скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Открытие гробницы Тутанхамона скачать рефераты

ему ответить Картер.

А теперь ненадолго предоставим слово ему самому, потому что никто

лучше не сможет передать чувства, испытанные им от представшего зрелища:

"Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее... ни о чем

подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный

зал... полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными,

другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на

друга в неисчерпаемом изобилии.

...Прежде всего справа от нас выступили из темноты три больших

позолоченных ложа... Боковыми сторонами каждого ложа служили фигуры

чудовищных зверей... головы их вырезаны с потрясающим реализмом... Затем

еще дальше направо наше внимание привлекли две статуи, две черные

скульптуры фараона в полный рост, В золотых передниках и золотых сандалиях,

с булавами и посохами в руках, со священными уреями - хранителями на лбу,

они стояли друг против друга, словно часовые.

Это были главные предметы... Между ними, вокруг них и над ними

громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и

инкрустацией; алебастровые сосуды, некоторые с прекрасными сквозными

узорами; странные черные ковчеги; из открытой дверцы одного из них

выглядывала огромная золоченая змея; букеты цветов или листьев; красивые

резные кресла; инкрустированный золотом трон; целая гора любопытных белых

футляров овальной формы; трости и посохи всевозможных форм и рисунков.

Прямо перед нашими глазами, на самом пороге комнаты стоял великолепный

кубок в форме цветка лотоса из полупрозрачного алебастра. Слева виднелось

нагромождение перевернутых колесниц, сверкающих золотом и инкрустациями, а

за ними - еще одна статуя фараона".

[pic]

Однако никаких признаков погребения, ни саркофагов, ни мумии не было и

в помине. Присутствующие решили было, что открыт еще один тайник. Но когда

внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где, устремив друг на

друга пристальный взор, стояли деревянные покрытые черной краской статуи

фараона - изображения его Ка, то между ними заметили еще одну замурованную

дверь. Появилась надежда, что за нею имеются и другие помещения и в одном

из них, быть может, укрыт саркофаг с мумией царя.

Закрыв вход в гробницу и оставив охрану, археологи, потрясенные

увиденным, возвратились на свою базу. Весь вечер строились догадки,

предположения о том, что находится за третьей дверью. "Я думаю, что в ту

ночь почти все не спали" - так завершает рассказ об этом незабываемом дне

Г. Картер.

27 ноября работа началась с рассветом. Прежде всего в гробницу провели

электрическое освещение. Одновременно фотографировались и зарисовывались

печати на второй двери. Затем разобрали ее и вошли в переднюю комнату - как

она была названа Г. Картером, и как будет в дальнейшем именоваться нами.

Естественно, как только доступ в нее был открыт, археологи прежде всего

подумали о третьей запечатанной двери. Здесь их постигло разочарование.

Внизу, на уровне пола, выделялась заделанная и запечатанная небольшая

брешь, достаточная, однако, для того, чтобы через нее мог пробраться

мальчик или очень худой мужчина.

Как ни хотелось Г. Картеру, лорду Карнарвону и другим археологам

проникнуть за манившую их своей загадочностью дверь, об этом нечего было и

думать. Для того чтобы убрать обмуровку, неизбежно пришлось бы сдвинуть с

места кое-какие предметы. Могло случиться и худшее - некоторые из них могли

быть повреждены, чего, разумеется, следовало всячески остерегаться. Один из

непререкаемых законов современной археологии гласит: ничего не может быть

взято или сдвинуто с того места, где находилось в момент открытия, пока не

будет точно зафиксировано на плане и сфотографировано, а в случае

необходимости и зарисовано. Особенно хрупкие предметы следует подвергнуть

тут же предварительной консервации - в противном случае возможен

непоправимый ущерб. Труд археолога во многом напоминает работу следователя

и технического эксперта уголовного розыска одновременно: как последние по

мельчайшим следам и приметам восстанавливают картину совершенного

преступления и изобличают виновного, так и умелый археолог заставляет

говорить вещи, которые, как правило, рассказывают о событиях, отстоящих

иногда на тысячи, а то и на десятки тысяч лет от наших дней. Но рассказ

будет правдив только в том случае, если все предметы останутся на тех же

местах, где когда-то в последний раз прикасались к ним люди. Г. Картер

принял единственно правильное с научной точки зрения решение: вскрыть

замурованную дверь лишь тогда, когда в передней комнате будет завершена вся

работа и ее полностью освободят.

Первый же беглый и поверхностный осмотр показал, что многие предметы

уникальны: некоторые были просто неизвестны, о других знали лишь по

изображениям, а третьи сохранились частично, иногда в виде жалких обломков.

Любой из всех этих достойных восхищения предметов способен вознаградить за

целый сезон раскопок, признает Г. Картер. Следует принять во внимание, что

все эти вещи были созданы в период Амарны, когда искусство Египта достигло

своего наивысшего расцвета. Ответственность за их сохранение была поэтому

особенно велика.

В тот день еще одно открытие ожидало Г. Картера. При более тщательном

и внимательном осмотре передней комнаты выяснилось, что под одним ложем,

стоявшим направо от входа в юго-западном углу, пробит лаз. Оказалось, что

здесь имеется еще одна замурованная дверь, в которой осталось не заделанное

отверстие.

Соблюдая величайшую осторожность, дабы ничего не повредить и не

сместить, Г. Картер прополз под ложем через брешь в помещение, получившее

впоследствии название боковой комнаты или кладовой. В отличие от передней

комнаты, имевшей 8 м в длину и 3,6 м в ширину, она была значительно меньше:

4 м в длину и 2,9 м в ширину. Чиновники, пытавшиеся придать передней

комнате некоторый порядок после вторжения грабителей, здесь все оставили в

состоянии хаоса, в которое ее привели злоумышленники. Пробраться в кладовую

было просто невозможно: ее сплошь загромождали самые разнообразные

предметы. Тот из воров, что пролез сюда сквозь пролом, переворошил

решительно все, а содержимое ларцов и сундуков просто вывалил на пол. Кое-

какие вещи он передал своим сообщникам в переднюю комнату, где те их

бросили, поскольку они показались им недостаточно ценными. Естественно, что

заняться Кладовой можно было также только после того, как будет очищена

передняя комната.

Теперь, когда картина стала более или менее ясной, следовало подумать об

организации работы и ее методах. Прежде всего каждую вещь, как уже

упоминалось, надо было сфотографировать и нанести на план, а в случае

необходимости подвергнуть предварительной консервации. Затем найти

подходящее место для лаборатории: ведь все следовало описать, более

тщательно отснять, возможно, заняться реставрацией и, наконец, упаковать

для перевозки в Каир. Следовательно, требовался и достаточно надежный

склад. Для всего этого необходимы были самые разнообразные материалы и,

конечно, прежде всего люди - опытные специалисты: археологи, эпиграфисты,

химики-реставраторы, художники, фотографы.

29 ноября 1922 г. состоялось торжественное открытие гробницы в

присутствии ответственных лиц, а на следующий день ее осмотрел директор

Службы древностей. Теперь этот пост занимал профессор Пьер Лако. Тогда же,

30 ноября, в "Таймсе" появилась заметка под заголовками "Египетское

сокровище. Важное открытие в Фивах. Длительные поиски лорда Карнарвона".

Далее следовал текст, в котором говорилось - здесь корреспондент газеты

против обыкновения не преувеличил, - что находка гробницы "обещает быть

наиболее сенсационным открытием века в области египтологии". Затем давалось

краткое описание обнаруженных предметов, основанное на первых, беглых, не

совсем точных впечатлениях.

С этого дня имя Тутанхамона, известное до того лишь ограниченному

кругу специалистов, вот уже более полувека не сходит со страниц газет и

журналов всего мира. Несколько лет подряд армия журналистов,

фоторепортеров, кинооператоров и туристов, устремившихся в обычно тихий и

провинциальный Луксор, наводняла печать отчетами, заметками, очерками,

статьями и фотографиями, где под самыми заманчивыми, невероятными "шапками"

сообщалось о найденных английскими археологами сказочных сокровищах

фараона. Популярность Тутанхамона достигла апогея: в Париже даже появляются

предметы дамского туалета "а lа Тутанхамон". Вся эта шумиха до крайности

мешала Г. Картеру и его помощникам, доставив им в дальнейшем начало забот и

неприятностей.

Обеспечив надежную охрану гробницы, Г. Картер 6 декабря отправился в

Каир для закупки всего необходимого. Что касается лорда Карнарвона, то он

возвратился в Англию, надеясь позднее вновь приехать в Египет.

В Каире Г. Картер не только запасся нужными ему материалами и

оборудованием, заказав в первую очередь надежную стальную решетку, но и

договорился о сотрудничестве с опытными и надежными специалистами. Из

экспедиции "Метрополитен-музеума", также работавшей в Фивах, к нему перешли

фотограф Г. Бертон и два чертежника. Обещал помощь археолог А. Мейс.

Директор Химического департамента, знаток древнеегипетского ремесла и

технологии А. Лукас также охотно согласился оказать содействие.

Впоследствии к ним присоединились один из лучших знатоков египетского языа,

профессор А. Гардинер, и не менее известный историк профессор Д.Брэстед.

В середине декабря Г. Картер вернулся в Долину царей и, установив

прежде всего срочно доставленную сюда стальную решетку перед входом в

переднюю комнату, с 18 декабря принялся за работу.

Когда из передней комнаты был вынесен последний предмет. В ней

оставались только стоявшие по сторонам замурованного входа две статуи Ка

фараона, огражденные досками. Теперь можно было приступить к вскрытию

запечатанной двери. И вот этот день, со страстным нетерпением ожидаемый Г.

Картером и его сотрудниками, да и не только ими, наконец наступил. 17

февраля 1923 г. избранные посетители, допущенные в гробницу, уселись за

легким барьером.

Когда Г. Картер, соблюдая максимальную осторожность, пробил в

перегородке небольшую брешь и просунул в нее электрический фонарь, перед

ним на расстоянии метра замерцала стена, сделанная будто из чистого золота.

Работа продвигалась медленно; ведь камни, которыми была замурована дверь,

могли обрушиться внутрь и повредить все, что там находилось и еще

оставалось невидимым, да и оттиски печатей хотелось сохранить.

Брешь постепенно увеличивалась. Когда она стада достаточно широкой, то

выяснилось, что золотая стена - это не что иное, как бок огромного

позолоченного ковчега. Только через два часа утомительной работы Г. Картер

передал последний камень помогавшим ему Мейсу и Коллендеру. Наконец путь

был свободен. Пол помещения, куда предстояло проникнуть археологам,

располагался более чем на метр ниже уровня передней комнаты. Менее метра

оставалось между ней и стенками ковчега. Осторожно спустившись, Г. Картер с

фонарем в руках двинулся вдоль ковчега. Как только он дошел до угла, дорогу

ему преградили две великолепные вазы, выточенные с необыкновенным

мастерством из алебастра. Отметив место, где они стояли, Г. Картер передал

вазы коллегам, Мейсу и Коллендеру, а сам отправился дальше.

|[pic] |Схематический |

| |план |

| |погребального |

| |покоя, |

| |ковчегов, |

| |саркофага |

| |и антропоидных |

| |гробов |

| |с мумией |

| |Тутанхамона. |

Ковчег почти полностью заполнял погребальный покой, как назвали это

помещение. Он имел 5 м в длину, 3,3 м в ширину и 2,73 м в высоту, всего

кавчегов было четыре, вложенных друг в друга. В последний ковчег был

вложен огромный желтый саркофаг из кварцита. Распростертыми руками и

крыльями его обнимали изваянные на углах богини-хранительницы. После того

как был вскрыт саркофаг нетерпеливому взору избранных, допущенных в этот

день в погребальный покой, предстало вначале нечто темное и бесформенное -

это были покровы из полотна. Но когда их сняли, ослепительно засверкало

золото. Крышка деревянного, покрытого золотой фольгой гроба изображала

Тутанхамона. Гроб покоился на носилках и заполнял весь каменный саркофаг.

Он имел 2,25 м в длину. Распростертые крылья богинь Исиды и Нефтиды

заключали его в свои объятия. Скрещенные на груди руки царя, сжимавшие

скипетр и бич - символы власти фараона, были сделаны, как и его голова, из

массивного золота. Глаза, выполненные из арагонита и обсидиана, имели

необыкновенно живое выражение. Специально подобранным сплавом золота

художник стремился как можно точнее воспроизвести цвет тела. Две эмблемы -

коршун и кобра - символы Нехебт и Буто, богинь Верхнего и Нижнего Египта,

покровительниц власти царя, - венчали лоб фараона. На них был надет

маленький, сплетенный из васильков венок, как предполагает Г. Картер,

последний дар юной вдовы Анхесенпамон своему безвременно умершему супругу.

Васильки цветут в Египте в конце марта - начале апреля. Таким образом,

погребение Тутанхамона состоялось, вероятно, в это время.

Вскрытие первого антропоидного гроба состоялось лишь в 1924 году, в

связи с кончиной лорда Карнарвона, но дальней шее финансирование взяли на

себя его родственники. Когда был вскрыт этот гроб, то исследователи

обнаружели торой антропоидный гроб длиной около 2 м предстал во всем своем

великолепии. Он изображал Тутанхамона в образе Осириса. Инкрустированный

разноцветным стеклом, передающим цвета яшмы, бирюзы и лазурита, гроб во

многом напоминал первый. Его также украшал орнамент из перьев, так

называемый риши, но изображения богинь-хранительниц Исиды и Нефтиды были

заменены змеей Буто и коршуном Нехебт. Оба гроба так точно и плотно

прилегали один к другому, что разнять их оказалось чрезвычайно трудно.

Тщательность, с которой они были подогнаны, мешала извлечь серебряные

гвоздики с золотыми шляпками, закреплявшие крышку второго гроба. Два дня

ушло только на то, чтобы обдумать план действий. В конце концов, решили

поступить следующим образом. С большими усилиями удалось выдернуть гвоздики

на 6 мм; больше не позволял промежуток между гробами. К ним прикрепили

проволоку и подвесили гроб к лесам. В наружный гроб ввинтили петли, через

них пропустили канаты. и с помощью блоков опустили нижнюю часть первого

гроба в глубь саркофага. Таким образом удалось отделить его от второго,

который остался висеть на проволочных тягах. Прочными досками закрыли

отверстие саркофага и на этот помост опустили второй гроб.

Тем же способом, т. е. с помощью ввинченных металлических петель и

тяг, подняли крышку второго гроба. Под ней оказался третий - он также

изображал умершего фараона в облике Осириса. До уровня шеи его скрывал

полотняный, красноватого цвета покров. Когда его сняли, оказалось, что весь

гроб (длиной 1,85 м) сделан из массивного золота. Он весил 110,4 кг. Лицу

постарались придать портретное сходство с Тутанхамоном. Украшения этого

гроба сочетали в себе орнамент и изображения обоих первых гробов. Поэтому

на золотой поверхности крышки, выполненной способом перегородчатой эмали,

выделялись красочные фигуры Исиды, Нефтиды, Буто и Нехебт. Но и этот гроб

извлечь стойло больших усилии, правда уже по другой причине. При погребении

на него вылили смолистые благовония в таком количестве, что, застыв, они

намертво склеили его со вторым гробом, вместе с нижней частью которого он

был перенесен в более просторную переднюю комнату. Крышка золотого гроба

закреплялась восемью золотыми шипами. После того как ее приподняли за

ручки, показалась наконец тщательно обернутая, подобно гигантскому кокону,

погребальными пеленами мумия фараона с сияющей золотой маской. В небольших

нишах, выдолбленных в стенах погребального покоя, стояли магические

фигурки. На них начертаны заклинания, долженствующие "отразить врага

Осириса (т. е. усопшего), в каком бы виде он ни появился". Хотя и не

вполне, но задачу свою они выполнили. Мумия Тутанхамона оставалась не

потревоженной на протяжении более трех тысячелетий.

А в настоящее время саркофаг с мумией Тутанхамона оставленный в

своей гробнице в долине царей и все найденные там сокровища хранятся в

Египетском национальном музее, в Каире. И до сих пор все эти открытия

пользуются огромным интересом как у местных жителей, так и у приезжих

туристов.

Список литературы.

1. Варакин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций.-М.: Респол

Классик, 2001.–480.

2. КартерГ. Гробница Тутанхамона.-M.: Мысль, 1959.-264.

3. Керам К. Боги, гробницы и ученые. M.: 1963.-512.

-----------------------

План

гробницы

Тутнхамона

Страницы: 1, 2