скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные черты и значение Серебряного века для культуры России скачать рефераты

Основные черты и значение Серебряного века для культуры России

Основные черты и значение «Серебрянного века» для культуры россии.

Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном

наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не

только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных

писателей, художников, композиторов. Это был период обновления

разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления,

«всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.

Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов

даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со

стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в

передвижничестве.

В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило

распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как

отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу

индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной

позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от

сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким

образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней

общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных

направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были

присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» (фр. тое1егпе – современный) включало многие явления

литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по

сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого

времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются

«рамки» реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения

личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства

становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического

реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением

действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое

распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение

нового сценического реализ-ма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в

культурной жизни страны.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в

художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по

времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-

культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях

объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному

облику, дальнейшей судьбе в литературе

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к

известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре.

В годы реакции усиливаются различные модернистские искания,

распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии.

«Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства

был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели,

подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели

свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в

культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и

общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демокра

тическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно

проявилась в романе Арцыбашева «Санин» (1907), который пользовался большой

популярностью как самый «модный» роман. Его герой издевался над теми, кто

«готов пожертвовать жизнью ради конституции». С ним был солидарен А.

Каменский, заявивший, что «всякий общественный подвиг утратил

привлекательность и красоту». Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому,

открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов,

гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

СИМВОЛИЗМ

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и

ХХ вв.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества

писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал

символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на

христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и

эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый

увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы»

(1904 – 1909).«Для нас, представителей символизма, как стройного

миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение

идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм

общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного

героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда

подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам» .

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической

литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на

Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей,

он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-

демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского,

Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать «своими»

Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым «испуганным соглядатаем жизни»,

Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал

«предчувствием символа символов – Вечной Жен-ственности» в.

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и

реализма. «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, –

рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной

его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей

впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'.

Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть

постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и

называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые

помогают человеку выйти к свободе'.

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако,

наиболее характерна поэзия.

Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924).

Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его

отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не

сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он

приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но

полагал, что они несут лишь стихию разрушения:

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать – я буду с вами! строить – нет!

(1905)

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному

осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко

ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым

культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую

революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-

реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в

известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление

в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей

продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого

человека, важные проблемы общественной жизни.

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в

творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953).

Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910)

и «Суходол» (1911).

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-

политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.–

это группа «старших» символистов, которые явились зачинателями направления.

В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов – А. Белый, С.

Соловьев, Вяч. Иванов,'А. Блок и др.

В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия

Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной

Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства –

«...создание вселенского духовного организма», что художественное

произведение это – изображение предмета и явления «в свете будущего мира»,

с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом

заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение вершин символизма как

искусства с мистикой».

Признание, что существуют «миры иные», что искусство должно стремиться их

выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три

принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского «О причинах

упадка и новых течениях современной русской литературы». Это –

«...мистическое содержание, символы и расширение художественной

впечатлительности».

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты

утверждают, что действительность, реальность – это создание художника:

Моя мечта – и все пространства,

И все чреды,

Весь мир – одно мое убранство,

Мои следы

(Ф. Сологуб)

«Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой», – призывает К. Бальмонт.

Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным.

Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч.

Иванова «Средь гор глухих»:

И думал я: «О гений! Как сей рог,

Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах

Будить иную песнь. Блажен, кто слышит».

.А из-за гор звучал ответный глас:

«Природа – символ, как сей рог. Она

Звучит для отзвука. И отзвук – бог.

Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук»'.

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры,

абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова, «И

светлых глаз темна мятежность» у Вяч. Иванова, «сухие пустыни по-зора» у А.

Белого и у него же: «День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до

заката». Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус

«Швея».

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать

За ним другое, – то, что скрыто '.

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая

выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тонко-звонкого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила,

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла.

Белей, лилей, алее дала

Бела была ты и ала... '

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве

символистов.

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии

предсказанного им «грядущего хама». Взволнованно, с острым желанием понять

подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. «В недрах самого

символизма,– писал В. Брюсов в статье «Смысл современной поэзии»,–

возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший

организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком

проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть

сколько-нибудь значительным».

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в

модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной

интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как

выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм закончил

свой круг развития и теперь падает». На смену ему пришел акмеизл~ (от

греч. «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками

акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 –

1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам,

М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др.

АКМЕИЗМ

Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ

реального земного бытия, «му-жественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но

вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую

функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В

эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а

теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди

акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок

этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А. А.

Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич).

В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное

направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает

высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как называли себя

его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С.

Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали

также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др.

Акмеисты считали себя наследниками «достойного отца» – символизма,

который, по выражению Н. Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь

падает». Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя

адамистами), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его

провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во

имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе

«Наследие символизма и акмеизм», – так же странно, как узнику ломать стену,

когда перед ним – открытая дверь».

Это же утверждает и С. Городецкий: «После всех «неприятий» мир

бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий».

Современный человек почувствовал себя зверем, «лишенным и когтей и шерсти»

(М. Зенкевич «Дикая порфира»), Адамом, который «...огляделся тем же ясным,

Страницы: 1, 2