробное рассмотрение этой категории инвентаря может рассказать

нам об основных занятиях населения саргатской культуры, о

дифференциации занятий в зависимости от пола, дать материал об истории

саргатцев.

Б.А. Коников указывает, что на основе анализа инвентаря мужских

могил и собственно костяков приводин нас к выводу о неспокойной

обстановек в Прииртышье -- часты находки костяков, поврежденных явно в

бою, о чем говорят рубцы на костях, скелеты без черепов. Вместе с тем

в погребениях саргатцев встречаются и черепа без костяков. Притом в

кургане 6 Савиновского могильника этот череп покоится во рву. Вопрос о

том, куда же девались головы саргатцев, весьма интересен, особенно

исходя из распространенного у первобытных племен обычая захватывать

головы врагов в качестве трофея.

Внутримогильные сооружения

В литературе неоднократно обращалось внимание на сходство

погребальных конструкций саргатских могил с жилищами. Рассмотрим

встречающиеся конструкции.

Л.Н. Корякова разделяет внутримогильное пространство на

горизонтальное и вертикальное, притом если горизонтальное пространство

в той иди иной степени изучено, то вертикальное, включающее в себя

различные внутри- и надмогильные конструкции, изучено слабо. В итоге

исследователи не могут использовать целый пласт информации о

погребальном обряде саргатцев и мировоззренческих принципов,

отраженных в нем.

Врообще на территории саргатской культуры были широко

распространены сооружения над центральной мошилой в виде платформ

или шатровые перекрытия. Последние, как указывают М.И. Дэйр и Л.Н.

Корякова, были более распространенына саргатско-гороховском этапе,

позже уступив место плоским платформам. Вообще несмотря на сходство

внутримогильных конструкций с самым консервативным элементом

маткриальной кульуры -- жилищем, аналоги внутримогильным сооружениям

без труда можно найти у степных кочевников. Пока в саргатской культуре

неизвестны хорошо известные степным кочевникам дромосы. Также

неизвестно, были ли колеективные центральные захоронения,

встречающиеся в саргатских курганах, одноактными, или имело место

подхоранивание, известное у скифов.

Среди относительно сохранившихся перекрытий Л.Н. Корякова и другие

исследователи выделяют несколько видов: "1 -- на заплечиках, иногда

двойные (около 18%); на краю могилы (70%), иногда на срубе или

деревянном ящике (4,6%), чаще они связаны с ямами неопределенного

типа, находящимися в насыпях; 5 -- на выкладке из камня (один случай).

Очевидно, что могилы с заплечиками всегда имели деревянные перекрытия.

На Иртыше эта связь практически полная (86%). Дерево содержалось в

трети ям 1-го и 2-го типов, а также в 40% ям неопределенного типа.

Разновидность перекрытия определяется способом укладки бревен и

сочетанием с другими материалами: продольное, поперечное, продольно-

поперечное, диагональное, с берестой, с травой"[41].

Если говорить о региональных особенностях , то в Прииртышьи, по

мнению Л.Н. Коряковой, основной тип могилы -- яма с отвесными и

наклонными стенками, перекрытиями и облицовкой. Весьма часты могилы со

срубами и деревянными ящиками, чего нет в Барабинских погребениях. В

Приишимьи часто встречаются ямы с заплечиками, уступами, нишами,

деревянной облицовкой и перекрытиями. Для Среднего Притоболья

характерно большее количество могил со столбовыми конструкциями.

Тот же автор отмечает примерно в трети курганов Иртыша и Ишима

площадки из глины или песка в насыпях, что в Притоболье встречается

реже.

Н.П. Матвеева указывает, что в Приишимье происходила эволюция

могильных конструкций. В VI-V вв. до н.э. были обычными захоронения на

древней поверхности (Явленка-I, Фоминцево), затем -- в широких ямах с

отвесными стенками, с III-II вв. до н.э. -- наблюдается определенное

разнообразие: встречаются могилы с заплечиками, канавками, ямками от

столбов; внутри могил появляются перекрытия в один-два слоя жердями

или бревнами. Она же обращает внимание на то, что в

североказахстанских курганах и "к. 4 АБ-1 под насыпями обнаружены

деревянные платформы из радиально уложенных бревен. В п.4 к.1 АБ-3

погребальная постройка была опущена в глубокую и просторную камеру и

являлась уменьшенной копией саргатского жилища. Следы сходной

конструкции обнаружены и в п. 1 к. 6 АБ-3. Эти наблюдения

свидетельствуют о строительстве "дома мертвых" для определенной

категории покойников"[42].

Продолжая разговор о частных случаях, отметим, что по наблюдениям

В.И. Матющенко и Л.В. Татауровой, в ряде могил Сидоровского могильника

"вдоль длинных стенок имеются уступы. Возможно, они были деталью

конструкции могил, но не исключено, что они оставлены грабителями.

Ширина этих уступов -- 0,15-0,20 м"[43]. В том же могильнике была

встречена облицовка стен деревом. Дно могилы было выстлано берестой и

чем-то напоминающим циновку.

Безусловно, при таком многообразии форм могил необходима некая

классификация. Одну из попыток ее создания сделали А.В. и Н.П.

Матвеевы, посчитав ведущим признаком при классификации саргатских

могил по способу захоронения в них умерших рельеф дна. В статье " О

реконструкции погребальных сооружений саргатской культуры"

исследователи рассматривают два вида рельефа: 1) могилы с двумя

канавками; и 2) могилы с ямками.

В первом случае канавки шириной 30-40 см. и глубиной 10-30 см

располагаются возле узких стенок, в головах и/или в ногах покойного.

Такие могилы характерны для Савенковского, Тютринского и Абатского 1

и 3 могильников, курганы которых до распашки отличались большими

размерами. В то же время в рядовых комплексах канавок нет. Если

погребение с канавкой не ограблено, то череп и кости стопы обычно

находятся в головной и ножной канавках соответственно. Из этого и

других фактов следует, что в некоторых погребениях саргатской культуры

использовались погребальные ложа. А.В. и Н.П. Матвеевы полагают, что

перед нами в данном случае особенная вариация погребального обряда,

притом в ряде случаев ложе обивалось листовым золотом. На основе того,

что в рядовых погребениях данный способ не встречается,

предполагается, что он был заимствован саргатцами, и носил социально-

этнический характер.

Во втором случае на дне могильной ямы обнаруживается от 4 до 14

вертикальных ямок от столбов диаметром 10-35 см, глубиной 5-70 см,

расположенных вдоль стенок симметрично друг другу. В ряде случаев в

заполнении обнаружена истлевшая древесина, а в п. 1 к. 6 АБ-3

могильника вдоль стенок между этими ямками прослежены небольшие

канавки, характерные для следов деревянных конструкций саргатских

жилищ. Также этот вариант иногда сопросождается ступеньками,

заплечиками, нишами и представлен в Красногорском I и в тех же

могильниках, что и предыдущий тип.

Также стенки и пол могилы иногда укреплялись или украшались

деревом (Долгий Бугор), притом в полу камеры встречены ямки от

столбов.

А.В. и Н.П. Матвеевы обобщают метариал следующим образом: "в

камерах сооружались бревенчатые постройки каркасно-столбовой

конструкции, в которых стены выполнялись либо в технике заплота и

крепились в пазах вертикальных столбов, либо были образованы закладом

пространства между столбами и земляными стенками ямы"[44]. Оба этих

приема характерны и для саргатского домостроительства, а стало быть,

для некоторрых умерших саргатцы строили особые "дома мертвых".

Следует особо отметить, что архитектурная традиция, применяемая в

данном случае, является автохтонной (см. главу 2). Сама могильная

конструкция имеет поздние аналогии у хантов и селькупов.

Н.П. Матвеева считает, что сама идея и некоторые приемы

погребальных конструкций являлись позднейшими вариациями домов

мертвых, притом были заимствованы у саков Приаралья, у которых, во-

первых, "бревенчатая столбовая конструкция сочеталась с

трупоположением на древнем горизонте, а настилы -- с глубокими и

просторными ямами в материке. Во-вторых, характерным типом погребений

в Приаралье являются трупоположения на вытянуто спине в широких

прямоугольных ямах со следами столбов по углам, западной ориентировкой

погребенных и богатым инвентарем. Таким образом, здесь уже "дома

мертвых" строились индивидуально для каждого покойника и впускались в

могилу. В третьих, именно у саков находим аналогичную саргатской

конструкцию могилы, когда ее площадка окружена по периметру канавкой и

приподнята, как стол"[45]. Надо добавить, что именно в Приаралье можно

наблюдать использование хвороста для могильных перекрытий. Но у саков

эти приемы встресаются, по указанию Н.П. Матвеевой, в VII-IV вв. до

н.э., а у саргатцев -- с конца V-IV вв. до н.э. В.А. Могильников

исходя из этого предполагает значительную инфильтрацию отдельных

родовых групп саков в саргатскую среду по всему фронту саргатской

культуры в середине и начале I тыс. до н.э. В итоге саки, по мнению

исследователя, в результате удачных военных действий заняли

господствующее положение среди местного угорского населения, закрепили

его системой эксплуатации и освятили идеологически.

. Таким образом, применение заимствованного погребального ритуала

могло свидетельствовать скорее не о желании местной знати выделиться,

а о несаргатском происхождении знати.

Следы огня

Н.В, Полосьмак считает, что огонь был одним из важных элементов

саргатской погребальной обрядности. Его следы обнаруживаются: "1) в

кострищах в насыпях курганов; 2) на обгоревшем деревянном перекрытии

над могилами; 3) на костях погребенных (в кургане 16 могильника

Макарово I на уровне древнего горизонта в центре был мощный прокал, в

котором обнаружены сильно кальцированные кости и обугленная женская

челюсть, могильной ямы нет)"[46]. В последнем случае исследователь

предполагает ритуальное трупосожжение, а для всей культуры считает

вероятным существование культа огня по типу сакского или сарматского.

Несмотря на некоторую вариабельность, вполне естественную для

такой обширной территории, рассмотренные выше элементы погребальной

обрядности фиксируются во всех районах саргатской культуры. Различия

между ними заметнее проявляются при рассмотрении деталей ритуала.

Л.Н. Корякова встречает следы огня в половине изученных ею

курганов, притом в большинстве случаев это остатки костра в насыпях

(восточные районы -- 50-60%, Притоболье -- около 40%). Выделяются

собственно погребения с остатками костров, с подсыпками в виде золы и

углей. Есть случаи, когда могила, по предположениям, могла быть

засыпана остатками еще не остывшего костра (Явленка, Берлик). Вместе с

тем во многих саргатских комплексах ничего этого нет. Собственно при

захоронении огонь применялся всего в 14% случаев, но способов его

применения гораздо больше -- в могилах встречаются продукты горения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8