скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные достижения культуры Древнего Китая скачать рефераты

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,

что это учение базировалось на слегка изменённых древних

традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым

тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали

его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный

традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и

налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были

справедливее, и правители мудрее...

ЛЕГИЗМ

В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в

Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,

конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.

Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления

страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники

конфуцианцев – легисты.

Учение законников - легистов резко отличалось от

конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат

писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на

палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,

законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а

осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,

опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В

учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм

был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в

откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере

деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах

чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или

отношение к Небу было основным в противостоянии легизма

конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на

высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего

ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший

абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство

ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый

вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной

деспотии.

Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми

и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках

централизованный контроль над частным собственником, что имело

огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой

борьбе за объединение Китая.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным

делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство

имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили

рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,

министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а

народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным

образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:

введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации

и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было

управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать

с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было

сделано.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось

поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории

Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,

предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в

силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и

мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие

позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и

идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее

выражение в культе неизменной формы.

КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи

Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление

государством, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и

ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ

«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по

рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то

есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в

исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов

действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими

традициями. Даже если он со временем становится даосом или

буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,

но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,

часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к

культу предков, к соблюдению церемониала и т.д. Система образования

в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков

конфуцианства.

КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР ЖИЗНИ КИТАЯ

Централизованное государство, существовавшее за счёт ренты –

налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного

землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило

допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны

и расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в

этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об

ответственности императоров и их чиновников за дурное управление.

Кризис преодолевался, но восстание, которое его сопровождало,

уничтожало всё, что было достигнуто частным сектором. После кризиса

центральная власть в лице нового императора и его окружения

становилась сильней, а часть частного сектора начинала всё сначала.

Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны

с Небом, и - от имени Неба – с различными племенами и народами,

населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в

иньско - чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба»,

управляющего Поднебесной от имени великого Неба.

Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,

и административной системой, и верховным регулятором экономических и

социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни,

принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской

цивилизации.

В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало

умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,

поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В

этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений

мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило

в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер

населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая –

незаменимым.

ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ

Большое распространение имела в древнем Китае и другая

философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от

конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.

Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная

религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше

2000 лет.

Даосизм в Китае занимал скромное место в системе

официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев

никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных

ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная

администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть

эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и

буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных

народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И

хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не

становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса

постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение

бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно

преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках

даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи,

сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем

накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они

сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру

буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой

философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и

кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае,

причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо

переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными

историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская

метафизическая философия сыграла свою роль в становлении

средневековой китайской натурфилософии.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том

числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной

мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но

специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с

его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и

религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в

стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё

место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая

сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

В истории и культуре средневекового Китая огромную роль

играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства,

получившая название неоконфуцианство. В новых условиях

централизованной империи Сун, для решения задач усиления

административно - бюрократического начала необходимо было «обновить»

конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать

прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать

принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы

противопоставить буддизму и даосизму.

Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте

крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и

(1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого

заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира

беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь

космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –

космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимодействия

этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий,

пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них –

множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения

Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым

ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 –

1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов

неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер

и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,

конфуцианского учения.

Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более

религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и

вообще, средневековая китайская философия характеризовалась

религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов

различных сторон их учений была создана основа для разработки

логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг

одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого

заключался в том, что сущность знания – в постижении вещей.

С приходом к власти китайской династии Мин императоры не

выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве

единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство

было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении

Пути Неба.

Развитие общественного сознания китайцев в минский период

привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые

признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом

начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у

Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала

не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность

персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина

является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого

человека даёт право на достижение мудрости.

Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и

писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на

индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути.

Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское

сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко

расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции

человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные

человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм

не имеет смысла.

Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм

этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная

система религиозных представлений, был сформирован гигантский и

постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,

патронов – покровителей и т.п.

СЕКСТАНСТВО

Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление

человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат

с верой в высшую предопределённость такого развития событий,

всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,

культурными и прочими особенностями региона или страны в целом.

Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные

секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и

организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались

к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно

широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным

целям и ценностям вероучения.

ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)

В течение всей истории китайской культуры каждая из

существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,

Страницы: 1, 2, 3