Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения
приходилось на южное направление (Средняя Азия), около 15% -- на
восточное (хуннского круга) и приблизительно 10% -- на западное
(приуральское)"[7]
На рубеже эр начинается расцвет торговли. С I в. до н.э.
проявляются отчетливые хуннские влияния, появляется прямой импорт.
Растет число монголоидных расовых типов, искусственно деформированных
черепов. Проникло гунно-сарматское население под гегемонией этнических
гуннов.
Со II-I вв. до н.э. и по I-III вв. н.э. в памятниках саргатской
культуры увеличивается доля восточного импорта. Появляются такие
предметы, как "монета у-шу; китайские зеркала (Марково I, Богдановка,
Исаковка); встреченные во всех районах культуры ложечковидные
застежки..., характерные для культуры хунну периода II-I вв. до н.э. с
заходом в I в. н.э.; бронзовые котлы и другие предметы, восточное
происхождение которых, помимо морфологии, доказывается химическим
составом бронз, аналогичным бронзам Забайкалья"[8]. Появление этих
предметов исследователи связывают с функционированием Великого
шелкового шути.
Н.П. Матвеева указывает, что "на протяжении всего существования
саргатской культуры ее носители вели активную торговлю с Центральной
Азией, с V-III вв. до н.э. -- с сопредельными территориями Казахстана,
Кангюем и Хорезмом, а позднее -- с более отдаленными и высокоразвитыми
центрами в Семиречье, Фергане, Приаралье. Торговля, очевидно, велась
при посредстве кочевников Казахстана"[9]. Здесь следует заметить, что
по тем же караванными путями, по которым шел торговый обмен, шел и
обмен культурный. Таким образом, у саргатцев была возможность
заимствовать некоторые принципы существования общества как от
непосредственных носителей другой культуры, так и опосредовано.
Отдельного рассмотрения заслуживают контакты саргатцев с
населением гороховской и кулайской культур. В первом случае
В.А.Могильников считает возможным наличие между саргатцами и
гороховцами торгово-обменных контактов, допускает возможность
посредничества гороховцев в торговле саргатских племен с южными и юго-
западными соседями. Вместе с тем исследователь отмечает
взаимоассимиляционный характер этих контактов с тенденцией
постепенного поглощения гороховцев саргатцами.
Отношения с кулайцами прослеживаются, по мнению того же
исследователя, в основном на метериалах керамики и частично в
инвентаре погребений.
Большинство исследователей считают, что взаимоотношения кулайцев и
саргатцев не выходили за рамки брачных и обменных, соседских
контактов, даже в период расцвета обеих культур. Л.Н. Корякова
считает, что отношения между этими культурами были напряженными и
требовали от саргатцев консолидации, в результате чего на правобережье
Иртыша появляются системы укрепленных городищ.
Вместе с тем, Л.В. Татаурова, основываясь на исследовании
жертвенного места Окунево V, высказывает предположение, что
"жертвенное место Окунево V использовалось для ритуальных целей не
одним населением, а в большей или меньшей степени представителями не
менее 4-х культур раннего железного века, даже если это происходило в
разные временные отрезки. Примерно той же точки зрения на
использование этого комплекса придерживается Е.М. Данченко"[10], из
чего делается вывод о более глубоких отношениях между саргатской и
кулайской культурами (которые, как предполагается многими
исследователями Окунево, могли использовать жертвенное место
совместно). Вместе с тем, Л.В. Татаурова, несмотря на
неразработанность вопроса о связях саргатского населения с
богочановским и новочекинским, высказывает предположение о том, что
вышеуказанные племена вместе с саргатцами и кулайцами могли
контактировать на территории междуречья Тары и Иртыша, весьма удобной
для скотоводства, охоты, рыболовства.
Хотелось бы подробнее остановиться на понятии саргатской культурно-
исторической общности. По мнению Л.Н. Коряковой, саргатская общность
возникла как многокомпонентное образование на основе лесостепного,
южно-угорского компонента, но с политическим превосходством иранских
племен, которые смогли утвердить в чуждой среде свой образ жизни, т.е.
хозяйственно-культурный тип и основы мировоззрения, что, несомненно,
сказалось на социальной структуре саргатского общества.
Такой симбиоз знания местных условий и нового вида занятий
позволил саргатцам распространить свое влияние как на ближних, так и
на дальних соседей.
В состав саргатской общности, по указанию Л.Н Коряковой, "в
разное время попадают и самодийские (?) (кулайское), и, возможно,
прототюркские (хуннские) элементы. М.Ф. Косарев полагает, что в
саргатском населении и на позднем этапе могли находиться угро-тюркские
популяции"[11].
При столь пестром этническом составе общности неудивительно, что в
в саргатской среде не происходит какого-либо упадка. Наоборот, мы
можем наблюдать неуклонный рост ее влияния. По мнению Л.Н. Коряковой,
"саргатский союз имел достаточно людских и экономических ресурсов для
сохранения самостоятельности. Более того, он до определенного момента,
видимо, осуществлял контроль над торговыми путями, соединявшими лес и
степь"[12]. Того же мнения придерживается и Н.П. Матвеева: "Устойчивое
тысячелетнее развитие саргатской культуры, видимо, было обусловлено
комплексным многоотраслевым хозяйством при ведущей роли скотоводства,
легко приспосабливающегося к изменяющимся природным условиям, высокими
ресурсными возможностями и демографической емкостью лесостепи, а также
функционированием сложно структурированного общества,
контролировавшего внутреннее равновесие и взаимодействие с другими
общностями"[13].
Глава 2
Поселения
В культуре любого народа наименьшей изменчивостью отличаются
жилища. Вместе с тем, поселения саргатской культуры практически не
изучены. А ведь именно они могут дать сведения о самобытных,
незаимствованных чертах саргатской культуры, что очень важно в свете
обширнейших контактов ее населения как с северными, так и с южными
соседями.
Кроме отдельно взятого жилища источником информации, бесспорно
является и само городище или селище -- его расположение, планировка,
размер; для городища -- система фортификации.
Среди саргатских городищ можно назвать такие, как Горная Бития,
Богдановка, Каргановка, Кушайлы, Карташово, Рафайлово и др., среди
селищ -- Коконовку, Новотроицкое, Пустынное и др.
Н.П. Матвеева делает по этому поводу интересное замечание: "В
настоящее время выявлена сеть городищ, локализующихся по границам
саргатской территории, видимо, форпостов на оборонительных
рубежах"[14]. Она же выделяет массу различных типов поселений -- от
сезонных, небольших, до хорошо спланированных с мощным культурным
слоем.
Л.Н. Корякова допускает, что в пределах территории саргатской
культуры могло обитать не менее 11 племенных групп. При этом не
следует забывать, что поселения функционировали не всегда синхронно.
Как известно, рубеж эр был ознаменован климатическими изменениями.
И саргатцы, унаследовавшие домостроительные традиции эпохи бронзы,
вынуждены былм к ним приспосабливаться. Итогом этого стало появления
того способа постройки, который мы можем наблюдать в саргатских
поселениях.
Расположение саргатских поселений было обусловлено как
естественными факторами так и, как предполагает Л.Н. Корякова,
факторами социально-исторического порядка, связанными с огромной
площадью ареала саргатцев, заселение которой, безусловно, не было
одноактным. Границы саргатской культуры, по мнению Л.Н. Коряковой,
стабилизировались только к концу I тысячелетия до н.э. К этому времени
успели сформироваться несколько типов поселений, выделились племенные
центры. Восточный предел расселения саргатцев, судя по расположению
городищ, располагался на одном из участков правобережья Среднего
Иртыша. Естественной границей с запада, как уже отмечалось, служил
Урал; южные границы, как пишет Корякова, были открыты; проникновения
саргатцев на север наблюдать практически не приходится.
Нашей задачей в данной главе является анализ отдельных элементов
поселений (на примере Рафайловского городища) и поселений в целом. Но
есть один элемент, который сложно отнести к той или иной группе --
расположение поселений и городищ. Рассмотрим следующие группы
признаков: расположение поселения, оборонительные сооружения городищ;
застройка поселения, жилище, планировка жилища, жилое помещение,
хозяйственное помещение, форма и расположение выхода и инвентарь.
Группы выделены по принципу изученности в литературе. В каждой группе
можно выделить общие признаки для саргатской культуры и ее локальных
вариантов. В группах изложены общие для саргатской культуры признаки
(по Л.Н. Коряковой) и конкретный материал Рафайловского городища,
крупного саргатского поселения V-III вв. до н.э. (по Н.П. Матвеевой).
Расположение поселения
Основная масса саргатских поселений была сосредоточена вдоль рек --
Иртыша, Ишима, Тобола, Исети и Оми. В.А. Могильников отмечает, что
здесь, "судя по концентрации крупных курганов знати и поселений с
находками импортных вещей, прежде всего керамики, располагались
саргатские племенные центры"[15]. В целом немногочисленные городища
саргатской культуры, по свидетельству В.А. Могильникова, "расположены
преимущественно на мысах между оврагами, у реки с напольной стороны
защищены одним или несколькими валами или рвами"[16] .
Любопытной особенностью саргатских поселений является то, что
чисто саргатские поселения практически не встречаются. Как правило,
саргатский культурный слой расположен на остатках более ранней
культуры. Это можно связать с тем, что для поселений выбирались
наиболее удобные с точки зрения как военных нужд, так и быта места.
Вместе с тем вдоль берегов Иртыша достаточно мест, во всем подобным
занятым саргатцами мысам.
Саргатские городища по расположению делятся на два типа:
1) с укреплениями, пролегающими поперек мыса или останца;
2) ограниченные замкнутым поясом обороны.
Если говорить об их расположении, то, как указывает Л.Н. Корякова,
городища 1-го типа сосредоточены в основном на востоке ареала
саргатской культуры. "Они были приурочены к высоким (20-30 м) мысам
коренных террас, что создавало прекрасную естественную возможность
укрепления. Саргатцы также создавали и искусственные ограничения. К
примеру, Розановское городище расположено на длинном узком мысу между
двумя логами высотой около 25 м, соединяющимися перед выходами к
Иртышу. С напольной стороны оно защищено рвом шириной до15 м и
глубиной около 1,5 м, по обеим сторонам которого видны остатки двух
валов… В Притоболье обнаружено только одно такое городище –
Коловское"[17]. Как правило, саргатские городища одноплощадочные, за
исключением Богдановского, Рафайловского и Коловского. Укреплениями
служат одно- и многорядовые линии из вала и рва, иногда в различной
комбинации. Б.А. Коников также упоминает частокол.
Городищ второго типа меньше: Л.Н. Корякова упоминает два таких
городища на Иртыше, и четыре в бассейне Тобола. Они находятся в
основном "на надпойменных террасах и в противоположность мысовым
возвышаются над уровнем воды не более чем на 10 метров. Восточные
городища вообще расположены выше, их средняя высота 21,2 м, тогда как
на западных – около 6 м. Форма укрепленной площадки определялась
стремлением к оптимальному использованию рельефа. Поэтому наиболее
распространенной является треугольная форма, реже встречается
трапециевидная. Площадки городища 2-го типа либо округлые, либо
прямоугольные. Размеры укрепленных территорий – от 4 до 9 тыс.
м2"[18].
Обычно городища саргатской культуры сочетаются с селищами, или же
неукрепленные селища располагаются в непосредственной близости от
городищ, но всегда селища расположены чуть ниже городищ. Иногда
отдельно стоящие (без городища) селища располагаются на высоких речных
мысах.
"Среди укрепленных поселений преобладают мысовые, которые
приурочены к коренной террасе, имея поперечную систему обороны. В
раннем железном веке подобные городища были характерны для Приуралья,
Прикамья и лесостепного Прииртышья, а в Зауралье, Средней Азии и к
Востоку от Иртыша были распространены городища с замкнутыми линиями
укреплений. Скорее всего, развитие этих двух градостроительных
традиций обусловлено необходимостью наиболее рационального
использования природных возможностей, возникшей и осознанной еще в
предыдущий период. Все саргатские поселения относятся к типу приречных
с рассеянной и кучной застройкой"[19]. Озерный тип поселений менее
распространен.
Рафайловское городище относится к 1-му типу, т.е. расположено на
правом берегу р. Исети в Исетском районе Тюменской области. Н.П.
Матвеева в специальном исследовании, посвященном этому памятнику,
описывает его как двухплощадочное городище с обширным (60 тыс. м2)
селищем и могильником. Оно существовало очень длительное время,
причем отдельные участки обживались в различные периоды, а иногда и
неоднократно.
Таким образом, саргатцы селились на уже обжитых местах.
Заслуживает внимания слабая заселенность северной части ареала, но
строить какие-либо предположения только на этом факте бессмысленно.
Оборонительные сооружения
Оборонительные сооружения наряду с оружием представляют собой
источник по военному делу изучаемой эпохи.
"Оборонительные сооружения Рафайловского городища состоят из двух
площадок прямоугольной формы, окруженных одним валом и рвом. На
большей прослеживаются въезды с противоположных сторон. Но, как
показали раскопки, фактически защитных линий было построено несколько,
но существовали они в разное время. Самый ранний ров появился,
вероятно, во время существования здесь поселения баитовской культуры,
впоследствии полностью разрушенного строительной деятельностью
саргатцев"[20]. Исследователь фиксирует следы не не менее трех
перестроек фортификационных сооружений именно в саргатское время,
связанных, по всей видимости, с нуждами обороны и ростом численности
населения. Для оборонительных нужд саргатцами как на Рафайловском
городище, так и вообще широко использовались возможности рельефа.
Интересно, что обе площадки функцтонировали одновременно.
Коловское городище, еще один крупный центр проживания саргатского
населения IV-III вв. до н.э., в плане обороны выглядит, по описантю
н.П. Матвеевой, следующим образом: "Первая оборонительная линия была
сооружена, видимо, в саргатский период и состояла из широкого рва и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|