скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе Мировая художественная культура скачать рефераты

удовлетворение от подтверждения ожидания, если первичное восприятие было

позитивным. Степень удовлетворения от соответствия предыдущего

эстетического предмета (обобщающего образа художественного произведения)

впечатлениям, получаемых в процессе нового восприятия, чрезвычайно велика в

искусствах не исполнительских (многократное чтение стихов, посещение

картинной галереи). Новизна эстетического впечатления (неожиданное в нем)

достигается за счет его большей полноты, за счет возможности лучше

рассмотреть, ярче вообразить множество дополнительных компонентов

художественной целостности и соотнести их с ядром поэтической концепции.

Субъект восприятия при многократном или просто повторном общении с

произведением искусства находится в новой ситуации, зачастую определяемый

расширением его эстетического, нравственного и общекультурного потенциала,

новизна и обогащение эстетического предмета достигаются благодаря

активности субъекта. Объект эстетического восприятия, если и претерпевает

изменения, то не столь значительные. Однако для точности нарисованной

картины эти изменения должны учитываться.

Во-первых, произведение может оказаться в новом художественном

контексте (на персональной выставке художника, в собрании сочинений

писателя). Даже хорошо известная нам грамзапись по-новому воспринимается в

ином художественном ряду и новой ситуации – контексте (при публичном

прослушивании, например, в музыкальном музее).

Во-вторых, “статичность” художественных объектов не исполнительских

искусств нарушается благодаря трансляции их по каналу новой материально-

технической связи (кино, телевидения), благодаря созданию специального

художественно-документального кинофильма. Такой способ трансляции не только

ставит произведение изобразительного искусства в новый художественный ряд

(например, в ряд музыкального сопровождения), но и представляет возможность

по-новому увидеть хорошо известные нам объекты в их целостности, благодаря

неожиданным ракурсам, движению камеры (приближение – удаление, крупный

план), а тем самым благодаря увеличению деталей, сосредоточению внимания на

них с последующим стремительным движением к целому. Телевидение вместе с

тем не только всемогущий, но и коварный наш помощник, создающий иллюзию,

что можно все узнать о художнике, не выходя из дома.

В-третьих, новизна информации от статичного объекта – художественного

произведения может определяться реставрацией полотна и красочного слоя,

реставрацией многочисленных архитектурных памятников.

В-четвертых, впечатление от одного и того же художественного объекта

изменяется, если мы с ним знакомились по репродукции, а уже впоследствии

воспринимаем оригинал. Для современной художественной культуры характерна

ситуация многократного восприятия – перехода от знакомства с произведением

посредством репродукций, графических и теле-, киноизображений к общению с

оригиналом. И в том и в другом случае восприятие лишено качеств

первичности: оно наслаивается на сформировавшийся в сознании реципиента

образ произведения, хотя он и носит предварительный, ознакомительный

характер.

Повторное восприятие – необходимый компонент художественной культуры.

Так, А.В. Бакушинский писал, что разовые экскурсии в музей – паллиатив.

В.Ф. Асмус высказывался еще более радикально: “…не рискуя впасть в

парадоксальность, скажем, что строго говоря, подлинным первым прочтением

произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может быть только

вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким

прочтением, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно

относится читателем и слушателем к целому”.

Исключительно интересны в этом отношении письма Гегеля из Вены.

Философ всегда считал, что красота произведений искусства подтверждается

удовольствием, испытываемым нами неоднократно при повторных возвращениях.

Из Вены он писал, что слушал “Севильского цирюльника” Россини дважды, что

пение итальянских актеров так прекрасно, что уехать нет сил, и далее:

“…видение и слушание здешних сокровищ искусства, в общем, закончено в той

мере, в какой это было мне доступно. Оттого что я продолжал бы ими

заниматься, я получил бы не столько более глубокие познания, сколько

возможность вновь ими насладиться; правда, возможно ли когда-нибудь

перестать смотреть на эти полотна, перестать слушать эти голоса… Но, с

другой стороны, это должно было бы привести к более глубокому и

обстоятельному пониманию, чем это во всех отношениях было возможно и

удалось”.*

Наше восприятие зависит от интерпретаций, исторически сложившихся в

культуре, даже неизвестные интерпретации косвенно влияют на него. При

многократном знакомстве с оригиналом не исполнительского вида искусства

новизна эстетического впечатления и переживания обусловливается изменением

культурно-эстетического потенциала, прежде всего ростом и обогащением

потребностей субъекта восприятия. Новизна предмета эстетического восприятия

в значительно меньшей степени определяется объектом восприятия –

произведением искусства, хотя для верности картины мы выше учитывали

некоторые обстоятельства его функционирования и сопутствующей

интерпретации. Новые

*Гегель. Эстетика. Т. 4, с. 531.

аспекты произведения выявляются новизной культурно-

художественной ситуации, в которую оно попадает: а) характером

экспонирования, при котором меняется контекст окружения; б) фото-теле-

киноизображением, которое может как предшествовать встрече с оригиналом,

так и следовать за ним.

Художественное восприятие, как полноценная, осознанная

художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в

подростковом возрасте.

Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте ?

В подростковом возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом

развитии индивида.

Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей

действительности (“объективный” этап), возвращается к собственной личности.

Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.

К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью

анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать

сложную противоречивость и в то же время целостность

художественного образа активным развитием воображения.

В психике подростка, в период полового созревания, появляются совершенно

новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает

самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать вни-

мание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к

познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.

Поэтому в области восприятия искусства ( в частности изобразительного

искусства ) проявляется усиленный интерес к портрету.

В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется

субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного

образа отражает собственные проблемы подростка.

Глава 2. Изобразительное искусство: его особенности, формы и методы

преподавания.

Восприятие изобразительного искусства, отображающего

действительность, опирается на восприятие эстетики действительности,

которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с

искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют

социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это

восприятие.

Красота художественного произведения, отображающего человека, должна

вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим

содержанием и формой.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях

изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из

важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства –

учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен

развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт

детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений

окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать

и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей

зрительной информации.“

Человек у которого не развито “эстетическое зрение” не в силах сразу

и без посторонней помощи воспринять картину или скульптуру, как целостное,

совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и

содержания.

В чем особенности изобразительного искусства ?

Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла,

включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной

культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к

творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного

искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного

искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно-

творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и

творчество.

Что такое изобразительное искусство ? К нему относятся такие виды

искусства, которые создают на плоскости или в пространстве наглядно

осязаемые изображения окружающего мира, воспринимаемое зрением. К

изобразительному искусству относятся такие художественно выполненные

предметы, украшающие быт человека. Названные признаки отличают

изобразительное искусство от музыки, художественной литературы, театра,

кино и других искусств, характеризуют его как особый вид искусства. Но

внутри изобразительного искусства есть и свое деление на виды: это

живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-

декорационное изображение мира, оформительское, художественное

конструирование (или дизайн). Все эти виды изобразительного искусства

обладают своей, только им присущей спецификой.

Живопись и графика создают художественное изображение предметного мира

на плоскости: живопись- при помощи цвета, а графика- однотонным

рисунком. Произведения живописи выполняются на холсте (иногда на

деревянной доске) масляными красками. Произведения графики выполняются на

бумаге или на картоне карандашом, тушью, или красками пастелью, сангиной,

акварелью, гуашью (произведения выполненные этими красками, относятся к

графике с долей условности: они занимают скорее промежуточное положение

между живописью и графикой). Графические произведения могут также

представлять собой печатный оттиск с деревянной доски , пластины из

металла: или быть оттиском с камня, на котором вырезан

(выгравирован) рисунок (литография).

Скульптура, в отличии от живописи и графики, объемна, и

выполняется оно из твердых материалов (дерево, камень, металл, гипс …

). Но и скульптура тоже воспроизводит – только уже не на

плоскости, а в пространстве – то, что можно воспринять зрительно,

ощутимо осязанием.

То, что изобразительное искусство воссоздает зрительно

воспринимаемый мир, определяет многие его эстетические особенности. Оно

может передавать ощущение живой действительности, и не только

запечатлеть внешнее сходство, а раскрыть смысл изображаемого,

характер, внутреннюю сущность человека, неповторимую красоту природы,

все цветовое и пластическое богатство мира.

Несколько особое место в изобразительном искусстве – занимает

декоративно – прикладное искусство. Оно пространственно, и, как все

виды этого искусства воспринимаются зрением и осязанием. Но если

живопись, скульптура и графика воспроизводят жизнь, сохраняя облик

изображаемого, то произведения декоративно-прикладного искусства не

сохраняют и непосредственно не изображают этот облик. Произведения

этого искусства удовлетворяют практические и эстетические потребности

людей, служат им, и не только отражают жизнь, но и создают ее,

становясь неотъемлемой частью жизни и быта человека.

Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства,

требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания

его основных закономерностей.

Учитель вправе использовать произведения искусства по своему

усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки

учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов

и т. п.

Автор данной работы решил рассмотреть формы и методы изучения

живописи в курсе “мировая художественная культура”, за основу была

взята программа Б.М. Неманского.

Автор считает, что внимание учеников должно быть направлено на

установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его

сложным и многообразным миром. Учителю просто необходимо за время обучения

в школе дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания

содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и

новыми знаниями.

Вся программа четко разбита на 3 этапа:

1) 1-3 классы – основы художественных представлений (задача введения

ребенка на эмоциональном уровне во все многообразные связи искусства

с жизнью);

2) 4-7 классы – основы художественного мышления (задача– надстройка над

эмоциональными связями с искусством связей осознанных, связей языка и

жизненных функций всех видов искусства); 8-10 классы – основы

художественного сознания (задача – переход полученных чувств в знания

и убеждения). Учащиеся усваивают три формы художественной

деятельности: (постройка, изображение, украшение) и сами принимают

активное участие в художественной деятельности. Задачей первого

года обучения является фактическое вживание ребенка в мир

искусства. В течении всего года у ребенка создается

представление, что все искусства (то есть все виды художественной

деятельности обращены к нашим чувствам. Ничего в искусстве не

изображается просто ради изображения, не создается без

определенного отношения к жизни, без выражения этого отношения.

Каждый урок содержит и воспитательную, и образовательную задачу.

Восприятие все время закрепляется созидательной практической

деятельностью. Ведь не случайно говорят, что у ребенка

понимание в кончиках пальцев.

Творческие способности школьников развиваются в процессе

занятий в кружке рисунка и живописи, в студии из искусства. В

Страницы: 1, 2, 3, 4