Основные достижения культуры Древнего Китая
самобытности и разнообразию ценности.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода
указывают на её генетические связи с неолитическими племенами,
населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы
наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения
сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших
достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение
городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и
бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит
общественное разделение труда на земледельцев и специализированных
ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-
огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.
Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым
главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали
довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли
всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное
строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером
примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с
монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными
кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской
конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в
пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и
культура пополняется новыми отраслями.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в
надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты
этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был
закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и
художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего
развития.
Историческая проза этого периода представляет собой надписи
на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель,
военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.
приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся
регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из
кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды,
один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе
конфуцианского канона.
Кроме повествований, описывающих те или иные события,
конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области
общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали
появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.
Необходимость счёта времени, и составление календаря явились
причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится
должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило
занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области
географии. В результате экономических и культурных контактов с иными
народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий,
относительно их географического месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ
В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и
знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,
физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто
производил операции под наркозом, используя для этого специальный
напиток.
В области военной науки значительный вклад был внесён
китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему
приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана
взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в
войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.
Среди многочисленных научных направлений существовала
сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и
практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где
описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения
продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах,
ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.
Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников
искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,
изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась
техника ирригационных сооружений и градостроительства.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием
ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании,
возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу
активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой
городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми,
пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,
разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное
искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала,
инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются
нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а
украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами.
Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные
подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.
К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В
родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо,
землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
Одной из примечательных черт традиционной цивилизации
древнекитайской империи становится культ образования и грамотности.
Было положено начало официальной системе образования.
В начале II века появляется первый толковый словарь, а
позднее специальный этимологический словарь.
Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи.
Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение
основных положений математических знаний. В этом трактате
зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии,
применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы
линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась
астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,
указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус,
воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип
сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение
прибора, названного «указателем юга», который применялся как
мореходный компас.
Ярким примером соединения теории и практики является история
китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из
трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и
более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ
Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений
Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был
усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские
астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением
мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в
виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности
магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан
Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа,
соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им
была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и
пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории
изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский
каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын
(150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения
эпидемиологических заболеваний.
ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ
В период Южных и Северных династий ведётся активное
строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено
более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная
планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые
ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево,
так и кирпич.
К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В
грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.
В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий
значительное место занимает керамика, которые по своему составу
становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое
распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного
и оливкового цвета.
Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и
горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками
на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.
Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём.
Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную
поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные
события. К этому периоду относится развитие нового поэтического
жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные
мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и
буддийская литература.
Период объединения Китая и создания Танского государства
характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах
строительных работ был присущ градоустройству.
Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и
культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного
дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и
Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов
видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к
монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились
террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками.
Черепичные крыши всё чаще становятся двухъярусными. Прекрасным
дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают
особую парадность.
Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской
церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных
изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость
образов, трёхмерность изображения.
Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в
живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась
любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на
шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски,
напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного
происхождения.
ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН
Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым
веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых
Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего
времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях
уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут
характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной
жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего
периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти
произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют
форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты
новелл впоследствии легли в основу популярных драм.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН
В сунский период Китай вновь становится одним из передовых
государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии
ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество
занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят
дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали
типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы
возведения строений, становятся всё более изящными, с
высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций,
фасадов и интерьеров.
В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные
скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.
В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что
выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов,
воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно
было увидеть в самой живой природе.
Пластика сунского периода намного бледнее и менее
возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в
них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже
лиризма.
С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит
значительный скачок в развитии литературы и научных знаний.
Публикуется множество работ по различным областям истории,
археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому.
Широкое распространение книгопечатания способствует письменному
закреплению произведений народного творчества.
Особого развития в сунский период достигает литературный жанр
«Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями
танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи
«ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую
прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические
мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой
прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались
огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся
оригинальной литературной формой.
Отличительной чертой культуры является усиление демократических
тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на
массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую
музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые
представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический
жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со
стихотворными ариями.
Период Сун является яркой страницей в истории китайской
живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные
перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется,
в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода
вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных
картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает
многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.
В тесном соприкосновении с живописью развивалось и
прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые
ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших
мастеров живописи.
Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих
керамистов Китая. При определённых успехах в области производства
фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.
Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и
лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и
серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.
Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются
высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия,
изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве
вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу,
где их очень высоко ценили.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН
Победа над иноземными захватчиками и установление власти
династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,
что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также
в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на
севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой
Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.
Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также
садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему
основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным
использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и
цвета.
Китайская монументальная скульптура в минский период,
несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже
в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются
жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных
приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры
животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким
мастерством и глубиной проникновения в образы.
Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.
Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была
афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям
Конфуция.
В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,
китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов
и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой
театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с
совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.
Искусство минского периода стремилось прежде всего к
сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот
период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное
место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной
живописи и живописи «Цветов и птиц».
Значительное место в художественной культуре Китая занимали
различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных
его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на
первое место в мире.
Начиная с периода Мин широкое распространение получает
техника перегородчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные
рельефные композиции из красного резного лака. Можно было увидеть
вышитые картины, выполненные цветной гладью.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН
Архитектура цинского периода приобретает свои характерные
черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного
убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с
дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей
отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это
и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.
Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –
XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных
резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм
которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В
оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и
фарфор и металл.
Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением
к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в
скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой
кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.
В цинский период в классической прозе и поэзии появляются
довольно видные мастера. В области повествовательной литературы
выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы
сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались
большой популярностью изречения китайских писателей цзацзуань.
Театральное искусство в цинский период претерпевает
значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая
маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие
театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную
технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя
координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины
XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты
национального театра классической драмы.
В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает
копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные
панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в
живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,
знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.
Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной
живописи.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает
декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых
успехов в производстве художественного фарфора, который украшается
росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения
дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и
художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и
эмали.
Китайские народные мастера создавали самые разнообразные
изделия прикладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности
работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового
кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская культура всех времён развивалась в условиях
различных противоречий внутри страны, установления господства и
закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких
условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют
проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов,
возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются
градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются
сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения
изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;
образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная
драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных
изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и
художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди
подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные
достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,
книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,
расширении внешних сношений.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие
культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные
территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии.
Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.
Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой
культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная
ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях
китайского народа.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
АВДИЕВ В. И.
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1953 г.
ВАСИЛЬЕВ Л. С.
«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» -
МОСКВА, 1983 г.
ГОГОЛЕВ К. Н..
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»-
МОСКВА,1997 г.
ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР.
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» -
КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -
СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В.
«ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕ-
ТА РАБОВЛАДЕНИЯ»
МОСКВА, 1982 г.
Страницы: 1, 2, 3
|