скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные виды искусств скачать рефераты

организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду

для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не

связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы

театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации

рукописей, портреты и т. д.).

По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по

технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются

масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой

(фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись,

эмаль, живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла,

флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), силикатными красками

(связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с ней

смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись,

изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений

служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Основное выразительное средство живописи — цвет — своей экспрессией,

способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает

эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и

декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует

цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд

взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует

также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция

(система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает

определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия

зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной

структуры. Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и

светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует

изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто

конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально

воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architйкtуn — строитель),

зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду

для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания

и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет

необходимую часть средств производства и материальных средств существования

человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в

духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического

качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним

пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления

открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство

населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей

системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с

архитектурой — градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функцией, и идейно-

художественных задач архитектуры является строительная техника. Она

определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех

или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом

зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не

только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление

чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала

ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную

эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной

композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут

вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере

распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не

только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом

сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Качественные изменения строительной техники, создание новых

конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру.

Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства

индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с

необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая

введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре —

формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-

пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений)

используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при

сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое

значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу

(система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм

человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят

также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами

обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система

форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным

требованиям, называется архитектурной композицией.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы

архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль.

Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и

пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях,

пластике, декоре.

Скульптура

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние,

пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на

принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как

правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные

(анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста,

светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая

организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор

пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными

выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма

строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия,

взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе

наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной

модели.

Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру,

которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение

располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой,

обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост),

группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка

(фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение

человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-

декоративную, станковую и т. н. скульптуру малых форм. Хотя эти

разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть

свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на

конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит

ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей,

размещается прежде всего в общественных местах — на улицах и площадях

города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.

Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать

архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми

оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие

идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях,

которые называют монументальными и к которым обычно относят городские

памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и

долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя,

широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой,

носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где

её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её

средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры,

её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический

жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной,

присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм,

повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг

произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во

многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер

его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор

скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки

последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина,

воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее

употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые

вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки

(высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного

высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного

блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для

обработки дерева — преимущественно фасонные стамески и свёрла. Вещества,

способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы,

гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений

скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Театр

Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства.

Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его

национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает

обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за

гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего

мира человека, его устремления.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей,

мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического

действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров,

раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы

людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра

требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих

интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение

в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он

располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения,

выразительности, воздействия на массового зрителя.

Основой театрального представления является драма. Литературное

произведение театр переводит в область сценического действия и

специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают

воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство,

которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам

драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство

бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную

ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене

может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как

разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как

размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее

художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под

руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными

усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих

других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её

жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во

времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в

пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования,

мизансцены, декорации, движение и пр.).

Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого

воплощена суть театра.: способность захватывать зрителей художеств.

зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим

процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её

толкования режиссёром - постановщиком спектакля. Но и в системе строго

организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником,

способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой

человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии.

Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К.

С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности

актёра.

Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в

разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера

персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической

выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра

знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

В музыкальном театре действие воплощается средствами музыкальной

драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно

выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе

противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия

драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти

общие закономерности находят специфическое преломление соответственно

природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие

выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием

оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и

пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным

обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте,

представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение

имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического,

оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки

используются в жанре мьюзикла.

Музыка

Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства,

который отражает действительность и воздействует на человека посредством

осмысленных и особым образом организованных звуковых последований,

состоящих в основном из тонов. Музыка — специфическая разновидность

звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь,

инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность

выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и

служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем

она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой

деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни,

музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и

временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в

исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом

музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений

и горизонтальных последований — его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния

и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном

содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой

музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт

внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества

прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой —

адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми

его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами,

взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения.

Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны

интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов).

Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические

состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не

переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций

музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко

распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей,

композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой

(инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю

конкретного понятийного содержания (вокальная и программная

инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому

действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые

типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном

сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за

тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для

выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в

общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или

наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же

создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В

итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое,

лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее

близка ей лирика.

Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования

служит музыкальная форма — та система музыкальных звучаний, в которой

реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые

в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными

возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение

удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или

разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или

холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные

ассоциации.

В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в

процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура,

состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры:

мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая,

динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами

которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их

изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы

являются материальными носителями музыкальных образов.

Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре

творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть

дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: лирическая,

эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая

и т. д.; в ином аспекте — серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По

исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте —

сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным

дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для

камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами

искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная

инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

Музыка вне синтеза — вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная

(без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и

концертную, вторая — на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из

образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть

дифференцирована и далее.

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с

помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных

средствами мультипликации событий действительности.

В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы,

театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь

ему присущих, выразительных средств, из которых главными являются

фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной

достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж.

Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают

возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей

(общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план),

человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в

границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически

значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит

выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия,

организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд.

планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и

производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства

разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра,

определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой

остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих

лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной,

светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего

изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а

в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида:

художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами

исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные

произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография,

являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по

преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной

действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая»

графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография,

использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и

драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда

присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический

конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей

публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и

произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы

(кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются

съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных

персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно-

популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества,

научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков

учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и

биологические процессы. Для решения этих задач она пользуется как чисто

дидактическими, так и художественно-образными средствами в зависимости от

темы и задачи фильма.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних

стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и

др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению

или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают

сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.

Список литературы

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.

2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.

3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.

4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.

5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1—2, М., 1958—63.

6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

Страницы: 1, 2