скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения скачать рефераты

приходилось на южное направление (Средняя Азия), около 15% -- на

восточное (хуннского круга) и приблизительно 10% -- на западное

(приуральское)"[7]

На рубеже эр начинается расцвет торговли. С I в. до н.э.

проявляются отчетливые хуннские влияния, появляется прямой импорт.

Растет число монголоидных расовых типов, искусственно деформированных

черепов. Проникло гунно-сарматское население под гегемонией этнических

гуннов.

Со II-I вв. до н.э. и по I-III вв. н.э. в памятниках саргатской

культуры увеличивается доля восточного импорта. Появляются такие

предметы, как "монета у-шу; китайские зеркала (Марково I, Богдановка,

Исаковка); встреченные во всех районах культуры ложечковидные

застежки..., характерные для культуры хунну периода II-I вв. до н.э. с

заходом в I в. н.э.; бронзовые котлы и другие предметы, восточное

происхождение которых, помимо морфологии, доказывается химическим

составом бронз, аналогичным бронзам Забайкалья"[8]. Появление этих

предметов исследователи связывают с функционированием Великого

шелкового шути.

Н.П. Матвеева указывает, что "на протяжении всего существования

саргатской культуры ее носители вели активную торговлю с Центральной

Азией, с V-III вв. до н.э. -- с сопредельными территориями Казахстана,

Кангюем и Хорезмом, а позднее -- с более отдаленными и высокоразвитыми

центрами в Семиречье, Фергане, Приаралье. Торговля, очевидно, велась

при посредстве кочевников Казахстана"[9]. Здесь следует заметить, что

по тем же караванными путями, по которым шел торговый обмен, шел и

обмен культурный. Таким образом, у саргатцев была возможность

заимствовать некоторые принципы существования общества как от

непосредственных носителей другой культуры, так и опосредовано.

Отдельного рассмотрения заслуживают контакты саргатцев с

населением гороховской и кулайской культур. В первом случае

В.А.Могильников считает возможным наличие между саргатцами и

гороховцами торгово-обменных контактов, допускает возможность

посредничества гороховцев в торговле саргатских племен с южными и юго-

западными соседями. Вместе с тем исследователь отмечает

взаимоассимиляционный характер этих контактов с тенденцией

постепенного поглощения гороховцев саргатцами.

Отношения с кулайцами прослеживаются, по мнению того же

исследователя, в основном на метериалах керамики и частично в

инвентаре погребений.

Большинство исследователей считают, что взаимоотношения кулайцев и

саргатцев не выходили за рамки брачных и обменных, соседских

контактов, даже в период расцвета обеих культур. Л.Н. Корякова

считает, что отношения между этими культурами были напряженными и

требовали от саргатцев консолидации, в результате чего на правобережье

Иртыша появляются системы укрепленных городищ.

Вместе с тем, Л.В. Татаурова, основываясь на исследовании

жертвенного места Окунево V, высказывает предположение, что

"жертвенное место Окунево V использовалось для ритуальных целей не

одним населением, а в большей или меньшей степени представителями не

менее 4-х культур раннего железного века, даже если это происходило в

разные временные отрезки. Примерно той же точки зрения на

использование этого комплекса придерживается Е.М. Данченко"[10], из

чего делается вывод о более глубоких отношениях между саргатской и

кулайской культурами (которые, как предполагается многими

исследователями Окунево, могли использовать жертвенное место

совместно). Вместе с тем, Л.В. Татаурова, несмотря на

неразработанность вопроса о связях саргатского населения с

богочановским и новочекинским, высказывает предположение о том, что

вышеуказанные племена вместе с саргатцами и кулайцами могли

контактировать на территории междуречья Тары и Иртыша, весьма удобной

для скотоводства, охоты, рыболовства.

Хотелось бы подробнее остановиться на понятии саргатской культурно-

исторической общности. По мнению Л.Н. Коряковой, саргатская общность

возникла как многокомпонентное образование на основе лесостепного,

южно-угорского компонента, но с политическим превосходством иранских

племен, которые смогли утвердить в чуждой среде свой образ жизни, т.е.

хозяйственно-культурный тип и основы мировоззрения, что, несомненно,

сказалось на социальной структуре саргатского общества.

Такой симбиоз знания местных условий и нового вида занятий

позволил саргатцам распространить свое влияние как на ближних, так и

на дальних соседей.

В состав саргатской общности, по указанию Л.Н Коряковой, "в

разное время попадают и самодийские (?) (кулайское), и, возможно,

прототюркские (хуннские) элементы. М.Ф. Косарев полагает, что в

саргатском населении и на позднем этапе могли находиться угро-тюркские

популяции"[11].

При столь пестром этническом составе общности неудивительно, что в

в саргатской среде не происходит какого-либо упадка. Наоборот, мы

можем наблюдать неуклонный рост ее влияния. По мнению Л.Н. Коряковой,

"саргатский союз имел достаточно людских и экономических ресурсов для

сохранения самостоятельности. Более того, он до определенного момента,

видимо, осуществлял контроль над торговыми путями, соединявшими лес и

степь"[12]. Того же мнения придерживается и Н.П. Матвеева: "Устойчивое

тысячелетнее развитие саргатской культуры, видимо, было обусловлено

комплексным многоотраслевым хозяйством при ведущей роли скотоводства,

легко приспосабливающегося к изменяющимся природным условиям, высокими

ресурсными возможностями и демографической емкостью лесостепи, а также

функционированием сложно структурированного общества,

контролировавшего внутреннее равновесие и взаимодействие с другими

общностями"[13].

Глава 2

Поселения

В культуре любого народа наименьшей изменчивостью отличаются

жилища. Вместе с тем, поселения саргатской культуры практически не

изучены. А ведь именно они могут дать сведения о самобытных,

незаимствованных чертах саргатской культуры, что очень важно в свете

обширнейших контактов ее населения как с северными, так и с южными

соседями.

Кроме отдельно взятого жилища источником информации, бесспорно

является и само городище или селище -- его расположение, планировка,

размер; для городища -- система фортификации.

Среди саргатских городищ можно назвать такие, как Горная Бития,

Богдановка, Каргановка, Кушайлы, Карташово, Рафайлово и др., среди

селищ -- Коконовку, Новотроицкое, Пустынное и др.

Н.П. Матвеева делает по этому поводу интересное замечание: "В

настоящее время выявлена сеть городищ, локализующихся по границам

саргатской территории, видимо, форпостов на оборонительных

рубежах"[14]. Она же выделяет массу различных типов поселений -- от

сезонных, небольших, до хорошо спланированных с мощным культурным

слоем.

Л.Н. Корякова допускает, что в пределах территории саргатской

культуры могло обитать не менее 11 племенных групп. При этом не

следует забывать, что поселения функционировали не всегда синхронно.

Как известно, рубеж эр был ознаменован климатическими изменениями.

И саргатцы, унаследовавшие домостроительные традиции эпохи бронзы,

вынуждены былм к ним приспосабливаться. Итогом этого стало появления

того способа постройки, который мы можем наблюдать в саргатских

поселениях.

Расположение саргатских поселений было обусловлено как

естественными факторами так и, как предполагает Л.Н. Корякова,

факторами социально-исторического порядка, связанными с огромной

площадью ареала саргатцев, заселение которой, безусловно, не было

одноактным. Границы саргатской культуры, по мнению Л.Н. Коряковой,

стабилизировались только к концу I тысячелетия до н.э. К этому времени

успели сформироваться несколько типов поселений, выделились племенные

центры. Восточный предел расселения саргатцев, судя по расположению

городищ, располагался на одном из участков правобережья Среднего

Иртыша. Естественной границей с запада, как уже отмечалось, служил

Урал; южные границы, как пишет Корякова, были открыты; проникновения

саргатцев на север наблюдать практически не приходится.

Нашей задачей в данной главе является анализ отдельных элементов

поселений (на примере Рафайловского городища) и поселений в целом. Но

есть один элемент, который сложно отнести к той или иной группе --

расположение поселений и городищ. Рассмотрим следующие группы

признаков: расположение поселения, оборонительные сооружения городищ;

застройка поселения, жилище, планировка жилища, жилое помещение,

хозяйственное помещение, форма и расположение выхода и инвентарь.

Группы выделены по принципу изученности в литературе. В каждой группе

можно выделить общие признаки для саргатской культуры и ее локальных

вариантов. В группах изложены общие для саргатской культуры признаки

(по Л.Н. Коряковой) и конкретный материал Рафайловского городища,

крупного саргатского поселения V-III вв. до н.э. (по Н.П. Матвеевой).

Расположение поселения

Основная масса саргатских поселений была сосредоточена вдоль рек --

Иртыша, Ишима, Тобола, Исети и Оми. В.А. Могильников отмечает, что

здесь, "судя по концентрации крупных курганов знати и поселений с

находками импортных вещей, прежде всего керамики, располагались

саргатские племенные центры"[15]. В целом немногочисленные городища

саргатской культуры, по свидетельству В.А. Могильникова, "расположены

преимущественно на мысах между оврагами, у реки с напольной стороны

защищены одним или несколькими валами или рвами"[16] .

Любопытной особенностью саргатских поселений является то, что

чисто саргатские поселения практически не встречаются. Как правило,

саргатский культурный слой расположен на остатках более ранней

культуры. Это можно связать с тем, что для поселений выбирались

наиболее удобные с точки зрения как военных нужд, так и быта места.

Вместе с тем вдоль берегов Иртыша достаточно мест, во всем подобным

занятым саргатцами мысам.

Саргатские городища по расположению делятся на два типа:

1) с укреплениями, пролегающими поперек мыса или останца;

2) ограниченные замкнутым поясом обороны.

Если говорить об их расположении, то, как указывает Л.Н. Корякова,

городища 1-го типа сосредоточены в основном на востоке ареала

саргатской культуры. "Они были приурочены к высоким (20-30 м) мысам

коренных террас, что создавало прекрасную естественную возможность

укрепления. Саргатцы также создавали и искусственные ограничения. К

примеру, Розановское городище расположено на длинном узком мысу между

двумя логами высотой около 25 м, соединяющимися перед выходами к

Иртышу. С напольной стороны оно защищено рвом шириной до15 м и

глубиной около 1,5 м, по обеим сторонам которого видны остатки двух

валов… В Притоболье обнаружено только одно такое городище –

Коловское"[17]. Как правило, саргатские городища одноплощадочные, за

исключением Богдановского, Рафайловского и Коловского. Укреплениями

служат одно- и многорядовые линии из вала и рва, иногда в различной

комбинации. Б.А. Коников также упоминает частокол.

Городищ второго типа меньше: Л.Н. Корякова упоминает два таких

городища на Иртыше, и четыре в бассейне Тобола. Они находятся в

основном "на надпойменных террасах и в противоположность мысовым

возвышаются над уровнем воды не более чем на 10 метров. Восточные

городища вообще расположены выше, их средняя высота 21,2 м, тогда как

на западных – около 6 м. Форма укрепленной площадки определялась

стремлением к оптимальному использованию рельефа. Поэтому наиболее

распространенной является треугольная форма, реже встречается

трапециевидная. Площадки городища 2-го типа либо округлые, либо

прямоугольные. Размеры укрепленных территорий – от 4 до 9 тыс.

м2"[18].

Обычно городища саргатской культуры сочетаются с селищами, или же

неукрепленные селища располагаются в непосредственной близости от

городищ, но всегда селища расположены чуть ниже городищ. Иногда

отдельно стоящие (без городища) селища располагаются на высоких речных

мысах.

"Среди укрепленных поселений преобладают мысовые, которые

приурочены к коренной террасе, имея поперечную систему обороны. В

раннем железном веке подобные городища были характерны для Приуралья,

Прикамья и лесостепного Прииртышья, а в Зауралье, Средней Азии и к

Востоку от Иртыша были распространены городища с замкнутыми линиями

укреплений. Скорее всего, развитие этих двух градостроительных

традиций обусловлено необходимостью наиболее рационального

использования природных возможностей, возникшей и осознанной еще в

предыдущий период. Все саргатские поселения относятся к типу приречных

с рассеянной и кучной застройкой"[19]. Озерный тип поселений менее

распространен.

Рафайловское городище относится к 1-му типу, т.е. расположено на

правом берегу р. Исети в Исетском районе Тюменской области. Н.П.

Матвеева в специальном исследовании, посвященном этому памятнику,

описывает его как двухплощадочное городище с обширным (60 тыс. м2)

селищем и могильником. Оно существовало очень длительное время,

причем отдельные участки обживались в различные периоды, а иногда и

неоднократно.

Таким образом, саргатцы селились на уже обжитых местах.

Заслуживает внимания слабая заселенность северной части ареала, но

строить какие-либо предположения только на этом факте бессмысленно.

Оборонительные сооружения

Оборонительные сооружения наряду с оружием представляют собой

источник по военному делу изучаемой эпохи.

"Оборонительные сооружения Рафайловского городища состоят из двух

площадок прямоугольной формы, окруженных одним валом и рвом. На

большей прослеживаются въезды с противоположных сторон. Но, как

показали раскопки, фактически защитных линий было построено несколько,

но существовали они в разное время. Самый ранний ров появился,

вероятно, во время существования здесь поселения баитовской культуры,

впоследствии полностью разрушенного строительной деятельностью

саргатцев"[20]. Исследователь фиксирует следы не не менее трех

перестроек фортификационных сооружений именно в саргатское время,

связанных, по всей видимости, с нуждами обороны и ростом численности

населения. Для оборонительных нужд саргатцами как на Рафайловском

городище, так и вообще широко использовались возможности рельефа.

Интересно, что обе площадки функцтонировали одновременно.

Коловское городище, еще один крупный центр проживания саргатского

населения IV-III вв. до н.э., в плане обороны выглядит, по описантю

н.П. Матвеевой, следующим образом: "Первая оборонительная линия была

сооружена, видимо, в саргатский период и состояла из широкого рва и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8