Основные этапы развития культуры Египта
всего ансамбля, но уже было осознано и осуществХено основное - здание
начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского
монументального зодчества.
Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению
храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени,
в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмыю
Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри
стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам
объект культа - колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась
позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился
огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым
проходом с воротами в долине.
.
Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой
сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала,
которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в
виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были .добавлены из
соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его
высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый
платок, на лбу высечен урей - священная змея, которая, по верованиям
египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная
борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено
в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на
гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты
фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона,
должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой
мощи правителей Египта.
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи,
покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были
выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В
Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа - и более
распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству
врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном,
оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и
два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой
по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с
вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были
минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной
охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта,
меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев
отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей
из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних
птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной
зеленью растений
В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло.
Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита,
яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других
полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из
ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из
золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно
обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков
лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже
вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла
Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и
четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода.
Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения
благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и
благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов
- чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии,
причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос
полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или
темно-серые оттенки шифера - все это как бы подчеркивается самой формой
ваз.
Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях
художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности
декоративного использования данных материалов; красота полированных
поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала
были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С
другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством,
являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения
профессионального искусства.
Искусство времени Среднего царства
(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)
Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях
отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно,
использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть
законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих
владык Древнего царства.
Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в
виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот
же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав
связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть
мировоззрение древних египтян.
Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего
царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.
Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их
взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-
VI династий.
Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских
каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и
технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились,
например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом
служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки
пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен,
расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой
стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен,
промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком.
Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом
деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала
здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды
в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент
сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне
пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей
Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды
примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от
которого шел проход к храму в долине.
Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для
официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его
заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по
назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти
памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но
передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза,
заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют
древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.
В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в
росписях гробниц придворной знати.
Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в
частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте.
Именно в этих центрах развивались более передовые художественные
направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно
закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую
приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно
побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20
веке до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе
они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам
собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя
зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц
этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь
мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его
переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении
нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность
общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда
традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи
окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед
искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической
обстановкой.
Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных
статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и
пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого
вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то
луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в
гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются
разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно
чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной
правдивости.
Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее
развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим
ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и
возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся
приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории
египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего
царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым
средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания,
увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост
реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников -
таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.
Искусство времени Нового царства
Искусство времени XVIII династии (16-15 века до н.э.)
Для искусства Египта этого периода становится характерным стремление к
пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. В процессе
сближения Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья также расширились
горизонты, изменились многие понятия, оживился весь темп общественной
жизни. Естественно поэтому, что в различных сторонах творчества этого
времени наблюдаются поиски новых образцов и новых художественных форм, в
частности развитие реалистических стремлений в литературе и искусстве, что
привело к новым решениям ряда художественных проблем.
Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы
лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и
наиболее известные архитектурные памятники. Такое' положение Фивы заняли не
случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,
Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,
пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый
богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в
течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой
земли - Гомером:
"Фивы египтян,
Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести
Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".
До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех, кто
приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался
город, все еще хранит следы его былой славы.
С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства
намечается наступление нового этапа, который, начинаясь в годы правления
Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III и подготавливает
искусство Амарны.
Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно
уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта
знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные
ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего
обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм
начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая
иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей
статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов
париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых
способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,
объему, живописности.
В скульптуре, как и в зодчестве, фиванская школа заняла ведущее место.
Именно в Фивах - столице Египта - строились теперь главные храмы, для
убранства которых применялось все большее количество статуй, равно как
много статуй посвящали в эти храмы и ставили в гробницы столичных
некрополей.
Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII династии, ярко
проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого храма
было сделано свыше двухсот статуй, показывает, каким событием в
художественной жизни Фив было его сооружение и каким стимулом оно должно
было послужить для развития фиванской скульптуры. Лучшие мастера работали
над осуществлением гигантского замысла Сенмута, и естественно, что именно
здесь, как в фокусе, отразилось все то новое, что созревало в
предшествующие годы.
Подобно официальной скульптуре самого начала XVIII династии, и статуи знати
этого времени еще во многом связаны с памятниками Среднего царства, хотя в
них уже ощущаются и черты нового стиля.
Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно
уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта
знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные
Страницы: 1, 2, 3
|