скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные достижения культуры Древнего Китая скачать рефераты

самобытности и разнообразию ценности.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода

указывают на её генетические связи с неолитическими племенами,

населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы

наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения

сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших

достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение

городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани медно-каменного и

бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит

общественное разделение труда на земледельцев и специализированных

ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-

огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.

Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым

главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали

довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли

всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное

строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером

примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с

монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными

кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской

конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в

пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и

культура пополняется новыми отраслями.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в

надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты

этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был

закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и

художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего

развития.

Историческая проза этого периода представляет собой надписи

на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель,

военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.

приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся

регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из

кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды,

один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе

конфуцианского канона.

Кроме повествований, описывающих те или иные события,

конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области

общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали

появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.

Необходимость счёта времени, и составление календаря явились

причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится

должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило

занятие астрономией и календарным вычислением.

С расширением территории Китая росли познания и в области

географии. В результате экономических и культурных контактов с иными

народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий,

относительно их географического месторасположения, быта, специфических

продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЧЖОУ

В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и

знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,

физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто

производил операции под наркозом, используя для этого специальный

напиток.

В области военной науки значительный вклад был внесён

китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему

приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана

взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в

войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

Среди многочисленных научных направлений существовала

сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и

практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где

описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения

продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах,

ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.

Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников

искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,

изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась

техника ирригационных сооружений и градостроительства.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием

ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании,

возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу

активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой

городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми,

пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,

разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное

искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала,

инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются

нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а

украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами.

Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные

подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.

К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В

родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо,

землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

Одной из примечательных черт традиционной цивилизации

древнекитайской империи становится культ образования и грамотности.

Было положено начало официальной системе образования.

В начале II века появляется первый толковый словарь, а

позднее специальный этимологический словарь.

Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи.

Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение

основных положений математических знаний. В этом трактате

зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии,

применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы

линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась

астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,

указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус,

воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип

сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение

прибора, названного «указателем юга», который применялся как

мореходный компас.

Ярким примером соединения теории и практики является история

китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из

трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и

более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений

Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был

усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские

астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением

мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в

виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности

магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан

Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа,

соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им

была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и

пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории

изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский

каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын

(150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения

эпидемиологических заболеваний.

ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ

В период Южных и Северных династий ведётся активное

строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено

более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная

планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые

ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево,

так и кирпич.

К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В

грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.

В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий

значительное место занимает керамика, которые по своему составу

становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое

распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного

и оливкового цвета.

Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и

горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками

на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.

Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём.

Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную

поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные

события. К этому периоду относится развитие нового поэтического

жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные

мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и

буддийская литература.

Период объединения Китая и создания Танского государства

характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах

строительных работ был присущ градоустройству.

Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и

культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного

дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и

Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов

видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к

монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились

террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками.

Черепичные крыши всё чаще становятся двухъярусными. Прекрасным

дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают

особую парадность.

Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской

церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных

изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость

образов, трёхмерность изображения.

Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в

живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась

любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на

шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски,

напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного

происхождения.

ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТАН

Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым

веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых

Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего

времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях

уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут

характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной

жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего

периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти

произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют

форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты

новелл впоследствии легли в основу популярных драм.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ СУН

В сунский период Китай вновь становится одним из передовых

государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии

ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество

занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят

дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали

типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы

возведения строений, становятся всё более изящными, с

высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций,

фасадов и интерьеров.

В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные

скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.

В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что

выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов,

воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно

было увидеть в самой живой природе.

Пластика сунского периода намного бледнее и менее

возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в

них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже

лиризма.

С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит

значительный скачок в развитии литературы и научных знаний.

Публикуется множество работ по различным областям истории,

археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому.

Широкое распространение книгопечатания способствует письменному

закреплению произведений народного творчества.

Особого развития в сунский период достигает литературный жанр

«Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями

танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи

«ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую

прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические

мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие

рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой

прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались

огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся

оригинальной литературной формой.

Отличительной чертой культуры является усиление демократических

тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на

массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую

музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые

представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический

жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со

стихотворными ариями.

Период Сун является яркой страницей в истории китайской

живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные

перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется,

в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода

вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных

картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает

многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.

В тесном соприкосновении с живописью развивалось и

прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые

ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших

мастеров живописи.

Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих

керамистов Китая. При определённых успехах в области производства

фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.

Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и

лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и

серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.

Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются

высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия,

изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве

вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу,

где их очень высоко ценили.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН

Победа над иноземными захватчиками и установление власти

династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,

что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также

в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на

севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой

Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.

Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также

садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему

основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном

зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным

использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и

цвета.

Китайская монументальная скульптура в минский период,

несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже

в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются

жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных

приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры

животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким

мастерством и глубиной проникновения в образы.

Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.

Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была

афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям

Конфуция.

В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,

китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов

и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой

театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с

совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.

Искусство минского периода стремилось прежде всего к

сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот

период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное

место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной

живописи и живописи «Цветов и птиц».

Значительное место в художественной культуре Китая занимали

различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных

его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на

первое место в мире.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает

техника перегородчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные

рельефные композиции из красного резного лака. Можно было увидеть

вышитые картины, выполненные цветной гладью.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИН

Архитектура цинского периода приобретает свои характерные

черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного

убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с

дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей

отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это

и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.

Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –

XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных

резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм

которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В

оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и

фарфор и металл.

Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением

к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в

скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой

кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей

– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.

В цинский период в классической прозе и поэзии появляются

довольно видные мастера. В области повествовательной литературы

выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы

сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались

большой популярностью изречения китайских писателей цзацзуань.

Театральное искусство в цинский период претерпевает

значительные изменения. Во второй половине XVII веке новая

маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие

театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную

технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя

координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины

XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты

национального театра классической драмы.

В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает

копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные

панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в

живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,

знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.

Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной

живописи.

Особое место в культуре Китая цинского периода занимает

декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых

успехов в производстве художественного фарфора, который украшается

росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения

дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и

художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и

эмали.

Китайские народные мастера создавали самые разнообразные

изделия прикладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности

работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового

кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская культура всех времён развивалась в условиях

различных противоречий внутри страны, установления господства и

закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких

условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют

проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов,

возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются

градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются

сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения

изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;

образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная

драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных

изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и

художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди

подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные

достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,

книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,

расширении внешних сношений.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие

культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные

территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии.

Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.

Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой

культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная

ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях

китайского народа.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

АВДИЕВ В. И.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» -

МОСКВА, 1953 г.

ВАСИЛЬЕВ Л. С.

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» -

МОСКВА, 1983 г.

ГОГОЛЕВ К. Н..

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»-

МОСКВА,1997 г.

ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» -

КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -

СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В.

«ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕ-

ТА РАБОВЛАДЕНИЯ»

МОСКВА, 1982 г.

Страницы: 1, 2, 3