скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные этапы развития культуры Египта скачать рефераты

всего ансамбля, но уже было осознано и осуществХено основное - здание

начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского

монументального зодчества.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению

храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени,

в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмыю

Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри

стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам

объект культа - колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась

позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился

огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым

проходом с воротами в долине.

.

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой

сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала,

которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в

виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были .добавлены из

соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его

высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый

платок, на лбу высечен урей - священная змея, которая, по верованиям

египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная

борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено

в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на

гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты

фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона,

должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой

мощи правителей Египта.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи,

покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были

выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В

Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа - и более

распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству

врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном,

оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и

два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой

по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с

вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были

минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной

охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта,

меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев

отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей

из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних

птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной

зеленью растений

В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло.

Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита,

яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других

полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из

ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из

золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно

обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков

лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже

вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла

Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и

четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода.

Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения

благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и

благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов

- чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии,

причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос

полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или

темно-серые оттенки шифера - все это как бы подчеркивается самой формой

ваз.

Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях

художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности

декоративного использования данных материалов; красота полированных

поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала

были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С

другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством,

являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения

профессионального искусства.

Искусство времени Среднего царства

(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях

отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно,

использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть

законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих

владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав

связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего

царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских

каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки

пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом

деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент

сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне

пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей

Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды

примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от

которого шел проход к храму в долине.

Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для

официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его

заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по

назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти

памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но

передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза,

заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют

древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в

росписях гробниц придворной знати.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в

частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте.

Именно в этих центрах развивались более передовые художественные

направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно

закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую

приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно

побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20

веке до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе

они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам

собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя

зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц

этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь

мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его

переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении

нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность

общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда

традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи

окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед

искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической

обстановкой.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных

статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и

пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого

вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то

луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в

гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются

разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно

чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной

правдивости.

Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее

развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим

ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и

возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся

приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.

Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории

египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего

царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым

средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания,

увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост

реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников -

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

Искусство времени Нового царства

Искусство времени XVIII династии (16-15 века до н.э.)

Для искусства Египта этого периода становится характерным стремление к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. В процессе

сближения Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья также расширились

горизонты, изменились многие понятия, оживился весь темп общественной

жизни. Естественно поэтому, что в различных сторонах творчества этого

времени наблюдаются поиски новых образцов и новых художественных форм, в

частности развитие реалистических стремлений в литературе и искусстве, что

привело к новым решениям ряда художественных проблем.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы

лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое' положение Фивы заняли не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,

Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,

пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый

богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в

течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой

земли - Гомером:

"Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех, кто

приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался

город, все еще хранит следы его былой славы.

С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства

намечается наступление нового этапа, который, начинаясь в годы правления

Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III и подготавливает

искусство Амарны.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего

обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм

начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая

иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей

статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов

париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых

способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,

объему, живописности.

В скульптуре, как и в зодчестве, фиванская школа заняла ведущее место.

Именно в Фивах - столице Египта - строились теперь главные храмы, для

убранства которых применялось все большее количество статуй, равно как

много статуй посвящали в эти храмы и ставили в гробницы столичных

некрополей.

Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII династии, ярко

проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого храма

было сделано свыше двухсот статуй, показывает, каким событием в

художественной жизни Фив было его сооружение и каким стимулом оно должно

было послужить для развития фиванской скульптуры. Лучшие мастера работали

над осуществлением гигантского замысла Сенмута, и естественно, что именно

здесь, как в фокусе, отразилось все то новое, что созревало в

предшествующие годы.

Подобно официальной скульптуре самого начала XVIII династии, и статуи знати

этого времени еще во многом связаны с памятниками Среднего царства, хотя в

них уже ощущаются и черты нового стиля.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

Страницы: 1, 2, 3