скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения скачать рефераты

небольшого вала, перестроенных позднее. Время возведения укреплений на

второй и третьей площадках неясно"[21].

Из того факта, что саргатцы следили за укреплениями, постоянного

их ремонтировали, можно сделать вывод о неспокойной обстановке в

Западной Сибири раннего железного века, что подтверждается также

материалами могильников.

Застройка поселения

Поселения саргатской культуры различны не только по месту их

расположения, но и по количеству построек, а значит, и людей,

обитавших в них. Л.Н. Корякова дает следующие цифры: средняя площадь

селищ -- около 6 тыс. м2, на Ишиме – около 7 тыс. м2, на Тоболе –

около 8-9 тыс. м2. Максимальная площадь -- 13-18 тыс. м2. "Внешними

признаками селищ служат жилищные впадины числом от 5-10 до 40 обычно с

бессистемной планировкой. Часто они располагаются группами вдоль

берега реки или озера через 0,5-2 км (Андреевка I-III, Логиново II-V,

Белый Яр XII,XIII, Дувановское II, XVIII и т.д). В целом саргатским

селищам присуща рассеянная или кучно-гнездовая форма (в

этнографической терминологии)"[22]. Остановимся подробнее именно на

планировке поселения.

Л.Н. Корякова указывает, что на поселениях саргатской культуры

преобладает рассеянная застройка. Вместе с тем она указывает на слабую

изученность этого элемента саргатской системы местообитания. Хотя

порой прослеживается некоторая регулярность планировки. Например, "на

городище Инберень IV жилищные впадины располагались по кругу вдоль

вала, примыкая к нему, причем это единственный случай такого вида

застройки. За пределами укреплений впадины сгруппированы рядами,

идущими от городища по направлению к старице. На Каграновском городище

впадины образуют как бы две обособленные группы. На селищах

Андреевское I-III видны следы уличной планировки"[23]. "Иногда

поселения состоят из групп жилищных впадин с промежутком 0,3-1 км,

отчего бывает трудно понять, одно это поселение или их несколько

(поселение Карасье-I-VIII, Логиново II-V, Белый Яр XII,XIII и т.д)"

[24].

Для Рафайловского городища и селища, по данным Н.П. Матвеевой, "на

всех участках характерна плотная застройка, отчасти объясняющаяся

сооружением на месте пришедших в негодность жилищ или в

непосредственной близости к ним новых построек"[25].

Застройка, планировка поселения непосредственно связана с

размерами поселения и с ограниченностью его с одной или нескольких

сторон естественными или искусственными рубежами. Л.Н. Корякова

выделяет три группы поселений:

1. крупные (не менее 10 тыс. м2), как правило связанные с

городищами. Это, безусловно, места длительного обитания. Л.Н.

Корякова приводит следующие примеры поселений такого типа:

Речкино II (18 тыс. м2), Узлово II (9 тыс. м2), Андреевка II (12

тыс. м2);

2. средние поселения (более 3 тыс. м2);

3. малые поселения (до 3 тыс. м2). Это и временные места сезонных

стойбищ, и постоянные зимники, в которых летом жили не занятые

пастьбой скота члены рода.

Рафайловское селище относится к числу крупных, тяготеющих к

городищу.

Застройка поселения может дать исследователям обширные сведения об

экономике и социальном устройстве саргатского общества (имеются в

виду такие характеристики, как размеры проходов между жилищами,

принцип организации жилищ в группы (выделяются ли "кварталы

ремесленников" , "квартал знати" и пр.))

Жилище

Саргатские жилища во многом сходны с жилищами других культур

раннего железного века, в особенности -- гороховской. Некоторые

признаки (многокамерность, длинные коридоры, прямоугольная планировка)

имеют прямые аналоги в саргаринской культуре эпохи бронзы.

Выбор материала, из которого сооружались констукции жилищ, зависел

в основном от природных условий. Мы можем встретить в качестве

строительного материала саргатцев дерево, кустарник, камыш, бересту,

траву, дерн. Из дерева делались опорные конструкции, остова крыши,

коридоров, нар. Им же укрепляли ступени входа и стены жилища.

Большинство саргатских соружений строились на основе каркасно-

столбовой конструкции, которая извечтна в нескольких вариантах, в

зависимости от местных особенностей.

Л.Н. Корякова отмечает, что ведущее место в системе

домостроительства занимали полуземлянки прямоугольного и квадратного

плана, округлые и неправтльной формы строения менее хараткерны. На

основе анализа формы и планировки дуванских жилищ исследователь делает

вывод о существовании у саргатцев метрической системы и об их умении

проектировать строение.

Л.Н. Корякова считает, что котлован для одного жилища могли за

день вырыть 6 человек из расчета 6 м2 глубиной в аршин в день на

человека. Общая высота саргатских полуземлянок, по ее расчетам,

"составляла 2-2,5 м, наземной части -- 1,30-1,80 м"[26].

Конструкция саргатского жилища основывалась на эволюции жилых

помещений еще с неолита. Вместе с тем его размер, как с точки зрения в

нем живущего, так и его строящего, четко указывает на то, что саргатцы

жили отдельными семьями.

Все жилища Рафайловского городища "полуземляночные, многокамерные,

с длинными углубленными коридорами, остатками лаг для настилки пола на

дне котлованов, пристройками и нишами в стенах, следами неоднократных

построек, ремонтов, перепланировок помещений -- подпорки к столбам

каркаса, перенос очагов и участков стен, сооружение новых выходов и

др. Строились жилища, по-видимому, в технике заплота (рубка "в паз"),

что и позволяло при необходимости разбирать отдельные участки стен и

производить пристройки"[27].

Если говорить о саргатских жилищах, основываясь на Рафайловском

поселении, памятниках Ингалинка I и Бочанцево I, то доминируют камеры

прямоугольной (15 из 43) формы, количество камер в жилище -- от 1 до

5, площадь камер -- от 40 до 10 м2.

Планировка жилища

Л.Н. Корякова указывает, что "многокамерные саргатские жилища

имеют устойчивую планировочную схему: сени -- жилое помещение --

хозяйственные помещения (С -- Ж -- Х), ее вариант

|С |Ж |Х |

| |Х | |

В данном случае основой является однорядовая связь жилого и

хозяйственного помещений, она более характерна для культуры, появилась

довольно рано (еще в начале раннего железного века у зауральского

населения), но стала ведущей в конце I тыс. до н.э. и дополнилась

псевдоТ-образной связью"[28].

К сожалению, привести материалы Рафайловского поселения в этой

категории невозможно ввиду их отсутствия у автора данной работы.

Жилое помещение

В начале главы уже отмечалась глубокая традиционность такой

характеристики культуры, как жилище. Тем более показательна его

внутренняя планировка, которая возникает в условиях постоянного

приспособления к образу жизни данной культуры, притом наибольшую

значимость для планировки жилища имеет ссотав семьи или того

объединения, которое по обычаям живет в одном помещении. Уже затем

идет характер производственной деятельности и т.д. имеющий значение

скорее для планировки жилища вообще.

Главный элемент любого жилого помещения -- очаг. В саргатской

культуре он не имел четко зафмксированного в традиции места, и мог

располагаться как у стены, так и у входа или в центре (так чаще всего

было в постоянных жилищах). Большую часть площади саргатских жилищ

занимали нары различных типов. Пространство между входом и очагом и

место в переходах было отведено под полки для утвари".

Рафайловское поседение в плане устройства жилища не отличается от

общесаргатских канонов.

Хозяйственное помещение

К хозяйственным сооружениям Л.Н. Корякова относит

производственные помещения, наружные очаги, ямы, загоны. Зимних

помещений для скота в саргатских поселениях не обнаружено, поэтому

вслед за Л.Н. Коряковой можно допустить, что "хозяйственные помещения

использовали в зимнее время для содержания скота. На это указывают и

отсутствие постоянного очага, и довольно ровный пол с обязательным

локальным углублением, и наличие отдельного входа"[29].

Вместе с тем, хозяйственные постройки являются интереснейшим

источником по занятиям населения саргатской культуры. В инвентаре

жилищ порой находят инструменты ремесленников, очаги со следами

выплавки металла и т.д. К сожалению, малое количество материала не

дает возможности тщательно исследовать этот вопрос.

Форма и расположение выхода

"Одной из особенностей саргатского домостроительства является

традиция оформления выходов в виде длинных коридоров. Такой принцип

устройства входа хорошо известен в условиях холодного климата Зауралья

и Западной Сибири"[30] -- указывает Л.Н. Корякова. На материалах

саргатских поселений мы можем добавить, что выход мог быть как прямой,

так и Г-образный. У саргатцев не было традиции ориентировки выхода по

сторонам света, по-видимому, это зависело от чисто бытовых нужд.

Типы выхода, встреченные нами на материалах Притоболья -- тамбур,

выступ, коридор и переход -- зависели, по-видимому, от назначения

выхода (между двумя камерами жилища, между жилищем и улицей и т.д.).

Кроме постоянных жилищ, предполагает Л.Н. Корякова, саргатцам

были знакомы временные постройки типа шалаша. Такой вывод

исследователь делает из находки на одном фрагменте дуванской керамики

схематичного рисунка подобного сооружения.

Инвентарь

Инвентарь Рафайловского городища весьма разнообразен. Керамика

представлена саргатской, гороховской, кашинской и прыговской, что

свидетельствует о разноэтничном (разнокультурном) составе жителей

этого поселения. Кроме керамики найдено большое количество орудий

труда -- железные ножи, пряслица, керамические скребки, точила,

оселки, проколки, рукояти сложносоставных приспособлений (Н.П.

Матвеева предполагает, что это инструмент земледельцев). Найдены также

сопла, обломки литейных форм, шлаки, медный лом, железная руда,

отбойник. Из предметов рыболовства имеются берестяные поплавки.

Оружие представляют обломки кинжала, костяных и бронзовых

наконечников стрел.

Из украшений обнаружены золоченые глазчатые бусины, подвеска,

сурьматаш, бронзовая литая пряжка в виде стоящего ушастого зверя.

Предметы культа представляют обломки каменного четырехугольного

блюда на ножках, аналогичного савроматским и сакским, а также

курильница из камня чашевидной формы с низким бортиком. Особо следует

отметить 12 обломков среднеазиатской станковой посуды: стенки, плоские

днища, венчики, ручки, а также 7 пряслиц и скребков, изготовленные из

черепков таких сосудов.

Инвентарь поселений дает четкую картину занятий населения

саргатской культуры.

Таким образом, поселения являются важным источником по вопросам

социально-экономического развития древних обществ, и саргатского

общества в частности. К сожалению, недостаточная изученность этого

материала и большая доля разрушенных в современности (распашка)

поселений пока что не дают возможности использовать этот материал в

работах исследователей.

Перечислим направления, которые можно использовать для проведения

заявленного в теме работы анализа социально-экономических условий

жизни саргатцев и их мировоззрения.

Связь характера поселения (временное или постоянное, поселение или

городище) с характером скотоводческо-земледельческого хозяйства

саргатцев. То же прослеживается и на остеологическом материале, и на

инвентаре жилищ. Здесь же уместно вспомнить предположение Л.Н.

Коряковой о возможном использовании хозяйственных помещений в качестве

зимников для скота и задаться вопросом о наличии у саргатцев

специальных помещений для хранения продуктов земледелия.

Выделение в саргатской культуре отдельных групп или регионов на

основе различий в материальной культуре и отсюда попытка

реконструировать образ и структуру саргатской общности. Здесь

целесообразно вспомнить об активных внешних контактах саргатской

культуры.

Количество и площадь поселений может дать исследователям информацию о

количестве саргатцев, из анализа численности людей на всех известных

поселениях вытекает возможность установления примерного количества

всего населения саргатской культуры. При наличии большого количества

памятников можно получить возможность установления демографической

динамики.

На материалах жилищ можно попытаться установить количество людей в

группе, обитавшей в одном жилище, и из этого сделать вывод об основной

единице саргатского общества.

Попытаться выделить внутри поселения некие "специализированные"

кварталы. Оценить размеры межжилищного пространства: было оно

приспособлено для ходьбы пешком или проезда верхом.

Оценить уровень технического и, возможно, интеллектуального развития

саргатского общества (возможно, постараться проверить предположение

Л.Н. Коряковой о существовании у саргатцев определенной метрической

системы) на материалах а) поселений (наличие или отсутствие планировки

улиц); б) укреплений городищ; в) жилищ.

Из расположения поселений можно почерпнуть некоторую информацию о

быте саргатцев (к каким географическим объектам тяготели поселения и с

какими нуждами, кроме оборонительных, это было связано). Какая-либо

информация о мировоззрении населения саргатской культуры может быть

получена только при анализе расположения очень большого числа

поселений. Явно проступает связь поселений с водой, что было

обусловлено в первую очередь бытовыми и фортификационными нуждами.

Вместе с тем по причине тесного соседства с водой, у саргатского

населения должны были возникнуть какие-то верования, связанные с нею.

Как можно заметить, поселения позволяют исследователю получить не

меньший комплекс информации, чем погребения.

Глава 3

Могильники

Могильники -- наиболее исследованная группа памятников саргатской

культуры. Хотелось бы отметить, что изучение саргатской культуры как

таковой началось именно с курганов под дер. Саргатка. Могильники давно

и справедливо считаются качественным источником, в котором отражается

мировоззрение населения древней культуры, уровень ее экономического и

социального развития. В любом обряде отражается мировоззрение тех, кто

его проводит -- от религии до суеверий. Курган -- это застывший на

финальной стадии погребальный обряд. К сожалению, это единственный

обряд, на итоги которого мы можем взглянуть.

Л.Н. Корякова выделяет в погребальном обряде следубщие группы

признаков: "способ погребения, характер сооружения, состав и

расположение инвентаря, ритуальных остатков. Сочетание этих элементов

характеризует условный погребальный обряд конкретного памятника.

Определенная совокупность обрядов, состоящая из множества комбинаций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8