Основные достижения культуры Древнего Китая
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,
что это учение базировалось на слегка изменённых древних
традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым
тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали
его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный
традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и
налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были
справедливее, и правители мудрее...
ЛЕГИЗМ
В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в
Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,
конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.
Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления
страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники
конфуцианцев – легисты.
Учение законников - легистов резко отличалось от
конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат
писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на
палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,
законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а
осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,
опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В
учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм
был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в
откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере
деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах
чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или
отношение к Небу было основным в противостоянии легизма
конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на
высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего
ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший
абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство
ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый
вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной
деспотии.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми
и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках
централизованный контроль над частным собственником, что имело
огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой
борьбе за объединение Китая.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным
делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство
имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили
рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,
министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а
народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным
образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:
введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации
и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было
управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать
с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было
сделано.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось
поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,
предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в
силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и
мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие
позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и
идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее
выражение в культе неизменной формы.
КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи
Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление
государством, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и
ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ
«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по
рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то
есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в
исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов
действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими
традициями. Даже если он со временем становится даосом или
буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,
но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,
часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к
культу предков, к соблюдению церемониала и т.д. Система образования
в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков
конфуцианства.
КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР ЖИЗНИ КИТАЯ
Централизованное государство, существовавшее за счёт ренты –
налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного
землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило
допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны
и расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в
этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об
ответственности императоров и их чиновников за дурное управление.
Кризис преодолевался, но восстание, которое его сопровождало,
уничтожало всё, что было достигнуто частным сектором. После кризиса
центральная власть в лице нового императора и его окружения
становилась сильней, а часть частного сектора начинала всё сначала.
Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны
с Небом, и - от имени Неба – с различными племенами и народами,
населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в
иньско - чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба»,
управляющего Поднебесной от имени великого Неба.
Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,
и административной системой, и верховным регулятором экономических и
социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни,
принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской
цивилизации.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В
этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений
мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило
в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер
населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая –
незаменимым.
ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ
Большое распространение имела в древнем Китае и другая
философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от
конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.
Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная
религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше
2000 лет.
Даосизм в Китае занимал скромное место в системе
официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев
никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных
ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная
администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть
эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и
буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных
народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И
хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не
становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса
постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение
бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно
преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках
даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи,
сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем
накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они
сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.
Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру
буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой
философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и
кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае,
причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо
переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными
историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская
метафизическая философия сыграла свою роль в становлении
средневековой китайской натурфилософии.
С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том
числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной
мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но
специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с
его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и
религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в
стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё
место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая
сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.
НЕОКОНФУЦИАНСТВО
В истории и культуре средневекового Китая огромную роль
играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства,
получившая название неоконфуцианство. В новых условиях
централизованной империи Сун, для решения задач усиления
административно - бюрократического начала необходимо было «обновить»
конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать
прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать
принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы
противопоставить буддизму и даосизму.
Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте
крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и
(1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого
заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира
беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь
космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –
космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимодействия
этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий,
пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них –
множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения
Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым
ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 –
1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов
неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер
и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,
конфуцианского учения.
Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более
религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и
вообще, средневековая китайская философия характеризовалась
религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов
различных сторон их учений была создана основа для разработки
логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг
одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого
заключался в том, что сущность знания – в постижении вещей.
С приходом к власти китайской династии Мин императоры не
выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве
единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство
было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении
Пути Неба.
Развитие общественного сознания китайцев в минский период
привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые
признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом
начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у
Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала
не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность
персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина
является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого
человека даёт право на достижение мудрости.
Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и
писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на
индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути.
Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское
сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко
расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции
человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные
человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм
не имеет смысла.
Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм
этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная
система религиозных представлений, был сформирован гигантский и
постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,
патронов – покровителей и т.п.
СЕКСТАНСТВО
Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление
человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат
с верой в высшую предопределённость такого развития событий,
всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,
культурными и прочими особенностями региона или страны в целом.
Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные
секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и
организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались
к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно
широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным
целям и ценностям вероучения.
ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)
В течение всей истории китайской культуры каждая из
существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,
Страницы: 1, 2, 3
|